ЗА «ЕРМАКА» ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II ЗАПЛАТИЛ 40 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ ЗОЛОТОМ

1 декабря 2023

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

SPbRusMuzei1

Почти 90 лет не было такой уникальной выставки русского живописца, мастера масштабных исторических полотен, академика и действительного члена Императорской Академии художеств Василия Ивановича Сурикова, которая открылась 1 декабря 2023 года в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга (Россия).

Приуроченная к 175-летию со дня рождения В.И. Сурикова (12 (24) января 1848 г., Красноярск – 6 (19) марта 1916 г., Москва, Российская империя), – в экспозицию, размещённую в четырёх залах корпуса Бенуа, включены почти все хрестоматийные произведения – более 120 живописных и графических произведений художника из собраний музеев Санкт-Петербурга, Москвы и Красноярска, частных коллекций. Часть работ прибыла, едва успев вернуться из турне по Сибири, исторической родины художника. В том числе знаменитые полотна «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове», выдающиеся по художественному уровню портреты, картины на религиозные сюжеты, мастерски исполненные акварели, прекрасные образцы книжной иллюстрации.

SurikovMenshikv

SurikvtroStrelKazni

Этюды Сурикова к историческим картинам фиксируют портретные черты конкретных моделей и передают их эмоциональное состояние в экстремальных ситуациях воплощаемых сюжетов. Эти этюды, как и выразительные портреты близких художнику людей, являют собой уникальную галерею, раскрывающую разные аспекты русского национального характера.

Дополняют экспозицию предметы народного прикладного искусства, а также разнообразный и увлекательный медиаконтент.

Surikov2

Отдельный раздел выставки посвящен произведениям на сюжеты из Библии и истории Церкви. Особое внимание заслуживают большие полотна художника – «Милосердный самаритянин» и «Благовещение», привезённые из Красноярска – родины художника, а также картина «Исцеление слепорождённого» из коллекции Церковно-археологического кабинета Московской Духовной академии. Это уникальное трагическое по звучанию произведение, практически неизвестное широкой публике, было создано мастером вследствие потрясения, вызванного безвременной кончиной его жены.

Впервые после сложной реставрации на выставке представлены знаменитые монументальные полотна Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» и «Степан Разин» из коллекции Русского музея, что дает возможность увидеть эти работы в том состоянии, какими их создал художник.

Выставка в честь 175-летия Василия Сурикова не случайно открылась именно в Санкт-Петербурге. Это дань памяти тому месту, где рождалась звезда великого гения. Именно сюда, в Петербургскую академию художеств, приехал поступать никому не известный, но очень амбициозный молодой человек из Сибири. Из родного Красноярска он добирался почти два месяца, на рыбном обозе, и ещё несколько недель готовился к поступлению.

Первой самостоятельной работой в период обучения, когда Сурикову было всего 22 года, стала картина «Вид памятника Петру на Сенатской площади».

Vas.Surikov. Bronze Horseman on the Senate Square. Rusian Museum

«В этих залах – весь путь становления художника. Это самая масштабная выставка за многие десятилетия, – сказала генеральный директор Государственного Русского музея Алла Манилова,последняя выставка в 1937 году прошла одновременно в Москве и в Ленинграде, и больше такой не было».

SurikovKrasavitsa

А и.о. заместителя генерального директора Русского музея по выставочной деятельности Григорий Голдовский подчеркнул: «Выставочный показ – процесс творческий. Многие решения приходили по наитию. Скажем, показывать не на прямой плоскости, а слегка повернув к зрителю произведение… Суриков постоянно работал. Он говорил: как охотник не может выйти на охоту без ружья, так и художник не может выйти куда-то, не имея с собой карандаша и не занимаясь своим прямым ремеслом, которое составляет смысл его жизни».

SurikovStepRazin

Встречать зрителей в первом зале неслучайно доверили «Степану Разину». Мятежного атамана В.И. Суриков наделил собственными чертами – получился эмоциональный автопортрет. Столь важного героя к вернисажу подготовили особенно тщательно, предварительно сильно «омолодив».

SurikovPressConf

Заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея Марат Дашкин отметил: «Нашей основной задачей была консервация, стабилизация структуры красочного слоя. Мы должны были закончить в преддверии открытия выставки. Реставрация длилась чуть больше месяца».

Каждый раздел для лучшего понимания снабдили цитатами В.И. Сурикова. Они помогают в полной мере прочувствовать характер и понять жизненные и творческие принципы свободолюбивого автора. Василий Иванович боготворил сибирскую землю. Считал, что она ему дала дух, силу и здоровье. Суриков стремился постичь смысл каждого человеческого лица и очень внимательно относился к построению композиции. За это его даже назвали «композитор».

SurikovMorozva

SurikovFotoGirl

К самым знаковым своим произведениям художник писал десятки эскизов. К одной только «Боярыне Морозовой» – их было 35. Именно за такую щепетильность к образам, воплощаемым им, Суриков получил признание как гений исторической живописи. Юродивого для той же «Боярыни» он нашёл на базаре и уговорил позировать босиком на снегу. Саму Морозову списал со своей тётки, а Меншикова в ссылке – с преподавателя математики, которого случайно встретил на улице и уговаривал его, преследуя до самого дома. Каждое из своих больших полотен Суриков писал несколько лет, всякий раз погружаясь в сюжет, как актер в образ. «Переход Суворова через Альпы» написан в Швейцарии.

SurikvPerexSuvrCherzAlpu

«Суриков специально изучал военный костюм, ездил в Альпы, даже спускался с переходов, пытался скатиться, уловить этот момент скольжения по снегу, передать его на своём полотне», – говорит заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина.

Перед созданием знаменитого «Ермака» Суриков тысячи верст проехал по родной Сибири, напитываясь её пейзажами. За это полотно потом меценат, создатель знаменитой галереи Третьяков торговался с самим российским императором Николаем II. Его величество предложил больше: место для картины в Русском музее и 40 тысяч рублей золотом. Гонорар обычного художника Академии искусств составлял тогда около 30 рублей в месяц, а жалование жандарма – 40 рублей в год.

SurikovPokoreniyeSibiriYermakom

Впервые на выставке представлена религиозная живопись художника, увидеть которую раньше было совершенно невозможно. Особое внимание привлекает крупное полотно «Милосердный самарянин», прибывшее в Петербург из Красноярского художественного музея. Кстати, за эту работу Суриков был удостоен малой золотой медали Академии художеств. А само полотно живописец подарил главе Красноярска в благодарность за поддержку во время учёбы.

Приехавшая из Третьяковкой галереи картина «Посещение царевной женского монастыря», написанная под впечатлением от книг Ивана Забелина, рисует не только быт юных царевен, вся жизнь которых частенько проходила в затворничестве, но и передает его видение женского идеала, про который сам он говорил так: «Это – красота особенная: древняя русская».

SurikvVzyatieSnezhnogoGorodka1

Также впервые организаторы экспозиции создали специальный просветительский зал, где можно пообщаться со специалистами, познакомиться с мультимедийной программой, принять участие в игре по мотивам картины «Взятие снежного городка», что особенно интересно детям. Или изучить генеалогическое древо Суриковых – Кончаловских – Михалковых, которое Русский музей получил на время выставки от известного советского/российского режиссёра Никиты Михалкова, правнука В.И. Сурикова.

SurikovMixalkv

SurikovManPoleДиректор Русского музея Алла Манилова ещё раз подчеркнула: «Этот экспонат будет интересен для изучения, поскольку способен наглядно представить нашу российскую историю в лицах и фамилиях. А сама выставка Сурикова (которая продлится до 13 мая 2024 года) – мы на то очень рассчитываем – даст посетителям не только новые знания о нашей истории, об истории русской живописи. Но и будет рождать в сердце, в душе гордость за нашу страну, за наше искусство, которое подарило России и миру таких гениев, как Василий Иванович Суриков».

PS. Василий Иванович Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, крещён 13 января во Всехcвятской церкви. Принадлежал к казачьему сословию. Дед – Василий Иванович Суриков (1786-1836 гг.) служил сотником в Туруханске, двоюродный брат деда – Александр Степанович Суриков (1794-1854 гг.), был атаманом Енисейского казачьего полка. В его честь, согласно записям Максимилиана Волошина, назван остров Атаманский на Енисее. Дед по матери Фёдор Егорович Торгошин. Отец – коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков (1806-1859 гг.). Мать – Параскева (Прасковья) Фёдоровна (в девичестве Торгошина, 1818-1895 гг.), родилась в Красноярске. В 1854 году отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим (в настоящее время Сухобузимское, Сухобузимский район Красноярского края). Дочь Сурикова Ольга была замужем за художником Петром Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская стала писателем, среди её работ – биография деда «Дар бесценный». Её дети – правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Праправнучка – Ольга Семёнова.

По материалам открытых источников

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы