«ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ НРАВИЛОСЬ ДЕТЯМ и ВЗРОСЛЫМ»

22 июня 2023

ИЗ СТАРЫХ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК (Россия, Москва, 2002 год)

IvanvaGitaraВ Москве (Россия) в Центральном доме работников искусств (ЦДРИ) шёл благотворительный (для старшеклассников столичных школ) спектакль «Дачные амуры» (по ранним рассказам русского писателя А.П. Чехова). Играли артисты московского детского музыкального театра «Экспромт», которым руководит известная актриса театра и кино, народная артистка России Л.И. Иванова. Прежде чем встретиться с Людмилой Ивановной, я решил перед началом представления побеседовать с её коллегами по сцене, учениками, знакомыми и родственниками.

Итак, первым, кто отважился рассказать об актрисе, оказался её сын – заслуженный художник Российской Федерации, художник-постановщик театра «Экспромт», директор московской художественной школы № 3 имени В.А. Ватагина, декан художественно-постановочного факультета в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания имени М.А. Литовчина, советник районного Собрания Мещанского района ЦентральногоLRMillayev04b административного округа (ЦАО) Москвы Иван Валерьевич МИЛЯЕВ:

– Спектакль «Дачные амуры» идет уже чуть более полугода. Это – отдельные новеллы, сопровождаемые музыкальными номерами. Его можно назвать даже своеобразным мюзиклом.

– А кто написал музыку?

– Молдавский композитор Елена Фиштик. Она живёт и в Москве, и в Кишиневе. С Людмилой Ивановной она познакомилась в жюри какого-то детского фестиваля. И увлеклась её идеями. Музыка к этому спектаклю – её первая работа с нашим театром. Но, давайте-ка, о самом театре расскажем. Этот сезон – уже тринадцатый со дня создания нашего театра (в 1990 г.). Он – государственный, подчиняется непосредственно Комитету по культуре правительства Москвы. Территориально располагается в Басманном районе, но там очень маленькая сцена. Поэтому постоянно гастролируем, то в одном районе столицы, то в другом. Больше всего нам нравится выступать именно в Мещанском районе ЦАО. Глава районной Управы Василий Владимирович Калинкин очень любит наш театр и лично Людмилу Ивановну. Да и как её вообще можно не любить!

LRIvanvaNikitnMilyaevu03

Мы с удовольствием выступаем в ЦДРИ, филиале театра Маяковского, сыграли для детей из близлежащих школ такие спектакли, как «Али-Баба», «Машкины сны» и др. По просьбе В.В. Калинкина готовим целый сериал детских спектаклей. А весь наш репертуар состоит из восьми спектаклей: шесть из них для детей и два – для взрослых.

– А «Дачные амуры»?

– Это вообще-то спектакль для взрослых, но его вполне можно смотреть и старшеклассникам, которые изучают раннее творчество А.П. Чехова. Я заметил, что современная молодёжь к классике относится настороженно. Но когда ты им подал произведение на сцене, в таком реальном виде, они из любопытства откроют книжечку и почитают ещё что-то. Хороший подход, не правда ли?

– Как же все-таки был создан театр?

– В те годы Людмила Ивановна была народным депутатом Бауманского, потом Басманного района, да ещё и секретарем партийной организации «Современника». В годы перестройки председателем исполкома работал Н.Н. Гончар (ныне депутат Госдумы). Как раз начали закрывать агитпункты. И Людмила Ивановна обратилась к Николаю Николаевичу с просьбой отдать помещение агитпункта, в котором она как депутат и вела приём населения, под детский театр. Вот так всё удачно и получилось.

Помню, как я делал декорации к спектаклю «Сказка о царе Салтане». В прошлом году мы поставили «Али-Бабу и 40 разбойников», «Страницы жизни», «Дачные амуры». За последние два года подготовлено четыре премьеры, то есть, примерно, по две в год.

Так как, повторяю, у нас большинство спектаклей для детей, то мы решили воплотить на сцене идею сказок народов мира. Пока подготовлено два русских мюзикла «Машкины сны» и «Лесные забавы». Либретто и стихи пишут, как правило, моя мама и папа Валерий Александрович Миляев. Кстати, он пишет и музыку тоже. Стихи в спектакле «Али-Баба» – известного актёра Вениамина Смехова.

А вы знаете, что песня, в которой есть слова «Приходит время, люди голову теряют. Это время называется весна…», написал Валерий Александрович? Она есть даже в первом альбоме «Песни века» рядом с песнями Высоцкого, Окуджавы. То есть входит в двадцатку лучших песен двадцатого столетия. Так-то!

– Сколько актеров в труппе театра «Экспромт»?

Двадцать. Все они имеют музыкальное образование. Окончили институт имени Гнессиных, ГИТИС, консерваторию. Ведущая актриса театра Елена Костина, так же, как и я, окончила школу-студию МХАТ. Помните, как она блестяще сыграла в фильме «Полёты во сне и наяву»? А ей тогда было всего 18 лет.

Эстафетная палочка от сына переходит к его отцу и мужу Людмилы Ивановны Валерию Александровичу МИЛЯЕВУ.

– Насколько я знаю, вы учёный, доктор физико-математических наук. А ещё пишите стихи, музыку. Как же это всё совмещается: физика, математика и лирика?

– Мне стараются не задавать этот вопрос, наверное, понимая, что, как только я начну рассказывать о том, чем я занимаюсь по своей основной специальности, это займёт много времени, и сразу станет скучно. Так что давайте, если возможно, это будет темой нашего отдельного интервью.

– Хорошо. Но все-таки расскажите о том, как вы познакомились с Людмилой Ивановной.

Ещё когда я учился в МГУ, то у нас, у физиков, почему-то было стремление к самодеятельности, каким-то гуманитарным делам, многие писали стихи, выступали. Я, например, начал писать стихи ещё в школе. Потом был активным членом агитбригад, участвовал в работе драмкружка, продолжал писать стихи, песни. Тогда же, в МГУ, мы с моим приятелем Валерием Канером написали оперу «Архимед». На физфаке была традиция написания опер, и это уже была третья опера в его истории. Она тогда имела шумный успех. И, с тех пор, вот уже более 40 лет, каждый год, опера звучит в стенах вуза.

А с Людмилой Ивановной мы познакомились где-то в 60-е годы. Мой приятель, бард Александр Городницкий (кстати, он тоже доктор наук) пригласил меня в драмкружок, который вела артистка театра «Современник» Людмила Иванова. Я сам на сцене играть не любил, только в плясках участвовал. Так вот они попросили меня написать новогоднюю песню к представлению. Через неделю я принёс песню. Она понравилась и, соответственно, мы с Людмилой Ивановной понравились друг другу. Стали на лыжах кататься, дальше – больше.

LRIvanvaGenerl04-Id

Она – коренная москвичка. Даже родилась в Центральном округе, на территории Мещанского района, в роддоме, который теперь входит в состав известного медицинского института МОНИКИ. И там она Ивана родила. А Саша, наш второй сын, родился в другом роддоме. Он окончил факультет психологии педагогического института. Но очень увлекся растениями. И сейчас работает в нашем институте, изучает влияние лазеров на растения.

– Итак, сын Александр пошёл по вашим стопам в науке. А он пишет музыку, стихи?

– Он очень хорошо играет на гитаре, намного лучше меня. Кстати, бард и композитор Виктор Берковский, который работает с театром «Экспромт», тоже начал поздно играть. Но ему, как и Городницкому, это нисколько не мешает придумывать замечательные мелодии, я уже не говорю о стихах. Саша знает весь репертуар Визбора, Высоцкого. Поет в компаниях. А Иван, когда был пионером, играл в духовом оркестре на трубе. Потом ему сказали, что он слишком бурно растёт, не надо давать такую нагрузку на лёгкие. И он потянулся к живописи.

– Удивительно творческая семья!

Это ещё что. Мой отец рассказывал, что он в молодости хорошо играл на скрипке, а меня выучил играть на мандолине и домре. А моя мама, хотя по профессии была техником-картографом, неплохо рисовала. И шторы расписывала.

Да, а знаете, что у Людмилы Ивановны отец Иван Маркелович Иванов был довольно известным географом! Это в его честь назван остров в Ледовитом океане, недалеко от Северной земли – остров Иванова, он его открыл в ходе экспедиции. Я всё время говорю жене, что она может этот остров приватизировать, дачу построить, участок разбить. Ничего, что он не населён людьми, что там никто не живет…

Квартира, где мы теперь обитаем, находится в том же самом доме (в другом подъезде), что и наш маленький театр, недалеко от «Современника». И Людмиле Ивановне удобно. У неё уже больше года нога болит. Мениск оперировали и неудачно. Пытаемся лечить всеми способами. Но, наверное, придется оперировать еще раз. Поэтому сейчас она на двух костылях ходит и играет сидя. Откроют занавес, она будет сидеть на сцене. Встать, конечно, встанет…

– А вы часто бывали на спектаклях в «Современнике», в которых играла ваша жена? Помните ли её первую роль в кино или театре?

Я прекрасно помню, как она в «Голом короле» Шварца играла фрейлину. По-моему, это одна из её первых ролей. Из театральных – прекраснейшая роль бабки в сильной пьесе «Любовь и голуби».

О спектаклях трудно говорить, я их все принимал нормально, а из фильмов, наверное, «Служебный роман». Шурочка – это её визитная карточка. Что любопытно, история качается, как маятник, и наши настроения тоже. Если в то время Шурочка производила впечатление очень странной женщины, мол, чего она всё ходит и по 50 копеек собирает. А вот сейчас, когда на концертах Людмилы Ивановны идёт откровенный разговор с залом, то часто пожилые люди говорят, вы же создали такой положительный образ, местком-то заботился о людях, вы бились не за себя, бегали, собирали деньги, чтобы помочь людям. Так что произошла переоценка жизненных ценностей. Шурочка – женщина вроде бы придурковатая, но ведь бегала и старалась помочь другим. Вот что важнее всего.

Я тоже участвовал в работе театра. Несколько лет подряд шёл спектакль «Дилетанты». В нём были заняты не только актёры. И мы с Людмилой Ивановной выступали, я аккомпанировал, а она пела песни.

Искусство вещь тонкая, в том смысле, что никто не должен пропагандировать и играть роль лобового воспитателя. Но, если нам показывают хороших людей, хорошие поступки, благородные действия, то, волей-неволей, молодёжь старается этому подражать.

Говорит актриса театра «Экспромт», руководитель детской студии эстетического воспитания очаровательная Елена КОСТИНА:KostinaIvnva

В нашей студии мы не готовим актёров, мы воспитываем людей, способных правильно сформулировать свою мысль, читать стихи. Мы стремимся приобщить их к классике, раскрепостить, развиваем слух, воображение, фантазию, учим красиво ходить. У нас занимаются детишки, начиная с детсадовского возраста. Конечно же, есть и школьники. У меня – старшая группа, состоящая из 25 человек. Ребята посещают занятия по пять-шесть лет. Мы занимаемся вокалом и хореографией, ставим отрывки и т.д. Принимаем участие в различных конкурсах и даже побеждаем. В прошлом году получили Гран-при на форуме «Одарённые дети».

– Вы – актриса театра и кино. В каких фильмах вы снимались?

Первая картина, как об этом уже говорили, была «Полёты во сне и наяву». После этого я снялась ещё в 30 картинах, в том числе, и в телевизионных, например, «Случай в аэропорту». Я даже снималась в одной из серий «Следствие ведут знатоки». Потом были фильмы «Всё побеждает любовь», «Человек из команды «Альфа», «Нулевой вариант», «Захочу – полюблю», «Исчадие ада», «Господа артисты», сериал «Линия защиты» и другие.

А Людмила Ивановна – моя крестная мать перед Богом. Мне тогда было уже 22 года, достаточно зрелый возраст. Я её считаю также моей крестной матерью и в кино. Это с её легкой руки я стала сниматься в моем самом первом фильме. А вообще-то Людмила Ивановна – из поколения невероятных трудоголиков, безумно любящих свою профессию и не мыслящих себя без театра и кино.

Говорит заведующая литературной частью театра «Экспромт», театровед Ольга ЛИШТВАНОВА:

– Я окончила театроведческий факультет Российской академии театрального искусства (ГИТИС) по специальности «Театральный критик». В нескольких книгах «Звёзды московских театров» вышли мои очерки. А в театр к Людмиле Ивановне я давно мечтала попасть. И когда она мне позвонила, не раздумывала ни минуты.

– Почему выбор пал на вас?

– Она знала меня со дня моего рождения. Моя мама – главный администратор театра «Современник». Они с Людмилой Ивановной дружат с детства. В «Экспромте» есть тот дух, которого нет во многих театрах: дружеская атмосфера, сплочённость. Это – настоящий творческий коллектив.

А вот мнение известного певца Рената ИБРАГИМОВА (кстати, 20 ноября 2002 года ему исполнилось 55 лет; от имени коллектива редакции сердечно поздравляем его с юбилеем, желаем счастья, здоровья, творческих успехов):

Театр «Экспромт» нравится мне своей непосредственностью, искренностью, необыкновенно-высоким уровнем профессионализма. Мы сейчас по мотивам татарских сказок готовим свой национальный мюзикл. Либретто моё, музыка – народная и ещё одного молодого татарского композитора. Так что по весне состоится премьера. У Людмилы Ивановны есть чему поучиться. Я очень рад, что судьба меня свела с её сыном Иваном Миляевым, замечательным художником.

Говорит Людмила Ивановна ИВАНОВА:

– Официально мы будем праздновать десятилетний юбилей нашего театра летом, 2 июня 2003 года. Тогда, когда он стал государственным театром. А до того мы были как бы между небом и землёй. Поначалу у нас был и детский, и молодёжный театр. Потом молодёжный театр от нас отделился, отпочковался. Таким образом, можно считать, что это мы им дали путёвку в жизнь.

А детям мы показываем сказки. Потому что они забыли эти сказки. Перед спектаклем я обычно беседую с ними, и мне так грустно слышать, что они почти не знают героев знаменитых сказок. Телепузиков смотрят, ещё что-то такое. Жуть. А когда они приходят к нам, то с удовольствием впитывают в себя сказки народов мира. Любят и сказки Андерсена, и дядюшки Римуса, «Али-Баба» идёт с большим успехом. У нас на афише написано «40», а нолик зачёркнут. Получается, что «Али-Баба и четыре разбойника». И ничего, зал всегда битком. Очень красивый у нас спектакль. Прелестная музыка Сергея Никитина и Виктора Берковского, либретто Вениамина Смехова.

LRIvanvaSvyashenk02a

В нашем театре на улице Макаренко всего 77 мест. Мало. Хорошая сценическая площадка для нас – большая проблема. Многие спектакли, как, например, в ЦДРИ, играем бесплатно. Это – хорошее дело, но мы же должны на хлеб зарабатывать. В труппе-то двадцать человек, а ещё оркестранты. Они у нас не постоянные, а приглашённые.

Сейчас репетируем «Риголетто». К Новому году выпустим премьеру. А по заказу пожарных Москвы сделали мюзикл «Пожар», премьера которого состоялась 20 ноября 2002 года. Все написали втроем: я, Валерий Александрович и Сергей Никитин. Получился очень миленький мюзикл. Декорации сделал Иван. И хотя он главный художник, но не единственный. Так, спектакль «Дачные амуры» оформлял другой художник – Кирилл Андреев. Приглашённый. Не могут же все спектакли быть одинаковыми!

Билеты в наш театр стоят недорого. Мы стараемся, чтобы, как говорится, все слои населения могли посетить наши представления. Так как мы государственный театр, то нам дают, извините, минимальные деньги на зарплату, на оформление спектаклей. А на что-то дополнительное, если мы ещё чего-то хотим, то должны зарабатывать сами.

– Людмила Ивановна, вспомните, пожалуйста, свой первый спектакль.

Это, наверное, судьба. После окончания школы-студии я по жёсткому распределению попала в театр к Наталии Сац, но не стационарный, а передвижной. Ей его дали, когда она вернулась из ссылки. Тогда я была худенькой, и поэтому получила роль деревенского мальчика Кольки в детском спектакле. Я пела, танцевала. Так пролетели два года. А потом я пришла в «Современник», где и служу уже 45 лет. Играла самые разные роли: и комсорга Дусю, и многочисленных партийных работников.

Была очень хорошая роль «Помни имя свое», там я Надежду играла. Или, например, недавно показывали фильм «Учитель пения», где я играла вместе с Андреем Алексеевичем Поповым. Чудесный фильм.

– А кого из режиссёров вы любите больше других?

– Олега Николаевича Ефремова, конечно. Это же он в 1956 году создал театр «Современник». А я пришла сюда в 1957-м. Он – мой учитель. А сейчас я сама преподаю в Международном славянском институте имени Державина. Являюсь профессором, руководителем курса. В прошлом году все мои выпускники устроились в Москве, их хвалят режиссёры.

Я люблю работать в команде. Считаю, что у меня очень хорошая труппа. Замечательные актеры, которые умеют работать вместе. Илья Семенов, Александр Аксенов, Елена Костина, Лариса Павлова, Валерий Еремеев, Вероника Кнауп. Они очень заняты. Ведь им надо деньги зарабатывать, вот они бегают ещё в два-три театра, пытаются играть и сниматься всюду…

– Как вы к этому относитесь?

– Хорошо отношусь. Я отпускаю, стараюсь составлять расписание так, чтобы они успевали всюду. Понимаю, что им надо жить, понимаю, потому что всегда сама мучилась. Я же – актриса. Но режиссёры к этому относятся более ревностно.

– С кем из ваших коллег-сверстников вы дружите?

– Я дружу с Лилей Толмачевой, Еленой Милиотти, Валей Никулиным, да со многими. Кое-кто уехал. Кто-то вернулся, вот Валя Никулин, например. Он недавно выступал на моем творческом вечере, в спектакле «Страницы жизни».

– Ваши сыновья женаты. Сколько у вас внуков?

– У нас внук и внучка – дети Ивана. У Саши детей пока нет.

– Ваша мечта?

 Мечта! Я работаю изо дня в день. Мне хочется, чтобы артисты жили хорошо, чтобы спектакли получались хорошо, без чрезвычайных происшествий, замен. Нога не ходит, и я мечтаю, чтобы коленку починить. Конечно, мне хочется, чтобы наши спектакли шли на больших сценах, чтобы нас заметили. Это только так говорят: «Детский театр, всё лучшее – детям». Это – просто фраза. А бывает так, что без денег и связей даже на фестиваль иногда не пробьешься. Надо выезжать на гастроли в другие города, а где взять средства? Но все-таки мир не без добрых людей, иногда удается вырваться. Были в Кинешме, даже в Риге. Однако, несмотря ни на что, мы постоянно выезжаем выступать с бесплатными спектаклями в детские дома, приюты, Дома культуры. Детям и взрослым нравится, что мы делаем. И это – самое главное. А если кто хочет прийти в наш театр, милости просим на улицу Макаренко, дом 2/21.

Наша справка. Людмила Ивановна Иванова – советская/российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР – родилась 22 июня 1933 года в Москве в семье известного полярника. В 1955 году окончила школу-студию МХАТ (курс А.М. Карева) и была принята в труппу Московского передвижного драматического театра. 45 лет работает в театре «Современник». Сыграла на сцене театра более 40 разноплановых ролей, в том числе в таких легендарных спектаклях, как «Вечно живые», «Голый король», «Обыкновенная история». В 1958-м дебютировала в фильме Юрия Егорова «Добровольцы», сыграв небольшую роль (а всего в её фильмографии – более 50 картин). Её героини – яркие, колоритные женщины: общественницы, продавщицы магазинов, работницы жилищно-эксплуатационных контор (ЖЭК). Одной из наиболее запомнившихся зрителям ролей стала роль профсоюзной активистки Шурочки, постоянно собирающей с сотрудников по 50 копеек то на рождение ребёнка, то на похороны, в знаменитом фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман».

IvanovaBk1Людмила Иванова – автор многих бардовских песен, в том числе известной песни «Только мне всё кажется, почему-то кажется…» (а вот автором часто приписываемой Л. Ивановой песни «Весеннее танго» («Приходит время») был её муж, известный бард Валерий Миляев). Выступала с концертами, дружила с Анной Герман, Сергеем и Татьяной Никитиными. Вместе с мужем она сочинила либретто по «Доходному месту» А.Н. Островского, детскую сказку «Крошечка-Хаврошечка».

IvanovaAvtgFk1aВ 2014 году Л.И. Иванова была принята в члены Союза писателей Российской Федерации. Она – автор книг-воспоминаний «Я люблю вас», «Я помню», «Мой „Современник“», «И грустно, и смешно», «Когда я буду снова молодым», а также нескольких сборников детских стихов и песен. Одну из своих книг Людмила Ивановна подарила мне.

Л.И. Иванова была профессором Славянской академии гуманитарных наук, вела курс на актёрском факультете Международного славянского института имени Гавриила Державина. Она награждена орденами Почёта и Дружбы, медалями.

К сожалению, Людмила Ивановна Иванова скончалась 7 октября 2016 года в возрасте 83 лет в реанимации одной из московских больниц после тяжёлой продолжительной болезни.

2002-2023
Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Июль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архивы