ЮРИЙ ДИМИТРИН, ЕВГЕНИЙ РЕЙН, АЛЕКСАНДР ЖУРБИН

23 января 2022

LRZurbinRein2003

Этой фотографии, наверное, лет девятнадцать. Видимо, было какое-то приятное всем мероприятие. И у всех хорошее настроение. Второй слева – Юрий Димитрин, рядом с ним, второй справа – Евгений Рейн, крайний справа – Александр Журбин и крайний слева – автор этих строк Лев Рудский – в то время главный редактор газет «Содружество» и «Содружество-Беларусь», журналов «Русский инженер» и «Хлебное дело». Когда я нашёл эту фотографию, то совершенно не мог вспомнить фамилию человека рядом со мной, поставил снимок как есть. Но, к счастью, мой друг по Фейсбуку Валерий Слуцкий подсказал мне, как его зовут и кто он. Итак…

МОГИКАНИН ЛИБРЕТТНОГО ДЕЛА

Dimitrin1bЮрий Георгиевич Димитрин (имя при рождении Михельсон) – советский/российский драматург, либреттист, писатель, педагог (20 марта 1934 г., Ленинград – 15 января 2020 г., Санкт-Петербург). После окончания Ленинградского химико-технологического института, некоторое время работал по специальности, но параллельно пробовал свои силы в журналистике, литературе и драматургии. В 1964 году стал заведующим литературной частью организованного выпускниками ЛГИТМИКа Красноярского молодёжного театра, затем редактором ленинградской телестанции «Горизонт». Печатался в газетах и журналах как театральный критик. С 1966-го Димитрин обращается к жанру драматургии музыкального театра. Его оригинальные и переводные либретто, сценарии, новые сюжетные версии либретто классических опер и оперетт постепенно обращают на себя внимание и музыкальных театров страны и публики. Им создано 78 либретто для переводных и новых опер, оперетт и мюзиклов, 60 из которых были поставлены на сцене в 88 театрах десяти стран мира. Такие произведения зарубежной оперной классики, как «Мнимая садовница» Моцарта, «Дидона и Эней» Пёрселла, «Адриана Лекуврёр» Чилеа, «Синьор Брускино» Россини и другие – впервые на сцене страны появились с его переводными либретто или новыми сюжетными версиями.

В 1975 году состоялась премьера первой в Советском Союзе рок-оперы «Орфей и Эвридика» на его либретто, музыку к ней написал Александр Журбин, а исполнили ВИА «Поющие гитары». За эти десятилетия рок-опера прошла более двух с половиной тысяч раз (в том числе и за пределами России) и продолжает идти в настоящее время.

В 1978 году, вскоре после «Орфея и Эвридики», появилось ещё одно из самых совершенных творений, к которым приложил руку Юрий Димитрин – забытая ныне рок-опера «Фламандская легенда» по мотивам «Легенды об Уленшпигеле» Шарля де Костера. Автор стихов – Юлий Ким, композитор Ромуальд Гринблат. Димитрин же в этом проекте – драматург, по просьбе худрука (сегодня мы бы сказали – продюсера) «Поющих гитар» Анатолия Васильева кромсавший уже готовое произведение, чтобы сюжет обрел напряжение и стал сценичным. Так обычно шлифуются бродвейские мюзиклы; Димитрину неоткуда было знать эту технологию – пришлось её изобрести. Часть стихов тоже написана им, хоть он никогда этим не хвастался, но эти строки важны и врезаются в память: «Добыв корону королей, / Дружить ты будешь только с ней, / А остальных друзей на цепь и к стремени». «Легенда» ушла из репертуара «Поющих гитар» после года проката и больше нигде не ставилась (музыкальный язык авангардиста Р. Гринблата слишком сложен и академичен и для массового зрителя, и для большинства исполнителей), но Юрий Георгиевич до последнего мечтал снова увидеть её на сцене. К сожалению, даже 40-летний юбилей оперы стал поводом только для урезанного концертного исполнения в петербургском Доме композиторов.

В 1982-м Юрий Димитрин создал новую редакцию оперной трилогии С.И. Танеева «Орестея». Среди его театральных работ – либретто многих других произведений. И пусть современные оперы не становятся хитами, но в истории останутся амбициозные «Братья Карамазовы» и «Идиот» (композитор Александр Смелков) и «Проклятый апостол» Петра Геккера, либретто которых, созданные Юрием Димитриным, куда сильнее и свежее музыки.

Ю.Г. Димитрин – автор рецензий на музыкальные спектакли, статей по проблемам либретто и музыкального театра. Иногда Юрий Георгиевич называл себя «могиканином либреттного дела». И прикладывал огромные усилия к тому, чтобы заинтересовать молодежь своим искусством, объяснить композиторам, дирижерам, режиссерам значение редкой профессии. Да, он был первопроходцем. Первая отечественная рок-опера «Орфей и Эвридика» А. Журбина. Первые русские версии «Дидоны и Энея» Г. Пёрселла, «Колокольчика» Г. Доницетти, «Мнимой садовницы» В.-А. Моцарта, «Лунного мира» Й. Гайдна, «Прометея» К. Орфа и многих других. Первая монография о либретто оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Впервые в России он стремился учить профессии либреттиста, создал и читал студентам Санкт-Петербургской Академии театрального искусства курс «Драматургия оперного либретто», издал несколько книг по теории и практике либретто, по проблемам музыкальной драматургии. Разговор о текстах в музыкальном театре он сумел сделать важным для огромного количества людей, и в том, что в нынешних академических конференциях присутствует раздел «либреттистика», есть заслуга и Ю.Г. Димитрина. В рамках Союза театральных деятелей он вёл Всероссийскую авторскую лабораторию.

Сколько классических и современных опер и оперетт благодаря Димитрину стали репертуарными! И ещё могут стать, потому что многие вещи пока не реализованы.

DimitrinBook5В 2000 году, когда интернет ещё не был столь массовым инструментом, он придумал сайт «Либретто во сне и наяву» о жанре либретто и профессии либреттиста, представляющий всю панораму проблем профессии, её историю и перспективу развития, и онлайн-журнал «Конь и лань», которые регулярно поддерживал почти 20 лет.

Юрий Георгиевич Димитрин – член Союза литераторов, Союза театральных деятелей, Союза журналистов. Член Всемирного клуба петербуржцев, лауреатом литературной премии «Северная Пальмира» в номинации «драматургия».

Передавая свои бумаги в фонды Петербургской Театральной библиотеки, он пошутил, что там хранятся архивы «вечно живых» и «пока живых». Теперь из второй категории он перешел в первую.

Юрий Георгиевич надеялся увидеть на сцене свою музыкальную комедию «Да здравствует папа!» по комической опере Г. Доницетти, свою редакцию «Орестеи» С. Танеева. Он рассчитывал вновь заинтересовать театры «Фламандской легендой» Р. Гринблата, «Таборной оперой» В. Устиновского, «Эзопом» Б. Архимандритова, «Маскарадом» И. Рогалёва. Творческое наследие Ю.Г. Димитрина ждёт не только своих исследователей, но и продюсеров, режиссёров, композиторов.

ОДИН ИЗ «АХМАТОВСКИХ СИРОТ»

ReynHandЕвгений Борисович Рейн – советский/российский поэт, эссеист, прозаик, сценарист родился в Ленинграде 29 декабря 1935 года в еврейской семье. Отец – архитектор Борис Григорьевич Рейн, родом из Харькова, погиб на фронте в 1944 году в бою под Нарвой, мать – преподаватель немецкого языка и литературы Мария Айзиковна (Исааковна) Зисканд, родом из Екатеринослава.

В 1953 году Евгений Рейн поступил в Ленинградский технологический институт имени Ленсовета. Сам поэт признавался, что выбор учебного заведения оказался во многом чистой случайностью. Он пошёл в этот вуз по настоянию матери, которая хотела обеспечить будущее своего сына, она не верила, что ему удастся нормально зарабатывать в литературно-гуманитарной сфере. В вузе издавалась стенгазета «Культура», в которой часто поднимались острые проблемы, вызывавшие недовольство руководства. Активным автором этих публикаций был, разумеется, Рейн. И потому, несмотря на то, что он был прилежным студентом, его все-таки исключили с пятого курса, прямо перед защитой диплома. Вернувшись через год, Рейн сумел поступить на пятый курс другого технологического института – холодильной промышленности – и получить диплом.

А в 1964 году Рейн окончил Высшие сценарные курсы, став со временем автором сценариев более 20 документальных фильмов (в том числе «Чукоккала»). Работал в геологических партиях на Дальнем Востоке, на ленинградских заводах.

На формирование поэтического голоса и образности стихов Рейна большое влияние оказала поэзия советского конструктивизма, прежде всего таких поэтов, как Илья Сельвинский и Эдуард Багрицкий, отчасти Владимир Луговской.

В 1950-1960-е годы Рейн вошёл в близкое окружение русской поэтессы Анны Ахматовой, которая также оказала значительное влияние на его творчество. К этому же времени относится и начало дружбы Евгения Рейна с Иосифом Бродским. Вместе с ним, Дмитрием Бобышевым, Анатолием Найманом Рейна стали называть «ахматовские сироты»). Сам этот термин появился благодаря стихотворению Дмитрия Бобышева под названием «Все четверо», которое было посвящено памяти Ахматовой. Вот отрывок из него:

«И на кладбищенском кресте гвоздима
душа прозрела: в череде утрат
заходят Ося, Толя, Женя, Дима
ахматовскими сиротами в ряд».

Ахматова высоко ценила творчество каждого из них. Как признавался Бродский, она была для них не только литературным, но также духовным и нравственным авторитетом. Найман утверждал, что Ахматова их учила не поэтическому ремеслу – это было нечто большее. В действительности занятия представляли собой факультатив, она создавала удивительную атмосферу, в которой удавалось творить.

Много лет спустя, выражаясь не без некоторой степени иронии, Иосиф Бродский назвал Рейна «трагическим элегиком».

В советское время книги Евгения Рейна не издавались, его стихи не публиковались. Но в этот же период его стихи появлялись в западных журналах «Континент», «Грани», «Синтаксис». В 1979 году Евгений Рейн принял участие в неподцензурном альманахе «Метрóполь» (составил поэтический раздел альманаха), за что подвергся политическому преследованию, был лишен возможности работать, занимался документальным кино, лишь в 1982-м смог вернуться к литературной деятельности, главным образом, переводческой.

Несмотря на высокую оценку творчества Евгения Рейна поэтов старшего поколения – Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Бориса Слуцкого, Леонида Мартынова, Павла Антокольского, Арсения Тарковского и других, первая книга «Имена мостов» (с сильным цензурным вмешательством) вышла лишь тогда, когда поэту было уже 49 лет. С началом перестройки в России книги Евгения Рейна начинают активно издаваться, он выпускают несколько сборников стихов, а также две книги мемуаров и эссе. Среди них – избранное «Против часовой стрелки» (1991 г.) с предисловием Иосифа Бродского; сборник «Нежносмо…» (1992 г.) с иллюстрациями Александра Харитонова; книга поэм «Предсказание» (1993 г.), книга итальянских стихов «Сапожок» (1994 г.), сборник «Балкон» (1998 г.), книга «Арка над водой» (2000 г.), соединившая стихи хрестоматийно отобранные и совсем свежие, книга мемуарной прозы «Заметки марафонца: неканонические мемуары» (2003 г.).

В своё время лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский так писал о Евгении Рейне: «На мой взгляд, Рейн наиболее значительный поэт нашего поколения, то есть поколения, к которому я принадлежу…». (На фото внизу: Евгений Рейн и Иосиф Бродский (справа) в молодости)

ReinBrodsky

Евгений Рейн переводил поэтов народов СССР, английскую, индийскую и арабскую поэзию. В 1987 году принят в Союз писателей СССР. В 2004 году принял участие в Мировых поэтических чтениях в Куала-Лумпуре в Малайзии.

В настоящее время Е.Б. Рейн – профессор Литературного института имени А.М. Горького, преподает на кафедре литературного творчества, там же руководит поэтическим семинаром; он – член Союза писателей, член Пен-клуба, член Союза кинематографистов.

Е.Б. Рейн удостоен Государственной премии Российской Федерации, Пушкинской премии в области поэзии, Национальной литературной премии «Поэт».

Один литературный критик как-то сказал: «Евгений Рейн – поэт милостью Божьей, бурлящий стихом и в жизни удивительно на свои стихи похожий. Он – один из самых замечательных поэтов современной России».

«ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА», «ТУЧИ В ГОЛУБОМ» и…

ZurbinFonoSmileАлександр Борисович Журбин – советский/российский/американский композитор, пианист, театральный режиссёр, писатель (родился 7 августа 1945 года в Ташкенте Узбекской ССР, СССР – до 1972 года носил фамилию отца Гандельсман). Окончил Ташкентскую консерваторию по классу виолончели, затем Институт имени Гнесиных по классу композиции, а также аспирантуру Ленинградской консерватории (диссертация посвящена поздним симфониям Густава Малера).

DimitrinZurbin1975aВ 1975 году написал первую советскую рок-оперу «Орфей и Эвридика» (на фото Александр Журбин и либреттист Юрий Димитрин, 1975 г.). А всего в его портфолио около двухсот песен, в том числе такие, как «Мольба», «Песня о счастье», «Лошадка – жизнь», «Всё к лучшему», «Послевоенное танго», «Тучи в голубом»; пять симфоний, концерты для фортепиано с оркестром, для альта с оркестром, для скрипки с оркестром, концерт для виолончели с оркестром «Иерусалим» и т.д., и т.п.

С 1990 по 2001 год композитор с семьёй жил в Нью-Йорке, где в 1992 году организовал первый русско-американский театр «Блуждающие звёзды».

С 2001 года живёт на два дома – в Москве и в Нью-Йорке.

В 2005 году Журбин отпраздновал своё 60-летие двухнедельным фестивалем в Москве под названием «Пять юбилеев Александра Журбина». В 2010 году 65-летию был посвящен продолжавшийся пять недель фестиваль «Александр Журбин: Музыка. Театр. Кино». В 2015 году прошёл двухмесячный фестиваль «Всё к лучшему!», где состоялась мировая премьера Пятой симфонии («Sinfonia Bizarra») и чуть позже – премьера оперы «Мелкий бес» по роману Ф. Сологуба.

Песни на музыку Александра Журбина исполняют многие известные артисты: Иосиф Кобзон, Ирина Понаровская, Леонид Серебренников, Тамара Гвердцители, Николай Басков, Кристина Орбакайте, Евгений Герчаков, Жанна Рождественская, Михаил Боярский, Павел Смеян, Наталья Ветлицкая и другие.

С 23 сентября 2020 по 20 февраля 2021-го в России прошёл фестиваль «Серьёзно и легко!», на котором было исполнено много произведений композитора, в том числе премьеры опер «Анна К.» и «Счастливый день», Шестая симфония, а также вокальные и камерные сочинения.

О большинстве этих и других мероприятиях я неоднократно писал в центральных российских и московских изданиях, а также в моём интернет-журнале Lora&FilippQvintWorldrusnews.ru/Мировые и российские новости в статьях «Александр Журбин: «Серьёзно и легко!» – за 12 сентября 2020 г.; «Юбилейная Estet Fashion Week» – за 14 ноября 2015 г.; «Пять юбилеев Александра Журбина» – за 22 октября 2015 г.; «Евгений Герчаков – Сальвадор Дали, Король Лир и…» – за 24 октября 2014 г.; «Александр Журбин: «Опера – моя любовь» – за 12 сентября 2012 года.

А.Б. Журбин – член Союза композиторов, член Союза кинематографистов, член Союза театральных деятелей и член Союза писателей России. Награждён орденом Почёта, ему присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации», он – лауреат Премии города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство», лауреат Национальной премии «Музыкальное сердце театра».

У Александра Журбина два сына (оба они музыканты): Филипп Квинт (от композитора Лоры Квинт) – (на фото), и Лев Журбин (от поэтессы Ирины Гинзбург).

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Июль 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы