«ЛУЧШЕ ПРОСТО ПОБОЛЬШЕ ЗАЖЕЧЬ СВЕЧЕЙ…»

8 июня 2023

ИЗ СТАРЫХ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК (Россия, Москва, 2003 год)

Ioann0Миссия. Миссионерская деятельность. Не правда ли, эти слова напоминают нам о чем-то далеком, связанном со степенными и бесстрашными людьми в длинных чёрных одеждах священнослужителей, своими проникновенными беседами и добрыми деяниями несущих обездоленным надежду и веру в скорое светлое будущее. О современном понятии миссии, о её роли в нашей жизни и пойдёт речь в интервью с председателем Миссионерского отдела Московского патриархата Русской православной церкви, архиепископом Белгородским и Старооскольским, академиком Петровской академии искусств и наук (Санкт-Петербург), кандидатом богословия Владыкой Иоанном.

Наша справка. Владыко Иоанн (в миру – Сергей Леонидович Попов) родился в 1960 году в Иркутске, в семье служащих. Его отец – писатель и сценарист Леонид Мончинский преподавал в университете на факультете журналистики, был публицистом. Однако впоследствии из-за религиозных убеждений сына его с работы уволили. Сергей окончил исторический факультет университета по специальности «Этнография», учился в аспирантуре Новосибирского государственного университета. В возрасте 22-х лет стал работать на кафедре этого же вуза, вёл семинары по этнографии. Но вскоре окончательно понял, что путь в жизни ему предназначен иной, пошёл в храм и начал петь в церковном хоре. Студенты, у которых он вёл занятия в университете, приходили посмотреть на своего преподавателя, послушать, как он поёт. Вскоре молодому учёному вменили в вину, что он занимается религиозной пропагандой, распространяет вредное для советской власти учение (хотя тогда он ничего этого не совершал). Из университета пришлось уйти. Трудился в Иркутской епархии. Когда правящего архиепископа Ювеналия перевели в Курск, был приглашен туда. Поступил в Ленинградскую семинарию, на 4-м курсе Духовной академии пострижен в монахи. Создавал и руководил Курскими духовными училищем и семинарией. В 1993 году был рукоположен во епископы Белгородского викария Курской епархии. В 1995 году, когда произошло разделение на Курскую и Белгородскую епархии, стал правящим архиереем, а затем архиепископом Белгородским и Старооскольским. О начале своего служения на Белгородчине Владыко Иоанн вспоминал: «Когда меня сюда назначили, здесь был край непуганых коммунистических оленей, столица «красного пояса». На человека в рясе тут смотрели как на врага народа».

– Так что же все-таки значит это слово «Миссия»?

Миссия – это посланничество. Если мы посмотрим заключительные стихи 28-й главы Евангелия от Матфея, то в них сам Господь призывает своих учеников: «Так идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Это также можно считать благословением на то, чтобы «идти и научить». Вот сие-то и является основной функцией миссионерского дела. Речь идёт именно о просветительской деятельности, ведущейся в разных, порой весьма сложных условиях.

В советское время миссионерство было запрещено, оно считалось уголовно наказуемым деянием. А когда началась перестройка, слово «миссионер» приобрело негативный оттенок. Создалось мнение, что если миссионер, так это обязательно тот, кто пришёл с Запада, несущий чаще учение католическое, протестантское, нежели православное. Пришлось немало потрудиться, чтобы изменить мнение общества о нашей, российской миссионерской деятельности.

Очень хорошо, что в некоторых регионах России складывается ситуация, когда большинство людей ощущает себя православными, и стремятся к более полному познанию себя и веры. Чему мы всемерно и помогаем. Но если где-то, как, например, в странах Балтии, Таджикистане, Казахстане, православные находятся в меньшинстве, значит, и методы несения слова Божьего людям будут несколько иными.

В Миссионерском отделе тщательно собирается информация, анализируется уровень социального и интеллектуального развития тех людей, к которым мы обращаемся. Необходимо научиться так построить беседу, так обратиться, чтобы быть правильно понятыми. В ХХI веке нельзя говорить на языке ХVIII и даже ХХ веков. Для нас является примером жизнь и деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова), 200-летие со дня рождения которого мы отмечали в 1977 году, сделавшего немало для просвещения жителей Алеутских островов и Сибири. Когда он прибыл на острова, то ему надо было перевести на алеутский язык молитву «Отче наш», в которой есть слова «… хлеб наш насущный». А как перевести слово «хлеб», если его в алеутском языке вообще нет. Они же не выращивают хлеб, не знают, какой он на вкус, потому что в то время никогда его не ели. И святитель идёт на то, что заменяет слово «хлеб» более им понятным словом «рыба». И всё становится ясным и доступным.

Позже святитель Иннокентий становится митрополитом Московским и Коломенским. Первое миссионерское общество, которое он создал, и стало прототипом того миссионерского отдела, что был организован в 1995 году. Но еще в 1994-м Архиерейский Собор принял решение о его создании. Мне было благословлено организовать рабочую группу и возглавить её. После защиты на Синоде и принятия им нашей концепции, Миссионерский отдел начал свою работу.

В 1996 году по нашей инициативе был проведен первый международный миссионерский съезд, в 1999-м – второй и в 2002 году – уже третий. На них обычно представлены примерно 150 епархий (250-280 делегатов) со всех концов России и из других стран.

– С чем конкретно связана деятельность вашего отдела?

– Прежде чем рассказать об этом, ещё раз хочу подчеркнуть, что я являюсь ректором Белгородской духовной семинарии (она входит в структуру нашего Миссионерского отдела), которая была открыта в 1996 году. Так вот, именно в этой семинарии готовят кадры миссионеров, уровень которых, по нашим понятиям, наиболее полно соответствует поставленным задачам.

– А какие предметы изучают в семинарии?

– Помимо, разумеется, богословия и богословских дисциплин, изучаются этнография, культурология, социальная психология и конфликтология, а также опыт миссионерской деятельности, накопленный в разных странах. К примеру, известный профессор из Хельсинского университета прочитал у нас курс лекций по истории лютеранской церкви.

– Но обучение студентов требует немалых денег…

– Безусловно. Так называемая затратная часть формируется за счёт Миссионерского фонда Русской православной церкви, созданного вместе с Миссионерским отделом (а может быть и чуточку раньше).

– Известно, что после распада Советского Союза в России появились многочисленные эмиссары разнообразных религиозных движений, порой, не всегда с благородными целями…

– Вы даже не можете себе вообразить, сколько их хлынуло на территорию России: представители нескольких десятков тысяч (!) всевозможных движений, в том числе и таких, которые являются симбиозом восточной экзотики и западного образа мышления. Таким образом, у нас появилось немало «проповедников», считавших Россию духовной пустынею и назвавших себя чуть ли не спасителями нашей бедной родины. Их «проповеди» сводилась к вещам, весьма далёким от религиозного восприятия мира. Свои нравоучения они начинали чаще всего словами: «Вот мой дом, моя семья, моя машина. Я потому хорошо живу, что верю в Бога. Если вы живёте плохо, то, значит, вы неправильно верите в Бога. Как это сделать, я вас научу». И легковерный народ «попадался» на эти незамысловатые слова.

IoannPutin

Очень много было так называемых «гуманитарных» программ, способствующих распространению деструктивных религиозных движений. Когда мы стали изучать их, то выяснилось, что данные представители не случайно появлялись в том или ином регионе. Они прибывали из хорошо финансируемых центров всевозможных международных организаций, которые пытались решить и другие задачи, принести «свободу слова своими средствами». Такой подход и привел к появлению многочисленных экстремистских сект, подобных «Белому братству», «АУМ Синрике», разного толка движений кришнаитов.

Это – хорошо налаженный бизнес. Зачастую он строится таким образом: приезжает в Россию предприимчивый человек, объявляет о том, что приглашает людей на встречу, где будут раздаваться Библия и, предположим, гречка или сахар. Естественно, собирается много народу. Всё это подробно снимается на видеокамеру. Потом бизнесмен от церкви возвращается в Америку (или какую-либо другую страну), показывает «кино» и говорит: «Вот моя паства, посмотрите, как они нуждаются в помощи, с какой благодарностью берут продукты, Библию. Но на всё это требуются деньги». После этой демонстрации собираются немалые суммы, и… никто уже никуда не едет. Достигнут конечный результат – получены деньги, а бедные прихожане из далекой России забыты навсегда.

Мало того, для достижения корыстных целей применялись и некоторые другие (почти аналогичные) методы. Так, брались продукты, пролежавшие в разных странах на военных складах по тридцать лет, привозились в Россию, опять собиралось большое количество людей, которым говорили: «Хотите эти продукты бесплатно? Берите. Но прежде вы должны пройти обряд крещения». И это не просто чьи-то домыслы. Как-то в одном из поселков Чукотки разговорился я с представителем коренной национальности. А он в красочной американской майке спрашивает у меня: «А что ты привез? Однако опять креститься буду». Такое потребительско-циничное отношение к религии недопустимо.

По значительно худшему «сценарию» развиваются дела, когда появляются доморощенные секты. Не секрет, что с началом перестройки, реализацией разного рода реформ, многие люди, занимавшиеся интеллектуальным трудом, почувствовали себя невостребованными, у них появилось естественное желание уйти от навалившихся житейских трудностей. Чем, конечно же, не преминули воспользоваться оборотистые «предприниматели». Появился Виссарион со своей «Церковью Последнего Завета». Он стал собирать вокруг себя отчаивавшихся людей. И надо сказать, преуспел в этом деле. В Красноярском крае образовал некую коммуну, состоящую чуть ли не из 3,5 тысяч человек. Живут они в основном натуральным хозяйством. Деваться им некуда, потому что большинство из них продали свои квартиры в Москве, других городах России и отдали деньги Виссариону. Меня до сих пор поражает, как могли пойти на это, поддаться влиянию неизвестно откуда взявшегося «проповедника» люди, имеющие высшее образование, а то и учёные степени, занимавших в свое время определенное положение в обществе, науке?! Видимо, они, как говорится, совершенно потеряли себя.

IoannPropovedДинамика развития этой секты такова, что история её может закончиться каким-либо громким действием, одним словом, плачевно. Не дай Бог так, как это было с сектой в Швейцарских Альпах, когда более 200 человек покончили жизнь самоубийством. В Уганде члены секты, ведомые своим «пастырем», организовали массовое самосожжение. Но самого лидера среди жертв этой трагедии не нашли. Виссарион тоже может призвать паству принять огненное крещение. А разве нам и без того не хватает своих бед и горестей?

В Москве также имеются организации, похожие на «Церковь Последнего Завета». К глубокому сожалению, действующее в России законодательство позволяет их регистрировать. А, получив документы, они быстро разворачивают свою экономически выгодную для них и очень вредную для общества деятельность.

Правда, уже есть примеры, когда такие организации запрещают. Так произошло в Германии, когда было доказано, что саентологи занимаются антиобщественной деятельностью, то есть они попросту готовили насильственное свержение существующего политического строя. А в нашей стране в офисе саентологов было обнаружено обширное досье на всех руководителей государства, известных политиков, бизнесменов.

В Японии только тогда, когда члены секты «АУМ Синрике» совершили террористический акт в метро Токио, удалось привлечь их руководителей к ответственности. Кроме этого в российском филиале «АУМ Синрике» применяли противоправные методы психологического воздействия на человеческий мозг, вырабатывающие у адептов устойчивое состояние зависимости от секты. Руководитель отдела государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского профессор Федор Кондратьев провёл несколько посмертных экспертиз членов секты, покончивших жизнь самоубийством, и пришёл к выводу, что к ним применялись методы не только психологического, но и сильного фармакологического воздействия. В результате этого у адептов было создано состояние, которое по определению международной классификации болезней, называется «зависимым расстройством личности». Это делалось для того, чтобы человек не имел критического отношения к ситуации, в которую он попал, а также к тому, что с ним делают. Конечная цель – меркантильная: работа на секту и крупные денежные взносы. Религиозные же идеи – лишь прикрытие. Но те, кто уже не был нужен или кто понял, чего от него хотят (однако самостоятельно из-за внушенного страха уйти из секты не мог), были обречены. Итог – самоубийство: самостоятельное или организованное обученными для этой цель людьми.

Во время судебного процесса по «АУМ Синрике» была предпринята попытка похищения священника отца Олега (Стиняев), много сделавшего, чтобы развенчать этих «проповедников». Когда он шёл по улице, рядом с ним резко остановилась БМВ, оттуда выскочили «крутые» парни и пытались посадить его в машину. Но у них ничего не вышло. Слава Богу, что отец Олег весит 150 килограммов и физически достаточно крепок, так что справиться с ним оказалось не так-то просто.

Ioann4В связи с тем, что в стране стало больше бездомных и беспризорных, которых никто не будет искать в случае их исчезновения, стали развиваться так называемые сатанинские секты. В них принимают людей только после того, как они пройдут обряд посвящения кровью. То есть примут участие в ритуальном убийстве. Нам пришлось долгое время прятать за стенами монастырей одного человека, не принимавшего непосредственного участия в убийстве, но присутствовавшего при этом. Он осознал преступный характер произошедшего, и пришёл к нам. «Сотоварищи» по секте искали его, чтобы устранить физически. Это и понятно: тот, кто владеет информацией, представляет опасность.

Наша задача предупредить людей, чтобы они не попадали под пагубное влияние нечестных, далеких от религии «предпринимателей». А уж если попали, но поняли, что ошиблись, мы готовы оказать всемерную помощь. Для этого мы создали Центр реабилитации жертв деструктивных религиозных движений. Мы помогаем тем, кто принял для себя важное решение выйти из секты. Да, они стесняются признаться себе в том, что были обмануты. Ничего, главное, что они нашли в себе силы противостоять злу. Очень важно идти вперёд и с Божьей помощью обретать истинную веру, выходить из тьмы, а которую их ввергли представители реакционных сект.

Были в нашей истории и серьёзные прямые столкновения на политической почве. Так, Белгородская дума принимала закон о регулировании миссионерской деятельности. Какая же тут поднялась волна против него. Наступление было настолько мощным, что некоторое чиновники даже дрогнули, уступили свои позиции. В средствах массовой информации появились заказные материалы, направленные против Миссионерского отдела в целом и лично против меня. В интернете были помещены специальные формы с вопросами типа: кто обладает негативной информацией, милости просим, сообщайте. Но, несмотря на все эти происки, закон был принят. Верховный суд счёл данный закон вполне конституционным и даже рекомендовал его взять на вооружение другим регионам.

– Ваш Миссионерский отдел много делает для того, чтобы избавить людей от наркотической зависимости. Расскажите, пожалуйста, об этом более подробно.

– Да, у нас есть интересная программа, связанная с оказанием помощи без применения медикаментозных средств. Когда надо помочь человеку избавиться от наркотической зависимости, мы предлагаем психологическую реабилитацию. Наши центры расположены при монастырях по всей России, подальше от мест проживания «севших на иглу». Адреса назвать я не могу, потому что постоянно есть угроза физического устранения этих людей, порвавших с теми, кто заставлял их не только принимать, но и распространять наркотики и вставших на путь исправления.

– Есть ли у вас ещё какие-либо формы организации работы миссионеров?

– Разумеется. И действуют они достаточно эффективно. Это – миссионерские станы (не надо путать с полевыми станами сельскохозяйственных предприятий), которые создаются в труднодоступных из-за климатических или иных условий регионах. Например, в Магаданском крае, на Чукотке. Это когда посылаются три-четыре достаточно хорошо подготовленных миссионера, чтобы совершать богослужения там, где они не проводилось уже многие десятилетия. После таких командировок и пришла идея открыть в поселке Хатанга, что находится гораздо севернее Якутска, Анадыря и Норильска (это – 72-й градус северной широты!), православный храм, названного в честь праздника Святого Богоявления. Сияющие купола самого северного в мире храма освещают всю территорию неоглядного Таймырского полуострова.

А ещё у нас курсирует миссионерский поезд, точнее, храм-вагон. Суть этого аспекта деятельности состоит в том, чтобы пользоваться всеми современными техническими средствами передвижения для проповеди Евангелия в отдалённых регионах. Начало этому было положено ещё в конце ХIХ века, в 1896 году, когда начал свое миссионерское служение первый храм-вагон во имя святителя Николая. В юбилейном, 2000-м году от Рождества Христова, эта традиция была возобновлена.

Министерство путей сообщения России и Свято-Троицкая Сергиева лавра (автор проекта – диакон Сергий Савин) создали миссионерский железнодорожный состав, включающий в себя храм-вагон в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница»), штабной и купейный вагоны.

В свою первую поездку (после освящения состава Святейшим патриархом Московским и Всея Руси Алексием II) отправился 19 октября 2000 года. Первым пунктом миссионерской поездки, в которой участвовали священнослужители Белгородско-Старооскольской епархии и архиерейский хор воспитанников Белгородской духовной семинарии, был Санкт-Петербург, а затем города и веси Архангельской области. За время поездки миссионеры провели немало встреч и концертов, совершали таинство крещения, катехизические беседы, молебны и другие требы. Таинство крещения в храме-вагоне приняли 1874 человека. Мы предполагали, что так и будет, ведь маршрут пролегал по населённым пунктам, которые возникли в 30-50-е годы, как рабочие поселки леспромхозов и поселения ГУЛАГа.

IoannArhiepiskp05

Архиепископ Иоанн освящает памятник старцу Ипполиту (2005 г.)

Вторая экспедиция храма-вагона состоялась в Республику Карелию. Это было обусловлено тем, что там сложилась очень сложная религиозная обстановка. Русское и коренное население оторвалось от православной веры, церковной жизни, свою прозелитическую деятельность активизировали инославные конфессии (римо-католики), протестантские общины (лютеране, баптисты), различные секты (пятидесятники, «Свидетели Иеговы»). Мы познакомили людей не только с основами православия, но и с настоящими доктринами сект, скрывающихся под красивыми рекламными «вывесками».

Третью, самую длительную миссионерскую поездку мы организовали совместно с Фондом святого всехвального апостола Андрея Первозванного. Проходила она по территории семи регионов: Кемеровской, Иркутской, Амурской и Читинской областей, Красноярского края, Хакасии и Якутии. В поездке приняли участие актёры московского театра «Диалог», православные певцы и композиторы Владимир Волков и Алексей Познахаев. Тогда мы провели более 100 миссионерских вечеров и концертов.

IoannShestvie

Во время этой поездки предпринимались попытки организовать встречи с адептами сект. Но они отказывались от какого-либо общения. Правда, одна встреча и диспут, состоялись: с представителями секты Виссариона («Церковь Последнего Завета»). К сожалению, сам духовный лидер, хотя и обещал, но на встречу не пришёл.

Четвертая миссионерская экспедиция проводилась в Пензенскую область с целью проповеди Евангелия в регионе, находящемся на сопредельной с мусульманской средой территории. Следует отметить, что за последние пять лет в соседней Ульяновской области было построено 85 мечетей и только 10 православных храмов.

Хочу подчеркнуть, что во время всех поездок миссионеры обязательно посещают больницы, детские дома, дома ветеранов, воинские части, производственные предприятия, ведут беседы, проводят таинства крещения, оказывают посильную благотворительную помощь.

Я надеюсь, что с Божьей помощью миссионерское служение храма-вагона будет успешно продолжаться, мы постараемся найти новые, может быть, более эффективные формы деятельности, приобрести опыт и поделиться им.

Есть в нашей работе и ещё один проект, названный «Славянский экспресс». Он объединяет Россию и Украину. Поезд вместе со священнослужителями, деятелями культуры и искусства проедет по территории двух государств. В ходе этой поездки состоятся встречи с населением, обмен мнениями по поводу дальнейшего утверждения единой веры между славянскими народами.

Ioann1

Митрополит Иоанн в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова (2012 г.)

Я ещё раз хочу напомнить, что вся Русская православная церковь изначально была миссионерской. Российская империя создавалась благодаря усилиям многих монахов, которые шли по городам и весям, несли людям проповеди, а потом уже приходили казаки. И об этом забывать нельзя.

Сейчас, как никогда ранее, стало модным говорить о том, что необходимо нести людям больше света, доброты, тепла и любви. Но чтобы было больше света, надо просто больше зажечь свечей. И чем больше в этом мире будет зажжённых свечей, чем ярче они будут светить, тем скорее отступит тьма. Можно разными способами бороться с этой тьмой: изучать её, рассуждать, какая она плохая, а лучше всё-таки просто зажечь побольше свечей…

IoannHramPS. У этого человека – Владыки Иоанна – немало заслуженных званий и наград. Сегодня он – действительный член Петровской академии наук и Международной Кирилло-Мифодиевской академии, а также почётный профессор Белгородского государственного университета (БГУ), епископ Русской православной церкви, митрополит Белгородский и Старооскольский, глава Белгородской митрополии, священноархимандрит Холковского Свято-Троицкого монастыря и настоятель Александро-Невского собора в Старом Осколе.

Владыко Иоанн удостоен многочисленных церковных и светских наград: орденов благоверного князя Даниила Московского II и III степеней, орденов преподобного Сергия Радонежского II и III степеней, ордена преподобного Серафима Саровского II степени, ордена святого Иннокентия Московского II степени; государственного ордена Дружбы и ордена Украины «За заслуги» III степени, медали «За заслуги перед землёй Белгородской» I, II и III степеней, нагрудного знака коллегии главных редакторов региональных газет России «Четвёртая власть. За заслуги перед прессой».

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Июль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архивы