КРУГОСВЕТКА НАЧИНАЕТСЯ на ЯХТЕ с… БАЛКОНА

11 марта 2024

Gvozdev12В это трудно поверить сегодня. Тем более, что вся эта необыкновенная история удивительного человека начиналась более 35 лет назад. Но тем не менее всё это – было!
Сегодня Евгению Александровичу Гвоздёву исполнилось бы ровно 90 лет!

В одном очень тёплом и доброжелательном очерке российского журналиста я прочитал такие строки: «Жил в Махачкале небогатый человек, которого все любили. Дедушка – так называли его в городе. А ещё – народный адмирал. Сам Евгений Александрович Гвоздёв представлялся «дагестанцем белорусского происхождения». С ним все здоровались, потому как городская достопримечательность. Обидно было только, что в «большой России», где «всегда есть место подвигу», порой кажется, что только ему место в ней и есть, о Гвоздёве почти никто ничего не знал и не знает. А между тем, этот человек был уникален. Без денег, бедный (мягко говоря) пенсионер наконец-то осуществил, пусть в преклонные уже годы, мечту всей своей жизни. Несколько кругосветных путешествий при минимуме средств, совсем небольшом яхтенном опыте, без иностранных виз, информационной шумихи, без пиара, без джентльменского набора известных кругосветников с их крутыми спонсорами, что, конечно, не умаляет их мужества и прекрасного безумия. И всё же. Огромное желание посмотреть «свет божий», успеть (ведь возраст), – вот что было главным и почти единственным движителем нашего героя – Евгения Александровича Гвоздёва. Специально повторяю его имя, чтобы кто не знал, – узнали и, главное, запомнили. Разве может быть такая мечта прекраснее, мужественнее, романтичнее, чище? Через всю жизнь пронёс он эту мечту, а жизнь была, надо сказать, такая, что лучше и круче сериала не будет, заинтересуйся кто биографией Гвоздёва. Не заинтересовались. Просто никто о нём не знал. Непрестижный какой-то мореплаватель. Скорее морской бомж. Маргинал практически».

Да и я тоже хорош. В каких только местах не носила меня судьба сначала по Советскому Союзу, а затем и по России, а вот заскочить в Дагестан, в Махачкалу не сподобился. Не знал. А с теми путешественниками, с кем общался, в том числе многократно с Фёдором Конюховым, разговора о Гвоздёве не было. Вроде бы русские люди, но то ли не по чину им было, то ли завидовали, что он никому не кланяется, а упрямо осуществляет свою мечту, совершает то, что многим другим, да им самим, не под силу. А жаль…

Gvozdev19Евгений Александрович Гвоздёв – советский/российский яхтсмен, путешественник, мореплаватель, действительный член Географического общества СССР родился 11 марта 1934 года в Пинске (Польша), ныне – Белоруссия; скончался 2 декабря 2008-го в Неаполитанском заливе (Италия).

В 1937 году безосновательно (да и кто в зловещие сталинские времена кого-нибудь спрашивал?) арестовали его отца, – домой к семье он так и не вернулся. Мать и сестра погибли во время бомбежки фашистской авиации. С 1949 года Е. Гвоздёв жил в Махачкале (Дагестан), где его воспитывала дальняя родственница. После окончания мореходного училища в Астрахани он 35 лет ходил судовым механиком Махачкалинского морского порта на крупных рыболовецких судах Каспийского моря.

Gvozdev8В 1970-х годах Гвоздёв увлекся парусным спортом. За два года упорного труда он к лету 1979 года самостоятельно построил однокорпусную парусную яхту, переделанную из списанного «вельбота» (быстроходная шлюпка на 4-8 веслах), названную им «ГЕТАН», состоящее из первых букв имен дорогих ему людей: Гвоздёв Евгений, его супруга Татьяна, сын Александр, дочь Наталья.

С 13 сентября по 20 октября 1979 года впервые в истории Каспия механик Евгений Гвоздёв на своей яхте в одиночку совершает беспрецедентное путешествие по Каспийскому морю по маршруту: Махачкала – Баутино – Шевченко – Красноводск – Баку. Впоследствии этот маленький парусник со своим капитаном как в летнее, так и в зимнее время пересек Каспий в одиночных и коллективных походах более 50 раз, побывал во всех советских портах Каспийского моря, пройдя около четырёх тысяч миль. И это, несмотря на всеобщий скептицизм и заявлений о том, что прогулочная «шлюпка» «ГЕТАН» вряд ли куда-то приплывёт. Евгений Гвоздёв приплыл и задумал ещё более грандиозное путешествие.

Однако судьба первой его яхты «ГЕТАН» – плачевна-трагична: ей оказали в клочке земли в порту Махачкалы, а потом сожгли на пляже. Гвоздёв стал хитрее: «Лучше, чем собственный балкон, места для стоянки собственной яхты не отыскать».

Но мечтал-то он о кругосветке. Позже в сердцах говорил: «По Каспию хожу, как голодный тигр по клетке, а дальше, в океан, меня не пускали. Боялись, что сбегу в первом же иностранном порту. Разрешения выехать за границу добивался 15 (!) лет».

ПЕРВАЯ КРУГОСВЕТКА: КИТЫ, ПИРАТЫ и ЦИНГА

GvozdevLena

GvozdvSovMarkt

А яхту для первой своей кругосветки Гвоздёв увидел в передаче «Поле чудес»: её выставили в качестве суперприза. Решил: «Мне нужна такая же! Познакомился с фирмой «СовМаркет», строившей в Казахстане в городе Форт-Шевченко (теперь – Актау) яхты микро-класса, предложил свои услуги гонщика-испытателя для совершения похода в Атлантику». И всё бы ничего, но казахстанские производители микро-яхт из стеклопластика никак не могли ума приложить, как на парусниках для семейного прибрежного отдыха можно совершить какое-либо путешествие, не то чтобы плыть в открытый океан, как задумал это отчаянный мореплаватель. Он всё-таки стал испытателем 5,5-метрового швертбота «Лена» в Чёрном море на маршруте до Стамбула и обратно. После очень долгого ожидания получения загранпаспорта 15 декабря 1992 года Евгений Александрович Гвоздёв в возрасте 57 лет стартовал в Новороссийске в своё первое кругосветное путешествие. В кармане – чуть больше 200 долларов «на зарубежные расходы» (в общей сложности владельцы «Лены» за четыре года выдали ему 1600 долларов – не разгуляешься). Мотор оставил в яхт-клубе – слишком тяжёлый. Под Анапой в зимний шторм сломалась мачта. Какой там GPS! Даже бумажные карты хотя бы на часть маршрута – получить было дорого.

GvozdevHands

Но, видимо, после стольких лет ожидания он не был готов поворачивать назад. «Поверьте, что перейти океан не так уж и трудно, но вынести то, что вытерпел я на пути к океану, далеко не каждый сможет», – слова из письма путешественника в дагестанскую газету «Новое дело».

Из Стамбула дал телеграмму: «Беру на себя полную ответственность и иду дальше». Трёхмесячный запас продуктов пришлось растянуть на 8 месяцев, Гвоздёв похудел на 20 килограммов. На Канарах помогла советско-испанская компания, на другой стороне Атлантики, в Пуэрто-Рико, тамошние яхтсмены подлатали судёнышко, собрали денег для «русо навеганте». Доброта простых иностранцев и их готовность помочь вызвали у Гвоздёва и изумление, и горечь (свои-то не всегда были радушными).

Дальше – Панамский канал, Тихий океан, Таити, Новая Каледония, Индийский океан, Сейшелы… По дороге к Новой Каледонии яхта «Лена» прокатилась на спине у кита – гигант играючи проплыл под судёнышком, – тут уж у любого, даже самого смелого мореплавателя поджилки затрясутся!

Страшнее оказались сомалийские пираты. Забрали деньги (владельцы яхты прислали в Австралию 500 долларов – Гвоздёв их не тратил, берёг), еду, приборы, паруса, одежду, и, самое обидное, фотопленки и магнитофон, на который путешественник записывал дневники. А капитана чуть не пристрелили из «калашникова», – спасло, говорит Гвоздёв, то, что он русский. И его полное спокойствие. Позже на нервной почве у него отнялась левая половина тела.

Красное море, Суэцкий канал, Стамбул, Чёрное море, Севастополь. Ему уже 62 года, и первая одиночная кругосветка позади. Друзья, встречавшие его дома, поражены: выглядит Гвоздёв куда лучше, чем перед плаванием! Хотя, казалось бы, трудности, лишения… Но – то ли радость сбывшейся мечты в его глазах светится, то ли в океане он и правда как дома.

Gvozdev01Непростое путешествие, длившееся четыре года и две недели, завершилось в 1996 году. Эта кругосветка стала первым и единственным в истории человечества одиночных кругосветок плавание, совершённое на обычном прогулочном швертботе (яхте) длиною всего 5,5 метра класса «микро», которое завершилось благополучно.

Яхту «Лену» Гвоздёв сдал компании-владельцу. Несколько лет она буквально валялась на свалке, пока её не поставили, как памятник, у подмосковного яхт-клуба «Адмирал». В настоящее время «Лена» находится в собрании Музея морского флота в Москве.

После первой кругосветки Гвоздёв, находившийся столько лет один на морских-океанских просторах, не стал отшельником на суше! Он преподавал в детском морском клубе, строил с ребятами яхты в школьном подвале – вырастил четырёх капитанов дальнего плавания, «стучался» с идеями своих путешествий в газеты. В 70 лет освоил интернет и с удовольствием общался с единомышленниками на форуме «Катера и яхты».

GvozdevDeti1

На одной из встреч в Московской яхтенной школе он вдруг заявил: «Естественно, я против одиночных плаваний. Это не очень хороший вид спорта».

ВТОРАЯ КРУГОСВЕТКА: ЯХТА с СУДОВЕРФИ «БАЛКОН»

GvozdevBalkon

GvozdevBalkon1

GvozdvYaxGruzvikПребывание Евгения Гвоздёва на суше продлилось недолго – 17 мая 1999 года из Махачкалы он отправился во второе кругосветное путешествие (до 2003 г.). В этот раз судно было ещё меньше, чем при первой кругосветке – длина крохотной яхточки составляла только 3,7 метра. Она вообще не поддаётся классификации с точки зрения безопасности, подходит только для учебных плаваний детей в тихих прудах, закрытых водоёмах, но никак не в океане. И опять рекорд – эта яхта самая маленькая в мире, прошедшая из Атлантического в Тихий океан через Магелланов пролив. В мире нет людей, совершивших нечто подобное.

Но прежде всего это плавсредство надо иметь, а лучше – построить. А где – ни стапелей, ни гаража-мастерской у пенсионера не было. Зато был балкон на втором этаже малогабаритной квартиры. И вот на этом-то балконе он и выстроил из стекловолокна 3,7-метровую яхточку. Финансировал невероятную затею Гвоздёва мэр Махачкала Саид Амиров, и яхта в его честь получила имя «Саид». Кстати, насчет названия путешественник чуть позже пожалеет, когда возникнут проблемы с греческими пограничниками, принявшими его за мусульманского мореплавателя.

GvozdevSaid

GvozdevParus1

Но поначалу Гвоздёв сфотографировал своё творение и отправил в Канаду. Через некоторое время получает письмо: «Дорогой, Евгений! У меня есть яхта «Баккарди». Новая – длиной 7,5 метров, GPS, радиостанция, мотор» и т. п.

«7,5 метров – моя мечта! – загорелся Евгений Александрович. – Две недели голова шла кругом! Но потом стали одолевать мысли: ну, хорошо, я соберу деньги, друзья помогут, прилечу в Канаду, стартую из Ванкувера под канадским флагом. И буду канадцем русского происхождения? Пришлось отказаться. Мой принцип таков: яхта должна быть спроектирована нашими мозгами, построена у нас, стартовать из нашего порта, под нашим флагом. И, желательно, чтобы и спонсоры были наши. И чтоб вернуться в наш порт. Я как русский человек не смог принять дар и отдать свои свершения другой стране».

Поразительный, бескорыстный патриотизм! Что-то совершенно необыкновенное, абсолютно уникальное. Суперчеловек, которому хотелось плыть и плыть в неведомые дали. Но плыть именно под флагом России – флагом своей родины.

GvozdevJazykov

Позже про свою трёхметровую яхту «Саид» он напишет: «Строить подобное чудо я не рекомендую и врагу своему… С другом, а тем более с подругой, на яхте длиной как у «Саида», не разгуляешься. А так хочется взглянуть на свет божий! Вот и приходится бродить по белому свету на том, что под руку подвернётся».

Гвоздёв с иронией говорил: «Я построил яхту на судоверфи «балкон», из материалов, которые нашёл на мусорной свалке. Я владею единственным в мире балконом, с которого яхты отправляются в одиночное кругосветное плавание».

GvozdevSon

Вспоминает внучка Евгения Александровича Ирина Гвоздёва (она живет в Италии – передалась, говорит, дедушкина страсть к путешествиям): «Дедушка был очень яркой личностью. В Махачкале его знали все, здоровались на улице. Даже не владея иностранными языками, он мог завоевать симпатии людей всех национальностей. В заграничных портах, куда Евгений Александрович чаще всего приходил без всяких виз, местные власти не только разрешали стоянку, но и всячески помогала седовласому моряку на «яхте размером с ванну».

К Гвоздёву относились по-разному. Кое-кто называл его парусным бомжем, опозорившим Россию в портах всего мира: без денег, без виз, на «корыте», – ну что за представитель великой морской державы? А помогать-то никто не спешил.

У нас на родине в России были другие «официальные покорители океанских и морских просторов». Так, в «Клубе путешественников» (тогда он ещё был) отказались делать про Евгения Александровича сюжет, сказав, что все сосредоточены на Фёдоре Конюхове.

Gvozdev01aКогда дедушка вернулся из своего первого кругосветного плавания, мне было 10 лет, я помню его лукавый взгляд и большую пушистую бороду, и рассказы о заморских приключениях, об экзотических странах, названий которых я тогда даже не знала, о встречах в океане с китами и черепахами. Тогда пережитое им нападение пиратов, цинга, проблемы с водой и бюрократические препятствия, были мало интересны моему детскому воображению, зато осталась большущая коробка с монетами из разных стран, и я без устали рассматривала их, представляя места, где побывал дедушка».

После успешного завершения второй кругосветки 9 августа 2003 года Евгений Гвоздёв написал: «Я убеждён, если женщина родила и воспитала хотя бы одного ребёнка, она на этом свете сделала всё, что ей было предначертано Судьбой и может со спокойной совестью расстаться с этим миром. Нам, мужчинам, надо сделать в жизни нечто такое, о чём не стыдно было бы рассказывать этому ребёнку: забраться на Эверест, посадить сад, вылечить человека, написать книгу: ну, хоть что-нибудь нужное, полезное. У меня за спиной две кругосветки и я без стеснения рассказываю о плавании школьникам, студентам, своим внукам и, даст Бог, правнукам».

Прошло несколько лет после завершения второй кругосветки, и Евгений Александрович снова засобирался в поход. Вот что написал по этому поводу человек, которому уже было за семьдесят: «Четыре года я просидел дома, обзавелся брюшком, задница приросла корнями к дивану… и вдруг с ужасом понял, что если сегодня я не встану с дивана и не отправлюсь в очередное плавание, то завтра придётся отправляться на собеседование к самому Господу Богу. Понял и выбрал океан».

GvozdevMap

Сначала в семье его идею не восприняли всерьёз, потому как он уже давно был дедушка в возрасте, и годы брали свое. Позже его внучка Ирина Гвоздёва скажет: «Теперь я понимаю, что дедушкиным намерением было не обогнуть земной шар в третий раз, а закончить свой жизненный путь именно в море, которому он посвятил всего себя. Остановить его было невозможно».

ТРЕТЬЯ КРУГОСВЕТКА: ОН ХОТЕЛ ОСТАТЬСЯ в МОРЕ?

GvozdevGetanIIВ третье кругосветное путешествие 74-летний Евгений Гвоздёв отправился из Новороссийска (Россия) 19 сентября 2008 года на яхте специальной постройки «GETAN II», длина которой составляла 5,5 метра, ширина – почти 2,5 метра. На этот раз она была оснащена намного лучше своих прежних «сестёр». Дата старта была выбрана не случайно: 19 сентября 1979 года Евгений Гвоздёв, тогда ещё начинающий молодой капитан, впервые вышел на самостоятельно построенной яхте «ГЕТАН» в одиночное плавание по Каспию.

Пройдя Чёрное море, Босфор и достигнув берегов Италии, путешественник первого декабря вышел на связь и больше сообщений от него не получали. По всей видимости, события развивались следующим образом: 29 ноября во время зимнего шторма в Средиземном море у берегов Неаполя яхта перевернулась и сломала мачту. После этого Гвоздёв восстановил мореходность яхты и продолжил путь. Сигнала SOS не подавал. Связи не было. Шторм продолжался. Предположительно Евгений Гвоздёв погиб 2 декабря. А 10 декабря на президентском пляже под Неаполем карабинерами было найдено его тело, с зияющей раной на голове, неподалеку обнаружена и яхта со сломанной мачтой с надписью ««GETAN II» на борту. На ней были найдены личные вещи, а также записи путешественника.

Друг Гвоздёва капитан Николай Литау (на яхте «Апостол Андрей» он трижды обошёл вокруг света, прошёл по Северному морскому пути) сказал: «Евгений Гвоздёв был ярчайшей звездой. Соль земли нашей такие чудаки! К нему во всем мире относились по-доброму. Мы встречались с Гвоздёвым в Москве. Сидели, общались, а на прощание он сказал: «Ну что, ребята, до встречи в океане». Я ушёл в своё третье кругосветное плавание, а Гвоздёв – в свое. И – погиб. Но главное достижение, которое возводит имя Евгения Гвоздёва в ранг истинного героя России – это то, что он первый российский кругосветчик, который стартовал с российской территории и финишировал на территории своей родины. Никто до Гвоздёва в одиночку, ни в СССР, ни в новой России не совершал подобного. Известно, что первым россиянином, обошедшим на яхте вокруг света, был Фёдор Конюхов. Но он стартовал с территории Австралии, шёл на фешенебельной яхте зарубежного производства и финишировал в порту чужой и далёкой от России страны.

А море для Гвоздёва было страстью, смыслом и образом жизни. Он мало думал об удобствах и радостях «сухопутного» существования. И, кажется, он как будто боялся уйти из жизни на берегу, а хотел покинуть эту землю как настоящий моряк.

Gvozdev21Евгений Гвоздёв – яркая личность в русском яхтинге, значительная фигура в этом спорте и самый выдающийся яхтсмен последних десятилетий. Даже в преклонном возрасте, без средств и поддержки он путешествовал, до самозабвения любил море и посвятил ему не только жизнь – он нашел в нём свою смерть, как настоящий моряк.

Говорят, даже умереть мечтал не на суше, и не исключено, что специально ушёл в море, чтобы в последние минуты, которые, кто знает, предчувствовал, быть с ним – с морем ли, океаном… Быть там, впитать напоследок запах, цвет, шум, тишину мечты. Необъятность. И, возможно, унести всё это с собой в другой мир».

Вечная слава Вам, уважаемый Евгений Александрович! Всемирная признательность и восхищение, капитан Гвоздёв!

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы