ВЫСТАВКА «МОСКОВСКИЕ КОРАНЫ» – В МУЗЕЕ ВОСТОКА

4 ноября 2022

MuzeiVostoka3

KoranuMs4

В Москве (Россия) в Государственном Музее Востока (ГМВ) с 3 ноября по 18 декабря 2022 года проходит уникальная выставка «Московские Кораны», посвящённая 1100-летию принятия Ислама народами Волжской Булгарии. Наряду с этим в столице проводится Международный научный конгресс «XVIII Фаизхановские чтения».

SedovDirMuzVst Как утверждает генеральный директор ГМВ, доктор исторических наук Александр Седов, на выставке, развернувшей свои экспозиции в шести залах, рассказывается о происхождении коранического текста, его значении, истории и создании рукописей Корана, а также о художественных особенностях списков, почерках и традициях, в которых они выполнены. Александр Седов подчеркнул, что это – необычная для музея выставка, поскольку на ней представлены не отдельные произведения искусства, миниатюры или картины, а книги: «Экспозиция в наших залах рассказывает о происхождении коранического текста, его значении, истории появления рукописей Корана, покажет художественные особенности. Нам удалось собрать предметы, вещи, книги, которые хранятся во многих московских научных и просветительских учреждениях.

KoranuMs2Представлено 40 уникальных списков Священной книги мусульман, датированных X-XIX веками и повествующих о развитии искусства переписывания Благородного Корана от Магриба до Кашмира, от Поволжья до Ирана, от Индии до Дагестана. Они собраны вместе из разных собраний – Государственного музея Востока, Фонда Марджани, Российской государственной библиотеки, Института востоковедения РАН, Научной библиотеки МГИМО МИД РФ, Архива РАН, Научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова, Всероссийской Государственной библиотеки иностранной литературы. Оформление Корана и украшения были чрезвычайно многообразны. KoranuMs3Надеюсь, что на этой выставке и специалисты, и посетители отдадут дань мастерству переписчиков и оформителей и тех художников, мастеров, которые работали над этим».

Искусство оформления Священной книги мусульман существует на протяжении тысячи лет. Письмо и искусство каляма – основного инструмента для письма в исламском мире – сопоставляется с сотворением человека. Поэтому мусульмане верят, что письмо – видимое воплощение слова Бога. В арабской письменности известны разные стили начертаний букв – угловатый и прямолинейный куфи; округлый и скорописный насх; торжественный, словно парящий в воздухе мухаккак. А вот иллюстрировать Коран KoranuMs5нельзя. Лишь изредка в тексты помещались изображения архитектурных деталей или растений, но лишь в качестве декоративных элементов.

Такое можно увидеть только в России – манускрипт Корана XV века из Ирана, где строки из священного текста написаны поверх изображений живых существ: здесь можно разглядеть фантастических птиц, деревья и горы. В основе этих листов, напоминающих тончайший шёлк – цветная китайская бумага с золотым крапом – редкость на Среднем Востоке тех времен. Одиннадцать разрозненных листов хранятся в коллекции Фонда Марджани, а полных подобных Коранов в мире известно только четыре. Редких экземпляров на этой выставке много – самый древний список – IX века. На пергамене тушью и золотом тексты написаны куфи – одним из старейших арабских почерков. А это уже XII век и другой почерк – сульс.

KoranuMs1

ZaitcevIliya1«Этот Коран переписан золотыми чернилами, – пояснил заместитель генерального директора Музея Востока, автор проекта выставки «Московские Кораны», доктор исторических наук, профессор РАН Илья Зайцев, – это очень дорогое искусство, которое требовало огромного количества просто финансовых вливаний. В данном случае это, видимо, был незаурядный человек-заказчик такого манускрипта. В арабском письме нет знаков препинания, которые нам с вами знакомы. И эти аяты разделяются, как правило, декоративными кружками. Весь текст здесь согласован. Красными чернилами проставлены специальные знаки, которые нужны были для правильного произнесения Корана вслух: то есть для постановки правильных пауз, для повышения или понижения тона голоса. Все мы – работники музеев, библиотек, архивов – воспринимаем это наследие как наше общее, вне зависимости от религиозной или национальной принадлежности каждого из нас. Ещё раз подчеркну, что нашему музею удалось представить уникальные рукописи, которые показывают исламский мир за тысячу лет его истории».

KoranuManОтдельный зал экспозиции посвящен Корану и магии. Мусульмане чётко разделяли магию на одобряемую, источником которой был Аллах, и порицаемую, – от джинна и шайтана. Издревле коранический текст был предметом гадания. Иногда в конце списка священного текста даже помещали специально составленные сочинения, к которым прибегали, чтобы узнать будущее. Методики были очень разные. Были очень сложные техники – с помощью магических квадратов. А также это можно было сделать с помощью кубиков. Надо было получить определенную сумму числа, чтобы отсчитать потом соответствующие аят и суры, узнать там, что ждёт человека в будущем. Все эти гадания веками усовершенствовались.

Божественная мудрость и эстетическая красота – каллиграфически выполненные цитаты из Корана со временем стали самодостаточными композициями. Отдельные аяты или целые суры выписывались на стенах мечетей и архитектурных сооружений, книгах, медальонах, посуде, – становясь молитвами, оберегающими верующих и напоминающими им о величии Всевышнего.

ИслямовРенатЗаместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) по делам образования и науки, проректор Московского исламского университета (МИИ) Ренат Ислямов назвал 1100-летие принятия ислама народами Волжской Булгарии важной вехой для истории России: «Мы с большим трепетом относимся к такого рода мероприятиям, где выставляются книги, посвящённые истории ислама, тем более Коран, который является лучшим собеседником в любое время… Не так давно у нас в Московской соборной мечети прошли выставки, где экспонировались Кораны 1787 года, впервые привезённые из Санкт-Петербурга, Коран 1803 года из Казани… Пусть эта выставка послужит неким объединительным началом для богословия, теологии и академической науки. То есть мы говорим об исламе и в стенах исламских, и в стенах академических учреждений. Это ещё раз подтверждает значимость исламского фактора в наши непростые времена. Как сказал Аль-Мутанабби, один из лучших арабских поэтов по мнению российского учёного Крачковского: книга является лучшим собеседником в любое время». Ренат Ислямов заверил в готовности ДУМ РФ сотрудничать с Музеем Востока.

Наша справка. Духовное управление мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) основал в 1994 году муфтий шейх Равиль Гайнутдин. С момента учреждения он же и является председателем ДУМ РФ. Резиденция располагается в Москве. Главный храм – Московская соборная мечеть. В ведении ДУМ РФ находится ряд средних и высших исламских учебных заведений: Московский исламский университет (МИИ), Нижегородский исламский институт имени Х. Фаизханова, начальное медресе при Московской соборной мечети, Московский исламский колледж, начальное медресе при Исторической мечети Москвы, Нижегородское исламское медресе «Махинур», Нижегородское исламское медресе имени шейха Абдулджалила Биккинина, Исламский колледж Московской области.KoranuMos4a

СулеймановРустамМарджаниРустам Сулейманов – предприниматель, коллекционер и основатель Фонда Марджани, характеризуя выставку, заметил: «Здесь перед нами развивается не узко исламская, а общечеловеческая история. Это воплощённое священное слово – вечное, но в то же время живое. О живости его косвенно говорит искусство оформления. Мы видим, как оно меняется, оно никогда не застывает, а постоянно развивается. Подспудно мы понимаем, что развиваются и перевод, и толкование. Живое слово – прерогатива не только учёных или богословов, это касается и простых людей, и тех, кто к этому источнику обращается. Один из Коранов дагестанского происхождения, которые мы отреставрировали специально к выставке, имеет очень любопытную страничку. Примерно в середине манускрипта есть лист с изящной каллиграфией, даже не такой строгой, как сам текст священного Корана. Красивым почерком переписчик сообщает, что он уже 20 лет работает над переписыванием, силы его подходят к концу, он боится, что не успеет закончить свой труд, поскольку болезнь одолевает его, но ученики, смеет он надеяться, завершат его дело. Дальше записей нет о том, что он скончался, но почерк меняется. Скорее всего, его дело завершили ученики. Это живой и в то же время о многом говорящий памятник.

Казалось бы, это не важно, но на самом деле в этом факте очень много информации: и в том, как люди к этому относились, и в том, что настолько они проникались этим словом, что переплетали свою судьбу с Кораном. И сейчас, когда человечество достигло таких высот в освоении каких-то знаний в разных науках, обращение к Корану позволяет интересующимся гораздо больше узнать и о себе, и об окружающих, и об этом мире, и о высшем смысле. Я думаю, что мы все к этому прикоснёмся».

Metaksa1aMetaksaTseretliСоветник генерального директора Музея Востока Татьяна Метакса (моя давняя хорошая знакомая, так же, как и стоящий рядом с нею на фото президент Российской академии художеств Зураб Церетели), рассказывая об экспозиции, заявила: «На выставку нужно приходить, вдумываясь в неё. Надо вглядываться в великолепные почерки, которыми написаны разные листы Корана – за несколько веков, от IX до XIX века – в разных странах различными мастерами, которые посвящают своё творчество, свою жизнь Корану – главной священной книге мусульман. Ко всем Коранам у нас имеются великолепнейшие экспликации – объяснения. Они помогут посетителям прочитать всё, что написано на незнакомом для них языке. В одном зале представлены фрагменты на пергаменте. Это – оригинальные дагестанские списки».

Начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления президента России по внутренней политике Евгений Еремин, обратившись к теме 1100-летия принятия Ислама Волжской Булгарией, подчеркнул: «Этот юбилей поддержан не только во всех регионах России, но и представителями всех этносов и религий страны. Это в очередной раз доказывает, что Ислам – древняя яркая и неотъемлемая часть нашего общего духовного богатства. А мусульмане России вместе с представителями других религий и этносов создавали наше единое государство».

Burhanv1wmnПрофессор Института культуры мира Альберт Бурханов заметил: «Эта экспозиция поможет лучше понять религию Ислама. Все проблемы и конфликты между странами происходят из-за того, что мы плохо знаем друг друга. Православие и ислам вроде считаются противоречивыми религиями, но на самом деле они очень сблизились в истории. Некоторые исследования доказывают, что в основании Москвы принимал участие и представитель Волжской Булгарии».

На выставке представлено немало экспонатов, уже много лет вызывающих повышенный интерес. Например, четыре рукописи из Дагестана XIX века. Любопытно, что две из них переписаны одним человеком, его звали Шамхали ибн Иса Аль-Карахи, то есть он происходил из села Карахи из Карахского общества в современном Чародинском районе Дагестана. Он с разницей в год переписал два списка Корана, которые потом оказались в коллекции татарского мецената и библиофила, которого звали Мухаммед Хасан Тимербулатович Акчулин. Были ли это заказные списки, точно, к сожалению, неизвестно.

Хотелось бы обратить внимание на одну из рукописей из Джума-мечети села Кубачи, но она была переписана не в Кубачах, а, по всей видимости, в Ираке или где-то на иракской почве на рубеже XIV-XV веков. Это рукопись из Научной библиотеки МГУ. Она долгое время находилась на Кавказе, неоднократно реставрировалась. Но как она попала в Кубачи, пока не выяснено. Может быть, её привёз один из жителей этого села после совершённого им хаджа, или кубачинский имам. Но это наглядный пример того, как ещё в XIV-XV веках существовали связи между центрами исламского мира и такими относительно отдалёнными регионами как Дагестан.

Koranu3womn

Среди поделившихся своим мнением с собравшимися были также директор Института восточных рукописей РАН, доктор исторических наук Ирина Попова; советник Посольства Узбекистана в РФ Закир Заитов и глава Культурного представительства при Посольстве Исламской Республики Иран в РФ Масуд Ахмадванд и другие.

MuftyНе могу не привести выдержки из выступления председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, генерального секретаря Международного мусульманского форума муфтия шейха Равиля Гайнутдина на VII съезде лидеров мировых и традиционных религий 14 сентября 2022 года в городе Нур-Султан (Казахстан): «В Благородном Коране сказано: «Если бы Аллах не удерживал одних людей другими, то земля, воистину, исполнилась бы нечестия. Но Аллах исполнен милости ко всем мирам» (К. 2: 251). Мы видим, что милость Всевышнего пронизывает даже раздоры между людьми: раздоры, без которых мы не сумели бы прийти к истинному согласию. Я говорю об испытании, во время которого человеку даруется уникальный шанс вновь почувствовать всю серьёзность событий, происходящих в мире. Воспользуемся ли мы этим шансом? Сможем ли понять то зло, которое предшествует любым войнам и разногласиям? То зло, невольным выходом из которого и оказывается конфликт. Я убежден, что без этого понимания любые усилия по поддержанию мира, в конечном итоге, будут тщетными. Об этом сегодня в своем выступлении напомнил глава Римско-католической церкви Папа Римский Франциск.

Человечество страдает от неспособности услышать друг друга. Этот изъян не присущ человеческой природе (ал-фитра) изначально. Он – закономерный результат кощунственной претензии какого-либо одного земного голоса, кому бы он ни принадлежал, стать голосом единственным, эксклюзивным и заглушить собою всё остальные. Из-за такого проявления гордыни и тщеславия люди, в том числе целые цивилизации, терпят крах и провоцируют разногласия.

Для того чтобы восстановить подорванный порядок и отстоять мир, нам требуется услышать всю полноту разнообразия голосов на земле. Разнообразие и многоголосие человечества – не препятствие для согласия, а предусмотренный Творцом контекст его поиска. Мы должны идти путями согласия, не поступаясь ценностями и идеалами, и не скрывать принципиальных расхождений с другими. И здесь я полностью согласен с шейхом «Ал-Азхара» Ахмадом ат-Тайибом. Это неимоверно трудное задание, но, только решившись на его исполнение, мы можем надеяться установить прочный мир на земле.

LRGainuginR2003Сегодня, во время нашей встречи с Папой Римским Франциском, мы вдвоем, находясь в Нур-Султане и подняв руки, молили Всевышнего о даровании мира человечеству. Надеюсь, наши молитвы будут приняты Господом! Благодарю за внимание и молю Всевышнего Аллаха даровать успеха каждому, ищущему мира и согласия!».

Значимые, уместные, ко времени сказанные слова. Дай Бог, чтобы к ним прислушались те, кто пока ещё имеет власть…

Среди фотографий, размещённых в этом материале, есть фото Льва Рудского (автора этой статьи и главного редактора данного интернет-журнала Worldrusnews.ru/Мировые и российские новости) и муфтия шейха Равиля Гайнутдина (Москва, 2003 год).
Фотоиллюстрации в публикации – ведущих фотожурналистов Российской Федерации.

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Январь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архивы