МИХАИЛ ЛЕНИН: «ПРОСЯТЪ НЕ СМѣШИВАТЬ»

31 марта 2024

LeninAkter

Однажды в кабинет к К.С. Станиславскому (Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия – Алексеев; 5 [17] января 1863 г., Москва, Российская империя – 7 августа 1938 г., Москва, СССР – русский и советский театральный режиссёр, актёр, педагог, теоретик, реформатор театра; первый народный артист СССР (1936 г.), кавалер ордена Ленина (1937 г.), почётный член АН СССР (1925 г.); создатель знаменитой актёрской системы, которая уже более ста лет имеет огромную популярность в России и мире) прибежал посыльный и c порога закричал: «Константин Сергеевич, несчастье-то какое: Ленин умер!». «А-ах, Михаил Францевич!», – вскинул руки Станиславский. «Нет-нет, – успокоил его нарочный, – Владимир Ильич!». «Тьфу-тьфу-тьфу», – застучал по дереву Станиславский. Может, он ещё что-то добавил, – мы этого не знаем. Кто-то точно таким же образом ошарашил приму Малого театра Александру Александровну Яблочкину. Бедная женщина заломила руки и в безысходном горе запричитала: «Боже мой! Михаил Францевич!». Простирая перст вверх, ей с трудом и не сразу втолковали, что умер «ТОТ», а не «наш». «Ну, слава Богу!», – почти умиротворенно вздохнула Яблочкина. Как большинство своих коллег, она свято верила, что жизнь коротка, искусство вечно, а всякое начальство – от Бога. И лет 30 с гордостью говорила: «Мы, актёры ордена Ленина Его Императорского Величества Малого театра СССР».

А вот псевдоним Ленин ни раз играл с актёром злую шутку, так как совпадал с псевдонимом вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина. Сначала в 1905 году Михаилу Францевичу пришлось обратиться со страниц газеты «Московские ведомости» к публике с настоятельной просьбой: «Я, артист Императорского Малого театра Михаил Ленин, прошу не путать меня с этим политическим авантюристом Владимиром Лениным». В связи с Февральской революцией и продолжающимися социальными волнениями в стране ему опять пришлось объясняться. В апрельском номере от 1917 года театрально-художественного журнала «Рампа и жизнь» на первой обложке была напечатана фотография актёра с надписью: «Просят не смешивать». Смело, но опасно – запросто могли к стенке поставить.

LeninAkter1МИХАИЛ ФРАНЦЕВИЧ ЛЕНИН родился 21 февраля (4 марта) 1880 года в Киеве Российской империи. Умер 9 января 1951-го в Москве, СССР. Настоящая фамилия его – Игнатович (Игнатюк). Мать, Евдокия Михайловна, – украинка, отец, Франц Григорьевич, – поляк (его фамилия была Игнатович, но при зачислении на военную службу случайно написали «Игнатюк»). М.Ф. Ленин до конца жизни любил Украину трогательной и нежной любовью. Как и у большинства будущих актёров, у юного Михаила первое же соприкосновение с театральным зрелищем рождает любовь к театру и непреодолимую тягу к нему, страстное желание быть артистом. Уже обучаясь в Киевском реальном училище, он принимает участие в ученических спектаклях и уже тогда, шестнадцати лет от роду, играет Альберта в «Скупом рыцаре» А.С. Пушкина. Киевская печать отмечает его в этом спектакле как «недурного исполнителя в роли Альберта». Фамилию Игнатюк Михаил носил до тех пор, пока не стал выступать на сцене в любительских спектаклях, а как стал «артистом», взял себе псевдоним «Михайлов». В 1899 году девятнадцатилетний Михаил Михайлов приезжает в Москву и держит экзамен в школу Императорского Малого театра. На экзамене он читал лермонтовского «Умирающего гладиатора». Педагог, артист и режиссёр Малого театра А.П. Ленский очень внимательно относился на экзаменах к поступающим в театральную школу и говорил, что вялое, неумелое чтение ещё не свидетельствует о бесталанности экзаменующегося и что тот же человек иногда совершенно преображается, когда в гриме и костюме выступает в отрывке. Ленский предложил Михайлову попробовать роль Самозванца в сцене у фонтана из «Бориса Годунова». Отрывок прошёл превосходно, и Михаил был зачислен в театральную школу. Со второго полугодия ему назначается стипендия в сумме 25 рублей в месяц. А уже со второго курса его привлекают к спектаклям Малого театра. Он участвует в «Ромео и Джульетте», в тургеневском «Завтраке у предводителя» и обращает на себя внимание как исполнитель, у которого есть вкус и чувство меры.

В 1902 году, окончив школу и вступив в труппу Малого театра, молодой актёр, по совету своего педагога А.П. Ленского, взял себе другой псевдоним – «Ленин» в честь своей первой жены, которую звали Лена (Елена Александровна преподавала в Театральном училище имени М.С. Щепкина французский язык). Хотя есть другая версия: Михаил Францевич выразил глубочайшее уважение своему наставнику, выдающемуся актёру Ленскому, слегка укоротив его фамилию. В этом нет ничего удивительного: Ленский был блистательным и очень популярным артистом, задававшим тон и моду на всю Россию. В актёрском мире каждая его поза, жест, его грим делались традицией. Словом, вполне естественно, что ученик, конечно же, хотел во многом походить на своего кумира-учителя. Так в Малом театре появился актёр Михаил Ленин. Впервые под этим псевдонимом он предстал перед зрителем в конце 1902 года в спектакле «Кориолан».

«ПРОШУ НЕ ПУТАТЬ МЕНЯ С ЭТИМ АВАНТЮРИСТОМ»

Всё бы хорошо, если бы ровно за год до этого бывшему помощнику присяжного поверенного Владимиру Ульянову, находящемуся по причине своих радикальных политических амбиций далеко от России в эмиграции, не пришла мысль подписать точно таким же псевдонимом свое письмо Г.В. Плеханову – старейшине русской социал-демократии. К несчастью ничего не подозревающего актёра Малого театра господин Ульянов из набора примерно сотни псевдонимов почему-то зациклился именно на «Ленине». В результате чего для Михаила Францевича очень скоро наступили весьма непростые времена. Потому что благодаря разрушительной деятельности большевика Ленина совершенно случайное, но крайне неприятное для известного артиста Малого театра совпадение оказалось связанным с трагедией подлинно общенационального масштаба: в России одна за другой случились революции. Во время первой из них – в 1905 году – ещё мало кому известный в России Ульянов-Ленин роль первой скрипки не играл. Однако ухитрился вызвать крайнюю неприязнь не только у российского обывателя, но даже в среде собственных единоверцев по социал-демократии. Всё общественное раздражение на Родине слепо обернулось против ни в чём не виноватого Михаила Францевича. На актёра обрушились письменные и устные укоры тех, кто путал его с Лениным-большевиком или полагал, что они родственники.

Дело дошло до того (повторю ещё раз), что бедный Михаил Францевич был вынужден обратиться со страниц «Московских ведомостей» к публике с настоятельной просьбой: «Я, артист Императорского Малого театра Михаил Ленин, прошу не путать меня с этим политическим авантюристом Владимиром Лениным».

LeninChatskyСо временем всё как-то объяснилось и успокоилось. Ильич обустроился в эмиграции, зато актёру Михаилу Ленину, наоборот, рукоплескали. Причём, даже назло вечно недовольным театральным критикам, которые по обыкновению брюзжали, что «Ленин в роли Чацкого в «Горе от ума» излишне декоративен и очень уж денди».

Однажды, в 1913 году, М.Ф. Ленину была предложена роль Макбета. Каково же было удивление всех, когда артист отказался от этой роли, заявив, что не считает себя достаточно созревшим, чтобы взяться за такую ответственную задачу. В этом шаге есть мужество, самоотвержение, скромность истинного и строгого к себе художника. Кто бы это сделал из актёров, обладавших даже меньшими способностями, чем М.Ф. Ленин? Ведь роль Макбета исключительно выгодна для исполнителя. Однако Михаил Францевич это сделал!

Очередной взрыв с псевдонимом актёра М.Ф. Ленина грянул в феврале 1917 года. Зловредный Ленин снова вынырнул в Петрограде. Подкинул по обыкновению дровишек в разгорающийся в стране социальный костёр. И в ожидании результата временно укрылся в загородном шалаше. Гневный взгляд замороченной, возбужденной публики вновь упёрся в далекого от всех этих игр Михаила Францевича. Так что редактору театрально-художественного журнала «Рампа и жизнь» в апрельском номере 1917 года пришлось снова срочно объяснить публике, что Михаил Францевич вовсе «не верблюд». Сделал журнал это в высшей степени деликатно и юридически корректно: на первой обложке была помещена фотография артиста с примечанием: «Просьба не смешивать». С кем – объяснять уже не было необходимости.

Нельзя не упомянуть ещё об одном замечательном спектакле, в котором талант М.Ф. Ленина раскрылся с новой, яркой стороны. Этот спектакль «Эдип-царь» Софокла в постановке И. Худолеева и декорациях Г. Якулова состоялся в 1920 году в театре бывшего Корша (куда Ленин ушёл на короткое время), где он великолепно играл Эдипа. Декорации были конструктивистского характера, спектакль шёл без занавеса, но Ленин, несмотря на все «новшества» оставался верен реализму и создал образ живого человека. Голос М.Ф. Ленина особенно был глубок, силен и красив в этой роли. Михаил Францевич был настолько полон этой ролью, что и позже, в поездках, в очень тяжёлых условиях, под открытым небом, ставил эту трагедию Софокла, с успехом играя в ней фиванского царя Эдипа.

Но вскоре М.Ф. Ленин снова вернулся в свой родной дом – в Малый театр. Он возвратился в Малый театр, потому что был плоть от плоти именно Малого театра с его особенным, свойственным только ему тоном. «Тон Малого театра»! Эта святая традиция бережно хранится; старшие поколения актёров передают её молодым, как знамя, как символ силы «Дома Щепкина». Что же это за «тон»? И в одном ли «тоне» только сила? Конечно, нет. «Тон» – только выражение особой школы, школы создания многогранных сценических образов, школы «глубинной вспашки» роли. Истинный актёр Малого театра будет всегда отличен в другом театре своей манерой игры и своим «тоном». «Тон» этот – высокий, окрылённый, отчётливо слышный, ясный и звонкий, чёткий; он очень труден для многих актеров других школ. Малейший срыв в нём губит всё важно, чтобы этот «тон» умело подхватывался партнёрами, создавая музыку речи и ансамбль спектакля. В «тоне» Малого театра заложена истина театра, ибо сцена не терпит тусклой, хриплой, слабой, нечленораздельной речи, вялости тона и излишнего опрощения. «Тон» Малого театра – подлинная, реалистическая его простота.

Если бы Михаил Францевич Ленин не обладал «тоном Малого театра», не прошёл бы трудной школы овладения этим «тоном», вряд ли удалось бы ему так безукоризненно, так художественно воплотить образ царя Эдипа. Для этой роли нужна высокая техника речи, дыхание, техника движений и огненный темперамент, каким обладал Ленин в созвучных его таланту героических ролях. В царе Эдипе Ленин показал всю широту своих артистических возможностей. Когда ослеплённый царь Эдип – Ленин кричал от боли, этот крик не был только проявлением физической боли – он передавал всю трагедию царя Эдипа, передавал его обречённость в борьбе с судьбой и его отчаяние. Игра Ленина словно переносит зрителя под небо Древней Греции, заставляет забывать о театре, она была полным воплощением классической трагедии и потрясала высоким реализмом.

«ОСТАВЬТЕ ЭТОГО ДУРАЧКА В ПОКОЕ»

Придя к власти после Октябрьского переворота, большевики и зоркие товарищи из ЧК, конечно же, не оставили бы в покое «Контру, посмевшую поднять хвост на вождя мирового пролетариата». Но, к счастью, что-то не сработало. По поводу, что именно, существует много версий. Например, сказочная, со счастливым кремлёвским концом: доложили-де изнемогающему от государственных дел Ильичу, а тот отмахнулся: «Оставьте этого дурачка в покое».

И при всём при этом Михаила Францевича интересовало не только искусство, его интересовала и жизнь, весь широкий спектр человеческих достижений и успехов, наука, изобретения, правда жизни, её борьба. Он живо проникал во все явления, восхищаясь человеческим гением и поклоняясь ему. Он хорошо знал и любил историю. И считал необходимым для актёра знать не только исторические события, но причины их возникновения. Несмотря ни на что, М.Ф. Ленин одним из первых деятелей театрального мира всё-таки, наверняка, по-своему понял значение и величие Великой Октябрьской социалистической революции; об этом свидетельствует приводимое ниже письмо Н.А. Семашко (Николай Александрович Семашко родился 8 [20] сентября 1874 г. селе Ливенское Елецкого уезда Орловской губернии, Российской империи, скончался 18 мая 1949 г., в Москве, СССР) – советский партийный и государственный деятель, врач, один из организаторов системы здравоохранения в СССР; академик АМН СССР и АПН РСФСР), опубликованное на страницах газеты «Вечерняя Москва» 21 февраля 1928 года, в котором знаменитый врач и театрал Н.А. Семашко поздравлял М.Ф. Ленина с двадцатипятилетним служением Малому театру (а всего М.Ф. Ленин проработал на его сцене пятьдесят лет):

«Дорогой Михаил Францевич, обстоятельства помешали мне принять участие в чествовании Вашей двадцатипятилетней службы искусству. Если бы я был на юбилее, я бы попросил Вас среди других Ваших знаков отличия и доверия показать хранящийся в Вашем кармане скромный красный билет, датированный октябрем-ноябрем 1917 года. Этот билет, дававший Вам в октябрьские дни право на вход в Московский Совет и другие советские учреждения, знаменовал собой величайшее доверие к Вам молодой Советской власти. Вы были одним из первых, которые протянули рабочим и крестьянам руку помощи, были старым гренадером-офицером, который одним из первых среди интеллигенции угадал значение величайшего Октябрьского переворота. Я бы попросил Вас рассказать, как на первом съезде актёров (помнится, в 1918 г.) Вы защищали Ваш производственный принцип организации профессионального движения и не побоялись утверждать это громко, открыто и честно, несмотря на то, что некоторые из Ваших артистических друзей демонстративно хлопнули дверью по Вашему адресу, а другие не стеснялись поносить Вас как большевика. Истина и революция победили, Михаил Францевич. Теперь подавляющее, надеюсь, большинство артистов согласны, что правы были Вы в поддержке Советской власти, а не они в борьбе против нас. Но здоровый глаз не у того, кто видит при ярком полуденном солнце, а у того, кто далеко рассматривает в предрассветном тумане. Ваш зоркий общественный взгляд я и хотел отметить, если не в речи на юбилее, то хоть в печатных строках в газете. Ваш Н. Семашко».

ЖЕРТВЫ «КРАСНОГО ГАЗА»

В конце 1924 года, когда забальзамированный по решению ЦК «оригинал» уже прочно занял свою последнюю должность в Мавзолее, фамилия его «псевдодвойника» появилась в титрах фильма «Красный газ». Это первобытная, полукустарная лента, «отлуженная» в недрах провинциального «Сибгоскино» старым аппаратом, который чинили в кузнице, сегодня совершенно забыта. А в середине 1920-х годов ХХ века публика в Москве на неё валом валила. Сюжет был незатейлив, но динамичен. В глубоком колчаковском тылу беспрестанно осыпаемые большевистскими листовками трудящиеся массы поднимаются на борьбу и громят карателей.

ЛенинМихаилФранцевич(н.ф.Игнатюк)рус.актер1915Профессиональный театральный режиссёр Иван Григорьевич Калабухов привлёк к съёмкам актёров из гастролировавшей по Сибири труппы Алексея Попова (будущего классика советской сцены, создателя Центрального театра Советской армии). А главное – пригласил из Москвы М.Ф. Ленина, который оказался поразительно похож (только разве что был чуть выше ростом) и превосходно сыграл… адмирала Колчака. Кстати, Михаила Ленина называли актёром с потрясающей сценической внешностью (высокий, гибкая фигура), обладающего звучным голосом, выразительным, богатым мимикой лицом.

В середине 1930-х годов, когда фильм «Красный газ», в котором портреты Ильича почти в каждом кадре вредительски соседствовали с портретами Льва Троцкого, смыли, тучи над начисто лишённым исторического авантюризма Михаилом Лениным опять-таки начали сгущаться. Тем более что к 1937 году подавляющее большинство значимых участников съёмочной группы – начиная от сценариста Зазубрина и кончая актёром Далевичем – были расстреляны.

Что же в таком случае ждало бедного Михаила Ленина, столь невероятно смахивавшего на Колчака? В лучшем случае, судьба режиссёра Калабухова, которого 9 марта 1938 года арестовали и без всяких объяснений отправили в лагерь строгого режима на Северном Урале. Только 10 лет спустя, уже на выходе, чудом выживший Иван Григорьевич всё же решился спросить у писаря, выдававшего справку об освобождении: «За что?». «За сбор сведений для японской разведки в области сталелитейной и чугунолитейной промышленности», – по-военному чётко ответил писарь.

К счастью, судьба к Михаилу Францевичу относилась вполне благодушно. Правда, ему так и не пожаловали звания народного артиста СССР и ордена Ленина не давали, ссылаясь при этом на самого И.В. Сталина, который якобы сказал: «Не могу я Ленину давать орден Ленина, а тем более признавать в нём народного артиста СССР. Народ такое не поймёт!».

К концу жизни Михаил Францевич звание «Заслуженный артист РСФСР» все-таки получил. И орден Ленина (с профилем «однофамильца») в 1949 году к его пиджаку прикрепили, да ещё и наградили орденом Трудового Красного Знамении медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». А в 1951 году, когда он умер в должности директора Малого театра, его похоронили на почётном месте, на престижном Новодевичьем кладбище в Москве.

Итак, на сцене Малого театра М.Ф. Ленин служил с очень короткими перерывами почти полвека, до конца своих дней. Он умер в 1951-м, на семьдесят первом году жизни. На протяжении всего этого времени он был одним из ведущих артистов. М.Ф. Ленин с первых шагов на сцене Малого театра проявлял себя наследником лучших традиций Щепкина, Ермоловой, Станиславского, Ленского и быстро завоевал уважение и положение. К каждой роли, какова она ни была, он подходил вдумчиво и серьёзно. Для него не было второстепенных ролей, он, как истинный художник, старался сделать что-то интересное даже в бесцветных ролях. Он умел проникать в социальную сущность создаваемого образа. Например, в «Старом Гейдельберге» он, тогда ещё совсем молодой актёр, играл принца так, что зритель в самом деле видел перед собой аристократа. И всё это потому, что у Михаила Францевича была страсть к знаниям, к глубокому изучению материалов вокруг той роли, над которой он работал. Он всегда стремился в каждой роли отыскать что-то новое, может быть, незамеченное другими и недонесённое до зрителя. Само познание материалов для роли доставляло ему наслаждение, тогда как для большинства актёров это было лишь подсобным процессом.

Летние поездки артистов Малого театра давали возможность молодым актёрам попробовать свои силы в самых разнообразных и крупных ролях, и М.Ф. Ленин во время этих поездок много играет: Незнамова в «Без вины виноватые» Островского, Астрова в «Дяде Ване» Чехова, князя Мышкина в «Идиоте» Достоевского, Ромашова в «Поединке» Куприна, в пьесах Сумбатова и других драматургов того времени. Умением тонко создавать психологический рисунок роли Левборга в пьесе Ибсена «Гедда Габлер» он восхитил и изумил всех зрителей и критиков.

Михаил Францевич стремился быть всегда в гуще событий советской жизни. Во время поездок и гастролей театра он осматривал те места, которые посетил до революции, и бывал радостно взволнован, видя, как растут города, казавшиеся до революции застоявшимся болотом. М.Ф. Ленин часто выступал на страницах печати, делился впечатлениями обо всем виденном. Его занимало многое – новая жизнь, новые города, новые советские люди. Он был восхищён встречей с Валерием Чкаловым и называл его русским богатырем, человеком большой души. Он сразу подметил жизнерадостность Чкалова, его юмор, его обостренный интерес к жизни и, главное, патриотизм замечательного лётчика.

LeninBorGodunvМ.Ф. Ленин был прекрасным исполнителем героических ролей, например Бориса Годунова. Создание образа Бориса – очень большая удача М.Ф. Ленина. Борис Годунов в его исполнении – мудрый правитель, но его не любят бояре, у него нет поддержки народа, он трагически одинок и, действуя один против всех, приходит к трагическому концу. М.Ф. Ленин сумел передать всю гамму страданий сильного, умного, непонятого человека. Пушкинский стих, великолепно звучавший в исполнении Ленина, прекрасно передавал внутренний мир Бориса Годунова, широко раскрывал трагедию человеческой души и заставлял зрителя с волнением следить за каждым шагом Бориса Годунова – Ленина и верить ему. М.Ф. Ленин был влюблен в Пушкина, являлся страстным поклонником великого русского поэта, великолепно знал его творчество и его эпоху. Говорят, рассказывал о поэте так, как будто жил рядом с ним и был его другом. Михаил Францевич знал наизусть огромное количество стихотворений А.С. Пушкина, постоянно читал их в концертах. Он жил Пушкиным, погружаясь в эпоху великого поэта, осязая её, как свое время. Драмы Пушкина он считал верхом совершенства.

LeninGrafShemetПосле спектакля «Медвежья свадьба» А.В. Луначарский (Анатолий Васильевич Луначарский (11 (23) ноября 1875 г., Полтава, Российская империя – 26 декабря 1933 г., Ментона, Франция) – российский революционер и советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед; первый нарком просвещения РСФСР; академик АН СССР), придя за кулисы, сказал М.Ф. Ленину: «Вы явились вдохновенным воплотителем страшного и несчастного графа Шемета».

Также художественно верны были его Несчастливцев («Лес» Островского), Богдан Хмельницкий («Богдан Хмельницкий» Корнейчука), Филипп II («Дон Карлос» Шиллера), Юлий Цезарь («Юлий Цезарь» Шекспира), «Царь Эдип» («Эдип-царь» Софокла), Дон Саллюстий («Рюи Блаз» Гюго), Антонио (Венецианский купец» Шекспира), Анджело («Мера за меру» Шекспира), Чацкий («Горе от ума» Грибоедова), Кречинский («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина).

LeninXmelnitskyПри создании роли Богдана Хмельницкого в пьесе А. Корнейчука его особенно воодушевлял образ этого народного героя Украины, человека большого ума и сложного характера. В работе над ролью Михаил Францевич изучал большое количество материалов, знакомился со многими историческими источниками и забытыми порой книгами.

На торжественном юбилее своей сценической деятельности, который состоялся в октябре 1940 года, М.Ф. Ленин говорил, что он сыграл почти четыре с половиной тысячи спектаклей, более трехсот ролей. Некоторые из них им были сыграны по нескольку сот раз. Так, например, свыше трехсот раз – роль Телятева в «Бешеных деньгах» Островского, свыше двухсот пятидесяти – роль Кречинского. Очень долго, в течение тридцати лет, он играл лорда Болингброка в «Стакане воды» Скриба.

С необыкновенным проникновением были созданы М.Ф. Лениным образы русских патриотов. В спектакле 1942 года «Война и мир» по роману Л.Н. Толстого в постановке И. Судакова Ленин играл русского посла, генерала Балашова. С каким достоинством держался Балашов – Ленин перед Наполеоном, указывая французскому императору на знакомую шведам полтавскую дорогу. С какой страстью и презрением Балашов – Ленин даёт отповедь и французским генералам. Слушая Михаила Францевича, веришь ему, и это рождает веру в непоколебимость русской мощи.

В начале Великой Отечественной войны М.Ф. Ленина вместе с труппой Малого театра эвакуировали в Челябинск. Там же в апреле 1942 года под его руководством был подготовлен репертуар фронтовой бригады, которая только с 8 по 31 мая 1942 года дала 48 концертов для воздушных, танковых и зенитных частей Московского и Северо-Западного фронтов. Как истинный патриот своей Родины он пристально следил за событиями на фронте, жертвовал часть своих сбережений на оборону.

МогилаМихЛенинаПомимо значительной актёрской деятельности, М.Ф. Ленин вел большую общественную работу во Всероссийском театральном обществе; написал прекрасные записки об учителях-артистах, создавших славу Малого театра, – o Ленском, Ермоловой, Рыбакове, Правдине и об актёрах старой провинции.

У М.Ф. Ленина были сын Игорь Михайлович Ленин – заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор, доктор технических наук и дочь Алла Михайловна Ленина – артистка академического Малого театра.

Так что и с ролью в истории, и с местом в пантеоне отечественной славы у Михаила Францевича Ленина всё гораздо бесспорнее, чем у его политического тёзки по псевдониму. У того и с идейным наследием бесконечные споры. И даже с приданием земле по-человечески, по-христиански – сплошная маета.

Подписи под фотографии
Михаил Ленин в 1915 году.
Михаил Ленин в ролях Чацкого, Шемета, Бориса Годунова, Богдана Хмельницкого.
Могила М.Ф. Ленина и его сына И.М. Ленина на Новодевичьем кладбище Москвы.

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы