КРЫЛАТЫЙ МОРЯК ПЁТР БУРКИЦА ИЗ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОСОБОГО РИСКА

6 декабря 2022

ИЗ СТАРЫХ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК (Россия, Москва, 2004 год)

Burkitsa1aЛет двадцать (а может, и больше) назад зашёл я по своим редакционным делам в здание Московской мэрии, что на Тверской улице. Иду по ковровым дорожкам этажа, ищу нужный кабинет. Тихо, спокойно, ничто не тревожит. Неожиданно из одного из кабинетов выходит сухощавый подтянутый мужчина и доброжелательно задаёт простой вопрос: «Вы кого-то ищете? Я вам помогу». Я сказал, он любезно вызвался проводить меня и у двери произнёс: «Когда закончите, заходите ко мне, чайку попьём». Такой поворот дела удивил, незнакомый человек, пусть даже и из мэрии, приглашает к себе в кабинет попить чайку. Ну, и ладно. Завершив беседу и захватив необходимые документы, подхожу к кабинету, стучусь. Дверь открывается, и я попадаю в красный уголок военно-патриотического образования какого-то завода или института, заполненного атрибутикой примерно 80-х годов прошлого ХХ века.

Я хотел было удивиться, но не успел. Вежливый хозяин поспешил представиться: «Пётр Романович Буркица – полковник морской авиации в отставке. Вот занимаюсь…».

Тут же поспел чай, появились традиционные сушки, печенье. Пётр Романович, как это принято в приличных домах, предложил выпить коньячку. Пришлось отказаться, надо было возвращаться в редакцию.

После этой встречи состоялись и другие. Так как тема войны, фронтовиков была для меня очень близкой, я встречался с ветеранами, участвовал в их мероприятиях, причём, нередко вместе с П.Р. Буркицей, много писал об этом. Что примечательно, Петра Романовича знали многие, он свободно общался с генералами, адмиралами, маршалами, теми, кто, говоря высоким стилем, отстоял свободу и независимость нашей Родины. С LRBurkitsaнекоторыми из них я сделал интервью, которые опубликовал в центральных газетах Москвы и России. С Буркицей мы, конечно же, выпили. Прямо в мэрии, но аккуратно. Вечером к нему в кабинет зашли два его сверстника с портфелями, быстренько накрыли «поляну», мы сели за стол и… начался неторопливый разговор о том, о сём. Тогда-то я понял, что мне хочется написать и о самом Петре Романовиче. Я намекнул ему об этом, а он ни в какую, срок, мол, не вышел. Ну, это он преувеличил, отговаривался. Со временем я его всё-таки уговорил. Но информацию пришлось вытаскивать буквально по крупицам.

Когда началась Великая Отечественная война, сельский мальчишка Пётр Буркица отметил всего лишь одиннадцатый год со дня своего рождения. Он родился 21 февраля 1930 года на Черниговщине (Украина, СССР), в большом селе Ушня (кстати, известном ещё с 1523 года как поселение вольных и государевых казаков), расположенном на берегу реки Десна. В том селе жила их украинская семья и многочисленные родственники. Отец и трое его младших братьев ушли на фронт. У каждого из них остались дома жена и по двое детей. А у Петиной мамы – трое, из которых Пётр был самым старшим. Мальчишки военной поры взрослели очень быстро. Так он и стал мужичком, хозяином, как бы батькой большого семейства. Пришлось ему пахать, косить, добывать дрова, пасти скот, в общем, работать наравне с взрослыми. Так что детства как такового у него не было.

В конце июня, после кровопролитных боев с превосходящими силами гитлеровцев из-под Бреста вышел 28-й стрелковый корпус 4-й армии и занял оборону по берегу Десны на линии Воловица – Ушня – Макошино. Село стало жить по законам военного времени. И к семейно-колхозным заботам у Петра прибавились боевые. Мало того, что сам помогал военным, чем только мог, так мобилизовал ещё и пацанов: они подвозили солдатам воду, молоко с колхозной фермы, помидоры, яблоки, груши – всё, чем богаты были в первое военное лето домашние огороды. Однако всё свободное время Пётр и его сверстники проводили с солдатами, которые строили мост через Десну и оборонительные сооружения. Помогали им, чем могли. Зорко следили за небом, где появлялись вражеские самолёты, намеревавшиеся сбрасывать бомбы на переправу.

Командир корпуса генерал B.C. Попов и другие офицеры не отказывались от добровольных помощников. Они обучали подростков, как обезвреживать мины и гранаты (это им в дальнейшем очень пригодилось), обращаться с оружием, давали пострелять и даже подарили им учебную винтовку со словами: «Война только начинается, она вам пригодится, учитесь, ребятки». Пётр в ту пору, конечно, и не подозревал, что всё это ему пригодится в жизни, причём, в мирное время.

В ходе тяжёлых боев немецкие войска обошли корпус генерала B.C. Попова с флангов, но советские воины сумели прорвать кольцо окружения и отступить в глубь страны. А для Петра Буркицы и его односельчан наступили чёрные дни оккупации. Трудно передать словами, что им пришлось пережить при «новом порядке». Но, тем не менее, мальчишки и тут умудрялись помочь старшим в их борьбе с фашистами. В начале зимы, когда лёд на Десне был ещё тонкий, ставили вехи, чтобы не попасть в полынью. И, бывало, переводили по этой очень опасной дороге на другой берег тех, кто хотел найти партизан, бить нацистов. А то и передавали им найденные в окопах винтовки, гранаты. Понятно, что за такие поступки ни украинские полицаи, ни немцы по головке не погладили бы.

Когда Черниговскую область освободили от оккупантов, Пётр, не слишком-то ещё повзрослевший, снова стал работать в колхозе. Однако стране нужны были кадры для восстановления судоходства на реке Десна, и юноша пошёл в военно-восстановительное пароходство матросом парохода, носившего гордое имя «Победа». В 1947 году поступил в железнодорожное училище № 2, после окончания которого работал слесарем и кочегаром паровоза в депо «Октябрь» на станции Харьков-пассажирская.

В 1950 году добровольно ушёл в ряды Советской армии, успешно окончил учебный отряд Краснознаменного Северного флота, который находился на острове Соловки. Затем служил радистом на эскадренном миноносце «Отражающий». Тогда-то он и принял решение посвятить всю свою жизнь Военно-морскому флоту.

В 1953 году после окончания Рижского военно-морского авиационного училища связи в звании лейтенанта был направлен для продолжения службы на архипелаг Новая Земля, где и прослужил до 1959 года сначала начальником группы подвижных средств связи, а затем и начальником узла связи.

50letpoligona

П.Р. Буркица со своими офицерами-сослуживцами на встрече, посвящённой 50-летию полигона на архипелаге Новая Земля 

Именно там молодому офицеру и довелось принимать непосредственное участие в испытаниях 29 наземных ядерных и термоядерных зарядов (16 водородных и 13 атомных). В марте 1958 года в ситуации, отнесённой к разряду экстремальных, Пётр Романович эвакуировал персонал полярной станции Главсевморпути с мыса Столбовой, над которым прошло облако ядерного взрыва.

Burkitsa100podFloty

Кто бывал на ядерных полигонах или хотя бы читал об этом, знает, что каждое такое испытание требует полной выкладки душевных и физических сил, да к тому же всё это сопряжено с огромным риском для жизни. Но кто тогда об этом думал! Свой офицерский долг Пётр Буркица выполнил с честью.

Когда потребовались военные советники для оказания помощи Арабской Республике Египет, советский майор П.Р. Буркица спасал Каир от разрушения. За участие в отражении налётов был награжден орденом Красной Звезды. Орден Мужества получил тогда же – за героизм при создании «ракетно-ядерного щита».

LRChernavin

П.Р. Буркица (справа) и Л.М. Рудский (второй справа) с адмиралом флота, последним главнокомандующим Военно-морским флотом СССР (1985-1992 гг.), Героем Советского Союза Владимиром Николаевичем Чернавиным. 

Кстати, на Новой Земле он нашёл свою половину – очаровательную Надежду Ивановну, которая после окончания пушно-мехового института работала там в промышленной конторе, заготавливавшей мех песца, шкуры олени, диких зверей, ценный гагачий пух.

После этого ещё восемь лет офицер П.Р. Буркица служил начальником узла связи авиации Краснознаменного Черноморского флота.

BurkitsaPopkv100podFloty

П.Р. Буркица с генерал-полковником, дважды Героем Советского Союза Виталием Ивановичем Попковым (прообраз Маэстро в фильме «В бой идут одни старики»).

В 1967 году его перевели в Москву и назначили на должность старшего помощника начальника оперативно-технического отдела ЦУС авиации Военно-морского флота.

BurkitsaAdmiral06С 1970-го и до февраля 1972 года П.Р. Буркица – начальник отделения спецсвязи 90-й Отдельной дальнего разведывательного действия авиаэскадрильи специального назначения, в составе которой он в составе ограниченного контингента советских войск выполнял интернациональный долг в нескольких странах.

Военную службу П.Р. Буркица окончил в звании подполковника в должности начальника телефонно-телеграфного центра ЦУС авиации Военно-морского флота. К 55-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне ему было присвоено звание полковника.

За добросовестную и честную службу Родине ветеран Подразделений особого риска, воин-интернационалист, ветеран Вооружённых сил страны, полковник П.Р. Буркица награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени, Мужества, Трудового Красного Знамени и 26 медалями.

LRBurkMatushKan07

П.Р. Буркица (слева), Л.М. Рудский (четвёртый слева) с вице-адмиралом, Героем Советского Союза Львом Алексеевичем Матушкиным (третий слева) – участником 12 боевых походов атомных ракетоносцев стратегического назначения с выполнением боевого патрулирования, из них 7 походов совершил подо льдами Арктики; общий воинский стаж служения России его семьи – 250 лет!;  контр-адмиралом, Героем Советского Союза Василием Авраамовичем Каневским (справа), которого ещё называли «Подводный Гагарин».

LRBurk100podvFl06

С декабря 1985 года П.Р. Буркица долгое время работал в органах исполнительной власти Москвы: в Общем отделе Моссовета, в Финансово-хозяйственном управлении и в техническом отделе мэрии. Он привык брать ношу потяжелее и нести ее с достоинством.

Неугомонный Пётр Романович и поныне ведёт большую общественную работу. Он – член Московского Совета ветеранов и заместитель председателя Совета ветеранов Подразделений особого риска Центрального административного округа столицы, часто встречается с молодёжью, школьниками, допризывниками, а порой – и с журналистами. Среди тех, кого он выбрал для многолетнего общения, оказался и я. Повторю, что я не один раз побывал в его «коптёрке» в мэрии на Тверской! Задушевные беседы с ним и с его коллегами-ветеранами, под рюмочку неизменного хорошего коньяка, навсегда остались в моей памяти. Неоднократно я встречался с ним на разнообразных мероприятиях: в Кремлёвском дворце, на 100-летнем юбилее Подводного флота России, на торжествах в Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, а порой и на скорбных церемониях.

О таких людях, как Пётр Романович Буркица, хорошо сказал самобытный поэт, ветеран Подразделений особого риска, старшина 1-й статьи Краснознаменного Северного флота, Герой социалистического труда А.Н. Ульянцев:
«Мы прошли через ад испытаний,
Прорубая науке путь.
Не забудь нас, моя Россия,
Добрым именем помянуть».
А в гимне ветеранов Подразделений особого риска есть такие строки:
«Друзья, вам выпала нелёгкая судьба:
Собрать и испытать в военном деле
Итог гигантского научного труда,
Рискуя жизнью, это сделать вы сумели».

Пётр Романович и Надежда Ивановна вырастили двух замечательных дочерей: Елену и Ларису. Уже стали на крыло внуки и внучки. Так что жизнь продолжается!

Фотографии, помещённые в этой публикации, – журналистов России, автора статьи. Некоторые из них публикуются впервые.

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы