«ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА. ПАРИЖСКИЙ ПЕРИОД»

14 февраля 2014

RudSerebrkva-S8В Москве (Россия), на третьем этаже Инженерного корпуса Третьяковской галереи открылась выставка «Зинаида Серебрякова. Парижский период» из собрания Foundation Serebriakoff. В экспозицию вошло около 70 работ художницы, хранившихся в её парижской мастерской и ранее не выставлявшихся в России, а также её детей – Александра и Екатерины Серебряковых, в основном акварели.

«Мы показываем произведения Зинаиды Евгеньевны и её детей – Александра и Екатерины, – говорит генеральный директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева, – которые российская публика никогда не видела. Как известно, живописец Зинаида Серебрякова, принадлежавшая к плеяде художников-мирискусников «второй волны», вошла в антологию русского изобразительного искусства, прежде всего, как создатель самых обаятельных женских и детских образов. Представительница прославленной художественной династии Бенуа-RudSerebrkva-S4Лансере, она 42 года прожила во Франции. Не по своей воли, а в силу сложившихся обстоятельств. Трагические события в России 1917 года, смерть в 1919-м от сыпного тифа мужа, разорение родовой усадьбы, больная мать и четверо маленьких детей – все это заставляло Зинаиду Евгеньевну постоянно искать средства к существованию. И как только такая возможность представилась – ей заказали в Париже написать большое декоративное панно – она RudSerebrkva-S1уезжает из России. С огромным трудом ее детям – Александру и Екатерине удается выехать к матери. С Евгением и Татьяной Зинаида Серебрякова увиделась спустя 36 лет».

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (девичья фамилия Лансере) родилась 12 декабря 1884 года в родовом имении «Нескучное», в селе Нескучном, Харьковской губернии, Россия; ушла из жизни 19 сентября 1967 года в Париже, Франция) – русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Зинаида родилась в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Ее дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец, Евгений Лансере – известным скульптором, а мать – Екатерина Николаевна, сестра Александра Бенуа, в молодости была художником-графиком. Николай, один из её братьев, – талантливый архитектор; другой брат – Евгений, сыграл важную роль в истории российского и советского искусства монументальной живописи и графики. Русско-английский актер и писатель Питер Устинов – тоже родственник Зинаиды Серебряковой.

На публику З.Е. Серебрякова впервые вышла в 1910 году, показав на VII выставке Союза российских художников 14 работ, и в их числе небольшую картину «За туалетом. Автопортрет» (1909 г., холст RudSerebrkva-S12на картоне, масло, 65х75). Столько душевной свежести и ясности было в этой картине, так уверенно и зрело она была выполнена, что о Серебряковой сразу заговорили как о незаурядном явлении. Третьяковская галерея тут же купила этот автопортрет и не прогадала. А вот сама Зинаида свой портрет называла «случайной безделицей».

Муж её – Борис Анатольевич Серебряков, – приходившийся ей двоюродным братом, был инженером. У счастливых супругов родилось четверо детей. Архитектор и реставратор Евгений Борисович после Великой Отечественной войны активно участвовал в восстановлении архитектурных памятников Петергофа. Александр Борисович работал над оформлением интерьеров музеев, магазинов, особняков, Öèôðîâàÿ ðåïðîäóêèÿ íàõîäèòñÿ â èíòåðíåò-ìóçåå Gallerix (http://gallerix.ru)парковых павильонов, создавал декоративные панно, монументальные росписи. Татьяна Борисовна – театральный художник, заслуженный художник РСФСР. Екатерина Борисовна – художник, член-основатель и почётный президент Фонда Зинаиды Серебряковой (Франция), отметившая в прошлом году свой столетний юбилей.

Следует подчеркнуть, что первая крупная выставка произведений Зинаиды Серебряковой в СССР, включавшая и французские работы, была устроена при участии самой художницы в 1965-1966 годах в Москве, Киеве и Ленинграде. Многие, привезённые из Парижа работы, были приобретены крупнейшими музеями страны; в Третьяковскую галерею поступила серия великолепных пастелей. Нынешняя выставка стала первой в России, целиком посвященной зарубежному творчеству художницы.RudServa-S1

Итак, на выставке Зинаиды Серебряковой, приуроченной к 130-летию со дня её рождения, представлены работы так называемого «французского периода». С 1924 года Серебрякова живет и работает в Париже, где и остались все её картины, созданные с той поры. Только благодаря потомкам Серебряковой, возглавляющих фонд её творчества в России и, особенно, благодаря дочери – RudSerebrkva-S14Серебряковой Екатерине Борисовне, руководящей фондом во Франции, в Москву удалось привезти работы, которые ранее здесь не выставлялись. Пейзажи, натюрморты, портреты, ню, и почти весь Марокканский цикл. Экспозиция составляет крошечный процент всего наследия художницы, но, тем не менее, прекрасно, что мы можем видеть даже эту небольшую часть.

Творческий путь Зинаиды Серебряковой – совершенно особый. В отличие от многих художников, искавших и нашедших в эмиграции новые формы искусства, увлекавшихся различными стилями и испытывавшими влияние новой художественной среды, Зинаида Евгеньевна до конца жизни осталась верна принципам русского реализма. Произведения, отобранные для экспозиции, – живописные и графические пейзажи, портреты местных жителей, крестьян, доказывают это лучше всяких слов.RudSerebrkva-S10

RudSerebrkva-S9В написанных маслом «Булочнице с улицы Лепик» (1927 г.) и «Торговке овощами в Ницце» (1931 г.) Серебряковой удалось точно передать характерность французских типажей. Удивительно мягкие женские образы («Портрет танцовщицы Иветт Шовирэ»), в том числе и в любимом Серебряковой жанре ню (триптих «Баня»), детские портреты («Портрет сына Сергея Прокофьева»), завораживают своей одухотворенностью, теплотой. Среди изображений детей две картины отличаются заложенной в них печалью. Это глубоко символичное полотно «Карточный домик» и «Мальчики в матросских тельняшках». В картине «Карточный домик» отразились раздумья матери о детях, поставленных суровыми обстоятельствами на грань выживания. На лицах детей застыло выражение растерянности, они грустны и сосредоточены, взгляды направлены на рассыпающийся в руках карточный домик. Игра неожиданно напомнила о трагических обстоятельствах их жизни, о легко разрушаемом зыбком счастье.

RudSerebrkva-S7Увлечение балетом подтолкнуло Серебрякову к созданию нескольких небольших картин и портретов балерин. Несмотря на сложные условия жизни, она, как и прежде, умела видеть в окружающем красоту, любить близких, восхищаться друзьями. В своих работах Зинаида Евгеньевна стремилась запечатлеть внешнюю и внутреннюю красоту человека, его достоинство и благородство. В эти годы ею создана серия работ, посвященная артистам балета. После поступления дочери Татьяны в Петроградское хореографическое училище у Серебряковой появилась возможность бывать за кулисами театра, делать зарисовки. Таким образом, с театром оказались связаны её новые возвышенные образы («Балетная уборная. Снежинки», 1924 г., «Портрет балерины Л.А. Ивановой», 1922 г.).

RudSerebrkva-S6К слову, в Париж из России художница уезжала лишь на время, в надежде заработать денег и вернуться. Не получилось ни того, ни другого. Вскоре выяснилось, что дорога домой заказана, а доходы от художественного труда так никогда и не стали баснословными (это сейчас картины Серебряковой продаются на международных аукционах за сотни тысяч долларов, а одна из них – большая пастель 1930 года «Лежащая обнаженная», несколько лет назад была продана за 1,072 миллионов фунтов стерлингов, а тогда художница зарабатывала очень скромно). Например, тот факт, что во Франции она предпочитала работать пастелью, объясняется не только любовью к этому графическому материалу, но еще и дороговизной масляных красок и холстов. Но все-таки холсты в экспозиции тоже есть, на них те же мотивы, привычные для Серебряковой, – пейзажи, натюрморты, портреты, обнажённые.

RudSerebrkva-S5

RudSerebrkva-S1-1В её картинах находили что-то от Венецианова, что-то от Дега, а то и от Фрагонара, её причисляли к «модернам», хотя она, опасаясь помешательства на «модерне», оставалась верна себе и своей живописи, реалистичной «по-новому». Она не скрывала, что любит ню, и у неё их множество, и её женщины прекрасны, хотя формы их далеки от анорексичных представлений о прекрасном в XXI веке. В одной её «Бане» (она тоже привезена на выставку) толкается сразу одиннадцать женских тел. Лица её героинь не совсем идеальны. В каждой есть что-то от неё самой – чуть длинноватый нос Пьеро (есть и автопортрет в образе Пьеро), лукавый взгляд, полуулыбка, тени грешных мыслей.

Из круга этих жанров она выходила крайне редко. Надо полагать, не по причине отсутствия фантазии, а в силу того самого стремления «оставаться самой собой». Впрочем, ей не чужды были эксперименты. На выставке в первый раз столь широко представлен Марокканский цикл 1928-1929 и 1932 годов, где во всей своей красе царствует экзотика. О, с этими картинами связана удивительная история. В Бельгии проходила выставка русских художников, которую посетил сам бельгийский король. Он остановился перед работами Серебряковой, среди которых были картины с её обнажёнными. В свите, которая сопровождала короля, оказался некий барон Броуэр, который заинтересовался произведениями Серебряковой и с нею связался. У него были какие-то дела в Марокко, и он предложил Зинаиде осуществить поездку, которую берется полностью оплатить, но оговорил свое право, что по её возвращению заберёт себе понравившиеся ему работы.

RudServa-S2Марокканский цикл – это произведения яркие, эмоциональные, отличающиеся редкой живописной маэстрией, наполненные восхищением красотой восточной жизни: экзотическими пейзажами, людьми и жанровыми сценами на улицах и базарах Марракеша, Феса, Сефру. В Москве на выставке он почти полный. За исключением тех работ, которые отобрал себе барон Броуэр. Ставший поклонником творчества Зинаиды Серебряковой, он заказал ей полностью расписать свой дом. Позже росписи пропали. Через много лет их обнаружили на чердаке в скрученном виде. После того, как Россия их выкупила, они выставлялись на выставке в Русском музее.

Типажи и сценки, подсмотренные в Марокко, довольно радикально отличаются от того, что делала RudServa-S3Серебрякова в Европе, но это не является изменой себе. Тут скорее легкообъяснимая жажда расширения прежнего художественного опыта, попытка освоить чужую реальность. Но никуда от своего европоцентризма, привитого ей ещё в раннем детстве, она в итоге не ушла, более того, передала это качество по наследству. Наполненные цветом, эти работы не кажутся какими-то экзотическими фантазиями – художница в свойственной ей реалистической манере изображает природу, простых жителей и их бесхитростный быт.

Ощущение света и радости – вот что такое Серебрякова. Её уверяли, что это немодно. Кому-то и в наше время свет и радость анемично-старомодны. Но тьма не имеет смысла, когда нет света. Злость оказывается пустышкой, когда нет радости.

RudSerebrkva-S3«Зинаида Евгеньевна была непревзойденным мастером цвета, – говорит Павел Павлинов, историк искусства, эксперт по творчеству Зинаиды Серебряковой, внук ее брата Евгения Лансере. – Я специально изучал творчество художников того же временного периода, побывавших в Марокко, – это и англичане, и испанцы, и португальцы, – никто из них даже не приблизился к тонкостям нюансировки Серебряковой – это невероятный свет, солнце и нежные краски».RudSerebrkva-S11

Что же касается работ детей Зинаиды Серебряковой, то их обоих отличает дар миниатюристов, совершенное владение техникой графической акварели, гуаши, великолепное знание истории искусства. Городские пейзажи Александра рассматривать просто приятно, и для познания они чрезвычайно полезны. Их даже можно назвать не только художественными произведениями высшей пробы, но и архитектурными документами, на которых всё до мельчайших подробностей зафиксировано. Замечательны и натюрморты Екатерины, в том числе «Блюдце с клубникой и смородиной».

Выставка «Зинаида Серебрякова. Парижский период» продлится до 30 марта 2014 года.

Фото журналистов российских и зарубежных СМИ

WRN

Метки: , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы