«ИЗ ТИФЛИСА С ЛЮБОВЬЮ. ВАШ СЕРГЕЙ ПАРАДЖАНОВ»

20 марта 2014

RudPardgnv-S4Так называется выставочный проект, посвящённый 90-летию со дня рождения легенды отечественного кинематографа Сергея Параджанова (родился 9 января 1924 года, скончался 21 июля 1990 года). Пять экспозиций, органично встроенных в пространство Государственного музея Востока (ГМВ), в Москве (Никитский бульвар, 12а) – своеобразное отражение мифов, рефлексий и воспоминаний о культовом режиссёре.

Его психоделические фильмы, похожие на ожившие картины, RudPardgnv-S10не имели аналогов ни в советском, ни в мировом кино. В них были страстность древних сказаний, нега туманных гор Кавказа, мощное декоративное и орнаментальное начало. Столь же поразительны и его коллажи – раскадровки для будущих фильмов, а также реализация тех идей, которые по разным причинам ему было запрещено воплощать в кино.

На выставке представлен результат совместного творчества Сергея Параджанова и кинохудожника Александра Джаншиева – коллажи к фильмам «Ашик-Кериб» и «Легенда о Сурамской крепости». Созданные во время съёмок, они как бы вводят зрителя в творческую лабораторию режиссёра. Каждый из коллажей – не просто рабочий материал, но и самодостаточное, наполненное глубоким смыслом произведение искусства.

RudPardgnv-S12Более 1000 фотографий 17 авторов (среди которых Юрий Мечитов, Михаил Насберг, Юрий Рост и Юрий Клименко) рассказывают о ярких моментах того захватывающего спектакля, в который Сергей Параджанов превращал свои будни. Особое место в экспозиции занимают работы известного театрального фотографа Виктора Баженова. Его уникальная серия снимков, запечатлевших Параджанова, никогда ранее не экспонировалась в таком полном объеме. И всё-таки кажется, что это не выставка «Из Тифлиса с любовью», а какой-то эксперимент, художественный сценарий чего-то необычного, но занимательного. Когда входишь в выставочное пространство, то словно попадаешь в заморские края: знойные красавицы, восточные ковры, сказочные лампы, – всё это мир Сергея Параджанова в его собственных работах, полотнах и снимках его близких друзей.

Самая трогательная часть экспозиции – это тифлисский балкон, на котором стоит RudPardgnv-S2Параджанов. Это сделано для наиболее «продвинутых», любителей «селфи». Одно нажатие, и вы уже рядом с гением. Как вы думаете, самому маэстро это понравилось бы?

Ещё один раздел выставки знакомит с живописными и графическими работами друзей Параджанова – Льва Баяхчева, Альберта Дилбаряна, Гаяне Хачатрян, Вагаршака Элибекяна и др. В своих картинах они продолжили тему Тифлиса, начатую ещё в начале ХХ века художниками старшего поколения – Вано Ходжабеговым, Оскаром Шмерлингом, Францем Рубо, Ладо Гудиашвили, Еленой Ахвледиани и Александром Бажбеук-Меликяном. Эти колоритные работы отражают неповторимую атмосферу того Тбилиси, частью мифологии которого стал и сам Параджанов.

Усиливают это впечатление уникальные фотографии, старые открытки, афиши, вывески, таблички с названиями улиц, табачные, винные этикетки и другие раритеты старого Тифлиса, под влиянием которого формировались мировоззрение и эстетические ценности, ставшие основой кинематографического языка Сергея Параджанова. Большая часть произведений из коллекции Издательского дома «Рослин» и Государственного музея Востока демонстрируются впервые. Особая благодарность Араму Баблояну, который десять лет готовил данную выставку. А коллекцию, связанную с Параджановым, собирал, сколько себя помнит. Фотографии, коллажи, реквизит – все со съёмочных площадок. Тысячи вещей, сотни свидетельств. Собрал, но так и не понял, каким был на самом деле его кумир. «Настоящим его практически не видел никто, – говорит Арам Баблоян. – Очень редко, когда он был самим собой. Он всё время играл».RudPardgnv-S3

Своими впечатлениями от выставки делится филолог Эка Паремузашвили: «Сергей Параджанов, как и любой гений, существует вне времени и вне пространства, вне категорий добра и зла, любой его жест является символом, любое его слово является призывом. Он снимал, писал, одним словом, творил. Выставка «Из Тифлиса с любовью. Ваш Сергей Параджанов»

RudPardgnv-S8

является бесспорным подтверждением того, что талант этого человека, родившегося и почти всю жизнь прожившего в Тбилиси, не знает границ и измерений, он бесконечен, как бесконечен творческий гений великого тбилисца».

В рамках выставки, которая продлится до 18 мая, проводятся мастер-классы, презентации, концерты, а также международная научная конференция, посвященная памяти знаменитого советского кинематографиста и художника Сергея Параджанова.

Краткая биография С.И. Параджанова

RudPardgnv-S7Сергей Иосифович Параджанов (Саркис Параджанян; арм. Սարգիս Հովսեփի Փարաջանյան, груз. სერგო ფარაჯანოვი (родился 9 января 1924 года в Тбилиси; умер 21 июля 1990 года в Ереване) – советский кинорежиссёр и сценарист. Народный артист Украинской ССР (1990 г.), народный артист Армянской ССР (1990 г.).

С.И. Параджанов родился в армянской семье Иосифа (Овсепа) Параджанова и Сиран Бежановой. В 1942-1945 годах учился на вокальном отделении Тбилисской консерватории и на строительном факультете Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта. В 1949-м устроился ассистентом режиссёра на Киевскую киностудию имени Довженко, где и проработал до 1960 года; затем был режиссёром на студиях «Арменфильм» и «Грузия-фильм». В 1952 году Сергей Параджанов окончил режиссёрский факультет ВГИКа, где учился в мастерской И.А. Савченко; его дипломной работой стал фильм «Молдавская сказка». А в кино режиссёр Параджанов дебютировал фильмом «Андриеш», затем, наряду с несколькими художественными картинами, он снял ряд документальных и научно-популярных картин – «Наталия Ужвий», «Думка», «Золотые руки».RudPardgnv-S1

В 1955 году Параджанов женился на киевлянке Светлане Щербатюк. В 1958-м у них родился сын Сурен. И хотя брак распался в 1961 году, Параджанов поддерживал регулярное общение с семьёй.

В 1964 году по мотивам произведений Михаила Коцюбинского Сергей Параджанов поставил фильм «Тени забытых предков» о жизни гуцула Ивана. Эта картина поражает накалом народных страстей и изобразительной выразительностью. На нескольких международных кинофестивалях фильм удостоился премий, имя Параджанова приобрело широкую известность.

RudPardgnv-S9Ещё более новаторской с точки зрения изобразительного ряда стала другая работа режиссёра и сценариста – «Цвет граната». В фильме, состоящем из нескольких миниатюр, он воссоздал биографию тбилисского армянского поэта Саят-Новы на колоритном историческом фоне средневекового Кавказа.

В 1984 году Сергей Параджанов поставил по грузинской народной легенде фильм «Легенда о Сурамской крепости», а в 1988-м вышла его последняя законченная картина – «Ашик-кериб», снятая по мотивам одноимённой сказки российского поэта и писателя М.Ю. Лермонтова.

Но кроме фильмов Сергей Параджанов создал ряд изобразительных произведений в технике коллажа. Многие из них экспонировались на выставках. Фотоизображения этих коллажей можно видеть в книге Василия Катаняна «Параджанов. Цена вечного праздника». Сохранились также рисунки С.И. Параджанова, в том числе так называемые «марки с зоны», выполненные шариковой ручкой на этикетках от спичечных коробков.

RudPardgnv-S6Параджанов принимал активное участие и в политической жизни. В 1965-1968 годах Параджанов вместе с другими известными деятелями украинской науки и культуры, протестуя против массовых политических арестов в Украинской ССР, обращался в высшие партийные и государственные органы с требованием разъяснить причины преследований украинских интеллектуалов и выступал за проведение открытых судебных процессов, которое должно было бы обеспечить справедливость рассмотрения дел. В 1968 году его подпись под «Письмом 139 интеллектуалов» против незаконных политических процессов стояла первой. Неоднократно высказывался за соблюдение свободы слова в печати. Став объектом преследований и пытаясь избежать ареста, он уехал в Армянскую ССР.

Однако 17 декабря 1973 года в Киеве, куда Параджанов приехал к заболевшему сыну, кинорежиссёр был арестован по обвинению в мужеложстве с применением насилия (статья 122 Уголовного кодекса Украинской ССР, части 1, 2). Согласно материалам дела, сам Параджанов не скрывал своей нетрадиционной ориентации от окружающих. Но среди близко знавших Параджанова людей мнения расходятся. Одни считают, что гомосексуальность имела место, другие отрицают это. В качестве веского аргумента второй версии (гетеросексуальной ориентации Параджанова) высказывается мнение, что он по своей психологической сути был «провокатором», любителем эпатажа. Но в итоге Параджанов был приговорён к пяти годам заключения. Содержался в Лукьяновской тюрьме и в колонии города Алчевск.

RudPardgnv-S11Благодаря международной кампании протеста (обращения подписали Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Федерико Феллини, Лукино Висконти, Роберто Росселлини, Микеланджело Антониони, Андрей Тарковский, Михаил Вартанов и Луи Арагон, который лично обратился к Брежневу), Сергей Параджанов был освобождён 30 декабря 1977 года. Ввиду запрета жить на Украине, Параджанов поселился в Тбилиси. За гражданскую позицию и за преследования, которым он за неё подвергался, Параджанова называли «армянином, родившимся в Грузии и сидевшим в русской тюрьме за украинский национализм».

На большой экран так и не вышли фильмы Параджанова «Intermezzo» (по Михаилу Коцюбинскому), «Киевские фрески», «Икар», «Исповедь».

Скончался Сергей Параджанов от рака лёгкого 21 июля 1990 года в Ереване. Похоронен в пантеоне парка имени Комитаса.

RudPardgnvVustskyВ 1992 году знаменитому документальному фильму «Параджанов Последняя весна», в котором сохраняется оригинальный негатив последнего, незаконченного фильма Параджанова «Исповедь», была вручена премия «Ника» Российской академии кинематографических искусств.

27 июня 1991 года в Ереване торжественно открыли Дом-музей Сергея Параджанова и установили бюст на его могиле. В сентябре 1992 года в Тбилиси на доме Параджанова открыли мемориальная доска. В 1993-м у подъезда дома в Киеве, где жил и был арестован Параджанов, установили мемориальную доску. В июне 1997 года на территории киностудии имени Довженко в присутствии президентов Армении и Украины открыли памятник Параджанову. 6 ноября 2004-го в старой части Тбилиси открыли памятник Параджанову (в прыжке). 16 июля 2010 года на Ереванском кинофестивале «Золотой абрикос» был представлен фотоальбом «Сергей Параджанов. Хроника диалога» грузинского фотохудожника армянского происхождения Юрия Мечитова. В фотоальбоме представлены 2096 снимков, которые охватывают 12 лет жизни режиссёра Сергея Параджанова. Отпечатан фотоальбом в Москве тиражом в 1,5 тысячи экземпляров. Часть книг была передана в Дом-музей Сергея Параджанова в Ереване. В Армении и Украине в честь Параджанова были выпущены почтовые марки. В 2010 году в Голливуде основали Институт имени Сергея Параджанова и Михаила Вартанова (Parajanov-Vartanov Institute) для изучения их творчества.

Сергею Параджанову посвящён 1535-й выпуск популярной книжной серии «Жизнь замечательных людей». Автор – Левон Григорян; М., «Молодая гвардия», 2011 год.

В честь Сергея Параджанова снят цикл фильмов кинорежиссёра Левона Григоряна: «Я, Сергей Параджанов» («Кора-фильм», 2001 г.), «Андрей и Сергей» (ГТРК «Культура», 2002 г. – о дружбе с Андреем Тарковским), «Орфей спускается в ад» («Кора-фильм», 2003 г.), «Эрос и Танатос» («Кора-фильм», 2005 г.), «Воспоминания о „Саят-Нове“» («Арменфильм», Армения – «Zjivago-Media», Италия, 2005 г.). Эти фильмы впоследствии объединены в единый фильм «Код Параджанова» (выпущен на DVD). В 2013 году вышел художественный биографический фильм «Параджанов» (режиссёры Елена Фетисова и Серж Аведикян). Роль Параджанова исполняет Серж Аведикян.

WRN

Метки: , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы