26 ноября 2020 года на экраны России выходит военно-историческая драма «Клятва» – фильм, который уже называют русским «Списком Шиндлера». Картина, основанная на реальных событиях, посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, освобождению Крыма от немецко-фашистских захватчиков в мае 1944 года, памяти жертв Холокоста и бессмертному подвигу врачей. Фильм снят при поддержке Министерства культуры РФ.
«Клятва» – это фильм о любви и верности. История о торжестве и силе духа. О возможности сохранить в себе гуманное, человеческое начало даже в самых трагических и бесчеловечных обстоятельствах. В центре сюжета – жизнь главного врача психиатрической больницы города Симферополя Наума Балабана и его супруги – Елизаветы Нелидовой. Действие фильма «Клятва» разворачивается с 1938 по 1942 годы в Крыму.
«В нашей картине, – говорит режиссёр Роман Нестеренко (он – режиссёр фильмов и сериалов «Дорогая Маша Березина», «Обречённая стать звездой», «Ставка на жизнь», «Чужое гнездо», «Тяжеловес», «Жестокий мир мужчин» и др.) показан Наум Балабан – человек выдающегося таланта и огромной силы духа. Отличительная черта его характера – то, что он всегда, при любых обстоятельствах, спасал невинных. В годы сталинских репрессий Н.И. Балабан – от жестокого НКВД, приписывая им психиатрические диагнозы. Когда началась война, у Наума Исидоровича была возможность эвакуироваться – из Крыма вывозили медицинский институт, в котором он возглавлял кафедру психиатрии. Но Балабан не уехал, он продолжая руководить больницей, помогал крымчанам с эвакуацией, сотрудничал с партизанами.
Оставшись в оккупации, спасая больных и евреев, Балабан знал, что ждёт его пациентов, которые, с точки зрения идеологии Третьего рейха, являются «ущербным человеческим материалом» и подлежат уничтожению. Он знал, какая участь ждёт и его, еврея и гуманиста. И тем не менее, остался на оккупированной территории.
Врач-психиатр Наум Балабан
«Клятва» – это прежде всего история любви и верности. Во время учёбы в Мюнхене Наум и его сокурсник Густав Шеффер (его роль в картине играет российский актёр Дмитрий Готсдинер, сыгравший в фильмах «Моими глазами», «Ласточкино гнездо», «Паук», «Достоевский» и др.), влюбляются в одну и ту же девушку – русскую дворянку Елизавету Нелидову. Она делает свой выбор в пользу Наума и вернётся с ним после революции в Россию, а Густав останется в Германии, где будет одним из создателей закона по стерилизации душевнобольных людей. Судьба не раз сводит их вместе. В 1941 году они встречаются снова. В оккупированном фашистами Симферополе главврач психиатрической больницы Наум Балабан и немецкий «исследователь» Густав Шеффер снова сталкиваются в борьбе за верность собственным идеям и любовь Елизаветы».
Судьба испытывает на прочность силу духа и любовь главных героев. Врач-психиатр Наум Балабан и его супруга Елизавета Нелидова стремятся быть верными клятве Гиппократа, спасая во время оккупации многих своих пациентов из еврейских семей и психиатрических больных от гибели.
В роли Наума Балабана – талантливый актёр, театральный режиссёр и актёр дубляжа Александр Баргман («Адмиралъ», «Троцкий», «Потерявшие солнце», «Ленинград-46»), именно он озвучил Джонни Деппа. В роли его жены Елизаветы Нелидовой – Анна Вартаньян, известная по ролям в фильмах «Две женщины», «Сад», «Мажор-2», «Тульский Токарев», «Шторм».
В одном из своих интервью российской журналистке Елены Бобровой, состоявшемся ещё в мае этого года, Александр Баргман сказал: «До того, как мне прислали сценарий, я ничего о Науме Исидоровиче Бадабане не знал. И поэтому эта роль – прежде всего возможность открыть и начать общение с потрясающей личностью. Наум Балабан – настоящий герой не только военного, но и довоенного времени, достойный того, чтобы о нём помнили, и не только в Крыму, и не только специалисты. К счастью, стараниями крымского краеведа Бориса Берлина и внука одного из сотрудников Симферопольской психиатрической больницы, ныне носящей имя бесстрашного врача – в простонародье – «балабановка», о Науме Исидоровиче узнала автор сценария фильма Татьяна Мирошник. Именно её стараниями, а также продюсера Владимира Есинова и, конечно же, режиссёра фильма и соавтора сценария Романа Нестеренко, оператора Геннадия Немых, плюс всей съёмочной группы создан фильм. Весь путь занял шесть лет.
К сожалению, после войны имя Наума Балабана оказалось забытым. Возможно, ещё и потому, что он спасал людей не только от фашистов, но и от НКВД, в течение нескольких лет укрывая в больнице возможных политзаключённых. Балабан был выдающимся психиатром, с его мнением считались. Все политзаключённые в Крыму проходили у него медицинское освидетельствование. За годы репрессий он, поставив «соответствующий» диагноз, укрыл у себя в больнице от неминуемой гибели около 500 человек.
Рассказывают такой случай. Жил в Севастополе старый художник-кубист Юрий Шпажинский. Перебрав лишнего спиртного, он как-то спел частушку: «Ой, огурчики-помидорчики, Сталин Кирова убил в коридорчике!». За такое художнику грозило десять лет лагерей. Но Наум Исидорович поместил его в больницу, доказывая, что он «психически болен», поскольку не знает даже, кто такой Климент Ворошилов. НКВД несколько раз пытался забрать Шпажинского из больницы, и каждый раз главврач возвращал его к себе. Используя своё положение, он вызволил из застенков и свою жену. По фильму – с помощью спасённого в своё время от алкоголизма комиссара НКВД. Но, повторюсь, не только её. Поэтому не стоит удивляться, что, когда после войны всё открылось, на имя Балабана наложили табу.
И только недавно стали известны некоторые факты. Наконец-то из архива ФСБ выдали справку о смерти Балабана. В ней зафиксировано, что 13 марта 1942 года Балабана и его жену после пыток расстреляли. Место захоронения неизвестно. Есть версия, что он вместе со своими пациентами зашёл в душегубку и там проглотил капсулу с цианидом. Но никто достоверно не может сказать, что же случилось с Наумом Исидоровичем и его женой Елизаветой Александровной с того момента, когда их схватили немцы.
Автор сценария Татьяна Мирошник продолжает свои исследования, и уже наряду с «Клятвой» она сделала документальный фильм «Крымский лекарь», посвящённый Науму Балабану».
Интересно, что само название фильма «Клятва» как бы отсылает нас к клятве Гиппократа. А клятва как понятие – знак посвящения себя другим. Следует подчеркнуть, что именно благодаря Н.И. Балабану в Крыму в 1920-х годах была остановлена эпидемия холеры. Врач разрабатывал новые способы лечения энцефалита, алкоголизма, прогрессивного паралича, а также – борьбы с шизофренией.
В том же интервью Александр Баргман на вопрос, что для него роль Балабана – просто актёрская работа или ещё и личная история, он ответил: «А она и не может быть другой для человека, чьи предки принимали непосредственное участие в войне, в боевых действиях. И она не может не быть личной для того, для кого вопрос национализма не пустой звук. В моей творческой жизни было несколько соприкосновений с мощными, яркими личностями. Балабан стал одним из них. Я уже касался темы Холокоста и в «Ночи Гельвера» (пьеса польского драматурга Ингмара Вилквиста о превращении человека под воздействием идеологии в зверя), и в спектакле «Наш класс» (документальная пьеса другого польского автора – Тадеуша Слободзяника, о школьниках, часть из которых – евреи, а часть – поляки, оказавшихся в годы Второй мировой войны по разные стороны добра и зла). А вообще я уже лет 25 назад хотел сделать моноспектакль по роману Рыбакова «Тяжёлый песок». Но сейчас, если спектакль на этом материале возникнет, это уже будет не моноработа, а полномасштабный проект. Я считаю, что имя Наума Балабана должно зазвучать не только в России, но и за рубежом».
С этими словами актёра созвучно мнение звукорежиссёра фильма Дмитрия Ильченко: «Я бы охарактеризовал фильм «Клятва» как русский «Список Шиндлера» (фильм режиссёра Стивена Спилберга «Список Шиндлера», 1993 г., США).
Режиссёр Роман Нестеренко и звукорежиссёр Дмитрий Ильченко в студии «Б» Pro Tools на киностудии «Мосфильм»
Мы планируем с этим фильмом принять участие во многих российских и международных кинофестивалях».
Кроме Наума Балабана и его жены, в картине присутствуют и другие исторические персонажи. Николай Эльяш – ученик Н.И. Балабана, впоследствии стал историком театра, критиком и педагогом ГИТИСа. Марина Йогансон – врач, выжившая после уничтожения больницы, именно она последняя видела Балабанов живыми. Дед Брайер – пациент, которого Балабан вылечил от алкоголизма.
Производством фильма занималась компания «Кинопрограмма XXI век», имеющая опыт создания военных драм. Продюсеры – Владимир Есинов и Елена Калинина; оператор-постановщик – Геннадий Немых («Я вернусь», «Даёшь молодёжь!», «Королева бандитов», «Быстрые свидания», «Наживка для ангела», «Нетающий лёд» и др.); художник – Сергей Гавриленков; композитор – Руслан Сабиров; актёры – Александр Баргман, Анна Вартаньян, Дмитрий Готсдинер, Игорь Грабузов («Екатерина. Самозванцы», «Последняя статья журналиста», «А.Л.Ж.И.Р.»), Алёна Козырева («Прекрасные создания», «Полосатое счастье»); Николай Сердцев («Молодая гвардия», «Жуков», «Мата Хари», «Свидетели», «Со дна вершины»); Владимир Роганов («Анна-детективъ», «Чернобыль: Зона отчуждения»); Василий Мищенко («Спасатель», «Дежа вю», «Экипаж»); Юрий Цурило («Дурак», «Поп», «Хрусталёв, машину!»), а также Артём Болотовский, Ольга Калмыкова, Светлана Павлова, Марина Денисова, Кристина Стефанович, Всеволод Быков, актёры крымских театров.
На фото актёры и актрисы фильма «Клятва». Первый ряд: Александр Баргман, Анна Вартаньян и Дмитрий Готсдинер; второй ряд: Артём Болотовский, Владимир Роганов, Василий Мищенко и Юрий Цурило; третий ряд: Игорь Грабузов, Алёна Козырева и Николай Сердцев
Съёмки фильма велись в Ялте, Севастополе и Симферополе. От идеи снять весь фильм на территории Крымской психиатрической больницы, которой сегодня присвоено почётное имя Наума Исидоровича Балабана, пришлось отказаться из-за проходящих через все дворы навесных чёрных газовых труб. Основная часть съёмок прошла в Севастопольском морском госпитале Черноморского флота. Зато сцены в морге были сняты именно в той больнице, поскольку почти всё оборудование в ней сохранилось со времён войны.
Сцена сборного пункта евреев снималась в том же самом здании, где находился этот пункт в 1941 году. Актёров предупредили об этом. Некоторым, наиболее впечатлительным, становилось плохо от осознания того, что именно по этим коридорам и ступенькам евреи шли на смерть. К массовым съёмкам были привлечены крымчане, которые теперь с нетерпением ждут выхода фильма.
На проекте работали консультанты многих профессий – историки, краеведы, психиатры, врачи общего профиля, переводчики и даже педагоги. Актёры специально выучили немецкий язык, чтобы их речь звучала правильно. Один из педагогов постоянно присутствовал на съёмочной площадке.
Фильм снимался в цвете, но весь дизайн и освещение делалось под чёрно-белую картинку; этот вариант изначально был выбран как наиболее точно отражающий концепцию фильма, военное настроение событий тех лет.
Фотографии для публикации предоставлены компанией «Кинопрограмма XXI век», а также – российскими фотожурналистами
Лев Рудский (WRN)