НАД МОСКВОЙ – Б-25, DOUGLAS DC-3 и «АЭРОКОБРА»

12 июля 2015

RudAlSib-S218 июля 2015 года с аэродрома Грейт-Фолс (штат Монтана, США) в сторону России поднимутся в воздух бомбардировщик фронтовой авиации Великой Отечественной войны Б-25, два транспортных самолёта Douglas DC-3, а также истребитель Bell P-39 «Аэрокобра». Нет, это не начало военных действий США против России, нет, – это организованный Ассоциацией «Авиационно-историческое общество «Аляска – Сибирь 2015» («Алсиб-2015»), «Русским Авиационным обществом» («Русавиа»), Международной компанией Wargaming, Американской некоммерческой организацией Фонд «Bravo 369 Flight Foundation», перелёт, точнее повторение маршрута перелёта по воздушнойRudAlSib-S3 трассе «Аляска – Сибирь» («АлСиб») группой самолётов времен Великой Отечественной войны, которые поставлялись из США Советскому Союзу в рамках ленд-лиза. Реализация проекта делится на два основных этапа: американский (США – Канада – Аляска) и российский (Анадырь – Магадан – Якутск – Красноярск – Москва). Перелёт завершится 25 августа на Международном аэрокосмическом салоне «MAKC-2015» в подмосковном городе Жуковском.RudAlSib-S4

Замечу, что идея повторить маршрут «Аляска – Сибирь» в год 70-летия Победы возникла как частная инициатива российской компании «Русавиа» (директор компании Сергей Баранов, увлечённый восстановлением исторической авиатехники), которая занимается экспортом запчастей для самолётов, а также реставрацией военной техники времён войны. Самолёты, которым предстоит повторить легендарный маршрут, были приобретены в Америке на RudAlSib-S10средства «Русавиа», Американской организации Фонд «Bravo 369 Flight Foundation» и частных спонсоров. Самолёты, после показа на аэрокосмическом салоне «MAKC-2015» будут безвозмездно переданы в Центральный музей Вооруженных сил России.

Немного исторических фактов.  Принимающий участие в полёте фронтовой бомбардировщик Б-25 назван в честь американского генерала Билли Митчелла, а на основе транспортного самолёта Douglas DC-3 позже советский конструктор Борис Лисунов создал транспортник Ли-2. На истребителе Bell RudAlSib-S9P-39 «Аэрокобра» летал знаменитый советский лётчик Александр Покрышкин. В своей книге он с восхищением отзывался о «мощном вооружении» американского самолёта. И это не просто красивые слова: на этой крылатой машине советский ас Покрышкин сбил 59 немецких самолётов.

RudAlSibDeinekin-S14Американские и российские лётчики, среди которых будет и бывший главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ, генерал армии, Герой России Пётр Дейнекин, повторят маршрут «Аляска – Сибирь», проложенный в 1942 году из города Фэрбанкса на Аляске в Красноярск. Они совершат 11 остановок и приземлятся, как уже говорилось, на авиасалоне «МАКС-2015», который пройдёт в Москве в конце августа.

Обо всем этом говорилось на пресс-конференциях, которые одновременно, в один день, состоялись в Москве, в информационном агентстве ИТАР-ТАСС, и в Вашингтоне, в Национальном клубе печати.

В Москве, в работе пресс-конференции приняли участие посол МИД РФ по особым поручениям Владимир Винокуров, посол США в России Джон Теффт, начальник Управления культуры RudAlSibLeonv-S12Минобороны РФ Антон Губанков, директор Ассоциации «Алсиб-2015» Сергей Баранов, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт Алексей Леонов, Герой России, генерал армии Пётр Дейнекин, директор Центрального музея Вооружённых сил РФ Александр Никонов, руководитель исторических спецпроектов компании Wargaming Александр Бобко и другие.

Бывший главком ВВС России Пётр Дейнекин рассказал о том, что для юбилейного проекта «Аляска – Сибирь 2015» были закуплены раритетные самолёты. Один из них будет посвящён полёту космического корабля «Союз-Аполлон» и назван в честь легендарного советского RudAlSibLeonvApSouz-S13лётчика-космонавта Алексея Леонова, совершившего первый в истории выход человека в открытый космос; а другой – одному из выдающихся советских лётчиков, генералу Евгению Логинову.

Как подчёркивали выступавшие, в годы войны только по трассе «Аляска –Сибирь» («Алсиб») из США в СССР было поставлено 7926 боевых самолётов (а всего за период с 1941 по 1945 гг. по всем маршрутам было поставлено 18297 самолётов: из Америки – 14126 самолётов разных типов и 4171 истребитель – из Великобритании), а также большое количество военного оборудования, продовольствия, медицинских комплектов для госпиталей и прочих стратегических грузов, всего 18753 тонны. Что примечательно, по этому пути смело перемещались дипломаты и военные специалисты – послы СССР в США Михаил Литвинов и Андрей Громыко, американские генералы, а в 1944 году – даже вице-президент США Генри Уоллес.

RudAlSib-S5

Стоит ещё раз напомнить, что в годы войны в СССР 20% самолётов было американского производства. Поставки американской военной техники внесли существенную роль в победу Красной армии над нацистами. Общая сумма ленд-лизовских поставок в Советский Союз – 11,3 миллиардов RudAlSib-S7долларов. И это никто не берётся оспаривать. Хотя из современной истории мы знаем, что в СССР, а затем и в России почему-то бытовало предвзятое отношение к союзникам и ленд-лизу. И оно резко изменилось только после поездки во Францию президента России Владимира Путина на празднование 60-летия годовщины открытия Второго фронта в Нормандии (операция «Оверлорд») 6 июня 2004 года. В своей речи он произнёс очень важную фразу: «Значение Советского Союза в победе оспорить невозможно… Но мы не будем принижать роль и значение наших союзников в борьбе с фашизмом». Владимир Путин оказался единственным из руководителей СССР и России в ХХ и ХХI веках, кто придал такое RudAlSib-S8значение роли союзников и снял эмбарго с этой темы. Как следствие, 22 июня 2004 года был открыт первый в мире музей «Союзники и ленд-лиз». Сейчас в музее собрано множество экспонатов. Среди них личный джип Ford-GPW Willys маршала Советского Союза Константина Рокоссовского, мотоцикл ВСА М-20, миниатюрный парашютно-десантный складной мотоцикл, автомат «Томпсон», пистолет «Маузер», предметы корабельной атрибутики, экипировка вооружения союзников, амуниция, поставлявшаяся с танками «Шерман» и истребителями «Харрикейн», образцы консервированных продуктов питания и многое другое. Рядом стенды, посвящённые лётчикам, воевавших на самолётах, поставленных по ленд-лизу; а также стенд, рассказывающий о генерал-майоре авиации М.Н. Чибисове, командире секретной группы, перегонявшей самолёты «Каталина» из США в СССР. На видном месте – девиз музея «Мы вместе победили фашизм. Мы вместе победим терроризм. Мы вместе победим любое зло!».

RudAlSibTefft-S11Но вернёмся к нашим пресс-конференциям. Благожелательным и конструктивным было выступление посла США в России Джона Теффта. Он сказал: «Несмотря на текущую напряженность в наших отношениях, я уверен, что американцы и россияне по-прежнему будут находить области сотрудничества в вопросах, представляющих взаимный интерес. А такие инициативы, как эта – совместный российско-американский исторический проект «Аляска – Сибирь 2015», служит хорошим напоминанием, что наши страны могут работать, работали и работают вместе. Давайте пообещаем себе, что будем стараться, чтобы так было всегда. Взаимодействие Советского Союза и США в период Второй мировой войны по проекту ленд-лиза «Аляска – Сибирь» говорит о том, что наши страны могут работать вместе на благо мира. У американцев есть огромное уважение по отношению к советским героям, которые принесли себя в жертву во Второй мировой войне. Я стал остро понимать, какой ценой эта победа досталась нашим странам. «Аляска – Сибирь» стала примером нашей общей победы. Даже несмотря на то, что политические и экономические системы США и СССР отличались, мы смогли союзничать ради достижения победы над нацистской Германией. Сегодня есть много иных мировых вызовов, которые требуют таких же скоординированных действий».

А в Вашингтоне, в Национальном клубе печати вновь вернулись к теме войны и ленд-лиза, вспомнили, что протяженность трассы от аэродрома Лэдд-Филд в RudAlSibWashgtn-S15Фэрбенксе на Аляске до Красноярска составляла 6,5 тысяч километров, летать приходилось в тяжелейших погодных условиях над опасными районами, в том числе зоной вечной мерзлоты. Американский пилот бомбардировщика В-24 Томас Уотсон писал в своём военном дневнике: «Случись любая вынужденная посадка, если самолёт потерпит аварию над этим районом, у человека не будет никаких шансов остаться в живых. Он слишком далёк от любого места, до которого можно дойти, и здесь слишком холодно, чтобы выжить».

Во время перегона самолётов на трассе «Аляска – Сибирь» погибли 205 лётчиков. Напомнив об этом, один из основателей фонда «Bravo 369 Flight Foundation» Крейг Лэнг подчеркнул, что участники проекта ставят перед собой важные образовательные цели: «Американские школьники и студенты знают о Второй мировой войне в основном по событиям в Перл-Харборе и на Тихом океане. Мы хотим, чтобы они побольше узнали о том, что происходило на Восточном фронте и на какие огромные жертвы пришлось пойти во время Великой Отечественной войны советскому народу».

А президент фонда «Bravo 369 Flight Foundation» Джефф Гир отметил: «Мы опасались, что политический климат может помешать нашим RudAlSibAeroKobra-S6замыслам, но этого, к счастью, не произошло. Мы надеемся, что наша инициатива поможет улучшить взаимопонимание между народами двух стран. Мы намерены снять об этом событии документальный фильм. Это будет рассказ о том, как сохранить мир для будущих поколений. Мы твёрдо уверены в том, что повторение полёта «Аляска – Сибирь», а также наш фильм, который мы обязательно снимем о полёте, помогут дружбе и сотрудничеству между нашими народами. Наша инициатива получила поддержку со стороны властей американских штатов Монтана и Аляска и правительства Канады, большую помощь оказал МИД РФ. Мы обнаружили, что очень многие люди, включая историков, правительственных чиновников, военных, не слышали не только о маршруте «Аляска – Сибирь», но и о том, что СССР, США, Канада и Великобритания были союзниками в годы Второй мировой войны, между ними существовали дружба и сотрудничество».

В то же время, как отметил представитель «Русавиа», проект подготовлен «не чиновниками или политиками, а самыми простыми людьми – энтузиастами авиации, которым дорога память о подвиге, совершённом народами двух стран в борьбе с гитлеровским фашизмом».

RudAlSib-S1Как известно, американский участник проекта Джефф Гир давно занимается военной историей, однако о маршруте «Аляска – Сибирь» узнал случайно из книги американского исследователя Александра Долитского. На Аляске память о том маршруте чтят, в городе Фэрбанксе даже есть обелиск, изображающий фигуры советского и американского лётчиков с надписью: «Аляска. Сибирь. Вторая мировая война. Мы летали в одном небе. Воздушный маршрут «Аляска – Сибирь. 1942-1945». На постаменте также начертаны слова американского президента Теодора Рузвельта из его речи на Ялтинской конференции: «Мировая безопасность не может быть работой одного человека или одной партии, даже одного народа – это должен быть мир, опирающийся на совместные усилия всего человечества».

Итак, 18 июля раритетные машины поднимутся в небо в городе Грейт-Фолс (штат Монтана), где в годы войны базировались самолеты, переправлявшиеся в СССР, и через Канаду отправятся на Аляску в город Фэрбенкс. Через неделю они возьмут курс на Россию и спустя ещё 10 дней доберутся до Красноярска, сделав по пути 11 остановок в Анадыре, Магадане, Якутске, Братске. Во всех американских, канадских и российских городах, где самолёты будут совершать посадки, запланированы мероприятия, посвящённые 70-летию Победы стран антигитлеровской коалиции над фашистской Германией.

Пилотировать эти самолёты на протяжении всего пути предстоит российским лётчикам, которые прибудут для этого в США. С Аляски и до границы с Россией их будет провожать в небе другой американский самолёт времен Второй мировой войны АТ-6 «Тексан», который поведёт Джефф Гир.

«Над островами Диомида в Беринговом проливе мы пожелаем нашим российским друзьям счастливого пути, помашем им крыльями и повернём обратно», – сказал глава фонда «Bravo 369 Flight Foundation», имеющий за плечами 1600 часов лётного времени на 28 различных типах машин. В августе он планирует прибыть на «МАКС-2015», чтобы увидеть американские старинные самолёты уже на экспозиционной площадке в городе Жуковском Московской области.

 Фото журналистов российских и зарубежных СМИ, интернета

WRN

Метки: , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31