ВЫБОРЫ МЭРА НЬЮ-ЙОРКА: СИЛА ИНЕРЦИИ или…

5 ноября 2013

RudNYvuboru-S1На состоявшихся 5 ноября 2013 года выборах мэра Нью-Йорка (США) победу одержал кандидат от Демократической партии США 52-летний общественный адвокат Билл де Блазио. За него отдали голоса 73% избирателей, а за его соперника, руководителя Департамента транспорта в администрацииRudStatSvoboda-S2 города республиканца Джозефа Лоту – 24%. Лота обещал продолжать политику уходящего мэра Майкла Блумберга, де Блазио резко критиковал и её (политику), и своего предшественника. Нынешний (до 31 декабря 2013 года) градоначальник Нью-Йорка – миллиардер Майкл Блумберг, получавший на своем посту символическую зарплату в один доллар, не мог баллотироваться на этих выборах по закону, поскольку пробыл мэром уже три срока подряд.

Де Блазио – первый демократ на посту мэра «Большого яблока» за 20 лет. До этого городом правили республиканцы – Роберт Джулиани и Майкл Блумберг.

Как RudBlumberg-S4проходили эти непростые для столицы мира выборы? Недостатка в претендентах на пост мэра Нью-Йорка не было. Тем более, что разговоры на эту тему начались задолго до назначенного срока выборов. Влиятельная газета «Нью-Йорк Таймс», так же, как и некоторые другие средства массовой информации, поразила своих читателей сообщением о том, что мэр города Майкл Блумберг хотел бы видеть своей преемницей Хиллари Клинтон. Три человека подтвердили, что Блумберг звонил Хиллари и якобы уговаривал её принять участие в выборах. Свидетели разговора уверяют: собеседница ответила мэру, что её нисколько не интересует перспектива оказаться на его месте. Рассчитывал ли Блумберг, что Клинтон примет его предложение всерьёз? А если нет, зачем звонил? Наблюдатели теряются в догадках. Многие считали, что фавориткой Блумберга являлась спикер горсовета Кристин Квинн. Её сторонники не упускали случая подчеркнуть это. Настойчивый репортер «Нью-Йорк Таймс», подкараулив Квинн, спросил её по поводу возможного участия Хиллари Клинтон в борьбе за кресло мэра. Разговор проходил на ходу. Квинн собиралась войти в лифт. «В самом деле? – подняла она брови. – Мне ничего об этом неизвестно». И дверцы лифта захлопнулись. Вот такая, говорят, случилась история.

Понятно, что Блумбергу было явно небезразлично, кто его сменит. С Хиллари Клинтон он уже много лет поддерживаетRudBlumbFestRusKultNasheNasled-S3 близкие и тёплые отношения. Он высокого мнения о её способностях. Однако, даже если бы она проявила интерес к выборам, возникли бы некие формальные препятствия. Мэром Нью-Йорка может стать лишь житель этого города. Впрочем, проблема могла бы решиться быстро. У Хиллари есть опыт. Перед выборами в Сенат в 2000 году супруги Клинтон купили дом в штате Нью-Йорк, в городке Чаппаква. Таким образом, став жительницей штата, она получила право баллотироваться в Конгресс. Так и на этот раз, если бы потребовалось, чета приобрела бы или сняла приличную квартирку в Нью-Йорке. Но – не произошло…

Интрига вокруг возможных наследников Блумберга была острейшей. Одним из героев слухов, распространявшихся в средствах массовой информации, был общественный адвокат Билл де Блазио, который также рассматривался как один из вероятных кандидатов. Слухи касались не столько его самого, сколько его жены, афроамериканки, поэтессы Черлейн Маккрей. Вспомнили, что она была активной участницей лесбийского движения в 1970-х годах, а в 1979 году даже опубликовала в журRudDeBlasio-S5нале «Essence» статью под горделивым названием «Я – лесбиянка». В статье, в частности, говорилось: «Я пережила слёзы, изоляцию и чувство, что со мной что-то не в порядке, потому что люблю другую женщину». Впрочем, Черлейн Маккрей писала не только о своих терзаниях. Напротив, отмечала: «Мне повезло, что почувствовала интерес к женщинам раньше, чем заперла себя в традиционный брак и обзавелась детьми». Статью извлекли на свет Божий сотрудники сайта Politicker и опубликовали её. Офис избирательной кампании де Блазио не стал отмалчиваться и распространил ответ Маккрей. «В 1970-х годах я идентифицировала себя как лесбиянка и написала об этом, – заявила она предельно откровенно. – Но в 1991 году я встретила любовь своей жизни, вышла замуж, и теперь мы растим двух замечательных детей – дочь и сына».

RudDeBlasio-S6Когда в 2009 году Де Блазио баллотировался на пост общественного адвоката, его упрекали в том, что он завлекает темнокожих избирателей, демонстрируя в рекламных материалах свою жену Маккрей. Ему приходилось отбиваться от этих и других, менее безобидных обвинений, в том числе и по поводу сексуальной ориентации супруги. Пикантность ситуации заключалась в том, что единственным кандидатом на пост мэра из числа сексуальных меньшинств была спикер горсовета Кристин Квинн. В случае победы она стала бы первой лесбиянкой на посту главы города. И тут вдруг, пусть и в не напрямую, у спикера появилась конкурентка, которая в какой-то степени подрывала её монополию на власть (будущую).

Супруги де Блазио всегда выступали сторонниками однополых браков, но никогда не заявляли публично о своих сексуальных пристрастиях. Однако сейчас не 1979 год. И теперь нетрадиционную ориентацию скрывать не надо. Напротив, она может принести дополнительные очки в политике, во всяком случае, в Нью-Йорке. Кстати, за однополые браки ратует и Блумберг, чья племянница является лесбиянкой.

Так что опубликованная Politicker статья едва ли могла нанести какой-то ущерб де Блазио, кампания которого развивалась вполне успешно. Он применил неординарный ход. В сопровождении дюжины волонтеров неожиданно появился в разорённом в прошлом году ураганом «Сэнди» районе Ховард Бич, ходил от двери к двери и рассказывал, что и как нужно делать, чтобы получить компенсацию за ущерб от стихии (как будто люди об этом сами не знали – все СМИ, в том числе и русскоязычные, постоянно давали дельные советы, адреса, телефоны – сам слышал и видел). Но Де Блазио проникновенно, с душой сочувствовал пострадавшим, хотя те в большинстве своём уже давно все компенсации получили. Однако, такое внимание кандидата в мэры к нуждам избирателей вызывала положительные эмоции. Ну, и кому какое дело, что его жена в молодости (а сегодня?) мужчинам предпочитала женщин!

RudNewYork-S9

А что сам Билл де Блазио: святой что ли?! Повсеместно задают вопрос: как мог стать мэром Нью-Йорка сторонник сандинистов, которым противостояла администрация президента Рейгана (в 1988 году де Блазио 10 дней провел в Никарагуа как представитель некой структуры Quixote Center, помогая распространять продовольствие и медикаменты). После возвращения из Никарагуа де Блазио стал работать в некоммерческой организации, занимавшейся улучшением здравоохранения в Центральной Америке. И продолжал поддерживать сандинистов, присоединившись к группе Сеть солидарности с Никарагуа Большого Нью-Йорка (Nicaragua Solidarity Network of Greater New York), которая проводила встречи и собирала для них денежные средства. И ещё: как можно объяснить факт, что свой медовый месяц новоявленные супруги де Блазио провели на Кубе? От обоих государств у него остались самые лучшие воспоминания, и он до сих пор не стесняется хвалить и Фиделя Кастро, и Даниэля Ортегу, хотя и признаёт, что с демократией у них не всё идеально.

RudNYCentrPark-S11

И наконец, как мог выиграть человек, который главным козырем в избирательной кампании сделал своего темнокожего сына – раз уж самого угораздило родиться белым? Кстати, Билл де Блазио (Bill de Blasio) родился в Нью-Йорке на Манхэттене 8 мая 1961 года. Отец Билла – Уоррен Уилхелм – американец немецкого происхождения, мать – Мария, дочь итальянских иммигрантов Джованни и Анны де Блазио из города Беневенто. Де Блазио получил степень бакалавра в Нью-Йоркском университете, а также степень магистра в Школе международных отношений Колумбийского университета. Не бог весь что для политика, замахнувшегося на такую высокую должность, как мэр Большого яблока.

RudNYTimesSkver-S14

А ведь всего несколько месяцев назад абсолютное большинство нью-йоркцев понятия не имели, кто такой этот Билл де Блазио (которого, кстати на выборы выдвинула Демократическая партия и всячески поддерживал президент США Барак Обама – ну, как не порадеть родному человечку!), и ничего – они взяли и проголосовали за него, избрав мэром Нью-Йорка с феноменальным для демократической страны результатом 73%. Видимо, по инерции, создавшейся в американском обществе за последние 5-6 лет (надеюсь, понятно, о чем я говорю?). Как де Блазио, у которого из профессионального опыта имеется только несколько лет работы в горсовете, а также в должности городского омбудсмена, мог победить Джо Лоту – человека, получившего поддержку двух наиболее успешных мэров в новейшей истории Нью-Йорка: Джулиани и Блумберга? Получившего эту поддержку не просто так, а за то, что он с ними обоими работал, и работал успешно, хотя Джулиани и Блумберг – далеко не единомышленники. Такого противника можно победить только отвязным популизмом и мобилизацией невежественных масс на борьбу за всеобщее счастье против «клики любителей народной крови и пота», на борьбу против богатых.

Де Блазио именно так и поступил. Сложно назвать хотя бы один солидный проект, который осуществил новоявленный мэр Нью-Йорка, зато против скольких он – убежденный противник любых реформ – протестовал! Он яростно боролся против увольнения, мягко говоря, непрофессионального учителя, против закрытия больницы, в которой появилась занесенная извне инфекция, и даже цену на билеты в метро без него нельзя было поднять. Потому что любые попытки оптимизировать и рационализировать государственные расходы – это зло. Госрасходы можно только увеличивать. Увеличивать понятно каким способом – поднять налоги для богатых.

RudNYhighline-S12

Де Блазио не смущает ни то, что Нью-Йорк и так входит в десятку американских городов с самыми высокими налогами, ни то, что 10 процентов самых богатых нью-йоркцев платят 71 процент суммарного сбора подоходного налога, хотя их доля в суммарных доходах гораздо ниже – 58 процентов. Всегда можно поднять налоги ещё немного, чтобы мэрия города могла просто заткнуть деньгами дыры в старой системе, а не возиться с какими-то там реформами и улучшениями.

Но главным пунктом избирательной кампании де Блазио стали не налоги, а гораздо более благодатная для Нью-Йорка тема – расовый вопрос. Белых нелатиносов в Нью-Йорке всего 33 процента – они привередливые, состоятельные и голосовать за поклонника Ортеги и Кастро всё равно не будут. Поэтому по ним, белым меньшинствам, и надо вести прицельный огонь из всех орудий. Специально для этого де Блазио в своих предвыборных речах нарисовал картину жесточайшего апартеида в городе, где кучка богатых белых наслаждается жизнью, а этнические меньшинства систематически угнетаются и подавляются расистской полицией. Под расистской полицией де Блазио подразумевает жесткую борьбу с преступностью при предыдущих мэрах Джулиани и Блумберге, благодаря которой за двадцать лет Нью-Йорк из одного из самых криминально опасных, с высоким уровнем преступности городов США превратился в один из самых безопасных. Джулиани, по мнению де Блазио, был примитивным расистом, который разделил жителей Нью-Йорка по расовому признаку. Разделение это выражалось в том, что при Джулиани нью-йоркская полиция стала целенаправленно преследовать людей за мелкие правонарушения, типа безбилетного проезда, граффити, не всегда сответствующих общепринятым нормам, и распития пива на улице.

Как нетрудно догадаться, чаще всего на таких хулиганствах попадались отнюдь не белые (хотя, разумеется, и они были), что вызывало огромное возмущение у афроамериканской общины Нью-Йорка: мол, белые воруют на Уолл-стрит миллиардами, а наших за безбилетный проезд в полицию тащат. Но Джулиани не отступал, потому что свято верил в теорию разбитых окон: если оставлять без внимания такие мелкие правонарушения, как нецензурные граффити, изуродованные фонари, «зайцев» в общественном транспорте, – они создают атмосферу безнаказанности, что ведёт к более крупным преступлениям. И оказался абсолютно прав: за восемь лет его мэрства количество преступлений на сто тысяч жителей в Нью-Йорке снизилось вдвое. Но отмыться от репутации расиста Джулиани в суждениях де Блазио все равно не смог.

RudNewYork-S10Обвинять в расизме другого своего предшественника, Блумберга, де Блазио не стал, побоялся, – все-таки «еврей-расист» – чересчур скользкая тема. Блумберг в его речах превратился в оторванного от реальности миллиардера, который давно потерял всякое представление о жизни простых людей (а Блумберг только на благотворительные цели выдал более 235 миллионов долларов – своих, заработанных). Расистом де Блазио назначил главу нью-йоркской полиции при Блумберге – Рэймонда Келли, добившегося значительного снижения количества серьезных преступлений. Но, как вопрошает де Блазио, какой ценой – ценой расистского метода «останови и обыщи» («stop and frisk»). Политика в режиме «останови и обыщи» дала нью-йоркским полицейским право останавливать любого, на их взгляд, подозрительного прохожего на улице и обыскивать его на предмет оружия и наркотиков. Как совершенно справедливо указывает новый мэр Нью-Йорка де Блазио, полиция обыскивала чёрных гораздо чаще, чем белых. А значит, это явный racial profiling, и сие надо запретить. Ещё до выборов мэра в Нью-Йорке нашлось достаточно сердобольных активистов, которые пытались добиться запрета режима «останови и обыщи» через суд. Но мэрия и Блумберг не поддались на все эти уговоры, потому что никакой дискриминации тут нет, – ибо афроамериканцы, составляя 25 процентов населения города, совершают 53 процента всех убийств, а белые нелатиносы, которых треть, только 7 процентов убийств. Кого надо чаще обыскивать? Ну, теперь всё – новый мэр де Блазио обещает отменить этот, по его мнению, расистский метод. И во что тогда превратится Нью-Йорк?!

RudNewYork-S8

Да и как не отменить, когда вся кампания де Блазио была прежде всего посвящена тому, чтобы доказать нью-йоркским афроамериканцам, что он для них – свой в доску (президенту США Бараку Обаме он, видимо, давно это доказал). Для этого де Блазио везде, где только можно было, таскал с собой свою афроамериканку жену и сына, правда, чуть-чуть побелее, хотя и с прической «а-ля Анджела Дэвис». Ставка вполне разумная, потому что выборы и перевыборы Обамы показали, что афроамериканцы и латинос в США – это самая сплоченная группа избирателей. Увидев своего, они стабильно отдают ему 93-95% голосов. Главное – суметь доказать, что ты действительно свой. Для этого де Блазио не стал соваться в свои рекламные телевизионные ролики сам. Вместо себя он посадил своего сына с уже обозначенной прической (чтобы даже самые тупые догадались, кто есть кто), который трогательно рассказывал избирателям, что только у его, «самого лучшего на свете отца» хватит сил взять с богатых побольше налогов (девиз революционеров «Отобрать и поделить!») и защитить цветных от полицейского произвола. Кто тут устоит? Только жестокосердечные белые с Уолл-стрит, а никак ни афроамериканцы и латинос, составляющие подавляющее большинство нью-йоркцев.

Однако и среди названных двух категорий нью-йоркцев хватает людей, не готовых вестись на картинки с кудрявым сыном и рассказы о том, что преступность можно победить не полицией, а дружбой народов. И вообще, ведь в том же самом городе не так давно выборы мэра выигрывали вменяемые политики вроде Джулиани или хотя бы Блумберга. Почему теперь нью-йоркцы выбрали не проверенного профессионала, а леворасистского популиста? Может, все-таки инерция и стремление, не слишком утруждая себя работой, получить с более состоятельных белых свой кусок белого масла на чёрный кусок хлеба…

Интересно, а сколько стоила избирательная кампания де Блазио, и кто за неё заплатил? К слову, на свою третью избирательную кампанию Майкл Блумберг выложил собственные 74 миллиона долларов.

Церемония инаугурации нового, 109-го мэра Нью-Йорка Билла де Блазио состоится 1 января 2014 года.

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы