СКУЛЬПТУРЫ ПЕТРА ШЕЛА в МУЗЕЕ «БУРГАНОВ-ЦЕНТР»

22 октября 2013

RudSchel-S1В Москве (Россия), в музее классического и современного искусства «Бурганов-центр» (Большой Афанасьевский переулок, дом 15) открылась выставка произведений скульптора Петра Шела.

Пётр Шел родился в 1972 году городе Ческе Будейовице (в то время Чехословакия). Его отношение к изобразительному искусству начало формироваться ещё в детстве: его родители принимали и принимают активное участие в событиях культурной жизни. С ранних лет он посещал изобразительные кружки, мастерские художников – друзей семьи и выставки, много читал, пользуясь богатой семейной библиотекой. После окончания средней RudSchel-S9педагогической школы в городе Прахатице по специальности «художественное воспитание» он поступил в только что открывшуюся школу прикладного искусства в Чешском Крумлове, где учился по специальности «реставрация камня» у профессора, академического скульптора Станислава Задражила. Окончив школу, он начинал работать ассистентом в мастерской скульптора Мирослава Парала из Чешского Крумлова.

С 1997 года Шел, став «свободным художником», занимается скульптурой. Его первая мастерская располагалась под открытым небом в саду сельского домика в деревне Зверетице в южной Чехии. Здесь он создал свои первые скульптурные работы. Следует подчеркнуть, что скульптуры обжигаются при температуре 1280°C, а их поверхность особым способом металлизируется. Для своей первой выставки скульптур в 1997 году он приспособил первый этаж и двор дома на улице Панска в Чешских Будейовицах. Так возникла «Галерея в Панской», существующая до сих пор. В настоящее время здесь проходят выставки разных авторов, вызывающие большой интерес у публики. В галерее выставлялись, например, произведения Франтишека Дртикола, Владимира Прецлика, Богуслава Рейнека, Франтишека Тихого, Олдржиха Кулганека и др. На сегодняшний день в галерее состоялось уже 115 персональных выставок.

RudSchel-S2RudSchel-S3

В 2002 году Пётр Шел вместе с художником Мирославом Конрадом отправляется по приглашению на юг Франции. Там, в городе Ле-Канне, состоялась их выставка, на которой побывала семья Майоль. По её приглашению Пётр Шел посетил расположенный поблизости город Баньюль сюр Мер. В 2003 году, по случаю своей выставки в Нанте, скульптор снова вернулся в этот город, где познакомился, в частности, с потомками художника Анри Матисса. Теперь при поездках во Францию скульптор часто возвращается в этот город в предгорьях Пиренеев.

RudSchel-S4RudSchel-S6RudSchel-S7

Переломной в творческой карьере Петра Шела стала выставка 130 художников под названием «Встреча скульпторов с востока и запада», организованная фондом «Espace Bourdelle» в 2005 году в Монтобане, где скульптор получил Гран-при. После этого он стал получать многочисленные предложения выставок и стажировок. Он несколько раз выставлялся на рю де Сенн в Париже, в Онфлёр, Дакс, Мон-де-Марсан и других французских городах. Он создал мраморные скульптуры в городах Сент-Мер-Эглиз и Серизи-ла-Форе. Его выставки проходили также в Италии, Германии и Австрии.

Итак, Пётр Шел создаёт свои скульптуры в технике каменно-керамического шамота. Вот как он сам говорит об этом: «Если задуматься, то с точки зрения технологии возникновение каждой обожжённой керамической скульптуры – это, собственно говоря, маленькое чудо. Меня почти удивляет факт, что эта технология известна еще со времен Месопотамии, но, с другой стороны, вообще не удивляет, например, то, что когда воевали между собой два японских города, то первым делом за городские стены выносили глиняные изделия, чтобы они не разбились. Мои скульптуры созданы из каменно-керамического шамота. Это материал, который, благодаря обжигу при высоких температурах (1280 °C), сплавляется в чрезвычайно твердые, почти как камень, куски. Однако обжиг – это последняя стадия процесса, а вас, должно быть интересует, как я вообще делаю свои полые скульптуры. В отличие от классической скульптурной техники, где лишний материал отсекается, мои скульптуры моделируются по абсолютно противоположному принципу. В начале у меня есть ясное и, насколько это возможно, созревшее представление о том, что и как я хочу сделать.

RudSchel-S8

В работе я вообще не пользуюсь гипсовыми формами, внутренними конструкциями и вспомогательными материалами, как при обычной скульптурной технике; в моем распоряжении лишь подготовленная глина, деревянная поверхность и две руки. Если я и делаю какие-то предварительные рисунки, то, поверьте, готовую скульптуру вы на них не найдете. Каждая глина обладает собственной внутренней волей, и вам сначала нужно её полностью «одурачить», чтобы ей можно было внушить новую форму. Каждый день работы над скульптурой – это где-то пятнадцать сантиметров новой формы. Я держу в руках силу этих кусочков глины и строю, почти как ласточка строит свое гнездо. Здесь важен каждый керамический кусочек, ведь достаточно малейшего воздушного пузырька в одном из них, чтобы вся ваша работа с этого момента пошла насмарку, потому что при обжиге в печи ваша скульптура превратится в опыт со взрывом. Необходимо осознать, что вы строите из глины в высоту и в ширину на фундаменте, формирующемся по мере того, как высыхает глина, положенная вами в предшествующий день. В этом заключается существенная трудность, поскольку вы не можете вернуться назад и что-то подкорректировать. Куски глины должны сохнуть равномерно, в зависимости от размера скульптуры. Если они высохнут слишком быстро, форма треснет. Готовая скульптура остается в мастерской ещё дня три, пока не высохнет окончательно. Как правило, после моделирования скульптуры ещё необходимо создать структуры и довести до совершенства формы с помощью шлифовки. Этот этап работы также надо растянуть, по мере высыхания работы, на несколько дней, чтобы структура была равномерной по всей поверхности. Наиболее уязвима скульптура при перемещении её в печь. Высохшая глина легко может треснуть от малейшего удара. Процесс обжига, включая остывание, продолжается шесть дней. Завершающая обработка проходит под знаком цветового оформления скульптуры. Мне больше всего подходит работа с патиной после обжига, потому что так у меня всё под контролем. Мне бы не хотелось подробно описывать, как я добиваюсь металлизации скульптур, поскольку это один из тех секретов мастерства, которые хранит каждый автор. Однако я могу открыть тайну, что благодаря современным технологиям можно достичь неизменности внешнего вида произведения даже в агрессивной среде. Если бы такие технологии были известны во времена готики, сегодня мы удивлялись бы необыкновенной красочности каменных скульптур.

Но почему я выбрал именно этот способ создания скульптур, хотя первоначально я выучился на скульптора по камню?! Мне нравится аутентичность творческого проявления. Я создаю результат. В скульптуре сохраняется каждое прикосновение руки и вложенная в неё энергия».

Каждая из скульптур Петра Шела существует лишь в единственном экземпляре. Произведения мастера находятся во многих частных коллекций и в фондах музеев современного искусства по всему миру.

Выставка Петра Шела в «Бурганов-центре» продлится до 12 ноября 2013 года.

WRN

Метки: , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930