К ЕГО 100-летию ТЕАТР на ТАГАНКЕ ОБЪЕДИНИЛСЯ

10 октября 2021

DupakNikLuk

5 октября 2021 года в Московском Доме кино состоялся торжественный вечер, посвящённый 100-летию со дня рождения Николая Лукьяновича Дупака, знаменитого директора Театра на Таганке, а также актёра, режиссёра, организатора многих культурных проектов. И, конечно же, ветерана и инвалида Великой Отечественной войны. Оказать почести этому поистине легендарному человеку в истории культуры и искусства Советского Союза и России  пришли государственные деятели страны и представители столичных театров; телеграммы со словами признательности и уважения направили президент России Владимир Путин, министр обороны Сергей Шойгу, мэр столицы Сергей Собянин, и ещё сотни поклонников Н.Л. Дупака. Это неординарное событие освещали десятки журналистов газет и журналов, многочисленных телеканалов.

Посетить юбилей и поздравить непревзойдённого мэтра театральной Москвы мог любой желающий и совершенно бесплатно. Нужно было только заранее записаться на сайте Союза кинематографистов. И всё-таки гости на празднике были не случайные, а те, кто любит и чтит Николая Лукьяновича. Среди них оказалось много людей в очень солидном возрасте, почти ровесников именинника. Но все-таки рубеж в 100 лет сумел преодолеть только сам юбиляр – Н.Л. Дупак.

DupakZalНа сцене Дома кино поставили директорское кресло с наброшенным на спинку пиджаком. Рядом на столе – табличка с надписью «Вышел в зал». На полу – десятки ваз с цветами. Среди собравшихся в зале гостей – руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский, губернатор Приморского края Олег Кожемяко, российский политик и генерал, Герой России Владимир Шаманов, народные артисты РФ Сергей Никоненко, Евгений Стеблов, Лариса Лужина, Евгений Герасимов, художественный руководитель Школы современной пьесы Иосиф Райхельгауз, директор театра «Ленком Марка Захарова» Марк Варшавер и многие другие.

Юбиляр появился под гром аплодисментов. Он был в инвалидном кресле: после перенесенной болезни Николаю Лукьяновичу тяжело передвигаться. Поэтому он не стал подниматься на сцену – принимал поздравления прямо из зрительного зала. Первыми на сцену поднялись актёры «Таганки» вместе с её нынешним руководителем Ириной Апексимовой. Она припомнила Николаю Лукьяновичу его коронную фразу: «Ну, мы с вами ещё почудим!», – выразив тем самым надежду на то, что легендарный директор ещё не раз появится в стенах любимого театра.

Биография Н.Л. Дупака достойна романа, фильма, спектакля. А впрочем, – судите сами. Родился он 5 октября 1921 года в посёлке Старобешево Донецкой губернии, на Украине, в многодетной семье. Дупак – односельчанин Паши Ангелиной – известной на всю страну трактористки, участницы стахановского движения в годы первых пятилеток, дважды Героя социалистического труда. Его родители Лука Ильич и Анна Артёмовна вырастили и воспитали пятерых детей – Елизавету, Сергея, Ефросинью, Григория, Николая. Отец прошёл всю Первую мировую войну, был награждён Георгиевским крестом. Дед Илья Дупак геройски воевал с турками, освобождая Болгарию, отличился при обороне перевала Шипка в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Их героическую воинскую доблесть, мужество унаследовал и Николай. В школе учился охотно и прилежно. С 1930 года принимал активное участие в школьных и районных спектаклях и театральных постановках, выступал со стихами и монологами на городских и региональных мероприятиях, приуроченных к государственным праздникам и юбилейным торжествам. В 1935 году его пригласил главный режиссёр Таганрогского драматического театра на роль Дамиса в спектакле «Тартюф» по пьесе Мольера.

В 1937 году Николай Дупак поступил в театральное училище города Ростова-на-Дону, где обучался под руководством знаменитого режиссёра, актёра и педагога Юрия Александровича Завадского – будущего главного режиссёра Театра Моссовета. До войны успел закончить только три курса. Одновременно служил в Ростовском театре драмы имени М. Горького.

DupakYoungВ одном из своих интервью Н.Л. Дупак рассказывал: «22 июня 1941 года я встретил в Киеве в шикарной гостинице «Континенталь». К тому времени я уже полтора месяца был на съёмках фильма Александра Петровича Довженко «Тарас Бульба». Меня утвердили на роль Андрия. Тараса играл Амвросий Бучма, а Остапа – Борис Андреев. В то воскресенье 22 июня я проснулся в номере гостиницы где-то часов в 5 утра от гула. Вышел на балкон и увидел, как на низкой высоте пролетали самолёты с непонятными тогда ещё знаками. Потом выяснилось, что это немцы бомбили переправу через Днепр. Утром я сел в трамвай и поехал на студию. Проезжая мимо Еврейского базара (сейчас там цирк), увидел, что немцы туда тоже сбросили бомбы. Погибло очень много народу. Потом Молотов по радио сообщил, что началась война… Александр Довженко собрал всех и сообщил, что вместо двух лет фильм снимут за полтора года. Но съёмки продлились всего неделю. Так как в массовке было занято 400 солдат, процесс пришлось прервать. Они отправились на фронт.

Вскоре из Таганрога, где жили мама и брат, на Киевскую киностудию на мою имя пришла телеграмма: «Коля, тебе прислали вызов в военкомат». Я подумал, зачем мне ехать в Таганрог? Пойду в Киевский военкомат. А там меня спросили: «Ты где родился?», ответил: «В деревне». Тут же направили в пехоту. Но так как для роли я занимался на ипподроме верховой ездой, то рискнул попроситься в кавалерию. Тогда мне предложили поехать в Новочеркасск. Это в 40 километрах от Ростова и в 60 – от Таганрога. Там было кавалерийское училище. Мне выписали билет до Ростова. Приехав в город, я вдруг на вокзале услышал замечательную песню Клавдии Ивановны Шульженко: «Синенький скромный платочек // Падал с опущенных плеч». В Ростове война пока не ощущалась.

В Новочеркасском кавалерийском училище, который тогда называли кузницей кадров советской кавалерии, я проучился до февраля 1942 года. В этом городе базировались Краснознамённые кавалерийские курсы усовершенствования командного состава, а с началом войны там стали по ускоренной программе подготавливать ещё и младших офицеров для кавалерийских частей РККА. Потом 10 человек выпускников – отличников боевой подготовки (в том числе и меня) направили в Москву. Мы были приписаны к резервному эскадрону инспектора кавалерии Красной армии Оки Ивановича Городовикова. Так как немцы уже вовсю бомбили это направление, до Москвы мы добирались на перекладных. По прибытии нас разместили в казарме в Лефортово».

16 марта 1942 года лейтенант Николай Дупак был направлен на Западный фронт – в 7-й кавалерийский корпус, преобразованный 19 января 1943 года в 6-й гвардейский кавалерийский корпус. Н.Л. Дупак участвовал в обороне Москвы, Сталинграда, в других сражениях. Прошёл боевой путь до командира взвода разведки, а потом и командира гвардейского кавалерийского эскадрона (более 250 человек, среди которых наряду с кавалеристами был пулемётный взвод, взвод бронебойщиков с противотанковыми ружьями ПТР и батарея лёгких пушек «сорокапяток»).

После ранений, полученных в тяжелейших боях, смелый офицер Николай Дупак попадал в госпиталя и снова возвращался в строй. Видимо, хорошая генетика! Говорит Николай Лукьянович: «Наверное, хорошая. Но в том, что на фронте я остался жив, по сей день благодарен врачам. В марте 1943 года под Харьковом шли кровопролитные бои с фашистами. Туда была переброшена их дивизия «Викинги». В бою под Мерефой 10 марта меня серьёзно ранили. Если бы не Ефим Ильич Аронов, наш полковой врач, великий Аронов, я бы с вами не разговаривал. Он спас тысячи жизней. Вы посмотрите на его фотографию – на кителе некуда ордена вешать. За каждую тысячу спасённых человек врачей награждали орденом Красной звезды. А у него их было четыре тысячи! Вот об этом надо писать. Представьте себе: поле боя, кругом убитые, а он с зеркальцем. Подползал к бойцу, подносил зеркало ко рту, и если появлялась хоть капелька, значит, жив. Так и меня спас. К тому времени я уже шесть часов пролежал в снегу. Он понял, что я дышу, и тут же дал скрытую команду, чтобы меня вытащили. Я был безнадежный, таких отправляли подальше в глубь страны – согласно распоряжению командования. Привезли меня на носилках в Актюбинск, в госпиталь. «Как фамилия?». – «Дупак». – «У вас есть брат?». – «У меня два брата: Серёжа и Гриша». – «Вы знаете, что две недели назад Сергея привезли к нам из Сталинграда?». Как это считать, что это такое? Чудо. Так в госпитале я встретил старшего брата».

Всего же гвардии старший лейтенант Николай Дупак был ранен трижды (два раза тяжело) в горло, в левую ногу, в правую руку и правую ногу, один раз контужен, терял слух и речь. Лечился в госпиталях в Мичуринске, Москве, Куйбышеве, Чапаевске, Актюбинске.

Там же на фронте Николая Дупака приняли в ряды ВКП(б). Неоднократно он был отмечен поощрениями и благодарностями командования (в том числе от командующего армией, а впоследствии и фронтом маршала Рокоссовского, главного инспектора кавалерии РККА генерал-полковника Городовикова и других). Награждён за боевые заслуги и особую храбрость, мужество и самоотверженность орденами Красного знамени, Отечественной войны I и II степеней, медалями.

Ветеран продолжает: «Да всей моей жизни не хватит, чтобы рассказать про войну, о которой я знаю. Помню, давно уже, много лет назад нас, фронтовиков пригласили в Лондон. Я тоже оказался в этой делегации. Там были английские ветераны 1931 года рождения. А у них у каждого орденов до пупа. Я спрашиваю одного: «Дорогой, так сколько же тебе лет было во время войны?». Он отвечает: «Десять». А как же так случилось, что он тоже ветеран? Оказывается, они юнги. Потом, после войны, они оформили всё это хозяйство и много лет разъезжали по миру как участники войны. У нас тоже были юнги на флоте или дети полка, но такого количества наград у них не было…

DupakN4Сейчас в живых уже не осталось ни одного моего сослуживца. Обычно спрашивают: почему ветераны Великой Отечественной не любят вспоминать войну? Да, потому что вспоминаешь своих лучших друзей… Они погибли, а ты живой. У меня ощущение, что я перед ними как бы виноватый. Это несерьёзно с моей стороны – разговаривать на такую большую и больную тему. Я снялся более чем в 100 фильмах (не считая театральных ролей), представляете? Из них около 80 – о войне. Поставил десятки спектаклей на эту тему: «А зори здесь тихие», «У войны не женское лицо», «Пристегните ремни». Мне стыдно, что после моего ухода из Театра на Таганке там не было поставлено ни одного спектакля про жизнь нашего народа в период Великой Отечественной войны. А ведь именно мы на Таганке, а не у Кремля, впервые в Москве зажгли чашу Вечного огня. Это произошло в 1965 году в спектакле «Павшие и живые», он родился из поэтического вечера, на котором читали стихи поэтов-фронтовиков. Юрий Любимов предложил почтить память героев Вечным огнём. Я подключил свои связи, договорился с пожарными. Так на авансцене загорелся огонь. Пожарные, конечно, сидели на лучших местах. Специально для этого спектакля Володя Высоцкий написал стихи «Солдаты группы «Центр».

Вернёмся немного назад. Получив инвалидность, Н.Л. Дупак после госпиталя был комиссован из армии. В Актюбинске он организовал постановку нескольких спектаклей и концертов в госпитале и Дворце культуры, собранные средства от которых были направлены на строительство танка Т-34. Здесь случайно встретился с режиссёром Александром Давидсоном – помощником Александра Довженко, который через Постпредство УССР вызвал комиссованного героя-инвалида с актёрским прошлым в Москву для участия в съёмках фильма «Украина в огне». Несмотря на подорванное здоровье, Дупак не смирился с положением калеки-пенсионера. Ежедневно подолгу тренируя мышцы рук и ног, голосовые связки и слух, он встал на ноги, восстановил речь и слух. Это позволило ему вернуться в актёрскую профессию. Его зачислили актёром на «Мосфильм».

DupakKazakЧерез короткое время жизнь свела Николая Дупака с режиссёром и тоже фронтовиком Григорием Чухраем, который снял орденоносца в трёх своих картинах, в том числе и в великолепном фильме «Сорок первый». Н.Л. Дупак в те годы довольно-таки активно был задействован в кино.

C 1943 по 1963 год – целых 20 лет – служил ведущим актёром и режиссёром Театра имени К.С. Станиславского (поначалу он назывался «Оперно-драматическая студия К.С. Станиславского», потом стала Театром имени К.С. Станиславского). На этой сцене ему довелось поработать с Петром Глебовым, Евгением Урбанским, Евгением Леоновым. Там же вместе с ним выходил на сцену и Никита Михалков, который на торжестве в честь юбилея Н.Л. Дупака поделился воспоминаниями: «Я могу похвастаться, что первым моим партнёром в жизни на сцене театра был Николай Лукьянович. Я вспоминаю вас как доброго, отзывчивого, правильного человека, что для артиста редкость. Я с огромной радостью и восторгом хочу поздравить вас с юбилеем!».

Параллельно с работой в кино и в спектаклях Н.Л. Дупак занимался общественной работой, был секретарём комсомольской, а потом и партийной организации театра; после скоропостижной смерти директора исполнял обязанности руководителя театра. С коллегами и подчинёнными у него сложились, как он сам говорит, замечательные отношения. И в это я охотно верю!

LogoTnTВ 1963-1990 годы (с небольшим перерывом) Н.Л. Дупак – актёр и директор Театра на Таганке. Именно он позже придумал и утвердил эмблему театра – красный квадрат со словами названия по периметру.

LubimovYuriyВесной 1964 года директор Н.Л. Дупак пригласил в театр и принял на работу в качестве художественного руководителя Юрия Петровича Любимова, работавшего с 1959 года преподавателем в Театральном училище имени Б.В. Щукина при Театре имени Вахтангова. Там Ю.П. Любимов дебютировал как режиссёр, поставив пьесу А. Галича «Много ли человеку надо», а в 1963 году силами студентов курса А.А. Орочко поставил второй спектакль – «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта. Он уговорил Любимова (причём, горячо отстаивал его кандидатуру на разных уровнях), хотя тот намеревался переехать на работу в подмосковный городок Дубна (на тот момент там было населения всего-то около 30 тысяч человек), где ему обещали выделить здание Дома культуры для театральных постановок и предоставить хорошую квартиру. Заодно Дупак принял в труппу всех его студентов. Спектакль «Добрый человек из Сезуана» понравился Дупаку, и сразу же стал легендой, идёт он здесь и до сих пор – с перерывами около 60 (!) лет (вот что значит профессиональное чутьё!).

Познакомившись в Киеве с молодым талантливым художником Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки Давидом Боровским, Дупак переманил его в Москву к себе на Таганку, создал условия, выбил квартиру его семье недалеко от театра, устроил сына в художественное училище. В Театре на Таганке таланты Боровского ещё более раскрылись и развились. Давид Львович Боровский-Бродский состоялся как поистине народный художник страны, театральный художник и сценограф, удостоен множества премий и наград.

Это не просто слова, так оно и было. Директор Н.Л. Дупак повсеместно старался создавать актёрам и другим сотрудникам театра такие условия для работы и отдыха, чтобы они могли целиком сосредоточиться на творчестве и раскрыть полностью свои таланты и умения. Помогал и поддерживал актёров, добивался достойного награждения их званиями, да и премиями тоже. В 1960-1980 годах Театр на Таганке стал самым посещаемым театром столицы, к тому же активно гастролирующим по СССР и за границей. Более 30 раз выезжал на зарубежные гастроли, в том числе в 13 капиталистических стран, что для того времени в условиях «холодной войны» и «железного занавеса» было очень большой редкостью.

DupakRol1DupakRol2DupakRol3БезВестиПропавшийЛинияЖизниБудучи уже директором Театра на Таганке, Н.Л. Дупак, дабы не использовать своё служебное положение, навсегда отказался от ролей в спектаклях своего родного театра. Из-за принципа. Но в кино продолжил  сниматься, сыграв роли в десятках кинофильмов (на фото  – некоторые из них). Диапазон ролей широкий и яркий: от солдат и матросов до командующих армиями и генерал-фельдмаршала, от простых граждан до руководителей страны и регионов, от простых сотрудников милиции до комиссаров полиции, от рядовых ратников до воеводы, от адъютанта до председателя Совета министров СССР. Повторю, что Николай Лукьянович в театре и кино сыграл более 150 ролей, среди них роли в таких спектаклях и кинофильмах, как «Бородино», «Тартюф», «Укрощение строптивой», «Маскарад», «Три сестры», «Женитьба Бальзаминова», «Тарас Бульба», «Дни Турбиных», «Без вести пропавший», «Служили два товарища», «Будни уголовного розыска», «Линия жизни», «Ярослав Мудрый», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Высоцкий. Вот и сбывается всё, что пророчится…».

На юбилейном вечере, обращаясь к Н.Л. Дупаку, Иосиф Райхельгауз сказал: «Я был мальчиком-студентом, но помню, как вы позвали в театр Любимова с компанией его артистов. Сейчас все говорят: «Высоцкий!». А он бродил по Москве без работы, изгнанный из Театра Пушкина, из Театра миниатюр. Вы его заметили, держали за руку и привели в Театр на Таганке. На вас чиновники кулаками стучали. Не давали держать в театре больше одного штатного режиссёра. А у вас в Театре на Таганке их было 12! И я был среди этих штатных режиссёров. Спасибо, любимый! Вы нас удержали и спасли. Вы – гений!».

Да, оказывается, огромной удачей оказался приход в театр Владимира Семёновича Высоцкого, которого Н.Л. Дупак принял на работу, вопреки первоначальным возражениям Ю.П. Любимова. А тот потом играл все главные роли, включая Гамлета, и стал кумиром для каждого человека в большой стране. Позже Николай Лукьянович говорил, что он получал выговоры за плохо поставленную воспитательную работу в театре: «В Министерстве культуры наверняка сохранились протоколы, в которых меня уничтожали как антисоветчика. Мол, воспитываю бог знает кого и делаю всё не то. Уму непостижимо, но трижды требовали, чтобы я Высоцкого освободил от работы в театре. И дважды коллектив проголосовал «за». Основание было нетрудно найти. Володя сорвал гастроли в Минске, в Ленинграде, он дискредитировал театр. А когда я его не уволил, решили, что надо освободить от работы в театре меня. Слава богу, что Юрий Петрович заступился. Он сказал: «Если завтра Дупак не придёт на работу, мы объявляем забастовку». Это вообще фантастика была – ультиматум от театра. Я добивался звания для Володи Высоцкого, но его так и не дали. 

DupakVusotskyVoinskChast73

Такого деятеля театра, актёра, как Высоцкий, сейчас в нашей стране нет. Театр на Таганке создавался для того, чтобы показывать недостатки и проблемы, которые мешают жить. «Таганка» воспитывала молодежь, противостояла злу. И Володя всё это олицетворял. У Высоцкого не было диссидентских настроений, он хорошо относился к власти. Он был любим в любой компании, выступал везде, даже в воинских частях. Самое удивительное – его доброта и желание помогать людям».

DupakVusotskyZolotxin

И снова из интервью с Н.Л. Дупаком.

О ваших способностях решать проблемы в Москве ходили легенды, говорили, что вы сумели буквально из ничего построить театр!

«Вы не представляете, до какой степени мы были бедные! Многое доставалось бесплатно. Образец кирпича, из которого построено новое здание театра, я привёз из Швеции. Там мы попали на приём в ратуше. Рядом была стройка. Я пошёл туда и увидел красные кирпичи, такие же, из которых было построено здание ратуши. Взял один и привёз в Москву. Отдал на исследование. Выяснили, что такую глину надо везти из Эстонии. Чтобы оттуда привезли 24 вагона материала, Володя Высоцкий поехал со мной на кирпичный завод, а потом в Министерство путей сообщения. Выступил – и у театра появилось 8 тысяч квадратных метров кирпича. Для контраста в отделке использовали белый мрамор. С него надо каждую весну пескоструйкой сбивать пыль. 20 лет ни разу этого не делали. А уникальный мрамор просто залепили афишами.

DupakVusotskyN1Кран-балку для сцены, который стоил очень дорого, завод в Видном сделал бесплатно. Привезли её в театр для установки – оказалось, ошиблись на 20 сантиметров. Пришлось Володе Высоцкому снова ехать со мной в Видное, снова встречаться с коллективом. Когда председатель Моссовета Промыслов сказал, что Театру имени Ермоловой выделено на покупку радиоаппаратуры 60 тысяч рублей, ему на Политбюро ЦК КПСС сделали выговор: «Сейчас нужно помогать Кубе, Болгарии, другим социалистическим странам. А вы тратите на какой-то Ермоловский театр. Переживут без аппаратуры. А когда же я обратился, чтобы 100 тысяч рублей дали на кресла для «Таганки», а они стоили гораздо больше, меня послали куда подальше. Однако 800 уникальных кресел всё же появились в театре. Их сделали по спецзаказу в Финляндии. Кресла удобные. В каждом был динамик. Чтобы их привезти в театр, вопрос решался на уровне Косыгина, на уровне Госплана СССР. Их финны не только сделали, но и привезли на двух трейлерах за свой счёт. Кресла служили 20 лет и ещё столько же могли прослужить. Но Николай Губенко (худрук театра «Содружество актёров Таганки», которому отошло новое здание) решил купить новые. Те можно было просто перетянуть. Конструкция у них была сделана на совесть».

Так почему же театр не был достроен с первого раза?

DupakVusotskyPortrt«Потому что тогда я в первый раз ушёл из театра. И это тоже было связано с Высоцким. Володя обратился ко мне за помощью. Он присмотрел в комиссионном магазине кулон для Марины Влади. Мы платили ему 800 рублей, а кулон стоил 6 тысяч. У меня на прииске работал знакомый, и я попросил его помочь. Мне сказали, что дадут 10 тысяч рублей, если Володя в течение трёх дней будет выступать на приисках. В расписании нашего театра был только «Добрый человек из Сезуана», в котором часто играл дублёр, поэтому мы отпустили Высоцкого.

Но я сказал, чтобы он принёс обратный билет и был готов играть в «Преступлении и наказании». Как это бывает, вечером смотреть «Сезуана» пришёл Любимов вместе с французским режиссёром Жаном Виларом. Узнав об отъезде Высоцкого, Юрий Петрович, человек темпераментный, возмутился, что я много на себя беру, и решил взять всё в свои руки. Я снял свой портрет, который висел в коридоре, сказал: «Честь имею» и ушёл».

Таким образом, в 1977 году из-за конфликта с Ю.П. Любимовым Николай Дупак переходит на должность директора Театра на Малой Бронной, где за год с небольшим сумел сделать много полезного и важного для него: построить малую сцену для Михаила Михайловича Козакова, сделать ремонт основных помещений, пригласить талантливых режиссёров, выбить дополнительные ставки, квартиры нуждающимся актёрам.

DupakLubimv2«Но, спустя полтора года, – продолжает Н.Л. Дупак, – в 1978-м, позвонил Любимов и предложил встретиться. Мы встретились через полчаса после телефонного разговора. Он предложил вернуться в театр. Я ответил, что мне очень хорошо на новом месте. Тогда он сказал: «Неужели вы не хотите достроить театр?». Стройка остановилась после моего ухода, потому что никто не хотел этим заниматься. У меня намечалась встреча с фронтовиками, и я сказал, мол, извините, но как они решат, так я и поступлю. Боевые товарищи на меня накинулись: «Как тебе не стыдно! Ты строил и не достроил! Да ты должен на карачках ползать и умолять разрешить вернуться!». К тому моменту было и письмо генсека ЦК КПСС Л.И. Брежнева, в котором говорилось: «Дупака – вернуть!». В общем, ребята единогласно проголосовали за то, чтобы я вернулся.

Однако позже Любимов вновь решил, что обойдётся без директора. Он всё время высказывал недовольство тем, что идёт постоянная стройка. На крыше должны были быть теннисный корт и летний театр, также планировалось появление музея Высоцкого. Но Юрию Петровичу музей не был нужен, хоть я и говорил ему, что там найдётся место и для него, после того как он уйдёт в лучший мир. Также ему очень не нравилось то, что я снимался в кино и позволял это актёрам. «Артист должен быть голодным! Они разжиреют!», – возражал Любимов. Моя позиция была такова – пусть снимаются, но не в ущерб театру. Когда театр выехал на гастроли в Грецию, где я должен был к нему присоединиться, Любимов сказал, что если я приеду, он сорвёт гастроли, что справится и без меня – будет совмещать должности. Я подумал, зачем мне всё это надо – ехать туда, устраивать скандал. И я стал заниматься Центром культуры на Таганке.DupakVusotskyPam

DupakVusotskyFt

А перед этим, когда не стало Высоцкого, я хотел сделать в театре его музей. Нашёл помещение площадью около ста с лишним метров. Но ко мне обратилась Нина Максимовна, мама Володи: «Николай Лукьянович, у меня большая просьба: а можно под музей – небольшой домик найти в районе театра? Сегодня вы директор, а завтра придёт кто-то другой и всё может поломать». Мне удалось выбить хороший особняк рядом с «Таганкой». Сделали там ремонт, открыли музей, который потом передали Никите Высоцкому. С 1997 года он вручает премии «Своя колея». Кому только не выдал. А в мою сторону он даже не посмотрел. Не понимаю, почему. Мне безумно обидно.

Когда театр распался на две труппы, при новых хозяевах вместо стильных финских стульев поставили мягкие кресла, которые совершенно не вписываются в антураж. Замуровали стены, которые поднимались и опускались, – это было фантастическое зрелище. Я предложил перекрыть витражом большое фойе, где появился дворик с березами, куда актёры выходили отдохнуть. А перед театром мы посадили дуб, которому столько лет, сколько самому театру на Таганке».

Театр на Таганке – это был невероятно современный уникальный проект. Всё было продумано до мельчайших деталей – от архитектуры до репертуара. Само здание, где расположен театр, появилось, когда в 1870-х годах на Земляном Валу объединили несколько построек XVIII века. В 1911-м к нему достроили кинотеатр немого кино «Вулкан» по проекту архитектора Густава Гельриха. До 1946 года помещения занимали филиал Малого театра и Театр Сафонова. В 1946 году был образован Московский театр драмы и комедии, который разместился в здании бывшего кинотеатра «Вулкан». Первоначально в труппе состояли воспитанники московских театральных студий, в том числе Готлиб Ронинсон, и актеры периферийных театров. Первым спектаклем стал «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана, поставленный под руководством режиссёра Александра Плотникова.

TeatrNaTagankeN2

Позже на спектаклях Юрия Любимова впервые засветились (как звёзды) новые имена – Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Алла Демидова, Леонид Филатов, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Иван Бортник, Зинаида Славина и другие.

Итак, в 1990-м, на 70-м году жизни Николай Лукьянович ушёл из Театра на Таганке. В 1990-2000-е годы работал директором Культурного центра на Таганке, главным режиссёром-консультантом Государственного учреждения культуры Московского объединения «Музеон», советником генерального директора театра зверей «Уголок Дурова» по творческим и строительным вопросам. Примечательный факт: в 1993 году, через несколько месяцев после трагического и громкого конфликта Юрия Любимова и труппы Театра на Таганке и его драматического разделения на два отдельных театра коллектив театра «Содружество актёров Таганки» обратился с письмом-приглашением к Н.Л. Дупаку с просьбой вернуться и стать директором их коллектива. Николай Лукьянович поставил условие, что он примет приглашение и станет директором, если театр объединится и вновь будет единым учреждением. Театр не объединился, и Дупак отказался от поста директора.

DupakShirwindt2

Николай Лукьянович Дупак и Александр Анатольевич Ширвиндт 

В своё время лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Михайлович Гречко, долго бывший членом художественного совета Театра на Таганке, отмечал: «Уметь заметить, поддержать, приподнять, огранить и развить чужое дарование немногим под силу. Николай Дупак же этим даром наделён щедро. Любить актёров, понимать их и разговаривать с ними на одном языке, дышать с ними в такт — это тоже талант. Причём талант редчайшей пробы. Я по-настоящему горд, что судьба меня свела с этим неординарным человеком. Люди масштаба и качеств Николая Лукьяновича Дупака – явление редчайшее, а оттого безмерно ценное. Это наше национальное достояние. Он патриарх нашего театра и искусства».

DupakNagrazdНа юбилейном вечере в Доме кино про геройские подвиги Николая Дупака говорил московский министр Александр Кибовский. Он преподнес в дар юбиляру его наградной лист – один из многочисленных. Именно этот лист Кибовскому передали из Музея Победы. В тот вечер многие друзья и коллеги Николая Дупака вспоминали со сцены о том, какой ценой достигался успех кумиров и кто стоял у них за спиной. Народный артист России Александр Филиппенко предложил ввести в оборот звание «Герой театра» и первым делом присвоить его Николаю Лукьяновичу. «Спасибо вам за вашу смелость на всех этапах вашей жизни! Вы наш истинный герой!» – сказал Филиппенко.

Зал аплодировал юбиляру стоя.

Напоминаю, что при непосредственном участии и активном содействии Н.Л. Дупака на Таганке были построены культурный центр-музей В.С. Высоцкого, Дом русского зарубежья имени А.И. Солженицына и другие значимые объекты, открыто несколько столичных театров, музеи В.С. Высоцкого и музеи А.П. Чехова в странах ближнего и дальнего зарубежья.

DupakOrdenaНиколай Лукьянович Дупак удостоен званий «Заслуженный артист РСФСР», «Заслуженный артист Украины», «Почётный деятель искусств города Москвы», он – лауреат Национальной премии «Признание»; является почётным гражданином города Валуйки (Белгородская область) и почётным гражданином Старобешевского района Донецкой области; награждён орденами Красного знамени, Отечественной войны I и II степеней, «Дружбы народов», «За мужество» III степени (Украина), медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За воинскую доблесть» и «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», а также юбилейными, общественными и ведомственными орденами и медалями СССР, Российской Федерации, других стран.

Личная жизнь Н.Л. Дупака складывалась непросто. В 1939 году он женился на своей коллеге Алле Ванновской – дочери ведущего актёра Ростовского драмтеатра Юрия Алексеевича Ванновского. В войну она находилась с театром в эвакуации в глубоком тылу, мужа с фронта, к сожалению, не дождалась… После войны переехала с родными в Армению, работала в Ереванском русском драматическом театре имени К.С. Станиславского. Заслуженная артистка Армянской ССР. Несколько раз была замужем, в том числе стала первой женой актёра и режиссёра Армена Борисовича Джигарханяна.

Через несколько лет после окончания войны Николай Лукьянович женился на Вере Васильевне Чапаевой (Камишкерцевой) – младшей приёмной дочери легендарного комдива Василия Ивановича Чапаева. С ней его познакомил её старший сводный брат Александр Васильевич Чапаев. Видимо, из-за того, что она не могла иметь детей, они через двадцать лет брака расстались. С третьей своей женой Раисой Михайловной Дупак прожил более сорока лет до её смерти (в 2009 году) в результате врачебной ошибки. Через год трагически погибли дочь Елена и внучка Анастасия. Дочь Оксана (актриса, театральный директор) и внук Адриано живут в Москве.

И ещё одна новость, случившаяся уже после столетнего юбилея Н.Л. Дупака (скажу прямо – знаменательная новость!): два театра – «На Таганке» и «Содружество актёров Таганки» наконец-то слились воедино, вернулись к своему историческому бренду. Объединение артистов произошло ещё 30 сентября на постановке «Земляничная поляна», которая была приурочена ко дню рождения бывшего худрука театра Юрия Любимова. Но официально поистине историческое событие произошло 8 октября – согласно распоряжению Департамента культуры столицы эти два театра объединились. Так что отныне «Таганка» становится единой и неделимой, какой и была, начиная с первого дня своего основания. Во главе старо-нового образования встанет Ирина Апексимова.

История «Таганки» была совсем непростой. Театр под руководством Юрия Любимова позиционировал себя в некоем противостоянии с советско-партийным правящим режимом, который этого, конечно же, И в 1984 году Ю.П. Любимов вынужден был покинуть Советский Союз, начал работать за границей. В это время главным режиссёром стал талантливый художник Анатолий Эфрос, тоже не очень-то привечаемый властями. Но, как оказалось, часть артистов не приняла его эстетику и весьма агрессивно демонстрировала режиссёру своё неприятие. После смерти Эфроса и в отсутствии Любимова дальше корабль «Таганки» повёл артист, к тому времени ставший режиссёром Николай Губенко, оставшийся в истории ещё и как последний министр культуры СССР.

В 1989 году, когда в стране подули ветры политических перемен, Юрий Любимов по инициативе того же Н. Губенко вернулся на Родину, был встречен как герой, вновь стал худруком «Таганки». Казалось, что теперь-то уж его театр выйдет на новые высоты, станет лидером перестройки, однако… Внутри театра вспыхнул острый конфликт (Любимов с Губенко не сошлись во взглядах на новую форму экономического существования коллектива), произошел раскол, в результате чего возник новый театр – «Содружество актёров Таганки» во главе с Николаем Губенко. С этого момента два театра, располагавшиеся в соседних зданиях (Любимов – в старом, Губенко – в новом), кроме общих инженерных коммуникаций не хотели иметь ничего общего.

TeatrNaTaganke2

И ещё один конфликт уже Ю.П. Любимова со своими артистами произошёл на гастролях в Чехии в 2011 году, в результате чего Юрий Петрович покинул театр, и «Таганку» возглавил Валерий Золотухин. Правда, порулил он недолго – умер.

Apeksimva1В 2015 году директором театра стала Ирина Апексимова, которая в свою очередь пережила немало драматических моментов в связи с судебными процессами по инициативе увольняемых ею (видимо, неугодных по каким-либо причинам) артистов, снятием из репертуара 21 спектакля, из них девять – постановки Любимова. Она создала лабораторию «Открытая репетиция», в рамках проекта приглашённые режиссёры могли приходить с собственными пьесами, артисты сами распределяют роли и проводят несколько репетиций, после чего спектакль показывают зрителям. Благодаря лаборатории в репертуаре театра появились спектакли «Золотой дракон» Леры Сурковой, «8 (восемь)» Сергея Чехова, «Старший сын» Дениса Бокурадзе. В 2018 году Максим Диденко представил постановку «Беги, Алиса, беги» на стихи Владимира Высоцкого. Спектакль получил «Золотую маску» в номинации «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре».

В те годы на вопрос: как вы относитесь к назначению Апексимовой на должность директора, Н.Л. Дупак ответил: «Отрицательно. Реформированием театра должен заниматься специалист. Театр должен продолжать традиции. Важно сохранить неповторимый дух, репертуар и вернуть школы, которые организовывал Любимов. В спектаклях, которые я видел, есть много талантливых ребят. Нужно быть злейшим врагом театра, чтобы всё это распустить».

Я не хочу комментировать это высказывание мэтра, ибо мне Ирина Апексимова как актриса, извините, не очень нравится. А какой она худрук или директор театра, – судить не берусь. Да это и не к чему…

И вот указом мэра Москвы Сергея Собянина в октябре 2021 года «Таганка» вновь становится единым театром, который отныне будет называться «Театр на Таганке». С хозяйственной точки зрения это, наверное, хорошо. С художественной – тоже, особенно если учесть, что театр «Содружество актёров Таганки» так и не зарекомендовал себя как успешный театр. Но главное, чтобы объединение коллективов двух театров в одну структуру, в один художественно-хозяйственный комплекс, помогло бы не повторять досадных ошибок и драматических коллизий своей истории.

DupakBoyN3

Теперь это единая труппа, один театр, который носит название Театра на Таганке. Театр «Содружество актёров Таганки» стал «Новой сценой». Основная задача, стоящая перед возрождённым коллективом, – это подготовить и показать взыскательному зрителю неординарные и интересные спектакли. Такие, какие были при Николае Лукьяновиче Дупаке. На «Старой сцене» в декабре представят спектакль «Урожай», а на «Новой сцене» уже в октябре состоится премьерный показ постановки «Онегин» режиссёра Алексея Франдетти.
Как говорится, – поживём увидим…

А Николаю Лукьяновичу Дупаку, отметившего свой 100-летний юбилей, хочу пожелать здоровья, здоровья и ещё раз здоровья!

По материалам открытых источников

В публикации помещены фотографии Евгения Новоженина, Андрея Эрштрема, Анатолия Егорова, Фреда Гринберга, Анатолия Гаранина, Павла Баранова и других советских/российских фотожурналистов.

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы