ВАДИМ МУЛЕРМАН – КОРОЛЬ-ПОБЕДИТЕЛЬ

30 декабря 2013

RudMulermn-S1Примерно за две недели до Нового года в Нью-Йорке по русскоязычному американскому «Davidzon Radio» несколько раз передали объявление о том, что в Second Home Adalt Day Care («Второй дом для пожилых», проще, «Садик для пенсионеров») будет выступать известный певец Вадим Мулерман. Вход свободный. Грех было не воспользоваться такой неожиданно предоставленной возможностью. Тем более что незадолго до этого мероприятия Мулермана показали по российскому телевидению, когда он входил в состав жюри телеконкурса «Универсальный артист», и его комментарии – неторопливые, четкие, профессиональные – понравились всем: и выступавшим на сцене (хотя некоторых он критиковал), и его коллегам по жюри, и зрителям.

RudMulermn-S6В просторном помещении Day Care, превращенном в импровизированный зал с весьма приличной аппаратурой, свободных мест не было. Свое общение с соотечественниками, Вадим Иосифович начал с того, что вспомнил своих недавно ушедших коллег, певцов и композиторов, отметил, что из его поколения советских исполнителей остались только трое: Иосиф Кобзон, Вахтанг Кикабидзе и он. Рассказал о том, что в своё время мог легко пародировать, точнее, копировать голоса Козловского, Утёсова и других.

Да, биография Мулермана богата всевозможными собятиями. Родился он 18 августа 1938 года в Харькове в еврейской семье. Обучался на вокальном отделении Харьковской консерватории (П. Голубев, В. Монахов), впоследствии – в Ленинграде. Дебютировал на эстраде в 1963 году в Харькове, затем работал с оркестрами Мурада Кажлаева, Леонида Утёсова, Анатолия Кролла, Юрия Саульского, в Москонцерте и Росконцерте.

RudMulermn-S3Итак, в 1966 году, будучи солистом ансамбля под управления Юрия Саульского, где он выступает вместе с Ниной Бродской, артистом пантомимы Александром Жеромским, Мулерман становится лауреатом первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады с песней «Хромой король» (А. Дулов – М. Карем). Но из-за идеологической цензуры, усмотревшей в песне намёк на политическое руководство Советского Союза, пришлось исключить из песни последний куплет и изменить название на «Король-победитель». С той поры Вадим Мулерман, вдохновлённый вниманием почитателей, постоянно участвует в теле- и радиопрограммах, одерживает победы на конкурсах песни в Братиславе (1967 г.) и Праге (1969 г.) и т.д.

С 1966 года энергичные, жизнеутверждающие песни «Трус не играет в хоккей», «Лада», «Колдовство», «Детство», «Подрастают наши младшие сестрёнки» в неповторимом исполнении Вадима Мулермана звучат по всей стране «от Москвы до самых до окраин», они стали шлягерами. Их полюбили за оптимизм и какой-то улыбчивый, с одесским прищуром взгляд на мир. Видно, сказалось то, что в детстве Вадим часто гостил в Одессе у бабушки с дедушкой – там и запел впервые в застолье, вторя отцу, у которого от природы был прекрасный лирико-драматический тенор.

Во времена, когда советский эстрадный исполнитель обязан был петь, стоя в выемке рояля и застегнутым на все пуговицы, а руки должны быть сложены на груди или вытянуты по швам, Мулерман умудрялся эти требования нарушать. Так, выступая на памятном Всесоюзном конкурсе артистов эстрады с хитом «Король-победитель» («Хромой король»), на словах «Тирьям-тирьярам-там-тирьям…», Вадим снял со стойки микрофон и прошелся с ним перед зрительным залом. Леонид Утесов в сердцах обозвал его «хулиганом на сцене», но был прощен после того, как Вадим робко напомнил мэтру о его визитной карточке – фильме «Веселые ребята».

Вообще-то, Мулерман вполне мог стать оперным солистом, но тяжело заболел отец, нужно было зарабатывать деньги, и Вадим, который уже спел в опере Моцарта Фигаро, оставил харьковскую консерваторию и ушёл на эстраду. Когда он уже стал известным артистом, мама приехала к нему в Москву, пришла на концерт, и её очень удивило, что после многих песен зрители аплодировали исполнителю стоя. В недоумении она наклонилась к сидевшему рядом композитору Экимяну и спросила: «А почему все встают?». Тот ответил: «Приветствуют артиста». Эмилия Израилевна робко произнесла: «А мне тоже встать надо?». Экимян, недовольный, что его отвлекают, бросил: «Как считаете нужным. Если певец вам нравится…». Она поднялась и застенчиво прошептала: «Вы знаете, это мой сын».

Все, кто хоть однажды услышал Мулермана, хотели снова и снова попасть на его концерты. Голос певца – лирический баритон мягкого матового тембра, с особенным шелестящим призвуком и выраженной тремоляцией – незабываем. Но кроме красивого, запоминающегося голоса, певец обладает большим артистизмом, чутким и точным художественным вкусом, симпатичным внешним обликом. Мулерман всегда детально прорабатывает психологический рисунок песни, обыгрывая каждое произведение выразительной мимикой, актёрскими позами и жестикуляцией. Работая в жанре лирической песни, артист создаёт романтический, вдохновенный образ, пользуется задушевными интонациями. Гражданские, патриотические песни в исполнении Мулермана наполнены человеческой теплотой, звучат мягко и доверительно. На сцене Мулерман держится скромно, с большим уважением к зрителю.

Надо ли объяснять, почему баритон, ставший в СССР одним из лучших, всегда помнил о своих корнях, почему первым из советских артистов стал включать в каждый концерт две-три еврейские песни?! Увы, власти страны, которая не поддерживала отношений с Израилем, расценили это как антисоветчину. Далекий от политики, Вадим новости по радио и телевидению слушал нерегулярно: претило массированное промывание мозгов – вот и сообщение о начале Шестидневной войны он пропустил. И когда в тот день, как обычно, запел «Хава нагилу», репертуарный редактор Сада «Эрмитаж» с побледневшим лицом стала подавать ему из-за кулис какие-то знаки. После бурных оваций, устроенных ему залом, певец подошел к ней и услышал: «Меня же завтра уволят! Утром евреи на арабов напали!». Мулерман хладнокровно произнёс: «Если будут неприятности, скажи, что ты меня предупреждала, да я не послушал». Но это выступление Мулерману не сошло с рук. Утром его вызвали в КГБ, где провели серьёзную профилактическую беседу. А так как и в Комитете госбезопасности тоже любили его песни, решили этим и ограничиться. Однако тучи сгущались…RudMulermn-S4

В 1971 году Мулерман спел на концерте три безобидные еврейские песни, в том числе – знаменитую «Тум-балалайку». Что тут началось! Ведь тогда в Советском Союзе были очень сильны антисемитские настроения, с каждым днем набиравшие обороты. По решению тогдашнего председателя Государственного комитета Совета министров СССР по телевидению и радиовещанию С.Г. Лапина, Мулерман был отстранён от эфира, ему также запретили концертную деятельность. После этого доступ на радио и телевидение ему, ставшему уже таким популярным артистом, естественно, перекрыли. И за один час около 300 записей его выступлений на телевидении были безвозвратно уничтожены. И это была трагедия. Впоследствии, благодаря содействию министра культуры СССР Е.А. Фурцевой, концертные выступления Мулерману были вновь разрешены, однако о радио- и телеэфирах пришлось забыть на долгие годы.

Но услужливая пресса не унималась, она распространяла о нем нелепые слухи. Однако, сплетням вопреки, Вадим Мулерман не уехал ни в Америку, ни в Израиль; он оставался в Советском Союзе и продолжал бороться за свою песню. Он остался верен своему слушателю. В 1976 году Мулерман стал солистом и художественным руководителем вокально-инструментального ансамбля (ВИА) «Ребята с Арбата», представлявшем Росконцерт. В 1978 году по протекции председателя Совета министров СССР А.Н. Косыгина ему было присвоено звание заслуженного артиста, а в конце 80-х – народного артиста РСФСР.

И всё-таки, «идя навстречу пожеланиям антисемитов», в 1991 году Вадим Мулерман по личным мотивам (из-за болезни брата) вынужден был уехать в США, где в городе Холендейл (штат Флорида) организовал детский музыкальный театр.

С того поистине черного дня прошло около 35 лет – позади годы эмиграции в США и тихое, почти незаметное, возвращение на Родину, в Харьков. Здесь он создал молодёжный Театр песни, в котором получил возможность растить юные таланты, учить их петь не под фонограмму; в 2007 году ему присваивают звание заслуженного артиста Украины.

RudMulermn-S5Сегодня Вадиму Мулерману никто не запрещает носить на левой руке кольцо со звездой Давида, подаренное ему много лет назад одним из раввинов Иерусалима прямо на сцене, но того, что потеряно за десятилетия вынужденного отлучения от престижных концертных площадок, уже не вернуть. И когда Мулерман принял участие в съёмках программы «ДОстояние РЕспублики», телеведущий когда-то известной программы «Утренняя поста» Юрий Николаев, увидев его, обомлел и, не сдержавшись, произнёс: «Не думал, что ты жив».

В.И. Мулерман женат третьим браком. От второй жены Вероники Кругловой у него – дочь Ксения и от третьей жены Светланы Литвиновой – две дочери Марина и Эмилия.

Разумеется, обо всём этом Вадим Иосифович на встрече в Second Home Adalt Day Care не рассказал – беседа была значительно короче, – зато он вживую спел любимые его соотечественниками песни, выполнил и поданные из зала заявки. Это были песни «Лада», «Трус не играет в хоккей», «Как хорошо быть генералом», «Душа болит», «А по камушкам река бежит», «Дорогие мои евреи», «Чёртово колесо», «Аидише мама», «Всё, что было, да прошло» и другие.

Вела встречу диктор русскоязычного американского телевидения Валентина Печорина.

RudMulermn-S7Здесь же, в Second Home Adalt Day Care Мулерман встретился и со своим земляком, с которым вместе учились в музыкальном училище Харькова, контрабасистом и тоже певцом Эдуардом Борисовичем Козачковым. Им было о чём поговорить, что вспомнить…

Жаль, что так быстро подходят к концу встречи с хорошими песнями, известными творческими людьми, оставшихся не только в истории страны, которой уже нет на географической карте, но и в нашей памяти, в наших сердцах. Мы по-прежнему уверены, что «Трус не играет в хоккей»; знаем, «Как хорошо быть генералом». И, несмотря ни на что, в каждом из нас живёт Король-победитель.

WRN

Метки: , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031