ГОРОДА на ЛУНЕ: ЕСТЬ ПРОШЛОЕ, а БУДУЩЕЕ?

18 июня 2023

ИЗ СТАРЫХ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК (СССР, Россия, Москва, 1988-2023 гг.)

BarminИ это же надо… В 1988 году, то есть 35 лет назад, я пришёл работать ответственным секретарём Всесоюзного журнала «Советская торговля» в издательстве «Экономика». Для непосвящённых: ответсек в редакции – это как начальник генштаба в армии. Через два года я поменял свой кабинет, находившийся в левом крыле четвёртого этажа здания, на кабинет в правом крыле и стал издательским директором совместного советско-германского (чуть позже российско-германского) предприятия «Интерэксперт» и главным редактором первого в Советском Союзе совместного с иностранным участием журнала «Бизнес: Восток – Запад». И ещё – издательство «Экономика» находилось по адресу: Бережковская набережная, 6, неподалёку от Киевского вокзала, где как раз строилась гостиница «Славянская». Ну и что?! Да, вроде бы и ничего. Однако, спустя более тридцати лет в интернете я нахожу информацию о том, что рядышком, буквально в полукилометре, на Бережковской набережной, 22 располагалось Конструкторское бюро имени В.П. Бармина Проектного института Министерства общего машиностроения СССР. Если короче – «Конструкторское бюро общего машиностроения». Если кто интересуется, что это такое, загляните в тот же интернет, и вы поймёте, что это совсем не то, о чём сначала подумали. Ладно пару слов скажу. Министерство общего машиностроения СССР (МОМ) – государственный орган, общесоюзное министерство в рамках Совета Министров СССР. Министерство объединяло и координировало работу огромного количества предприятий и научных организаций, связанных с разработкой и производством оборудования для космоса и ракетно-ядерного вооружения. В связи с подлым развалом Советского Союза упразднено в декабре 1991 года.

Так вот, работая рядом с такой, весьма важной, но не слишком открытой организацией, несколько лет проходя мимо этого на вид невзрачного здания, я и не подозревал, что там находится и что там происходит.

И вот теперь мне сообщают, что здание это уникальное, – более двадцати лет в нём разрабатывались и проектировались… лунные города. Да-да, не больше и не меньше. К разработке долговременной базы на Луне КБ приступило в 1962 году. В то время задание казалось не более фантастичным, чем полёт человека на Марс или беспилотные автомобили. К слову, долговременная орбитальная станция считалась куда более сложным делом. КБ В.П. Бармина разработало оставшийся неосуществлённым первый в мире детальный проект лунной базы «Звезда», шуточно прозванной сотрудниками «Барминградом». Был даже установлен срок заселения первого лунного города – конец 1980-х годов.

Наша справка. Владимир Павлович Бармин (4 (17) марта 1909 года, Москва, Российская империя – 17 июля 1993-го, Москва, Россия) – советский/российский учёный, доктор технических наук, профессор, конструктор реактивных пусковых установок, ракетно-космических и боевых стартовых комплексов. Один из основоположников советской космонавтики. Академик Академии наук (АН) СССР, академик Российской академии наук (РАН), Герой социалистического труда, лауреат Ленинской премии, четырёхкратный лауреат Государственной премии СССР, награждён шестью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Кутузова I степени, двумя орденами Трудового Красного знамени, медалями. В.П. Бармин – член первого Совета главных конструкторов, возглавляемого С.П. Королёвым. С 1959 по 1990 гг. Владимир Павлович руководил основанной им кафедрой в МВТУ имени Н.Э. Баумана.

Barmin7a

30 июня 1941 года было создано Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «КБОМ» как специальное конструкторское бюро (СКБ) при московском заводе «Компресс» для разработки новых образцов и дальнейшего развития мобильных боевых многоствольных пусковых установок (ПУ) типа «Катюша». Руководство СКБ было возложено на В.П. Бармина – начальника и главного конструктора. За 1941-1956 гг. СКБ разработало 82 образца различных установок, 38 из которых были приняты на вооружение Советской Армии и Военно-Морского Флота. СКБ, возглавляемое В.П. Барминым, сыграло решающую роль в рождении боевого оружия гвардейских минометных частей в Великой Отечественной войне. За успешное выполнение правительственного задания СКБ было награждено орденом Отечественной войны I степени.

В мае 1946-го СКБ было преобразовано в Государственное союзное конструкторское бюро специального машиностроения (ГСКБСпецмаш), а в 1966-м – в КБОМ как головную организацию по созданию и развитию в стране наземного стартового, подъёмно-транспортного, заправочного и вспомогательного оборудования, а также стартовых и технических позиций ракетных комплексов. С 1947-го до начала 90-х годов в ГСКБСпецмаш (КБОМ) в кооперации со смежными предприятиями было создано более 20 различных стартовых и технических комплексов ракетной техники, в том числе – технические и передвижные стартовые комплексы (СК) для ракет Р-1, Р-2, Р-5М (первой стратегической ракеты с ядерным боезарядом), Р-12, Р-14; стационарные СК для межконтинентальных ракет среднего класса Р-7 и Р-7А.

В 1957 году завершены работы над стартовым комплексом первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которая вывела на орбиту Земли первый искусственный спутник Земли и первого космонавта Юрия Гагарина.

Бармин руководил созданием автоматических грунтозаборных устройств для исследования Луны и Венеры. С помощью одного из них была взята проба лунного грунта с глубины около 2,5 метра и обеспечена его доставка на Землю. С помощью другого был осуществлён забор образцов грунта в трёх точках поверхности Венеры, получена и передана по радиоканалу на Землю научная информация о его химическом составе.

Barmin12

В 60-х годах были разработаны и построены стартовые и технические комплексы для боевых ракет лёгкого класса, стоящих на вооружении в РВСН, УР-100, УР-100К и тяжёлого класса УР-500. В 1970-х годах достижением КБОМ стало создание уникального СК для космической ракеты тяжёлого класса Н-1. В начале 1990-х в КБОМ были завершены работы по созданию установок, входящих в состав средств ПРО города Москвы, а также проводились работы по модернизации СК ракеты «Союз» для обеспечения пуска с них ракет «Союз-2» с разгонным блоком «Фрегат» и СК ракеты «Протон-К» для пуска с них ракет «Протон-М».

В 1999 году КБОМ было присвоено имя В.П. Бармина. За вклад в развитие отечественной ракетно-космической отрасли КБОМ награждено не только уже упомянутым орденом Отечественной войны I степени, но и орденом Трудового Красного Знамени.

И вместе с тем вопрос: а для чего СССР понадобилась база на Луне? Понятно, что для военных – это гигантская пусковая площадка для размещения боевых ракет, практически не уязвимых с Земли, и база для установки разведывательной аппаратуры, следящей за США. С научной точки зрения Луна, прежде всего, интересовала как превосходная астрономическая база. Геологи собирались заняться разведкой полезных ископаемых: в частности, спутник Земли богат тритием, идеальным топливом для термоядерных электростанций будущего.

Барминское КБ было головной организацией. Всего же к работам по созданию лунного города было привлечено несколько тысяч (!) организаций. Работы делились на три основных темы: сооружения, налунный транспорт и энергетика. Программа предусматривала и три этапа развертывания базы. Сначала к Луне стартовали автоматические аппараты, которые должны были доставить с неё на Землю пробы грунта с места предполагаемого расположения базы. Потом на Луну доставлялся первый цилиндрический модуль базы, луноход и первые космонавты-исследователи. Далее налаживалось регулярное сообщение по маршруту Земля – Луна – Земля, доставлялись новые модули базы, луноройная техника, монтировалась атомная электростанция, и начиналось плановое освоение естественного спутника. Работы на базе планировалось вести вахтенным методом по 12 человек, половина – космические монтажники. Каждая смена – по полгода.

В качестве ракет-носителей для доставки грузов и космонавтов на Луну рассматривались три варианта: УР-700 конструкции Челомея, Р-56 – Янгеля и Н-1 – Королёва. Самым реальным проектом была конструкция Р-56, представляющая связку уже отработанных блоков. Самым нереальным – королевская Н-1, которую предстояло разработать с нуля. Тем не менее, советским правительством в качестве основного транспортного лунного корабля был выбран гигантский носитель Н-1 стартовой массой 2200 тонн, способной выводить на орбиту полезный груз в 75 тонн. Персонал на базу должен был прибывать на лунных кораблях (ЛК), разрабатываемых КБ Королёва для высадки советских космонавтов на Луну.

Специфика первого этапа разработки лунной базы заключалась в том, что на момент начала работ не было не только опыта пилотируемой космонавтики, но даже точных данных о структуре поверхности Луны. Единственное, что было понятно, – для эксплуатации в условиях Луны не пригодны специальные сооружения, разработанные для исследования Арктики, изучения океанских глубин и для полёта человека в космос. Чтобы обеспечить длительное пребывание человека на Луне недостаточно сочетать в одной конструкции лёгкость арктических домов, прочность батискафов и защищённость космических кораблей. Надо ещё заставить конструкции надежно работать многие годы. Необходимым требованием при создании лунных стационарных сооружений стало условие трансформации конструкции, которая должна иметь рабочие объёмы намного больше, чем транспортные.

В начальной стадии разработки архитекторы взяли за основу привычную прямоугольную форму сооружения. Выбранная конфигурация подкупала удобством планировки и хорошим сочетанием конструктивных элементов жёсткого каркаса с внутренней мягкой оболочкой. Силовой ребристый остов был компактен при перевозке и легко трансформировался. Заполнение ячеек вспенивающимися пластмассами давало возможность получить прочные и надёжные лунные сооружения. Но кубическая форма в архитектуре оказалась неоптимальной для Луны. Основной вопрос космической архитектуры – определение рациональных размеров помещений и организация внутреннего пространства ячеек. Лишний объём только ухудшал весовые характеристики помещений.Korolev1-2

Сергей Павлович Королёв

В результате экспериментов остановились на цилиндрических и сферических помещениях. Интерьер оборудовали надувной мебелью. Учитывая рекомендации психологов, ячейки для проживания проектировались для двух человек. Для парирования эффекта замкнутого пространства подбирались специальные цветовые сочетания окраски интерьера и разрабатывались новые виды освещения. Для передачи световой энергии от солнечных концентраторов применялись гибкие и полые световоды, изготовленные из пленочных материалов. КПД передачи световой энергии для таких устройств достигал 80%. Опыта длительных полётов не было, и психологи предсказывали скорую депрессию лунных жителей. Поэтому на базе планировались мнимые окна с нарисованными пейзажами, которые периодически бы менялись. На экран перед велотренажером предлагалось проецировать заранее снятые фильмы, чтобы создать у космонавтов эффект поездки по обычной Земле.

По сути, в СССР впервые серьёзно занялись дизайном и эргономикой жилых помещений, находящихся вдали от земной цивилизации. В разных НИИ отрабатывались многообразные технологии трансформируемых конструкций. Например, надувные самозатвердевающие здания или ленточные конструкции. В транспортном состоянии сооружение напоминало металлическую цилиндрическую оболочку, только сдутую и скрученную в рулон. На месте она заполнялась сжатым воздухом, надувалась и в дальнейшем сохраняла форму самостоятельно. Наиболее интересными были сооружения из биметаллов – материалов с тепловой «памятью». Готовые сооружения из такого материала особым образом сплющивали, превращая в компактную лепешку, и транспортировали на Луну. Под действием высокой температуры (днём на поверхности Луны было +150°C) конструкция принимала первоначальный облик. Но все эти фантастические конструкции так и не преодолели стадий макетных испытаний. В.П. Бармин в итоге остановился на довольно обычном цилиндрическом модуле-бочке.

Полноразмерный прототип в полную величину был построен в КБ общего машиностроения, и на нём довольно долго отрабатывалась компоновка будущих модулей базы. По непонятным соображениям его пустили в утиль, и от него сейчас сохранились только фотографии плохого качества. Сама же первая база должна была состыковываться из девяти модулей (каждый длиной 4,5 метра), которые постепенно доставлялись бы на Луну транспортными кораблями.

Готовая станция сверху засыпалась одним метром лунного грунта, который по своим характеристикам является идеальным теплоизолятором и служит прекрасной защитой от радиации. В дальнейшем планировалась постройка настоящего лунного города – с кинотеатром, обсерваторией, атомной электростанцией, научным центром, мастерскими, спортзалом, столовой, оранжереей, системой создания искусственной тяжести и гаражами для лунного транспорта. Для лунного города планировалось три вида транспорта – лёгкий и тяжёлый луноходы и основная многофункциональная машина «Муравей». Разработкой занимался ленинградский ВНИИТрансМаш, более известный созданием бронетехники. Часть машин могла бы работать от аккумуляторов, часть – от солнечной энергии, а те, что предназначались для дальних походов, снабжались атомными малогабаритными реакторами.

Barmin1a

Владимир Павлович Бармин

Разработка лунного города была в полном разгаре, когда 24 ноября 1972 года в девять часов утра потерпела аварию четвёртая по счету ракета Н-1. Три предыдущих пуска также окончились катастрофой. К этому времени американцы уже три года как разгуливали по Луне (что до сих является спорным!). Руководство СССР принимает решение о сворачивании программы Н-1 – самой громкой неудачи Королёва. А без носителя потерял смысл и проект лунного города.

Многие технологии, разработанные для лунного города, в дальнейшем нашли своё применение на земле. Философия модульного построения базы, когда вокруг основного модуля стыковкой достраиваются функциональные блоки, жива до сих пор: по этому принципу создавалась космическая станция «Мир», а позже и Международная космическая станция. Вантовые конструкции пригодились при проектировании радарных комплексов. Разработками по эргономике воспользовались конструкторы подводных лодок: нынешние интерьеры атомных ракетоносцев – прямые потомки лунных жилищ. Оказывается, только в России были, есть и, вероятно, будут люди с уникальной профессией – «Архитекторы лунных городов».

А начиналось всё на Бережковской набережной в Москве, в бывшем Советском Союзе…

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы