Проект «Трещины/Fragments of Land», созданный бразильской художницей Ленир де Мирандой (Lenir de Miranda) специально для Дарвиновского музея в Москве (Россия), вдохновлён бунтарской поэмой Томаса Стернза Элиота «Бесплодная земля» (1922 г.). Признанная сегодня самой влиятельной в европейской поэзии ХХ века, поэма была отмечена Нобелевской премией в 1948 году – спустя 26 лет после первой публикации. Это выдающееся произведение англо-американского модернизма и поныне беспокоит нас, лишает комфорта эгоистического равновесия. Так же, как и поэзия Элиота, живопись, коллажи, инсталляция и арт-буки, представленные на выставке, не призваны умиротворять, они будоражат взгляд, тактильные и даже слуховые ощущения.
В церемонии торжественного открытия экспозиции приняли участие и выступили представитель посольства Республики Бразилия в Москве, директор Дарвиновского музея Анна Клюкина, заведующая выставочным отделом музея Яна Шклярская. Состоялся перформанс группы «Анебаба» по поэме Томаса Стернза Элиота «Бесплодная земля».
В своих работах Ленир де Миранда продолжает большую экспрессионистическую традицию, она переносит на плоскость картины саму стихию земли со всей её колоссальной тяжестью и вибрирующей энергией, с её трещинами и переплетающимися корнями. Ленир выступает медиумом, чутко реагируя на подземные колебания, течения вод и сгущения облаков, переводя первобытную мощь природной энергии в цвет и образы. Как и тревожная поэма Элиота, она затрагивает самые глубинные переживания, обрушивается землетрясением на человеческие эмоции и заставляет вас раскрыть сердце и сознание.
«Среди элементов моего иконографического языка – архетипические образы моря, горы, птицы, звезды, носорога, человека, – говорит Ленир де Миранда. – Они являются фундаментальными знаками, которые идентифицируют моё искусство в пределах экспрессионистического направления живописи. Я пытаюсь объединить всё это в структуру как нечто «геочеловеческое». В серии «Fragments of Land» эти образы присутствуют в сочетании со стихами «Бесплодная земля» Томаса Элиота. Это «земли, которые мы унаследовали», как говорил Элиот. Понятие архетипа пришло ко мне от великого духовного наставника, немецкого художника Ансельма Кифера. Со структурной точки зрения, моя работа – это опыт коллажирования из фрагментов картины и текстов, которые сначала разрезаются, а потом соединяются друг с другом».
Сама Ленир де Миранда является одним из наиболее значительных художников современной Бразилии. Она работает в жанрах перформанса, инсталляции, а также является автором живописных произведений и арт-буков. Её карьера началась в 1972 году на II Национальной биеннале в Сан-Паулу. С тех пор она участвовала во многих крупных международных выставках, многократно награждалась за достижения в области искусства.
Выставка художницы Ленир де Миранды в Дарвиновском музее продлится до 16 марта 2014 года.
WRN