МИХАИЛ ДЕКСБАХ – РУССКИЙ ЛЁТЧИК ИЗ СТАРИННОГО ГЕРМАНСКОГО РОДА

2 февраля 2024

ИЗ СТАРЫХ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК (Россия, Москва, 1999-2006 гг.)
18 НОЯБРЯ 1972 ГОДА – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПАЛУБНОЙ АВИАЦИИ СССР

Deksbah1bСегодня, 2 февраля 2024 года Михаилу Сергеевичу Дексбаху исполнилось бы 87 лет (родился 2 февраля 1937 г., в городе Кировск, Мурманской области, СССР, – скончался 7 октября 2006 г., в Москве, Россия). Детство и юность провёл в Москве. Годы службы – 1955-1990 гг.

Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, капитан запаса, он награждён орденами Ленина, Октябрьской революции, Красной звезды, медалями. М.С. Дексбах – лётчик-испытатель ОКБ имени А.С. Яковлева – уникальный лётчик, он отрабатывал полёты с авианосца первого в СССР самолёта вертикального взлёта и посадки Як-36М, испытывал первый учебно-тренировочный самолёт вертикального взлёта и посадки Як-38У, боевой Як-28, пассажирские Як-18Т, Як-40, Як-42, спортивно-пилотажный Як-18ПС и другие. Дважды катапультировался из погибавших самолётов, а один раз даже из-под воды!

В 1957 году, окончив Армавирское военное авиационное училище лётчиков, служил в строевых частях Военно-воздушных сил (Московский военный округ). В 1963-м – уволен в запас в звании капитана.

Его давние предки – выходцы из старинного дворянского германского рода; офицеры Дексбахи несколько столетий верой и правдой служили российской короне, некоторые дошли до самых высоких чинов. Эта фамилия шла от какого-то выходца из Европы, который поступил на военную службу в России чуть ли не в XVIII веке.

Много позже Михаил Сергеевич с улыбкой вспоминал: «Меня, кстати, даже в отряд космонавтов брали. Что интересно, тесты – по здоровью, подготовке, лётному мастерству – прошёл на «5+», а фамилией не угодил! «Что за фамилия!» – возразили в комиссии, комплектовавшей отряд космонавтов. – «Не может быть наш космонавт с немецкой фамилией!». Так что ребят в космический отряд – Гагарина, Титова, Комарова, Беляева и других – отбирали ещё и по фамилиям. А я не прошёл. Но не в обиде! Логично ведь! Из чужаков я… Которое столетие».

DeksbahVert3

В июле 1963 года случилось непредвиденно-страшное – во время отработки группового полёта истребитель Дексбаха МиГ-19 столкнулся в воздухе с другим самолётом. Оба лётчика катапультировались, а машины погибли, за что обоих и уволили из ВВС. Это было катастрофой! Но Михаил нашёл в себе силы вновь встать на ноги, устроился механиком по испытанию авиадвигателей на авиаремонтном заводе в Кубинке, под Москвой. Там он неожиданно встретился с Павлом Поповичем, которого давно и хорошо знал. Космонавт пообещал помочь вернуться в авиацию и способствовал в 1967 году поступить в Школу лётчиков-испытателей. После её окончания Дексбах (до 1990-го) – на лётно-испытательной работе в ОКБ имени А.С. Яковлева.

Deksbah7ab

Deksbah7

И именно лётчик-испытатель Михаил Дексбах 18 ноября 1972 года первым в стране осуществил экспериментальную посадку самолёта Як-36М №02 вертикального взлёта и посадки на палубу противолодочного крейсера Черноморского флота «Москва» под Феодосией, а 22 ноября 1972 года – взлёт с корабля.

DeksbahЯк36

В тот памятный день – 18 ноября 1972-го – по трансляции объявили: «Корабль к посадке самолёта изготовить!». Вскоре на горизонте появилась стремительно приближавшаяся точка, превратившаяся в самолёт, который покачал крылом и, сделав разворот, стал заходить на посадку. Присутствовавший при этом маршал авиации И.И. Борзов дал указание командиру ПКР «Москва» капитану второго ранга А.В. Довбне произвести запись в вахтенный журнал: «День рождения палубной авиации».

DeksbahMoskva

DeksbahЯк36naKreisMoskva

DeksbahPosadka

Як-38наПалубе

В 1974 году началось серийное производство самолёта. 11 августа 1977 года его уже приняли на вооружение ВМФ под обозначением Як-38. Для вертикального взлёта и посадки использовался подъёмно-маршевый и два подъёмных двигателя. Подъёмно-маршевый двигатель расположен в средней части фюзеляжа, имеет боковые однорежимные воздухозаборники с отделением пограничного слоя и нерегулируемым соплом с двумя поворотными насадками. Подъёмные двигатели размещены один за другим в передней части фюзеляжа. Их воздухозаборники и реактивные сопла закрываются управляемыми створками. Для предотвращения попадания горячих газов в воздухозаборники сверху и снизу фюзеляжа установлены отражательные рёбра. Запас топлива расположен в двух внутренних кессон-баках.DeksbahЯк38

На Як-38М предусмотрена подвеска под крылом 2 ПТБ по 500 л. Кабина лётчика оснащена системой принудительного катапультирования СК-3М (аналогов в мире не имеет!) с креслом К-36ВМ (на самолётах первых выпусков – КЯ-1М). Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает выполнение боевых задач днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях. В состав вооружения входят: УР типа Р-60 (Р-60М) и Х-23 (Х-23МР), блоки УБ-32А, УБ-32М, УБ-16-57УМП с ракетами С-5, Б-8М1 с ракетами С-8, неуправляемые ракеты С-24Б, свободнопадающие авиабомбы калибром до 250 кг, разовые бомбовые кассеты, зажигательные баки, пушечные контейнеры УПК-23-250.

DeksbahVertKa25Всего в 1974-1989 годах был изготовлен 231 самолёт Як-38 различных модификаций. Самолёт базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку»). В случае необходимости для базирования могли использоваться сухогрузы и контейнеровозы со специально оборудованной площадкой 20×20 метров на палубе. Весной 1980 года четыре Як-38 в рамках операции «Ромб» принимали участие в боевых действиях в Афганистане. Однако в целом самолёт оказался неудачным, интерес военных моряков к Як-38 был недолгим. Самолёт обладал слабой тяговооружённостью, в южных широтах при высокой температуре и влажности у него зачастую были проблемы со взлётом и он имел крайне небольшой радиус действия. Як-38 стал лидером советской морской авиации по числу аварий, хотя жертв, благодаря системе автоматического катапультирования, было не много.

Таким образом век самолёта Як-38 оказался коротким. С распадом СССР в 1991 году программа самолётов с укороченным взлётом и посадкой для ВМФ России была свёрнута, его вывели в резерв, а на следующий год сняли с вооружения. Не выработавшие свой ресурс самолёты передали на базу хранения, а позже «утилизировали». Вслед за этим три довольно-таки новых корабля проекта 1143 продали за рубеж по цене металлолома.

По некоторым данным, документация разрабатываемых новых самолётов была продана американцам, которые в 2010-х годах создали свой F-35, используя наработки СССР 1970-1990-х. Несмотря на очевидную потребность, в советском флоте линейка Як-38, к сожалению, не получила развития.

Кстати, первый полёт опытного экземпляра английского самолёта вертикального взлета корабельного базирования Sea Harrier состоялся только через семь лет после полёта Михаила Дексбаха.

Повторю, что М.С. Дексбах провёл испытания не только этого самолёта. Он поднимал в небо и испытывал учебно-тренировочный Як-38У, боевой Як-28, пассажирские Як-18Т, Як-40 и Як-42; спортивно-пилотажный Як-18ПС.

В беду Михаил попадал трижды. Первый раз – когда столкнулся в воздухе с другим самолётом и остался жив. Второй раз – когда на двухместном учебно-тренировочном Як-38У на Дальнем Востоке обучал одного из строевых лётчиков.

Deksbah2aМихаил Сергеевич вспоминал: «Поднялись над палубой. Он впереди – за основным штурвалом, а я сзади – за вторым штурвалом. И вдруг он не справляется с управлением. Чуть набравший высоту самолёт заваливается набок и падает в море. Шок! Секунда оцепенения всего! И вдруг струйка воды по лицу моему цвыркнула – под воду начали уходить! И я рванул скобу катапульты руками! Никогда б не сделал этого в нормальной ситуации! А тут автоматически всё случилось! И нас обоих выстреливает из-под воды! Я лечу на палубу крейсера и – парашют ведь не раскрылся полностью ещё – задницей о какую-то переборку врезаюсь! А он улетел в открытое море! Катером подбирали потом! Подбегают ко мне корабельные: «Михаил Сергеич! Михаил Сергеич! Жив?!». Я встаю и ору: «Вашу мать! Коньяк есть?!». Они: «Есть!». Хватают меня, на носилки и в лазарет. Тут же появилась бутылка коньяка… Я её в один присест! С того света вернулся ведь…».

Наверное, это и есть единственное в мире катапультирование из-под воды?!

Михаил Сергеевич смеётся и достаёт из шкафа медаль завода – производителя катапульт, на которой выгравирована его фамилия и надпись «За первое катапультирование из-под воды!».

Думаю, что это – единственная в мире такая медаль.

Ну, а третья беда случилась, когда самолёт потерял на взлётной полосе управление и выскочил в конце полосы в лес. Машину развалило, а он как сидел, вцепившийся в штурвал, так и остался сидеть за ним. Его вырезали сваркой. В той аварии он получил компрессионный сдвиг позвонков, года два пролежал в госпиталях.

И после этого он опять летал! Именно тогда и облётывал пассажирские Як-40 и Як-42.

Удивительный был и лётчик, и человек. Веселый, жизнерадостный и такой уверенный в себе! Он мог говорить на любые темы: его эрудиции позавидовал бы иной профессор. У него был даже целый свод советов, например: «Никогда не пей в рабочее время!», «Никогда не обсуждай с женщиной в постели свои дела – постель не для этого!», «Никогда не проси у людей денег, если не общаешься с ними, хотя бы по телефону, раз-другой в месяц или хотя бы в год!» и так далее.

А ещё у Михаила Сергеевича Дексбах был сын (на моей фотографии он с отцом играет в шахматы), который учился в школе моей жены.

DeksbahSon1996a

DekbahMSСоветский/российский лётчик-испытатель М.С. Дексбах с семьёй жил примерно в километре от нашего дома, в доме, как я его называю, знаменитостей. Среди них были дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Михаил Петрович Одинцов; дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, космонавт-3 Андриян Григорьевич Николаев, с которыми я также встречался, писал о них в центральных газетах Москвы и России.

Вечная светлая память Вам, мужественные покорители небесных и космических далей Михаил Петрович Одинцов, Андриян Григорьевич Николаев и герой моего нынешнего материала Михаил Сергеевич Дексбах!

Лев Рудский (WRN)

После того, как я опубликовал этот материал в Фейсбуке, многие мои друзья поставили «лайки», а некоторые написали свои комментарии, которые я и помещаю здесь, в моём интернет-журнале Worldrusnews.ru/Мировые и российские новости
Olga Luznova: «Спасибо за пост! Было интересно узнать!»
Victor Oganjanov: «Лев, дружище, я снимаю шляпу, насколько всё точно. Такая же участь постигла и программу F-35 в палубном варианте, в которой я участвовал 20 лет назад. Утверждаю, что лучше Русской «Сушки» самолёта просто нет!»
Григорий Шустер: «Светлая память…»
Natalya Stoycheva: «Вечная! Светлая память!»

Метки: , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архивы