АЛЕКСАНДР ГОЛОВИН. ФАНТАЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

27 марта 2014

RudGolvn-S1В Москве, в Государственной Третьяковской галерее (Крымский вал, дом 10) открылась выставка (она будет работать до 24 августа 2014 года), посвящённая творчеству выдающегося художника, одного из тех, кто определил пути развития русского искусства конца XIX – начала XX века, Александра Яковлевича Головина (1863-1930 гг.), крупнейшего представителя эпохи Серебряного века. Впервые многогранное наследие живописца, графика, театрального оформителя, мастера декоративного искусства представлено во всем своём многообразии. В творчестве Головина сфокусированы основные иконографические и стилистические особенности искусства символизма и стиля модерн в России. Экспозиция словно погружает зрителя в особую атмосферу эпохи Серебряного века. Головин работал в станковой живописи, в области монументального и декоративного искусства. Но главным в его деятельности был театр, в котором художник выступил реформатором сценического оформления.

Творчество мастера, представленное на выставке всеми видами и жанрами искусства, к которым он обращался, демонстрирует RudGolvn-S12характерную для художественного метода Головина синтетичность мышления. Она проявляется в проницаемости границ между различными областями изобразительного искусства. Соседство в экспозиции предметов из дерева и керамики и произведений станковой живописи, театральных эскизов и подлинных сценических костюмов, выполненных по рисункам Головина, позволяет проследить как эволюцию художника в каждом из видов искусств, так и их взаимовлияние.

Выставка демонстрирует особенности индивидуального «головинского стиля», присущего его театральным работам, театрализованным портретам, пейзажам и натюрмортам. Этот стиль отличает изощренная и прихотливая декоративность, изысканная фантазия и живописный темперамент.

RudGolvn-S11Наряду с Третьяковской галереей в выставке участвуют еще 23 музея и частных коллекций из России и стран ближнего зарубежья: Государственный Русский музей, Государственный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, музей МХАТа и другие. Экспозиция включает около 300 экспонатов: живописные и графические работы, рисунки декораций и костюмов, подлинные костюмы, изготовленные к различным спектаклям по эскизам художника, произведения декоративно-прикладного искусства. Впервые в Москве представлены долгое время считавшиеся утраченными костюмы к спектаклю «Маскарад» М.Ю. Лермонтова в постановке В.Э. Мейерхольда из собрания Александринского театра. В отличие от предшествующих монографических выставок в нынешней экспозиции также впервые широко представлены работы декоративного искусства, RudGolvnFlowFarfr-S10характеризующие вклад художника в развитие стиля «модерн» в России.

Родился Александр Яковлевич Головин 17 февраля (1 марта по старому стилю) 1863 года в семье священника в Москве, на Плющихе. Спустя три года мальчик вместе с семьей переехал в Петровское-Разумовское. Переезд состоялся после того, как отца будущего художника, Якова Даниловича Головина, назначили профессором богословия в только что основанную Петровскую земледельческую и лесную академию (ныне всем известная «Тимирязевка»). В семье Головиных RudGolvn-S4очень любили театр, музыку, литературу. В раннем детстве у юного Александра обнаружился абсолютный музыкальный слух, он серьёзно занимался игрой на рояле и пением. Увлечение изобразительным искусством проявилось позже, лишь в старших классах гимназии. В дальнейшем музыкальность и музыкальная образованность самым серьёзным образом отразятся в художественных работах Головина, живописные работы которого современники очень чётко охарактеризовали как «музыку для глаз».

Как вспоминал сам Головин, художественные наклонности в нем первым заметил организатор и первый директор академии Н.И. Железнов – известный русский ботаник и агроном. Не без помощи академических профессоров мальчика удалось определить в самые престижные учебные заведения Москвы. Сначала он учился в Катковском лицее.

После смерти отца, случившейся в 1878 году, Александр перевёлся в не менее знаменитую Поливановскую гимназию, из стен которой, к слову, вышли поэты Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, чемпион мира по шахматам Александр Алехин.

RudGolvn-S3В 1881 году Головин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Однако, вскоре понял, что ошибся со «специализацией», и перевелся на живописное отделение. В свою бытность в училище Головин познакомился с такими художниками, как Левитан, Коровин, Архипов, Остроухов, Нестеров. Коровин свёл его с Врубелем. Особенно важной для Головина стала возникшая дружба с Е.Д. Поленовой, сестрой учителя, которая сыграла огромную роль в его судьбе. По сути она открыла и развила в нём грани его дарования, обусловившие то место, которое и занял Головин в российской культуре начала ХХ века.

После смерти матери, последовавшей в 1884 году, молодой человек остался без средств к существованию. Первые годы после окончания училища ему приходилось работать подмастерьем у декоратора А. Томашки; занимался росписью цветов на атласе под заказ. Художник, не стеснялся никакой работы.

В 1889 году он вместе со всей поленовской компанией художников съездил в Париж на Всемирную выставку. Новейшая французская живопись поразила его. Некоторое время Головин занимался в парижской мастерской Колларосси, где понял, что «в своих прежних работах делал не то, что следовало делать». Вернувшись в Россию, он попытался делать именно «то». И – первая удача: его пастель приобрел П.М. Третьяков.RudGolvn-S9

В эти годы Головин испытал влияние стиля «модерн». В 1890-е гг. он участвовал в деятельности Абрамцевского кружка, где работал в майолике и дереве.

В сентябре 1897 года Головин женился на Марии Константиновне Котовой. Она родила художнику троих прекрасных детей (двух дочерей и сына), но сам брак не был долгим – он, в конце концов, распался. Головин по-настоящему страдал. Страдания усугублялись потерей ближайшего друга и советчика – в ноябре 1898 года умерла Е.Д. Поленова.

RudGolovinGodunv-S8Выйти из такого состояния ему помогло сильнейшее увлечение искусством. Он много и упорно трудился. Художника фактически спас театр. Ранние театральные работы Головина отмечены влиянием красочного живописного стиля К.А. Коровина. В 1898 году Головин назначают художником-декоратором Императорских театров. Он оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности, оперы А.Н. Корещенко «Ледяной дом», Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка». С 1899 года Головин был постоянным и активным участником выставок «Мира искусства, а с 1902-го – членом объединения и одним из сотрудников журнала «Мир искусства». В 1903 году вступил в Союз русских художников.

Совместно с К.А. Коровиным (с которым они были очень дружны) принимал участие в оформлении российского павильона на Всемирной выставке в Париже 1900 года и гостиницы «Метрополь» в Москве (майоликовый фриз) в 1900-1903 годах.RudGolvn-S2

Возглавивший Московскую контору Императорских театров В. Теляковский принялся энергично реформировать всю систему подготовки спектаклей на казённой сцене. Первым делом Теляковский пригласил работать в Большой театр в качестве оформителей художников Коровина и Головина. Головин сильно сомневался в своих силах, но первый опыт оказался на редкость удачным, и дело пошло. В мае 1901 года Теляковский стал директором Императорских театров. В Санкт-Петербург вместе с ним переехал и Головин. С тех пор и до 1917 года бывший полковник и поповский сын работали рука об руку.

В 1902 году Головин становится главным декоратором Императорских театров и консультантом дирекции по художественным вопросам. Свои работы он создавал для Александринского и Мариинского театров. Он придумывает эскизы костюмов и декораций к операм «Орфей и Эвридика» К. Глюка; «Каменный гость» А.С. Даргомыжского; спектаклям «У врат царства», К. Гамсуна; «Гроза» А.Н. Островского, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова и многим другим.

RudGolvnIspanka-S6В период с 1906 по 1907 год художник создает цикл декораций к опере Ж. Бизе «Кармен». Один из эскизов – к первому акту спектакля – дает полное представление о том, какой художник представлял себе Испанию. К опере художник также создал цикл портретов испанок, ставшим скорее отдельным циклом работ художника, чем просто вариантами типажей и костюмов к конкретной театральной постановке. Его театральные пейзажи настолько реалистичны, что невольно становишься участником театрального представления.

Необходимо отметить, что окончательно стиль Головина сложился в 1910-е гг. Добиваясь целостного художественного решения спектакля, художник тщательно исполнял эскизы не только декораций, но и костюмов, бутафории, решая их во взаимосвязи с общим постановочным замыслом. Работы Головина приобретают декоративную пышность: фронтально строгие и симметрично уравновешенные, его декорации графично отточены в каждой детали, плоские пятна тонко нюансированных оттенков цвета ложатся друг подле друга подобно мозаике.

Головин также оформлял оформлял постановки антрепризы С.П. Дягилева «Русские сезоны» в Париже. Совместно с Н.К. Рерихом и Д.С. Стеллецким создал костюмы и декорации к операм «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, а также декорации к балету «Жар-птица» И.Ф. Стравинского.

RudGolvnMeyerhold-S5Целую эпоху петербургского бытия Головина составила его совместная работа с Всеволодом Мейерхольдом. К тому времени тот уже успел поиграть в Художественном театре, пытался реализовать свои новаторские идеи в театре Веры Комиссаржевской. Но во взглядах на режиссуру они не сошлись, и Мейерхольд в 1907 году оказался «на улице». Вот тут-то ему и помог Головин, энергично рекомендовавший режиссёра Теляковскому. И тот взял его на работу.

На протяжении последующих десяти лет Головин и Мейерхольд творили вместе, став близкими друзьями и в частной жизни. «Орфей и Эвридика» К. Глюка и «Маскарад» М.Ю. Лермонтова – самые успешные и резонансные плоды этого сотрудничества.

RudGolvnPavlovsk-S7Головин, работая обычно темперой и пастелью, писал также репрезентативные, театрализованные портреты деятелей российской культуры,создал колоритные пейзажи и натюрморты. Часть из них можно назвать художественными документами, в других присутствует и «модерн», и начало импрессионизма. Прекрасны его картины «Берёзки» (1908-1911 гг.), «Павловск» (1910 г.), «Фарфор и цветы» (1915 г.); портреты Ф.И. Шаляпина в ролях Мефистофеля (1905 г.), Олоферна (1908 г.), Бориса Годунова (1912 г.), В.Э. Мейерхольда (1910-е гг.), «Автопортрет» (1919 г.) и др.

В советское время Головин оформил ряд спектаклей в театрах Ленинграда и Москвы («Женитьба Фигаро» Бомарше, 1927 г., «Отелло» Шекспира, 1930 г., – оба во МХАТе).

В 1912 году Головина избирают действительным членом Санкт-Петербургской Академии художеств, В это же время у него обнаружились первые признаки серьёзной сердечной болезни, и врачи посоветовали художнику покинуть столицу.

С 1913 года и до самой своей кончины Александр Яковлевич Головин (он ушёл из жизни 17 апреля 1930 года) жил в Царском Селе (в 1918 году пушкинскую духовную родину переименовали в Детское Село, а в 1937-м оно, в свою очередь, превратилось в город Пушкин). И хотя в 1928 году А.Я. Головин удостаивается звания «Народный артист РСФСР», однако, отлученный от активной творческой жизни (ему всё время снились декорации), мастер чувствовал себя забытым и мучился этим.

WRN

Метки: , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031