«ГАБИМА»: РОССИЯ – ИЗРАИЛЬ – РОССИЯ

24 апреля 2018

IsraelVahtang8a

С 21 по 24 апреля в Москве (Россия) проходили гастроли старейшего национального израильского театра «Габима» (в переводе с иврита – «Сцена»), VahtangTeatrотмечающего в этом году свой 100-летний юбилей со дня создания. Легендарный театр «Габима» ровно на 30 лет старше Государства Израиль, где сегодня евреи говорят и пишут на иврите. В честь этих юбилеев израильтяне представили на сцене Театра имени Е.Б. Вахтангова два спектакля: «Простая история» (по мотивам одноименного романа лауреата Нобелевской премии Шмуэля Йосефа Агнона) и «Дорожные знаки».

GabimaDom1Но перед этим на Новой сцене Вахтанговского театра состоялась пресс-конференция, посвящённая этим знаменательным датам. Примечательно, что приезд коллектива в гости к вахтанговцам неслучаен: сто лет назад театр-студия «Габима» возник благодаря режиссёру Науму Цемаху при содействии Константина Станиславского при Московском художественном театре (МХТ); первым художественным руководителем «Габимы» (которую называли библейской студией Художественного) был именно Евгений Вахтангов. Так что нынешние гастроли в год столетия театра – это очень символично, это словно возвращение к истокам.

Gabima1922Вообще-то история возникновения театра «Габима» восходит к 1913 году, когда в городе Вильно белостокский учитель Наум Давид Цемах создаёт первую труппу, но через некоторое время из-за финансовых и организационных трудностей театр пришлось закрыть. В 1917 году Цемах обращается с просьбой о создании еврейского театра, играющего на иврите, к Константину Сергеевичу Станиславскому. Станиславский поддерживает начинание Цемаха и выделяет студию для будущего театра в здании МХТ. Наряду с этим Станиславский назначает своего ученика Евгения Багратионовича Вахтангова, имевшего репутацию лучшего педагога по «системе» Станиславского, художественным руководителем студии. Поэтому и считается, что театр «Габима» был создан в 1918 году. Именно Евгений Gabima1942aВахтангов превратил группу в основном молодых, увлечённых идеями Цемаха любителей в профессиональную театральную труппу. После долгих поисков театру выделили помещение в Москве, на улице Нижняя Кисловка, дом 6. Прошло много лет прежде чем театр «Габима» получил окончательную «прописку» в Палестине и и Израиле.

Итак, пресс-конференция открылась кратким погружением в историю театра «Габима». Об одном малоизвестном случае рассказал помощник художественного руководителя Театра имени Е.Б. Вахтангова Дмитрий Трубочкин. В 1918 году Евгений Багратионович Вахтангов ставил знаменитый спектакль «Росмерсхольм», в котором он сам выходил на сцену в роли еврейского мудреца Бренделя, подменяя заболевшего Леонидова, назначенного на эту роль.

Художественный руководитель Театра имени Е.Б. Вахтангова Римас Туминас приветствовал собравшихся и в очередной раз подчеркнул глубинные внутренние связи театров «Габима» и Вахтанговского, уходящие корнями в далёкое прошлое. Разумеется, Р. Туминас отметил уникальность события – гастроли приурочены к двум знаменательным датам: «Только подумайте: государству 70, а театру 100! Хотя мы тоже недалеко от вас, через три года будем праздновать столетие. Я рад, что гастроли «Габимы» проходят на сцене нашего театра. Это давно должно было случиться, это только начало нашего сотрудничества. Нас объединяет один учитель – Евгений Вахтангов. Значимость гастролей «Габимы» несомненна!».

GabimaMos

Он сообщил, что в перспективе театр намерен поставить один из лучших спектаклей Вахтангова – «Гадибук», который шёл на сцене «Габимы» более 40 лет. По словам Туминаса, в Театра имени Е.Б. Вахтангова это будет музыкальный спектакль, музыку для которого пишет композитор Фаустас Латенас, а постановку осуществит режиссёр Евгений Арье.

Что же касается ближайших планов, то в октябре этого года Вахтанговский театр с ответным визитом побывает на гастролях в Израиле. На сцене театра «Габима» москвичи покажут «Маскарад» Лермонтова в постановке Римаса Туминаса и «Медею» Ануйя в постановке Михаила Цитриняка. Эти спектакли войдут в программу Международного фестиваля, посвящённого 100-летию театра «Габима».

Своим мнением о продолжении сотрудничества поделился и художественный руководитель театра «Габима» Моше Кептен: «Мы надеемся, что будем показывать каждый свой новый спектакль у себя и в Москве, и это будет новый тип отношений».

Это же предложение поддержал чрезвычайный и полномочный посол Государства Израиль в РФ Гарри Корен. В свою очередь директор театра «Габима» Оделья Фридман отметила, что это новый виток развития отношений между Россией и Израилем, между двумя заинтересованными друг в друге мировыми культурами.

Гастроли театра «Габима» стали возможны благодаря поддержке министерства иностранных дел Израиля, посольства Израиля в РФ, Израильского культурного центра в Москве, Фонда «Генезис» (Genesis Philanthropy Group) и Российского еврейского конгресса.

Собравшимся рассказали о том, что визитной карточкой театра «Габима» стала постановка пьесы «Гадибук» драматурга Ан-ского (режиссёр – Евгений Вахтангов). Это был единственный спектакль, объездивший почти весь мир: гастроли проходили в Германии, Латвии, Польше, Франции и даже в США. В России спектакль сыграли около 300 раз, он шёл в первоначальном виде более 40 лет после премьеры, стал неотъемлемщй частью истории театра. Важной информацией для собравшихся стало то, что с момента основания театра в Москве все спектакли «Габимы» игрались на иврите.

В связи с этим президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер рассказал о том, что иврит – принципиален для театра: «В Советском Союзе идиш считался правильным пролетарским языком, а иврит называли языком буржуазных националистов. Но гастроли в этом году не станут исключением и будут проходить на иврите с русским субтитрами».

Если говорить о статистике, то за свою столетнюю историю театр «Габима» сыграл более 2000 спектаклей в разных городах, среди которых, конечно же, Москва и Санкт-Петербург. Сегодня труппа театра гастролирует по странам и континентам. И, пожалуй, именно с театром«Габима» во всем мире ассоциируется театр на иврите.

Открывшие московские гастроли министр алии и интеграции Израиля Софа Ландвер и заместитель министра культуры России Александр Журавский особо подчеркнули исторические связи русской и еврейской культур.

Первый полнокровный спектакль студийцев «Гадибук», поставленный по пьесе Семёна Раппопорта в переводе на иврит Хаима Бялика, прославил на весь мир и «Габиму», и его худрука – Вахтангова. О театре и ставшем легендой спектакле восторженно отзывались Максим Горький и Фёдор Шаляпин, Николай Евреинов и Вячеслав Иванов, Альберт Эйнштейн и Сергей Эйзенштейн, Гордон Крэг и Макс Рейнхардт, Бернард Шоу и Рабиндранат Тагор…

«Театр «Габима» – это театр, которым могут гордиться евреи, – писал Горький. – Этот здоровый красавец ребёнок обещает вырасти Маккавеем».

GabimaAfisha

Сегодня даже трудно предположить, что Театр «Габима» планировал гастроли в гитлеровской Германии. Оказывается, недавно была найдена телеграмма, в которой Национальный театр Израиля направил письмо нацистскому министру пропаганды Йозефу Геббельсу с просьбой разрешить выступление в Германии. И это всего за год до Хрустальной ночи!

По данным Второго канала, который получил копию переписки между продюсерами труппы и министром пропаганды, в 1920-х годах Геббельс написал статью в немецкой прессе, в которой он похвалил Национальный театр «Габима» в подмандатной Палестине. Получив статью такого неожиданного поклонника, руководство «Габимы» в 1937 году отправило Геббельсу телеграмму, надеясь дать представление в стране, которой руководил Гитлер.

«Уважаемый министр Геббельс, – говорилось в телеграмме. – Еврейский национальный театр, «Театр Габима» из Палестины, прибудет в Париж на национальную выставку в октябре и просит разрешения на проведение спектаклей в Обществе культуры в Берлине в течение двух недель с 3 ноября. Пожалуйста, пришлите свой ответ».

Геббельс ответил положительно и пригласил труппу «Габимы» для выступления в Германии. Актеры собрали свои сумки и добрались до железнодорожного вокзала в Германии, где их ожидала ещё один телеграмма — теперь от Германа Геринга, ещё одного верховного нацистского лидера, который уведомил еврейских актеров о том, что их гастроли были отменены в последнюю минуту. Затем труппа отправилась в следующую страну турне.

Телеграмма была продемонстрирована на праздновании 100-летия «Габимы» и будет выставлена на всеобщее обозрение на выставке в Тель-Авивском театре на этой неделе.

В 1930-1940-е годы спектакли в «Габиме» ставили прошедшие московскую школу Цви Фридлянд и Барух Чемеринский. В «Габиме» работали также выдающиеся мастера Л. Линдберг, Л. Йесснер, Ли Страсберг, С. Мальмквист, Тайрон Гатри, Анджей Вайда (известный польский режиссер поставил здесь в 1988 году «Гадибук»), Виктор Гарсия, вахтанговец Юрий Любимов, Роберт Стуруа, Иосиф Райхельгауз. «Габима» достойно представляет Израиль на ведущих театральных площадках мира.

GabimaAfisha1

В этот раз коллектив театра показал московскому зрителю два спектакля – «Дорожные знаки» и «Простая история». «Дорожные знаки» – это спектакль-откровение о нашей современнице – «первой леди израильской поэзии и музыки», как уважительно называют на родине автора неофициального гимна  Иерусалима  «Йерушалаим шел заа́в»/«Золотой Иерусалим» (слова, заимствованные из псалма Давида) замечательную поэтессу «еврейских сердец» и композитора-мелодиста Наоми Шемер (1930-2004 гг.)

Сюжет строится на курьезной истории. Незадолго до смерти Наоми Шемер призналась в письме своему другу, что «в мелодии гимна Иерусалима есть заимствование из народной музыки басков» (факт, который Наоми отрицала в течение 37 лет). Факт сам по себе не такой уж значительный: мало ли мелодий – своих и чужих – крутится у музыканта в голове. Например, композитор Мишель Лёгран часто вспоминает такую забавную историю: «Как-то я просыпаюсь утром и понимаю, что нашел замечательную мелодию. Я быстренько записал её и бросился звонить своему другу. «Превосходно! – ответил он. – Только у этой мелодии уже есть автор, ведь это “Гимн Советского Союза”». «Черт возьми! Откуда она появилась у меня в голове?!» – только и смог я сказать».

Нечто подобное, видимо, произошло и с Наоми. И это «событие» позволило авторам пьесы (Орен Якоби и Гиора Яхалом) и режиссёру (Моше Кептен) показать кумира нации не на пьедестале успеха и славы, а в потоке повседневной жизни как обыкновенную женщину с присущими ей достоинствами и недостатками, радостями и горестями, влюблённостями и расставаниями, сомнениями и страстями; женщину талантливую, смелую, сохраняющую верность своим идеалам… Женщину, которая могла сказать: «Я не боюсь предстать пред Господом, держа в руках гитару с оборванными струнами».

Наоми Шемер в жизни и на сцене была и остается одним из создателей оригинальной израильской песенной традиции, а некоторые её песни стали символами судьбоносных событий в истории Израиля. Многие из них прозвучали в спектакле.

«Дорожные знаки» – спектакль очень театральный. Он поставлен в традициях эстетики Вахтанговского театра, когда психологизм уживается с гротеском и импровизацией, когда шутка соседствует с иронией и самоиронией, когда яркая зрелищность подчёркивает смысл «знаков» жизненного пути героини длиною в полвека (фактически вся непростая история Израиля!).

Обладая даром сценического перевоплощения, четыре замечательные актрисы (Хила Шалаеф, Ревитал Зальтсман, Дафна Декель и Сандра Саде) создали незабываемый образ Наоми Шемер в разные периоды её жизни – поэтически возвышенный, романтически трогательный и женственно-обаятельный.

Gabima2

Под стать им и другие исполнители, составляющие прекрасный актёрский ансамбль (ценное с вахтанговских времен качество театра «Габима»): Дов Райзер (Мордекай Хоровиц), Рики Блих (Амалия), Таль Маосери (Хилик), Тувал Шафир (Эхуд), Матан Шавит (Ран), Надир Эльдад (Молодой Мордехай).

Слова в спектакле задают смысл действу, музыка расцвечивает среду обитания, танец воссоздает жизненный ритм Нового Израиля: юного (70 лет – не возраст!) и вечного, шумного и талантливого, веротерпимого и гостеприимного, делового и праздничного, с улыбкой на губах и грустью в глазах.

Большая заслуга в успехе «Дорожных знаков» художников. Шани Тур создал образную и функциональную сценографию, Елена Келрих приодела персонажей сообразно времени и месту действия, Меир Алон обогатил сценическое действо выразительным светом.

Gabima1

«Простая история» (режиссёр – Шир Голдберг, автор сценария – Шахар Пинкас) создана по мотивам романа лауреата Нобелевской премии Шмуэля Йосефа Агнона. Это романтическая история с привкусом горечи разворачивается в начале ХХ века в выдуманном городке Шибуш в Австро-Венгрии. После смерти матери красивая и работящая девушка Блюма Нахт становится служанкой в доме у своих богатых родственников, чей сын, Гиршл, влюбляется в неё. Однако Гиршл, уступив уговорам своей матери, женится на Мине – более выгодной невесте.

ProstIstoriya1

Фото журналистов России и Израиля
Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы