ИГОРЬ ВОСКРЕСЕНСКИЙ: «МОЯ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – СОЗДАВАТЬ В МОСКВЕ КРАСОТУ»

25 февраля 2024

ИЗ СТАРЫХ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК (Россия, Москва, 2002 год)

Voskresnsky1Игорь Николаевич Воскресенский – советский/российский архитектор и художник – 25 февраля отмечает свой 79-й день рождения. Сердечно его поздравляем и желаем ему здоровья, благополучия и дальнейших творческих успехов!

Предлагаю вам, мои друзья, одно из нескольких интервью с ним, которое я взял в 2002 году.

Пожалуй, никто не станет спорить, что облик любого города зависит от профессионализма архитекторов, дизайнеров, художников, специалистов по ландшафту, озеленителей, наконец. Именно от всех тех, кто непосредственно, по долгу ли службы, но чаще (я почему-то в этом уверен) по зову сердца и души занимается этим кропотливым и благородным делом. Москве повезло, что среди её архитекторов есть такие замечательные люди, как Игорь Николаевич Воскресенский – заместитель председателя Москомархитектуры, главный художник столицы.

Наша справка. И.Н. Воскресенский – потомственный москвич. Родился 25 февраля 1945 года в Москве, СССР. По знаку Зодиака – Рыба, который считается знаком творческих людей. Так что в нашем случае по всем параметрам он соответствует данному человеку и выбранной им профессии. Окончил Московский архитектурный институт. Защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Озеленение территории города и отдыха на примере Москвы». Его докторская диссертация (которую он почему-то не стал защищать) называется «Эстетическая среда города, озеленение, ландшафт». И.Н. Воскресенский – академик нескольких международных академий. В 1987 году избран секретарём Союза архитекторов СССР. Ныне – вице-президент Союзов архитекторов России и Москвы, ответственный секретарь Международной ассоциации союзов архитекторов.

И.Н. Воскресенский – автор осуществленных проектов по реконструкции Сада Эрмитажа, Кусковского парка, санатория «Приморье» (Сочи), памятного знака «Нулевой километр» возле восстановленных Иверских ворот, кладбища в Париже соотечественникам, погибших в годы Второй мировой войны, Алишеру Навои. В 1980 году архитектор участвовал в оформление Олимпийских игр в Москве и т.д. В его активе – более 100 разных работ.

– Игорь Николаевич, так в чём же вы видите свое основное предназначение?

– Если коротко, то моя сфера деятельности – это создавать в Москве красоту. С этим связано все: ландшафт, реклама, подсветка, цветы, вода. Этому я и посвятил всю свою жизнь. Начинал районным архитектором в Перовском районе. Занимался благоустройством дворов, оборудованием детских площадок. Было выпущено даже специальное постановление о благоустройстве Перовского района. Активно включился в реализацию городской программы «Мой двор – мой подъезд». И хотя кое-кто, может быть, считает, что это ниже достоинства архитектора заниматься дворами, я с этим в корне не согласен. Да, за прошедшие годы мы эту задачу не решили полностью, но зато подняли её на другой, более высокий и качественный уровень.

Мы успешно отрабатываем колористику всего города: от домов до транспорта. Так, в центре столицы сделаны две большие работы: по Садовому и Бульварному кольцам. Все дома, находящиеся там, стали уже не отдельными домами и дворами, а прекрасными ансамблями, в оформление которых использованы сочетания разных оттенков одного и того же цвета. Продолжаются работы по проспекту Мира. Стараемся решить оформление всех фасадов гармонично, выходим на дворы, на подсветку и т.д.

В Серебряном бору закончено проектирование детского парка с физико-оздоровительными аттракционами. Большую программу работ намечено осуществить по реке Яузе: провести экологическую расчистку берегов, озеленение, благоустройство, оборудовать места отдыха и для прогулок. Создаются и новые парки. Среди них – парк на Ходынском поле. Возникает вопрос, каким он должен быть: историческим или космополитическим? Я считаю, что историческим, как бы продолжающим историю города. И сделать это надо ландшафтными методами. Чтобы он оставался луго-парком с невысокой, стелющейся растительностью. Мы хотим создать в Москве круглогодичный ландшафтный центр.

Параллельно ведутся реставрационные работы и в других парках. Это только непосвящённому человеку кажется, что он властитель природы и волен решать, каким быть тому или иному парку, двору или лужайке. Это всего лишь иллюзия, ибо природа в совокупности с историей уже предопределила его решение. Нет, речь не идет о фатализме, а о событиях и явлениях, переплетающихся, взаимодополняющих, противодействующих друг другу. У каждого индивидуума, безусловно, есть определённый сектор свободы, в рамках которого он может выбирать своё неповторимое уникальное решение. Более того, его парк или лужайка, подобно открытой книге, позволяет профессионалу «прочитать» данного человека как личность. Но, выбирая стилистическое решение, идя по пути авангарда или ретро, создавая грандиозный ансамбль или сад «эго», кстати, очень модный на Западе, мы должны понимать, что действуем под влиянием окружения и продолжаем то, что в нас уже заложено. Ландшафтное эго – это и есть мое кредо.

Природу одолеть искусству удается,
Лишь если все вокруг оно менять берется…
Но исправлять пейзаж по мелочам нельзя;
И украшательство – бесплодная стезя.

Так сказал в свое время французский поэт и писатель Жак Делиль. И я с ним полностью согласен.

– Но благоустройство требует значительных средств…

– Да, в Москве на благоустройство расходуются большие деньги. Но они же и возвращаются, причём, с прибылью. К красивому, процветающему городу больше доверия, чем к разрушенному, обшарпанному. Меняется и отношение к нему бизнесменов, приезжающих сюда. У меня есть сведения о том, что, благодаря именно облику города, его состоянию, благоустроенному и архитектурно-художественному, подписывались контракты, давались весьма существенные кредиты. Наверное, не случайно прилично финансируется и благоустройство Санкт-Петербурга. В северной столице прекрасно поняли, что город, в котором наведён порядок, – более привлекателен для инвестиций.

– Осенью как-то непривычно говорить о красочных цветочных клумбах, но то, что мы видели два месяца назад, во время празднования Дня города, незабываемо.

– Цветочное оформление Москвы стало неотъемлемой частью программы создания эстетической среды города. Разнообразные красочные ландшафты в нашей столице – это и воспитание добрых чувств, это и патриотизм, и гордость за свой город и страну. Это, как сейчас модно говорить, благоприятный имидж.

Хочу заметить, что в 2002 году – к 855-летию Москвы цветников стало в два раза больше, чем в прошлом году. Теперь они создаются на системной основе. Завершается разработка Генеральной схемы цветочного оформления Москвы. Она – третья по счёту за последние 50 лет. Цветники разбиваются по профессионально разработанным проектам, порой не всегда традиционным. Так, появились новые для города формы цветочного оформления – подвесные клумбы (те, кто бывал в западноевропейских столицах, подобные мог видеть там), цветочные клумбы-ящички в окнах, выставленные наружу. Это и есть наша главная цель: чтобы не только различные государственные и коммерческие структуры столицы выполняли работы по созданию цветников на главных магистралях и площадях, но и сами жители украшали свой город, который они, конечно же, любят.

Когда людей окружают цветочные ковры, вазы и бордюры, территория самого города становится такой же уютной и родной, как и их собственные квартиры. А это значит, что её надо так же беречь, как и дом родной. Безусловно, программа цветочного оформления тесно связана с размещением фонтанов, скульптур, других элементов малых архитектурных форм.

– И тут возникает проблема соотношения старого и нового, их взаимного сосуществования друг с другом. Много споров, например, вызвала реконструкция Цветного бульвара…

– Никто не возражает против того, чтобы беречь традиции. Но традиции традициями, а целесообразность диктует свои условия. На Цветном бульваре было много старых деревьев (кое-что ещё осталось), но пронесшиеся над Москвой ураганы их повредили. Поэтому неприемлемым оказалось предложение подсаживать молодые деревца с тем, чтобы со временем они заменили «ветеранов». Где гарантия, что простоявшие много лет «старички» не рухнут на головы отдыхающим? Прекрасно вписались в реконструированный Цветной бульвар фонтан «Клоун с зонтиком» и расположенная неподалеку скульптурная группа, созданные скульптором, президентом Российской Академии художеств Зурабом Церетели. А молодые деревья скоро станут большими!

В Кусковском парке долго не отваживались сменить деревья. Решились, – и все теперь радуются молодой зелёной поросли. Жизнь-то продолжается.

Считаю, что очень важно возродить и соблюдать традиции на садово-парковых территориях – их в Москве 15 тысяч гектаров. Мы хотим создать в каждом округе свой Центр цветов. На рассмотрение правительства столицы представлена схема размещения цветников с учётом как их количества «на душу населения», так и качественного состава. Но при этом мы не собираемся выращивать в каждой префектуре цветы одной расцветки, не хотим превращать город в набор специализированных теплиц. Больше года мы разрабатываем колористику каждого округа, его стиль. Условно поделили город на четыре времени года – зима, весна, лето, осень. И выбор цветов будет зависеть от той префектуры, где эта клумба расположена.

Если вы обратили внимание, то могли заметить, что этой зимой новогодние ёлки во всех префектурах были разные. У нас с востока на запад шла тема «от зелёного к жёлтому», то есть от весны к осени; с севера на юг – «от холода к теплу», оттенки переходили от синего к красного. С цветниками будет то же самое. Вы не думайте, что районы и префектуры будут одноцветными: только красными или синими. Нет! Но по выбранным для каждого из них временам года видно, какие цвета там преобладают. В каждом округе минимум пять основных и семь вспомогательных. Благо, что у нас сейчас выбор богатейший – более 600 оттенков.

В настоящее время активное внедрение в жизнь горожан цветов – тенденция, характерная для многих стран мира. В этом году в Нидерландах состоялась пятая Всемирная флориада (она проводится один раз в 10 лет). Мне тоже довелось там побывать и не в первый раз. Раньше я даже получал премии за архитектурно-ландшафтные композиции. А на этом форуме я вновь убедился, насколько стремительно цветочные композиции входят в жизнь и быт горожан всего мира.

– Но в нашем городе много времени то дождь, то снег, то смог, то тучи.

– Однако должен заметить, что солнечный свет нам цвет заменяет. Именно он создает на улицах более радостное настроение. Так что переходить в тёмные тона никак нельзя. Мы привыкли к терракотовому Кремлю, бирюзовым домам в стиле нарышкинского барокко, жёлто-белой классике. Не зря же Москву называют белокаменной. Сейчас у архитекторов и художников больше цветовых возможностей: на одном здании можно применить три-четыре тона. Возможно, возникнут споры, потому что каждый из нас видит мир по-разному. Те, у кого тёмные глаза, в иной тональности, нежели люди со светлыми глазами. Но раздражающих красок в наших разработках нет.

Без преувеличения могу сказать, что в плане цветовых решений сегодня Москва – на одном из первых мест среди столиц государств Европы. К нам даже французы приезжали учиться. Парижане запросили наши конструкции новогоднего оформления города!

– Не кажется ли вам, что в центре столицы много огромных рекламных щитов, закрывающих достопримечательности?

– Так оно и есть на самом деле. У нас сейчас появились так называемые «зоны рекламного молчания». Это места, где находятся архитектурные памятники: Кремль, Красная площадь, «Коломенское», «Сокольники», «Кусково», «Царицыно». Конечно, реклама допустима, но в определённых размерах и объёмах, а где-то она вообще нецелесообразна. Московское правительство уже определило безрекламные панорамы (вышло даже постановление о снижении на 20 процентов установок в центре крупных рекламных объявлений). А те, кто хочет разместить свою рекламу на огромных щитах, милости просим за пределы третьего транспортного кольца.

Скоро в городе появятся новые компактные (вместе со скамейками) остановки наземного общественного транспорта, внутри которых можно будет поставить рекламные щиты, способные защитить пассажира от брызг и ветра. А рядом или чуть поодаль встанут небольшие тумбы, на которых вполне логично разместить театральные афиши или ту информацию жителей, что они развешивают на заборах и столбах.

– А что это за разноцветная лёгкая плитка лежит у вас на столе?

– Это – покрытие для детских площадок. Изготавливается она из старых автомобильных покрышек. Они просто измельчаются в крошку, туда добавляется краситель, затем масса прессуется и режется на плитки нужного размера. Бегай и падай, сколько хочешь, нос сильно не разобьешь. Такой плиткой в Москве уже начали мостить дворы. Кстати, это дворовое покрытие можно делать и в виде мозаичных пластинок. Соберёшь – получишь оригинальный, красивый ковёр. Есть у нас ещё идея вместо привычного асфальта использовать в качестве покрытия пешеходных дорожек, аллей в парках искусственный камень – те же плитки. Материал намного экологически безопасный и удобный в обращении. Например, если надо сделать ремонт подземных коммуникаций, то не придётся долбить асфальт, а просто снять плитку, которая после окончания работы легко устанавливается на место. И опять-таки плитка может быть разноцветной.

– Как известно, одной из основных и наиболее сложных проблем современного градостроительства является создание и развитие городской транспортной системы…

– Вы правы. Комплексное решение городской транспортной проблемы невозможно без создания скоростных внеуличных видов пассажирского транспорта, отвечающих современным требованиям по способности перевозить как можно больше пассажиров, экологичности, комфортабельности и интегрируемости в существующую городскую структуру. Одним из таких видов является монорельсовый транспорт. В 2001 году созданное при участии правительства Москвы ОАО «Московские монорельсовые дороги» сдало в опытную эксплуатацию экспериментально-испытательный комплекс монорельсового транспорта. Срок ввода в строй новой трассы между станциями метро «ВДНХ» и «Тимирязевская» – 2003 год. И хотя мы разработали для него 50 вариантов окраски, но, думаю, что всех устроит серебристый цвет этого скоростного поезда.

– В августе 2002 года в Мещанском районе Центрального административного округа (ЦАО) Москвы напротив Театра российской армии и рядом с Музеем Вооруженных сил России был открыт памятник морякам атомного подводного крейсера «Курск» (скульптор Лев Кербель). А теперь здесь ждет своего открытия расположенный неподалеку памятник десантникам 6-й роты 104 полка (скульптор Михаил Переяславец). Вы – архитектор обеих этих работ. Это случайно или нет?

– Конечно же, нет. Я много работ сделал со скульптором Александром Рукавишниковым, который учился в одной группе с Михаилом Переяславцем. А учитель у них был один – Кербель. Лев Ефимович позвал своего ученика, полагая, что тот сумеет создать рядом с его работой достойный памятник. А поскольку пространство небольшое, всё надо было решать в едином ключе. Значит и архитектор должен быть один и тот же. Мне с Переяславцем пока не удавалось сделать ни одной работы, но я очень доволен, что судьба свела меня с ним. И я считаю, что памятник получился…

– Традиционный вопрос: каковы ваши дальнейшие планы?

– Вообще-то я по натуре романтик. Хотя, говорят, что романтики опасны для работы. Но в нашей профессии это может быть исключением. Наполеон говорил: «Дай архитектору волю, он разорит любое государство». Я привык работать. И очень люблю свой родной город. Мечтаю, чтобы он никогда не останавливался в своем развитии, а всё время совершенствовался. Ведь Москва – это среднеевропейское государство. Поэтому она не может быть с одним центром, выполненном в одном-единственном архитектурно-художественном стиле. Уже хотя бы потому, что сам город находится в трёх зонах: на возвышенности, на равнине, в низменности. Разные природные условия, разная растительность, грунт, ветры, входящие и выходящие. В Москве есть исторический центр и районы новостроек. Каждый округ, каждый район имеет своё неповторимое лицо. И всё это надо учитывать при решении различных градостроительных задач.

Я вижу архитектуру будущего. Понимаю взаимосвязь живого (природы) и неживого (архитектуры). Будущее – за мягким, более гуманным вхождением человека в природу. Не сооружение каменных джунглей, а возведение встроенных в холмы, экологически чистых зданий, окружённых благоустроенными дворами.

А планов хватает. Недавно я выиграл конкурс на резиденцию православного центра в Ашхабаде. Это тем более приятно, что собор называется Воскресенским. Это не первая такая моя работа. В Чертаново, недалеко от метро, строится красивый шатровый храм Державной иконы Божией Матери. А в 2001 году я сделал часовню на месте гибели знаменитого офтальмолога Святослава Федорова.

– И ещё, если можно, несколько слов о вашей семье.

– Вся моя семья – архитектурная. Жена Дана Атанасовна Дамянова – болгарка. Она – потомственный архитектор. Её отец был заместителем главного архитектора Софии. В молодости я случайно оказался в Болгарии, и с тех пор мы вместе почти тридцать лет. Она на шесть лет позже меня окончила Московский архитектурный институт (МАРХИ). Это был первый выпуск кафедры ландшафтной архитектуры. Потом в том же вузе на той же самой кафедре получила высшее образование и наша дочь Александра. Она уже участвовала в реализации нескольких солидных проектов. Сын Антон учится на третьем курсе того же МАРХИ, занимается компьютерной графикой. Нам легко общаться друг с другом. Когда хотим сделать что-то более авангардное, молодёжное, обращаемся к Антону, и он нам помогает.

И в заключение хочу сказать, что сегодня в нашей стране формируется философия нового общества, идёт поиск более современных ландшафтных решений, адекватных изменившемуся образу жизни. Но всё-таки главное при этом – бережное отношение к территории, земле, природе, реставрация памятников садово-паркового искусства, создание новых мест отдыха горожан. Считаю, что важнейшая задача гуманизации городского пространства, сближения общественного и индивидуального ландшафтного эго должна быть решена в оптимальные сроки. Однако только во взаимосвязи человека с природой можно достичь гармонии…

ДОПОЛНЕНИЯ. ПРИМЕЧАНИЯ

Voskresnsky1aПосле проведения этого интервью прошло более 20 лет. Произошло немало изменений. Поэтому я решил дополнить повествование новыми сведениями. Прежде всего об Игоре Николаевиче Воскресенском.

В 1969 году, после окончания Московского архитектурного института он работал старшим архитектором института Моспроект-4, начальником отдела районного архитектора Перовского района Москвы, избирался депутатом районного Совета народных депутатов этого же района. Учился в заочной аспирантуре ЦНИИП Градостроительства, защитил диссертацию. Занимал должность начальника управления внешнего благоустройства и озеленения Главапу Москвы. Был секретарём Союза архитекторов СССР, президентом Всесоюзного объединения ландшафтных архитекторов СССР; с 1992-го и по настоящее время он – ответственный секретарь Международной ассоциации союзов архитекторов (правопреемник Союза архитекторов СССР). С 2000 по 2013 гг. (до выхода на пенсию) был заместителем председателя столичного комитета по архитектуре и градостроительству, главным художником Москвы. С 2013 по 2016 гг. – член Общественной палаты города Москвы, председатель комиссии по градостроительной политике, транспорту и связи. С 2015-го и по настоящее время – председатель Комиссии по монументальному искусству Московской городской Думы.

Кандидат архитектуры. Профессор ФГБОУ «Московский архитектурный институт (государственная академия)»; академик Российской академии художеств, Международной академии архитектуры стран Востока, Международной академии архитектуры и Академии архитектурного наследия; почётный член Союзов архитекторов Белоруссии, Казахстана, Сербии, Таджикистана, член Ассоциации ландшафтных архитекторов США. Член Союза архитекторов РФ, Союза дизайнеров РФ, Союза художников РФ. Почётный архитектор РФ. Заслуженный архитектор России. Издатель журналов «Архитектура. Строительство. Дизайн» и «Ландшафтная архитектура. Дизайн»; автор книг «Знакомьтесь – парк!», «Природа в сакральном» (Энциклопедический словарь библейских растений), «Ландшафт и архитектура монастырей» и других.

Среди наиболее известных работ Игоря Николаевича – памятники Владимиру Великому, российским императорам Александру I и Александру II, генералу М.Д. Скобелеву, П.А. Столыпину, В.Г. Шухову, М.А. Шолохову, М.Л. Ростроповичу, М.М. Магомаеву, М. Сервантесу, мемориальные доски С.М. Будённому, М.А. Булгакову, В.С. Высоцкому, Е.П. Леонову, В.С. Черномырдину, скульптору А.П. Кибальникову, композитору Г.В. Свиридову, Л.Г. Зыкиной, Ю.М. Лужкову; памятники героям Первой мировой войны в Калининграде и скульптору М.О. Микешину в Смоленске, а также памятники во Франции, Германии, Италии, Испании, Эквадоре, Азербайджане и другие.

И.Н. Воскресенский – автор реконструкции мемориального Музея космонавтики, создания сквера и памятника генеральному конструктору С.П. Королеву (Москва), Ботанического сада (Белгород) и т.д.

Его творческие работы в области монументального искусства охватывают территорию России от города Полярного до Владикавказа, от Ленинградской области (Кронштадт) до Петропавловска-Камчатского, Владивостока, и Хабаровска.

И.Н. Воскресенский удостоен многочисленных государственных и общественных наград – в том числе Золотой медали Международной ассоциации Союзов архитекторов, премии имени А. Гутнова за разработку Генеральной схемы озеленения города Москвы до 2020 года, медали Российской Академии художеств «Достойному» и др.

Жена И.Н. Воскресенского – Дана Атанасовна Воскресенская – архитектор, профессор отделения Международной академии архитектуры в Москве (МААМ), член Союза архитекторов РФ; дочь А.И. Воскресенская – кандидат архитектуры, доцент, член-корреспондент МААМ, член Союза архитекторов РФ, член Союза художников РФ; сын А.И. Воскресенский – архитектор, член-корреспондент Российской академии художеств, член Союза художников РФ.

МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ (ФГБОУ ВО «Московский архитектурный институт (государственная академия)», сокращённо МАРХИ) – высшее учебное заведение в Москве в области архитектуры. Основано в СССР в 1933 году.

MARXI

ЖАК ДЕЛИЛЬ (фр. Jacques Delille; 22 июня 1738 г. – 2 мая 1813 г.) – французский поэт и переводчик, представитель эстетики классицизма. Самое известное его произведение – поэма «Сады» (1782 г.). Жак Делиль в своём труде опирался на художественные законы и принципы садоводов и философов от античности до эпохи Просвещения. И именно благодаря этой работе в восемнадцатом веке и позже создавались прекрасные парки; «Сады» стала популярным учебником для многих поколений французских, английских, русских садоводов, а также людей, обладающих имениями, парками, садами, лесами, фермами. В советское время поэма была издана с научно-справочным материалом, иллюстрациями и комментариями Дмитрия Лихачева и Юрия Лотмана.

Вчитайтесь в эти строки:

Чтоб не нарушить чар естественной природы,
Потребны ум и вкус, а вовсе не расходы.
Ведь каждый сад – пейзаж, и он неповторим.
Он скромен иль богат – равно любуюсь им.
Художниками быть пристало садоводам!

НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО (Нарышкинский стиль) – стилистическое направление в русской архитектуре конца XVII – начала XVIII века, частный случай Московского барокко, отличающий от нормативных построек данного стиля рядом своих характерных особенностей.

Термин «барокко» в названии стиля используется условно: импортированный с Запада стиль барокко появился в России чуть позже, при императоре Петре Первом. Первые, достаточно скромные по оформлению постройки этого стиля в России известны, как Петровское барокко, какое-то время сосуществовавшее с Нарышкинским, с которым его перепутать невозможно (пример Петровского барокко – Петропавловский собор в Санкт-Петербурге; пример Нарышкинского барокко – церковь Покрова в Филях в Москве).

Нарышкинское барокко было тесно связано с влиятельным родом Нарышкиных, из которого происходила мать Петра Великого (однако, заказчиками зданий в этом стиле выступали не только Нарышкины). Приблизительные хронологические рамки стиля: 1685-1715 годы.

Фактически, стиль Нарышкинское барокко отражал стремление изменить традиции русской архитектуры, не прибегая к полному заимствованию с Запада, путём создания нового, оригинального стиля, использующего лишь отдельные, переработанные западные черты.

Основные постройки Нарышкинского стиля сосредоточены в Москве и её окрестностях, и принадлежат к числу наиболее значительных явлений в русской архитектуре.

В 1847 году в честь 700-летнего юбилея в Москве (Российская империя) впервые прошли торжества в честь Дня города. Идея праздника принадлежала публицистам-славянофилам, среди которых были историки Константин Аксаков и Михаил Погодин. Годом ранее, в 1846 году, историк Иван Забелин установил дату первого летописного упоминания о Москве – 4 апреля 1147 года. В том же, в 1846-м, в газете «Московские ведомости» вышла статья Константина Аксакова «Семисотлетие Москвы», которая вызвала дискуссию об историческом значении города. Идею празднования юбилея поддержали московский митрополит Филарет и генерал-губернатор Москвы Алексей Щербатов.

МЕМОРИАЛ ЭКИПАЖУ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ К-141 «КУРСК»

PamKursk1

Бронзовый монумент высотой 4,5 метра, торжественно открытый 12 августа 2002 года, в день второй годовщины гибели АПЛ К-141 «Курск», носит название «Скорбящий моряк». Он представляет собой фигуру моряка с бескозыркой в левой руке. За его спиной видна погружающаяся подлодка. Её очертания, несмотря на стилизацию, схожи с обликом погибшего крейсера. В результате взрыва, произошедшего во время военных учений в Баренцевом море, погибли все 118 человек экипажа, находившихся на борту. На постаменте надпись: «Памяти экипажа атомного подводного крейсера «Курск», погибшего при выполнении учебно-боевого задания».

Авторы мемориала – народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, капитан первого ранга в отставке скульптор Лев Ефимович Кербель и архитектор И.Н. Воскресенский.

ПАМЯТНИК БОЙЦАМ 6-й РОТЫ 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й Псковской дивизии Воздушно-десантных войск (ВДВ), принявших последний неравный бой 29 февраля – 1 марта 2000 года.

Pam6rote1a

2500 чеченских боевиков во главе с полевым командиром Хаттабом и Шамилем Басаевым атаковали десантников в районе села Улус-Керт. Боевики наступали с трёх сторон, стреляя прицельно в солдат из автоматов. В ходе кровопролитного боя из 90 десантников погибли 84, в том числе 13 офицеров. Но десантники ценой своей жизни сорвали проход бандитов в Дагестан. За мужество и героизм, проявленные в боях с террористами, 22 десантникам присвоено звание Героя России, из них 21 посмертно; 69 солдат и офицеров награждены орденом Мужества, из них 63 посмертно. Банда Басаева потеряла более 500 человек.

Памятник десантникам 6-й роты на Суворовской площади в Москве, созданный скульптором студии военных художников имени М.Б. Грекова Михаилом Переяславцем и архитектором И.Н. Вознесенским, установили в 2002 году.

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ ДЕРЖАВНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ в районе Чертаново Северное города Москвы.

ЦеркИконыДержБожМатери

Относится к Донскому благочинию Московской епархии Русской православной церкви. В 1997 году по инициативе православной общины района на пересечении Чертановской улицы и Сумского проезда, недалеко от Верхнего Чертановского пруда, была построена небольшая деревянная церковь. Однако в связи с большим числом прихожан появилось потребность в более обширном помещении. В 2001 году рядом началось строительство нового двухъярусного кирпичного храма с пятью шатрами. 12 октября 2008-го состоялось малое освящение главного престола верхнего храма в честь Державной иконы Божией Матери. В конце 2013 года храм был сдан в эксплуатацию. 25 августа 2019-го состоялось великое освящение храма.

ПАМЯТНИК СЕРГЕЮ КОРОЛЁВУ – советскому учёному, инженеру-конструктору, главному организатору производства ракетно-космической техники и ракетного оружия в СССР, основоположнику практической космонавтики.

KorolvPamMos

Установлен в 2008 году на Аллее Космонавтов. Авторами проекта, который разрабатывался полтора года, являются скульпторы Салават и Сергей Щербаковы, а также архитекторы Александр Кузьмин и Игорь Воскресенский. Финансирование работ осуществлялось за счёт Международного союза научных и инженерных общественных объединений и правительства Москвы. Пятиметровая бронзовая статуя изображает смотрящего вдаль учёного в полный рост и с отведённой в сторону левой рукой. Скульптура установлена на гранитный постамент с барельефами первого искусственного спутника Земли на орбите, взлёта ракеты «Восток» и первого в мире выхода космонавта в открытый космос.

ПАМЯТНИК ПАТРИАРХУ ГЕРМОГЕНУ (ЕРМОГЕНУ) – бронзовая скульптура на постаменте в центре Москвы в память о втором патриархе Московском и всея Руси священномученике Гермогене (около 1530 г. – 17 (27) февраля 1612 г.).

ПамПатриархуГермогенуМосква

Памятник установлен и открыт 25 мая 2013 года в Александровском саду напротив Средней Арсенальной башни Московского Кремля по инициативе Русской православной церкви и патриарха Всея Руси Кирилла. Создан творческим коллективом в составе народного художника России С.А. Щербакова и заслуженного архитектора России И.Н. Воскресенского (на фото).

VoskresЩербаквСалават

А на фотографии, сделанной 5 июня 2003 года на творческой акции «Даёшь Кузнецкий мост!», посвящённой 500-летию Кузнецкому мосту, когда он ещё был деревянным, и 250-летию с того дня, как он был возведён по проекту архитектора Д.В. Ухтомского, И.Н. Воскресенский (слева) с увлечением рассказывает об этом проекте журналисту Льву Рудскому (справа).

LRVoskresKalinkn03Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы