ГОЛОС ТЕМБРА ФЛЕЙТЫ

12 июля 2024

TolkunvaYoungСегодня, 12 июля, у Валентины Васильевны Толкуновой – День рождения. Эта известная советская/российская певица; народная артистка РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола, награждённая орденами Дружбы и Почёта, родилась 12 июля 1946 г., в городе Армавире, Краснодарского края, РСФСР, СССР – скончалась 22 марта 2010 г., в Москве, Россия. За 44 года творческой деятельности она исполнила более 800 песен, преимущественно в жанре любовной, семейной и военно-патриотической лирики, в том числе на её же музыку: «Моя подруга – моя Москва», «Ангел мой», «Марьюшка», «Спешите делать добрые дела», «Уходя, ничего не берите из прошлого» (совместно с Василием Поповым).

В.В. Толкунова обладала редчайшим тембром голоса, который соответствовал тембру флейты.

Мне несколько раз посчастливилось встречаться с Валентиной Васильевной. Жаль, что сохранились только две фотографии – 1987 и 2003 годов…

В 10 лет по конкурсу Валентина прошла в хор Центрального Дома детей железнодорожников, которым руководил Семён Осипович Дунаевский. В 1964 году она поступила на дирижёрско-хоровое отделение Московского государственного института культуры, который и окончила по специальности «дирижёр-хоровик».

С 1966 года в течение пяти лет была солисткой-вокалисткой и пела инструментальные джазовые композиции, партии высокого сопрано (с вокальной группой) в вокально-инструментальном оркестре под управлением Юрия Саульского (ВИО-66). В том же году, в возрасте 20 лет вышла за него замуж. Но брак продлился лишь пять лет и распался из-за постоянных измен Саульского.

В 1971 году возник творческо-лирический союз с Ильёй Катаевым. Композитор написал музыку к телефильму «День за днём». Это были фуги, вокализы и много новых песен на стихи Михаила Анчарова, исполнять которые он предложил Толкуновой. Напевная, бесхитростная песня «Стою на полустаночке» из телефильма сыграла большую роль в жизни певицы. В 1972 году поэт-песенник Лев Ошанин пригласил Валентину Толкунову выступить на сцене Колонного зала Дома Союзов на юбилейном концерте с песней Владимира Шаинского «Ах, Наташа». В тот вечер Валентина впервые выступала на одной сцене с Майей Кристалинской, Муслимом Магомаевым, Людмилой Зыкиной, Георгом Отсом и своим кумиром Клавдией Шульженко. После этого началась активная работа с композиторами Э. Колмановским, М. Таривердиевым, П. Аедоницким, О. Фельцманом, Е. Жарковским, М. Минковым, В. Успенским, Е. Птичкиным, Л. Лядовой и другими.

В том же году композитор Павел Аедоницкий написал на стихи поэтессы Екатерины Шевелёвой песню «Серебряные свадьбы». Изначально планировалось, что она прозвучит в юбилейном авторском вечере композитора в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Орэра». Однако из-за того, что ансамбль не смог приехать для участия в концерте, Аедоницкий предложил Толкуновой срочно выучить и исполнить эту песню. Премьера была восторженно принята публикой, и с тех пор песня стала одной из «визитных карточек» певицы.

С 1973 года Толкунова (уже солистка объединения «Москонцерт») 25 раз принимала участие в телевизионных всесоюзных фестивалях «Песня года»; в финале «Песни-1973» исполнила песни «Одинокая гармонь» и «Серебряные свадьбы». В выпусках Фестиваля, прозвучали 57 песен в её исполнении, из них 27 стали лауреатами. На фестивале «Песня-1998» ей вручили приз имени Клавдии Шульженко. Без Толкуновой не проходят передачи «Утренняя почта», «Голубой огонёк», творческие вечера выдающихся композиторов в Колонном зале Дома Союзов.

LRTolkunva1987a

LRTolkunva2003-F14a

Валентина Толкунова и Лев Рудский (Москва (СССР, Россия), 1987 и 2003 годы)

Когда композитор Владимир Мигуля написал песню на стихи Виктора Гина «Поговори со мною, мама», изначально планировалось, что её будет исполнять Людмила Зыкина, однако волею судьбы Мигуля показал эту песню Толкуновой, и она в её исполнении впервые прозвучала 8 марта 1973 года по Всесоюзному радио. Сразу же после этого со всего Советского Союза на радио стали приходить мешки писем с просьбой регулярно включать песню в радиоэфир.

С 1975 года началось многолетнее сотрудничество Толкуновой с концертмейстером, пианистом и композитором Давидом Ашкенази, с которым были созданы многие прекрасные романсы, в том числе «Сероглазый король» на музыку Александра Вертинского и стихи Анны Ахматовой.

В 1976 году в период с 17 июля по 1 августа Толкунова в составе творческой бригады деятелей культуры была направлена на Олимпийские игры в Монреале (Канада) для поддержки советских спортсменов.

TolkunvaSonВ 1974 году Толкунова вышла замуж (брак оказался тоже не совсем удачным) за Юрия Папорова (он был старше на 23 года) – журналиста-международника, писателя, латино-американиста, автора книги «Хемингуэй на Кубе» и жизнеописания Маркеса. В этом браке родился сын Николай Папоров (10 октября 1977 г.), в молодости он имел проблемы с наркотиками и криминалитетом, учился в юридической академии, работал художником по свету в Московском театре музыкальной драмы и песни Валентины Толкуновой, затем жил в Болгарии, занимался строительным бизнесом, деньги на который ему дала мать, которую он болезненно ревновал к её успеху у публики, на почве чего у него и возникла отчуждённость, что отразилось в переживаниях и некоторых песнях Толкуновой. В 1978 году, когда сыну не было и года, муж певицы Юрий Папоров был направлен на работу в Мексику. Командировка затянулась более чем на 20 лет. Толкунова с сыном осталась в России, с мужем виделась во время его редких приездов на родину.

В 1977 году композитор Борис Емельянов подарил Валентине песню «Носики-курносики», которая после первого же исполнения завоевала своих слушателей.

С 1978 года Толкунова сама водила автомобиль, сменила семь машин «Жигули», на каждой из которых наездила 75 тысяч километров; «Волгу» недолюбливала из-за больших габаритов; с 1990-х годов управляла джипом-иномаркой.

В 1981 году в репертуаре артистки появилась тема, посвящённая Великой Отечественной войне, её ветеранам. Композитор Марк Минков и поэт Игорь Шаферан написали для Толкуновой «Если б не было войны» – лирическую песню-исповедь о женской судьбе, опалённой войной, вошедшую в десятку лучших послевоенных песен о войне, написанных в XX веке. В 1990 году Толкунова выпустила одноимённый двойной альбом, в котором были 22 песни на военно-патриотическую тему.

В 1980-е годы определилась основная тема творчества певицы, которую она сама назовёт «Разговор с женщиной». Это песни о любви и о женских судьбах, счастливых и несчастных, в каждой из которых видна душа женщины. Но какой бы ни была героиня песни Толкуновой, её никогда не покидает ожидание счастья. Таковы песни «Я не могу иначе» А. Пахмутовой, «Где ты раньше был» и «Диалог у Новогодней ёлки» Э. Колмановского, «А любовь-то лебедем» А. Монасыпова, «Вечер школьных друзей» А. Морозова, «Песенка без конца» Э. Колмановского, «Сон-трава» Е. Птичкина, «Воспоминание о былом» В. Мигули, «Уголок России» В. Шаинского, «Серёжа» Л. Квинт, «Жалейка» П. Аедоницкого и другие. В 1985 году Толкунова выпустила двойной альбом «Разговор с женщиной.

В 1982 году в эфире передачи «Голубой огонёк» впервые прозвучала песня Толкуновой «Я не могу иначе» на слова поэта Николая Добронравова. Композитор Александра Пахмутова сама связалась с певицей, чтобы ей показать мелодию: она считала, что песня подходила исполнительнице по характеру. И песня стала хитом.

В начале 1985 года певица дала серию концертов перед советскими воинами-интернационалистами в Афганистане, в Кабуле и Герате. Фотографии не сохранились, только воспоминания очевидцев. В конце выступления в Герате зал стоя аплодировал ей. Из воспоминаний зрителя-военнослужащего: «В зале было прохладно, Толкунова куталась в белый пуховый платок. Едва я прослушал пару песен, как меня вызвали в штаб. Поставили задачу съездить в губернаторский сад и нарвать цветов для певицы. В саду на окраине города, соблюдая осторожность, мы нарвали десятка два белых роз и привезли в клуб, где всё ещё шёл концерт».

После «перестройки» 1985 года 8 лет сотрудничала с Игорем Крутым, они вместе гастролировали в США с ансамблем «Элегия». Певица отмечала, что Крутой удачно писал для неё клавир и партитуры, занимался с музыкантами, аккомпанировал, на афишах её концертов значился как руководитель ансамбля и баянист. В 1990-е годы Крутой был одним из тех, кто применительно к новой рыночной эпохе оценил песни Толкуновой как «неформат», рекомендовал ей сменить «макси» на «мини», освоить новый репертуар, встроиться в шоу-бизнес, от чего Толкунова наотрез отказалась. Будучи продюсером на телевидении, Крутой в телеконцерты певицу не приглашал. В 2020 году он поздно признался, что расстались они тогда с Толкуновой «не очень хорошо», однако связал это с отказом певицы ходатайствовать в высоких инстанциях по делам своего протеже Александра Серова.

TolkunvaRedВ 1987 году Толкунова становится художественным руководителем созданного ею Московского театра музыкальной драмы и песни. В мае 1988 года на радио была записана музыкально-литературная композиция «Черёмуха» (музыка Вячеслава Ветрова, стихи Ольги Фокиной). Затем на телевидении состоялась премьера вокального цикла «Ожидание» (музыка Владислава Успенского, стихи Роберта Рождественского, режиссёр Ирина Тайманова), позднее на сцене концертного зала «Россия» моноопера получила своё сценическое воплощение с привлечением балета театра. Впервые со сцены Валентина Толкунова не только пела, но и читала стихи. С 1995 года Толкунова включила в репертуар и исполняла до последних лет жизни песню «Зелена трава», в которой нашла отражение тема женского одиночества и эпизодических отношений.

Театром Валентины Толкуновой были поставлены музыкальные спектакли и программы: «Не оставляй меня, любовь» (1992 г.), «Я росинка твоя, россиянка» (1995 г.), «Новая весна Валентины Толкуновой» (1997 г.), «России нежная душа» (2006 г.), «Как быть счастливой» на стихи Карины Филипповой-Диодоровой (2009 г.), «Я сегодня обеты молчанья нарушу» (2010 г.).

Характерным эстрадным приёмом Толкуновой был спуск со сцены в зал с последующим плавным движением между рядов, благодаря чему у зрителей создавалось впечатление, что исполнительница поёт как бы для каждого присутствующего на концерте. Советский/российский певец, народный артист СССР и близкий друг Толкуновой Иосиф Кобзон передавал имидж Толкуновой и её воздействие на публику так: «Она выходила скромно одетая, с длинной, роскошной косой, такая светлая, уютная, своя. Многие воспринимали Валю как сестру, дочь, подругу, потому что её песни были понятны и близки людям. Любая женщина могла исполнить у себя на домашнем празднике весь репертуар Толкуновой – настолько легко запоминались тексты и мелодии, согревая душу».

Около 70 песен спела Толкунова специально для детей, в том числе «Спят усталые игрушки» из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» и «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино». В 2006 году певица выпустила два компакт-диска для детей «Вам, мои носики-курносики» и «На Горизонтских островах».

Новый этап в творчестве, стимулом к которому стали обстоятельства личной жизни, – духовные песни. Это произведения на стихи Надежды Дерзновенко («Ангел мой», «Рождественская ночь»), «Спаси и сохрани» Евгения Крылатова, «Молитва» Александра Морозова на стихи Николая Рубцова, песни Владимира Вовченко, Виктора Петрова, автора и исполнительницы духовных песен Светланы Копыловой.

В марте 2010 года, уже находясь в Боткинской больнице, Валентина Толкунова готовила новую сольную программу ко Дню Победы. Тогда же она записала свою последнюю песню – «Весенний май» Виктора Петрова.

Валентина Толкунова содействовала восстановлению креста на одном из храмов Задонского монастыря в Липецкой области. Шефствовала над Кадетским корпусом Министерства юстиции в Москве и Кадетским корпусом УВД города Перми, помогала подмосковному детскому дому, являлась членом правления Фонда мира Москвы и членом правления ЦДРИ – Центрального дома работников искусства, членом учредительного совета и членом правления Центра народной помощи «Благовест». Отдыхать предпочитала не на заграничных курортах, а в российской глубинке, последние годы – в Зубцовском районе Тверской области; там в деревне Мозгово строила для своей семьи дом, куда планировала перебраться после завершения сценической деятельности. Другой дом Толкунова построила вблизи стен Дивеевского женского монастыря в Нижегородской области, который часто посещала паломницей и где жила в монастырской гостинице.

TolkunvaFlowers

Официально Валентина Толкунова была замужем дважды, однако известно и о других её романах. Свои взгляды на личные отношения c мужчинами женщина характеризовала как пуританские. Её первым мужем пять лет (1966-1971 гг.) был композитор, дирижёр вокально-инструментального оркестра (ВИО-66), Юрий Саульский – на 18 лет старше Валентины. Брак распался из-за нового романа любвеобильного композитора, драматические обстоятельства развода существенно отразились на мировоззрении, репертуаре и певческих интонациях Толкуновой (об этом песня «А любовь-то лебедем в небеса»). Затем несколько лет творческое и личное сотрудничество связывало певицу с композитором Ильёй Катаевым.

В середине 1980-х годов певицей увлёкся директор Института молекулярной физики РНЦ «Курчатовский институт», член-корреспондент АН СССР Владимир Баранов; по свидетельствам, собранным в документальном фильме Первого канала, этот роман длился 20 лет, до самой смерти Баранова, был самым долгим и счастливым в жизни певицы, не являлся секретом для коллег, друзей и родственников Валентины Толкуновой.

В начале 2000-х годов второй официальный муж Толкуновой Юрий Папоров вернулся в Москву, жил отдельно. Певица публично его не осуждала за долгое отсутствие в семье и «высокие отношения», поэтому брак не расторгался. В «итоговом» телеинтервью 2008 года Валентина Васильевна с большим почтением отозвалась и о первом, и о втором муже. Ю. Папоров скончался через полтора месяца после смерти жены, похоронен рядом с неё в Москве на Троекуровском кладбище.

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Архивы