БАМ, КОТОРЫЙ СТРОИЛ ЕФИМ БАСИН

6 июля 2024

BasinBAM1Скоро в России состоится празднование 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали. И это обещает стать знаковым событием. В столицу БАМа Тынду прибудут специальные поезда с ветеранами стройки из Москвы, Хабаровска, Иркутска, других городов. Среди ключевых действующих лиц предстоящих мероприятий, разумеется, будет и Ефим Басин, Герой социалистического труда, в прошлом – руководитель ГлавБАМстроя, личность – поистине легендарная. И не только для строителей магистрали, но и для нашего поколения, сохранившего память о тех знаменательных событиях. Во многом именно благодаря стараниям Ефима Владимировича трудовой подвиг бамовцев не забыт и сегодня, а героям воздается должное – пусть даже с некоторым опозданием…

«Эта фраза, – сказал в недавнем интервью российским СМИ Е.В. Басин, – имеет прямое отношение и к прошлому БАМа, и к его настоящему. На наших глазах происходит, по сути, BasinPidzak1реабилитация магистрали. А ведь судьба у неё очень непростая. Сначала была героическая работа комсомольцев-добровольцев и заслуженное возвеличивание их труда, а потом – почти полное забвение, случившееся вскоре после окончания строительства БАМа. И это было обидно и несправедливо. Во времена Михаила Горбачёва вдруг заговорили, что БАМ – дорога в никуда. Мол, народные миллиарды потрачены напрасно, а рельсы скоро начнут ржаветь за ненадобностью. Представьте, каково было это слушать тем, кто в экстремальных условиях вечной мерзлоты, безлюдья, болот, горных перевалов и сибирских рек прокладывал трассу. Взгляните на карту: зона БАМа – фактически пять территорий Франции, где в недрах спрятана треть природных ресурсов России. Ну, как такая дорога могла оказаться ненужной, лишней? Конечно, это глупость, чушь. БАМ был жизненно необходим».

А дорогим ли было строительство?

Е.В. Басин комментирует: «Не так уж и много по нынешним меркам – чуть более десяти миллиардов долларов. БАМ давно себя окупил. А главное – даже трудно представить, что сегодня представляла бы без него экономика России. К сожалению, в конце восьмидесятых не всё удалось закончить. Недодали денег, пошли регулярные, как сказали бы сейчас, наезды и нападки на БАМ, стало нарушаться финансирование. Если называть вещи своими именами, то именно при Горбачёве попросту останавливали стройку».

BAM

О своём отношении к Горбачёву Ефим Владимирович отзывается так: «Да, я плохо к нему отношусь и не скрываю этого. Могу объяснить. При первом и последнем президенте СССР строители БАМа фактически оказались в заложниках. Ведь многие ребята приехали по направлениям из республик, со всех концов страны. А как иначе? Всесоюзная стройка. Молодёжь прикипела к Сибири и Дальнему Востоку, многие обзавелись семьями, родили детей, строили планы на будущее, и вдруг такой удар! Предполагалось, что, закончив работы на БАМе, мы продолжим строить АЯМ, так называемую Амуро-Якутская магистраль. Участок от Тынды до Беркакита успели ввести в эксплуатацию, благодаря чему получил развитие Нерюнгринский угольный бассейн. Кстати, именно его запасами мы фактически и расплачивались за получаемую из Японии, ФРГ и США высокопроизводительную строительную технику – мощные самосвалы, бульдозеры, экскаваторы, проходческие комплексы, которые оказались незаменимыми на БАМе. 

PolotnoKran

Планировалось продлить железную дорогу до Якутска. Это тысяча километров пути. Уверен, мы могли достроить АЯМ за три года, такие у наших коллективов были мощь, опыт, моральный подъём. Шестьдесят тысяч человек с опытом работы в суровых таёжных условиях элементарно сделали бы, решили задачу. Но нас притормозили, в итоге стройка растянулась на десять с гаком лет, дорога так и не добралась до Якутска, остановилась в Бестяхе, на противоположном, правом берегу реки Лена, которую так и не преодолели. Надо было ещё протянуть на двадцать пять километров рельсы до города, предварительно построив мощный трёхкилометровый мост. Кроме того, давно пора прокладывать дорогу на Магадан».

BasinStroika

Ну, не будем о прошлом и грустном.

Приведу некоторые факты из биографии Ефима Владимировича Басина. Родился он 3 января 1940 года в посёлке Хиславичи, Починковского района Смоленской области, РСФСР, СССР. Отец погиб на фронте, и мама осталась одна с тремя детьми. За свою жизнь она пережила много бед – революцию, гражданскую войну, эвакуацию во время Великой Отечественной войны и возвращение обратно на Смоленщину, голодные послевоенные годы. Хлеб мама всегда пекла сама.

Basin3

После окончания школы юноша поехал поступать в Киевский авиастроительный институт. Пересадка была в Гомеле, он вышел на станции и увидел объявление, что Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта (БИИЖТ) приглашает абитуриентов на факультет «Промышленное и гражданское строительство». Что-то побудило его сойти с поезда, он сдал документы и в итоге связал всю свою жизнь со строительством. И ни разу не пожалел об этом.

С 1962 по 1980 гг. прошёл путь от рядового инженера до руководителя крупных строительных организаций на стройках Севера Европейской части России и Сибири. В 1980-м окончил Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР. С 1980 по 1990 гг. руководил строительством Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в должности начальника Главного управления, заместителя министра транспортного строительства СССР. С 1990 по 1992 гг. – народный депутат РСФСР, председатель Комитета по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству Верховного Совета РФ. С 1992-го – министр строительства России, председатель Госстроя РФ. С 1999-го – первый вице-президент ОАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой». С 2007-го – генеральный директор ООО «Корпорация «Инжтрансстрой». Участвовал в восстановлении экономики Чеченской республики, в строительстве жилья и объектов социально-культурного назначения в Республике Саха (Якутия) (город Ленск), Юга России (Кубань).

KobznBasin70let5

BasinShaimiev4

Принимал самое активное участие в строительстве большого количества основных объектов Олимпийских игр в Сочи 2014 года. Стоял у истоков создания института саморегулирования в строительной сфере, став первым президентом Национального объединения строителей России (НОСТРОЙ). В настоящее время – его почётный президент.

Е.В. Басин – доктор экономических наук, действительный член Российской Академии архитектуры и строительных наук, академик Академии транспорта РФ; автор более 200 печатных работ – книг, публикаций, научных разработок.

KobznBasinTanets

Basin70let14

BasinWifeBasin1smГерой социалистического труда, лауреат Государственной премии РФ Е.В. Басин удостоен многочисленных почётных званий не только СССР и России, но и зарубежных стран, государственных и конфессиональных наград Родины, в том числе ордена «За заслуги перед Отечеством» (всех четырёх степеней), медали П.А. Столыпина первой степени, трёх орденов Русской православной церкви и многих других.

Е.В. Басин женат, имеет сына и дочь, внуков. Увлекается охотой. Любимый вид спорта – академическая гребля. Из спиртных напитков предпочитает виски и водку. Однажды он сказал: «Рождённый строить, не пить не может».

Среди фотографий, которые я здесь помещаю, снимки рабочих будней строителя Басина, а также с 70-летнего юбилея Ефима Владимировича, на который пришли его друзья – народные артисты Советского Союза композитор Александра Пахмутова и певец Иосиф Кобзон, политики, представители деловых кругов России. А ещё – фотография 1990 года, на которой я (Лев Рудский – слева) вместе с учёными и предпринимателями принимаю участие во встрече с Е.В. Басиным.

LRTkachenkoBasin1990a

Некоторые фотографии публикуются впервые.

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Архивы