«1913. ПЕРВЫЕ МОТОРЫ РОССИИ»

18 октября 2023

AutoVust1913-2023В Москве (Россия) на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) завершает свою работу выставка «1913. Первые моторы России». Экспозиция посвящена прошедшей в 1913 году, в тогда ещё Российской империи, IV Международной автомобильной выставке, а также истории автомобилизации страны, начавшейся ещё в XIX веке.

Выставка, на которой демонстрировались легковые и спортивные автомобили, грузовики и омнибусы, пожарные машины, мотоциклы и другая техника, проходила в тогдашней столице государства – городе Санкт-Петербурге, в Михайловском манеже. Напомню, что она проводилась в год расцвета научно-технических и экономических достижений дореволюционной России. Также это ещё был и год 300-летия правления в России династии Романовых, первым представителем на престоле которых стал Михаил Федорович Романов.

Неудивительно, что в 1913 году выставка стала частью разнообразных всероссийских торжеств по случаю юбилея династии и избавлению страны от Смуты в начале XVII века. Несмотря на малые объёмы выпуска в России своих автомобилей, общее их количество перед Первой мировой войной, если сравнивать с другими развитыми странами мира, было значительно. Велика была на тот момент, в сравнении с передовыми армиями других государств мира тех лет, и степень автомобилизации Российской императорской армии. И разработка, и производство тоже были собственными. Пусть и не так много, как хотелось бы. Однако разговор об импортозамещении в те времена не шёл. Ну, это так, к слову.

Vust1913

5.5.1913-4vust

ГОН13

Примечательно, что автомобили начала прошлого, ХХ века, до сих пор поражают своими непривычными формами и роскошью отделки. К сожалению, в советское время «наследие царского режима» не слишком ценили, революционно-презирали, стремились избавиться от «пережитков прошлого», и из десятков тысяч машин, ездивших по дорогам Российской империи сто лет назад, к нашему времени сохранились лишь единицы. Некоторым повезло попасть в Политехнический музей, и они составили «золотую коллекцию» его автомобильного отдела и национальную гордость страны. Но Политех сейчас закрыт на многолетнюю реконструкцию. Однако собрание дореволюционных автомобилей можно увидеть на выставке «1913. Первые моторы России».

RusBaltCar

Самым главным экспонатом стал российский «Руссо-Балт» – единственный сохранившийся легковой автомобиль этой марки в мире. Эта машина почти полностью из российских комплектующих, вполне надёжная и современная по конструкции. Среди других раритетов – британский сайкл-кар «Эй-Си» и французский «Бэй-Би», их уникальность подтверждает тот факт, что подобных машин не осталось даже на родине этих марок. А есть ещё и… электромобили. В мире как-то подзабыли, что в конце XIX и начале XX веке электромобили были очень серьёзным соперником автомобилям с двигателями внутреннего сгорания и паромобилям. И вот теперь, как говорится, «всё возвращается на круги своя».

ГОН6

Некоторые экспонаты – по-настоящему диковинные транспортные средства тех лет, например, трёхколесный немецкий «Феномобиль» или французский «Де Дион-Бутон», где пассажиры не только сидят перед водителем, но ещё и лицом к нему. Другие, наоборот, напоминают о том, что все новое – хорошо забытое старое: британский электромобиль «Коламбия» был изготовлен для российской императрицы Марии Фёдоровны и использовался монаршей семьей в Гатчине и Петергофе.

ГОН15

В зале выставки устроен небольшой «синематограф», где демонстрируется уникальная хроника – парадные императорские выезды, автомобильные пробеги и гонки начала прошлого века. А для самых юных посетителей организован бесплатный квест с призами от музея.

ГОН1

ГОН10

Экспозиция оформлена так, чтобы максимально приблизить к стилю международных автомобильных салонов той эпохи. Зрители подолгу задерживаются возле диорамы в масштабе 1:43, иллюстрирующей посещение выставки российским императором Николаем II, рассматривают настенные плакаты тех лет, помогающие представить стиль жизни людей тех лет, их технические, в том числе автомобильные предпочтения.

ГОН12

SorokinChernmurdin2007

Куратор выставки – Илья Сорокин, директор по музейно-выставочной работе Музея Гаража особого назначения. Напомню, что именно Илья является организатором международной выставки «Олд таймер. Галерея Ильи Сорокина», которую я освещал в печати неоднократно. Кстати, эту выставку неизменно и с удовольствием посещали художники, артисты, политические деятели. Помещаю здесь две фотографии, на которых я изображён с Ильей Сорокиным и с народным артистом России Игорем Квашой (Москва, 2011 г), а также осмотр экспозиции премьер-министром РФ Виктором Черномырдиным (Москва, 2007 г.) (фото вверху).

LRSorokinOldT11F

LRKvashaOldT11

Фотографии автора статьи, журналистов российских изданий.

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы