КАК и КТО РАЗРУШАЕТ СТЕРЕОТИПЫ ЕСМ

19 февраля 2014

RudECM-S1Еженедельник PC Week/Russian Edition в Москве (Россия), в отеле «Бородино» провёл конференцию, посвящённую ведущим решениям класса Enterprise Content Management, лучшему мировому и российскому опыту их применения и организации оптимального взаимодействия заказчиков и разработчиков ЕСМ-систем.

Участникам конференции была предоставлена уникальная возможность встретиться с ведущими мировыми ECM-вендорами, получить информацию из уст их топ-менеджеров и российских партнеров, задать им вопросы, принять участие в дискуссиях, посвящённых современным технологическим тенденциям в области ЕСМ, российским реалиям и перспективам применения ЕСМ-решений, практике реализации ЕСМ-проектов с участием вендоров, партнеров и заказчиков.

Главный аналитик Forrester Research Шерил Маккиннон выбрала в качестве эпиграфа к своему выступлению на конференции цитату из книги Джеймса Маккуивера «Digital Disruption»: «В каждой отрасли конкурентное преимущество принадлежит компаниям, которые используют новейшие технологии и способы коммуникаций для разрушения стереотипов, ослабления конкурентов, сближения с заказчиками и в конечном итоге для полного отказа от привычных подходов к ведению бизнеса. Конкурировать с ними можно только взяв на вооружение их методы».

Как отметила далее Шерил, рынок ECM действительно созрел для «разрушительных» технологий, а главной такой технологией считается Microsoft SharePoint, которую применяют уже 65% пользователей ECM-систем. В результате опроса у Forrester появилось немало разноплановых ответов: на втором месте оказались системы IBM (28%), на третьем – продукты компании EMC (26%). SharePoint уверенно доминирует, и Microsoft фактически становится главным ECM-вендором.

RudECM-S4Таким образом, сегодняшние тенденции ECM-рынка следующие:

– востребовано управление не «записями», а информацией, поддержка полного жизненного цикла документов, ведение архивов, синхронизация с мобильными системами, удобный поиск, средства совместной работы;

– облачные технологии постепенно пробираются в сферу ECM, однако из-за своей консервативности она принимает их медленнее, чем рынок в среднем. Определение ECM шлифуется и уточняется не одно десятилетие, и модификации тут весьма редки (как исключение в последние годы из понятия ECM удалена веб-тематика);

– усложняется контент (VoIP, мультимедиа, сервисы мгновенных сообщений) – его всё труднее помещать в классические ECM-системы. К социальным сетям отношение пока опасливое (лишь 10% клиентов заинтересованы в соответствующем контенте);

– заметной проблемой становится долговременное хранение информации в соответствии с регуляторными требованиями. Например, кто помнит, какие форматы документов использовались двадцать лет назад? Как вести поиск в таких данных? Поэтому, внедряя новые системы, не забывайте о старом содержимом;

– однозначный тренд – растущий интерес к Open Source, к совместимости и открытым стандартам, включая пакет CMIS;

– ближайшей перспективой станет «интеллектуализация» ECM – автоматизация классификации, кластеризации, категоризации документов, контент-анализ, расширенный поиск и т. п.

RudECM-S3Медленно, но неуклонно растёт уровень удовлетворенности действующими ECM-продуктами: только 36% опрошенных довольны ими, а 43% высказали минимальную удовлетворенность. Это связано с морально устаревшими подходами к ECM-автоматизации, базирующимися на ИТ-метриках, заказчику же интересны прежде всего бизнес-характеристики (развитый поиск, обмен контентом, автоматизация и мониторинг рутинных бизнес-процессов, ликвидация бумажной работы и т.п.). Что касается методологий внедрения ECM-систем, то большинство (39%) комбинирует классический «водопад» с гибкими подходами, 24% предпочитают исключительно agile и 19% – только «водопад».

На что сегодня ориентироваться организации, в очередной раз подбирающей подходящую ECM-систему? В принципе относительно успешно управлять компанией можно и без ECM, поэтому руководителю важно понять, каким образом выбранное ECM-решение будет приносить пользу. Ведь у многих компаний сегодня накоплены огромные объемы контента, и тут полезно попробовать оценить, что же ECM сможет дать в плане обработки этих объёмов. Из технических моментов при выборе ECM-системы надо обратить внимание на совместимость с эксплуатируемой ИТ-инфраструктурой, простоту миграции, независимость от проприетарных стандартов, поддержку облачных подходов.

В своем выступлении разработчик стратегии развития фирмы «Alfresco» Лоуренс Харт попытался объединить относительно противоречивые вещи: идею Шерил Маккиннон о бизнес-метриках и технологическую важность ECM-платформы. Он согласился с отмеченными ею ECM-трендами: социальные сети, мобильные технологии, облака, большие данные, бизнес-аналитика – всё это общие эволюционные стратегии. Однако главная тенденция, по его мнению, – это переход от бизнес-приложений к платформам, когда пользователь выбирает только то, что ему непосредственно требуется. Иначе он попадает в заколдованный круг: купили ECM-систему, год внедряем, настраиваем-масштабируем, запускаем… И тут выясняется, что бизнес-проблемы никуда не делись. И в результате каждые три-четыре года начинаются поиски очередного ECM-вендора. А не лучше ли вообще не тратить деньги на ECM? Ведь 60% организаций по сей день для управления контентом используют файлообменники, как и двадцать лет назад. Если же 34% тех, кто внедрил ECM-решение, снизили бумажный документооборот (хотя это и не самоцель), то в крупных компаниях он подчас вырастает ещё сильнее. Поэтому при внедрении ECM-системы надо прежде всего думать о проблемах бизнеса, использовать соответствующие метрики, – а для этого нужна поддержка открытых интерфейсов и стандартов (CMIS, REST, SOAP), гибкость платформы и простота расширений. Главное, хорошая ECM-система должна помогать бизнесу правильно и эффективно использовать корпоративный контент.

Секцию «Современные решения» открыл коммерческий директор НЦПР Алексей Асафьев. По его словам, продукты «из коробки» сегодня плохо подходят рынку – избыточная функциональность и многократные изменения требований сводят на нет плюсы коробочных версий. Заказчики подчас ждут от ECM-системы революционных изменений, универсальную поддержку управления контентом и документооборота, соответствие отраслевым стандартам, стабильную работу в условиях нечеткой нормативной базы, – но ни одна система всем этим требованиям полностью не удовлетворят. Можно, конечно, заранее согласовать техническое задание и, в соответствии с ним, внедрить продукт, но такой процесс долог, а сегодня ключевой становится скорость внедрения ECM-системы. Тем не менее в компании «Alfresco» утверждают, что их продукт максимально отвечает упомянутым требованиям, включая внедрение по частям; да и общая стоимость владения этой системой действительно невысока. Хорошо реализована в «Alfresco» гибридная модель: недалеко от места проведения конференции в Сокольниках есть крупный отель, где внедрено крупное гибридное облако «Alfresco», да и клиентов сегодня успешно удается переманивать на данную платформу.

RudECM-S2

Плюсы «Alfresco» отмечают и эксперты из «Gartner» – эта система в лидерских квадрантах продвигается быстрее всех! И вдобавок это единственный продукт в формате Open Source. Согласно опросу компаний, перешедших на «Alfresco» с других ECM-платформ, на первом месте в качестве причины такого перехода стоит хорошая поддержка открытых стандартов, а на втором – низкая стоимость владения (возможно неограниченное количество пользователей, так как лицензии привязываются к серверам). Кроме того, допускается менять «исходники» системы под свои нужды, что многие проприетарные вендоры не разрешают, даже поставляя исходные тексты продуктов.

Специалист по решениям для управления корпоративным контентом IBM в России и СНГ Сергей Якимчук, выступая на конференции, выделил типовые уровни документооборота в организации: это документы бумажные (они были, есть и никуда не денутся; в крупных компаниях «производятся» миллионы таких бумаг в год) и генерируемые компьютером – они быстро предоставляются пользователям как документы, но их не обязательно «промежуточно» размещать в хранилище ECM. Объемы генерации цифровых документов могут составлять миллионы экземпляров в сутки.

Традиционный подход ECM дорог, медлителен в плане поставки документов и сложен с точки зрения стыковки с бизнес-аналитикой. IBM предлагает в этой сфере свои решения, оперативно поставляющие нужные документы по запросу из любых источников. Они поддерживают пакет стандартов CMIS и мобильный доступ, выполняют автоматическую сегментацию и классификацию информации, их загрузку в хранилище, оптимизацию хранения (сжатие, уменьшающее требуемое дисковое пространство на порядок). Продукты IBM хорошо масштабируются, характеризуются низкой стоимостью владения (в сравнении, например, с биллинговыми комплексами ценой в миллионы долларов), внедряются за пару недель, а работают на современных мэйнфреймах. Вдобавок в системах IBM реализованы оригинальные протоколы взаимодействия с устаревшими решениями – в частности, возможна выгрузка данных из принтерного потока. В этой нише у IBM нет конкурентов, только одна фирма предлагает схожую технологию, и то основаннyю на лицензированном патенте «Голубого гиганта».

Директор по развитию бизнеса ECM компании TerraLink Александр Бейдер напомнил историю концепции Enterprise Information Management (EIM). Когда-то, например, была популярна система Docs Open, потом появились специализированные системы управления контентом, зародилось направление EIM, где хорошо известен продукт Open Text, а сегодня многие тенденции перемешались. Клиенты желают управлять одновременно структурированной и неструктурированной информацией и при этом существенно экономить на внедрениях, а если уж рисковать, то разумно.

Заместитель начальника управления маркетинга ЭОС Александр Осипов отметил слабые стороны российских СЭД: они сложны в развитии, требуют ручных доработок и программирования, характеризуются ограниченными функциональными возможностями, а пользовательский интерфейс статичен. Решают они малый круг задач, а ответственный за выбор такой системы рискует своей карьерой. Лучшей на сегодня ECM-платформой А. Осипов назвал Microsoft SharePoint – она хорошо расширяема, легко найти соответствующих специалистов, всё нужное поставляется «в коробке». На основе SharePoint, например, ЦБ РФ развернул систему на 30 тысяч пользователей. Правда, под подобные нагрузочные проекты инженеры из ЭОС заменяют оригинальное хранилище SharePoint на более мощное.

Главный ECM-архитектор «Логики бизнеса», правопреемника «Босс-Референта» и партнера IBM и «Alfresco» Олег Бейлезо сообщил, что его компания для каждого заказчика подбирает оптимальный вариант. Так, «Alfresco» хороша тем, что активно развивается, доступна в исходных текстах, легка и расширяема. Во многом это платформа бизнес-процессов, которые настраиваются для российских заказчиков. На её основе создано отечественное решение «Логика ЕСМ – Бизнес-платформа», которое допускает конфигурирование на уровне модели данных, пользовательского интерфейса и бизнес-логики с помощью редактора форм, структуры и документов. Данный продукт уходит от концепции ECM как хранилища контента – он поддерживает организационно-штатную структуру, корпоративные справочники, рабочие календари, стандартизированное согласование документов, делегирование полномочий, систему уведомления и т.п. Это своеобразные строительные блоки, из которых формируется конкретное внедрение.

Руководитель отдела разработки программ документооборота компании «1C» Александр Безбородов отметил интеграционные тонкости внедрения ECM-решения. Например, в системе «1C:Документооборот» неспроста имеются встроенная ECM-функциональность и дополнительные средства интеграции. Ведь можно внедрить автономную ECM-систему в редакции и она будет хранить статьи и фотографии, но эту информацию надо состыковывать с процессами выпуска номера, работы с авторами и т.д. Данная проблема относится практически ко всем организациям, где подразумевается совместная работа сотрудников с контентом.

По материалам журналистов российских и зарубежных СМИ, интернета

WRN

Метки: , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930