ФИЛЬМ «КЛЯТВА» – РУССКИЙ «СПИСОК ШИНДЛЕРА»

5 ноября 2020

KlyatvaLogo1a26 ноября 2020 года на экраны России выходит военно-историческая драма «Клятва» – фильм, который уже называют русским «Списком Шиндлера». Картина, основанная на реальных событиях, посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, освобождению Крыма от немецко-фашистских захватчиков в мае 1944 года, памяти жертв Холокоста и бессмертному подвигу врачей. Фильм снят при поддержке Министерства культуры РФ.

«Клятва» – это фильм о любви и верности. История о торжестве и силе духа. О возможности сохранить в себе гуманное, человеческое начало даже в самых трагических и бесчеловечных обстоятельствах. В центре сюжета – жизнь главного врача психиатрической больницы города Симферополя Наума Балабана и его супруги – Елизаветы Нелидовой. Действие фильма «Клятва» разворачивается с 1938 по 1942 годы в Крыму.

«В нашей картине, – говорит режиссёр Роман Нестеренко (он – режиссёр фильмов и сериалов «Дорогая Маша Березина», «Обречённая стать звездой», «Ставка на жизнь», «Чужое гнездо», «Тяжеловес», «Жестокий мир мужчин» и др.) показан Наум Балабан – человек выдающегося таланта и огромной силы духа. Отличительная черта его характера – то, что он всегда, при любых обстоятельствах, спасал невинных. В годы сталинских репрессий Н.И. Балабан – от жестокого НКВД, приписывая им психиатрические диагнозы. Когда началась война, у Наума Исидоровича была возможность эвакуироваться – из Крыма вывозили медицинский институт, в котором он возглавлял кафедру психиатрии. Но Балабан не уехал, он продолжая руководить больницей, помогал крымчанам с эвакуацией, сотрудничал с партизанами.

Balaban1Оставшись в оккупации, спасая больных и евреев, Балабан знал, что ждёт его пациентов, которые, с точки зрения идеологии Третьего рейха, являются «ущербным человеческим материалом» и подлежат уничтожению. Он знал, какая участь ждёт и его, еврея и гуманиста. И тем не менее, остался на оккупированной территории. 

Врач-психиатр Наум Балабан

«Клятва» – это прежде всего история любви и верности. Во время учёбы в Мюнхене Наум и его сокурсник Густав Шеффер (его роль в картине играет российский актёр Дмитрий Готсдинер, сыгравший в фильмах «Моими глазами», «Ласточкино гнездо», «Паук», «Достоевский» и др.), влюбляются в одну и ту же девушку – русскую дворянку Елизавету Нелидову. Она делает свой выбор в пользу Наума и вернётся с ним после революции в Россию, а Густав останется в Германии, где будет одним из создателей закона по стерилизации душевнобольных людей. Судьба не раз сводит их вместе. В 1941 году они встречаются снова. В оккупированном фашистами Симферополе главврач психиатрической больницы Наум Балабан и немецкий «исследователь» Густав Шеффер снова сталкиваются в борьбе за верность собственным идеям и любовь Елизаветы».

Судьба испытывает на прочность силу духа и любовь главных героев. Врач-психиатр Наум Балабан и его супруга Елизавета Нелидова стремятся быть верными клятве Гиппократа, спасая во время оккупации многих своих пациентов из еврейских семей и психиатрических больных от гибели.

VrachDvornikВ роли Наума Балабана – талантливый актёр, театральный режиссёр и актёр дубляжа Александр Баргман («Адмиралъ», «Троцкий», «Потерявшие солнце», «Ленинград-46»), именно он озвучил Джонни Деппа. В роли его жены Елизаветы Нелидовой – Анна Вартаньян, известная по ролям в фильмах «Две женщины», «Сад», «Мажор-2», «Тульский Токарев», «Шторм».

В одном из своих интервью российской журналистке Елены Бобровой, состоявшемся ещё в мае этого года, Александр Баргман сказал: «До того, как мне прислали сценарий, я ничего о Науме Исидоровиче Бадабане не знал. И поэтому эта роль – прежде всего возможность открыть и начать общение с потрясающей личностью. Наум Балабан – настоящий герой не только военного, но и довоенного времени, достойный того, чтобы о нём помнили, и не только в Крыму, и не только специалисты. К счастью, стараниями крымского краеведа Бориса Берлина и внука одного из сотрудников Симферопольской психиатрической больницы, ныне носящей имя бесстрашного врача – в простонародье – «балабановка», о Науме Исидоровиче узнала автор сценария фильма Татьяна Мирошник. Именно её стараниями, а также продюсера Владимира Есинова и, конечно же, режиссёра фильма и соавтора сценария Романа Нестеренко, оператора Геннадия Немых, плюс всей съёмочной группы создан фильм. Весь путь занял шесть лет.

Klyatva1К сожалению, после войны имя Наума Балабана оказалось забытым. Возможно, ещё и потому, что он спасал людей не только от фашистов, но и от НКВД, в течение нескольких лет укрывая в больнице возможных политзаключённых. Балабан был выдающимся психиатром, с его мнением считались. Все политзаключённые в Крыму проходили у него медицинское освидетельствование. За годы репрессий он, поставив «соответствующий» диагноз, укрыл у себя в больнице от неминуемой гибели около 500 человек.

Рассказывают такой случай. Жил в Севастополе старый художник-кубист Юрий Шпажинский. Перебрав лишнего спиртного, он как-то спел частушку: «Ой, огурчики-помидорчики, Сталин Кирова убил в коридорчике!». За такое художнику грозило десять лет лагерей. Но Наум Исидорович поместил его в больницу, доказывая, что он «психически болен», поскольку не знает даже, кто такой Климент Ворошилов. НКВД несколько раз пытался забрать Шпажинского из больницы, и каждый раз главврач возвращал его к себе. Используя своё положение, он вызволил из застенков и свою жену. По фильму – с помощью спасённого в своё время от алкоголизма комиссара НКВД. Но, повторюсь, не только её. Поэтому не стоит удивляться, что, когда после войны всё открылось, на имя Балабана наложили табу.

FashistuИ только недавно стали известны некоторые факты. Наконец-то из архива ФСБ выдали справку о смерти Балабана. В ней зафиксировано, что 13 марта 1942 года Балабана и его жену после пыток расстреляли. Место захоронения неизвестно. Есть версия, что он вместе со своими пациентами зашёл в душегубку и там проглотил капсулу с цианидом. Но никто достоверно не может сказать, что же случилось с Наумом Исидоровичем и его женой Елизаветой Александровной с того момента, когда их схватили немцы.

RastrelАвтор сценария Татьяна Мирошник продолжает свои исследования, и уже наряду с «Клятвой» она сделала документальный фильм «Крымский лекарь», посвящённый Науму Балабану».

Интересно, что само название фильма «Клятва» как бы отсылает нас к клятве Гиппократа. А клятва как понятие – знак посвящения себя другим. Следует подчеркнуть, что именно благодаря Н.И. Балабану в Крыму в 1920-х годах была остановлена эпидемия холеры. Врач разрабатывал новые способы лечения энцефалита, алкоголизма, прогрессивного паралича, а также – борьбы с шизофренией.

PestoranВ том же интервью Александр Баргман на вопрос, что для него роль Балабана – просто актёрская работа или ещё и личная история, он ответил: «А она и не может быть другой для человека, чьи предки принимали непосредственное участие в войне, в боевых действиях. И она не может не быть личной для того, для кого вопрос национализма не пустой звук. В моей творческой жизни было несколько соприкосновений с мощными, яркими личностями. Балабан стал одним из них. Я уже касался темы Холокоста и в «Ночи Гельвера» (пьеса польского драматурга Ингмара Вилквиста о превращении человека под воздействием идеологии в зверя), и в спектакле «Наш класс» (документальная пьеса другого польского автора – Тадеуша Слободзяника, о школьниках, часть из которых – евреи, а часть – поляки, оказавшихся в годы Второй мировой войны по разные стороны добра и зла). А вообще я уже лет 25 назад хотел сделать моноспектакль по роману Рыбакова «Тяжёлый песок». Но сейчас, если спектакль на этом материале возникнет, это уже будет не моноработа, а полномасштабный проект. Я считаю, что имя Наума Балабана должно зазвучать не только в России, но и за рубежом».

НестеренкоИльченкоС этими словами актёра созвучно мнение звукорежиссёра фильма Дмитрия Ильченко: «Я бы охарактеризовал фильм «Клятва» как русский «Список Шиндлера» (фильм режиссёра Стивена Спилберга «Список Шиндлера», 1993 г., США).

Режиссёр Роман Нестеренко и звукорежиссёр Дмитрий Ильченко в студии «Б» Pro Tools на киностудии «Мосфильм»

Мы планируем с этим фильмом принять участие во многих российских и международных кинофестивалях».

Кроме Наума Балабана и его жены, в картине присутствуют и другие исторические персонажи. Николай Эльяш – ученик Н.И. Балабана, впоследствии стал историком театра, критиком и педагогом ГИТИСа. Марина Йогансон – врач, выжившая после уничтожения больницы, именно она последняя видела Балабанов живыми. Дед Брайер – пациент, которого Балабан вылечил от алкоголизма.

Производством фильма занималась компания «Кинопрограмма XXI век», имеющая опыт создания военных драм. Продюсеры – Владимир Есинов и Елена Калинина; оператор-постановщик – Геннадий Немых («Я вернусь», «Даёшь молодёжь!», «Королева бандитов», «Быстрые свидания», «Наживка для ангела», «Нетающий лёд» и др.); художник – Сергей Гавриленков; композитор – Руслан Сабиров; актёры – Александр Баргман, Анна Вартаньян, Дмитрий Готсдинер, Игорь Грабузов («Екатерина. Самозванцы», «Последняя статья журналиста», «А.Л.Ж.И.Р.»), Алёна Козырева («Прекрасные создания», «Полосатое счастье»); Николай Сердцев («Молодая гвардия», «Жуков», «Мата Хари», «Свидетели», «Со дна вершины»); Владимир Роганов («Анна-детективъ», «Чернобыль: Зона отчуждения»); Василий Мищенко («Спасатель», «Дежа вю», «Экипаж»); Юрий Цурило («Дурак», «Поп», «Хрусталёв, машину!»), а также Артём Болотовский, Ольга Калмыкова, Светлана Павлова, Марина Денисова, Кристина Стефанович, Всеволод Быков, актёры крымских театров.

БаргманВартаньянГотсдинер

БолотовскийАртёмРогановВлрдМищенкоВасЦурилоЮрий

ГрабузовИгрКозыреваАлёнСердцевНик

На фото актёры и актрисы фильма «Клятва». Первый ряд: Александр Баргман, Анна Вартаньян и Дмитрий Готсдинер; второй ряд: Артём Болотовский, Владимир Роганов, Василий Мищенко и Юрий Цурило; третий ряд: Игорь Грабузов, Алёна Козырева и Николай Сердцев

Съёмки фильма велись в Ялте, Севастополе и Симферополе. От идеи снять весь фильм на территории Крымской психиатрической больницы, которой сегодня присвоено почётное имя Наума Исидоровича Балабана, пришлось отказаться из-за проходящих через все дворы навесных чёрных газовых труб. Основная часть съёмок прошла в Севастопольском морском госпитале Черноморского флота. Зато сцены в морге были сняты именно в той больнице, поскольку почти всё оборудование в ней сохранилось со времён войны.

Сцена сборного пункта евреев снималась в том же самом здании, где находился этот пункт в 1941 году. Актёров предупредили об этом. Некоторым, наиболее впечатлительным, становилось плохо от осознания того, что именно по этим коридорам и ступенькам евреи шли на смерть. К массовым съёмкам были привлечены крымчане, которые теперь с нетерпением ждут выхода фильма.

На проекте работали консультанты многих профессий – историки, краеведы, психиатры, врачи общего профиля, переводчики и даже педагоги. Актёры специально выучили немецкий язык, чтобы их речь звучала правильно. Один из педагогов постоянно присутствовал на съёмочной площадке.

Фильм снимался в цвете, но весь дизайн и освещение делалось под чёрно-белую картинку; этот вариант изначально был выбран как наиболее точно отражающий концепцию фильма, военное настроение событий тех лет.

Фотографии для публикации предоставлены компанией «Кинопрограмма XXI век», а также – российскими фотожурналистами

Лев Рудский (WRN) 

Метки: , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Декабрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы