МИХАИЛ ОДИНЦОВ: «ДЛЯ СОЛДАТА ВЫШЕ ПОЧЁТА БЫТЬ НЕ МОЖЕТ, ЧЕМ НЕСТИ НА ПАРАДЕ ЗНАМЯ ПОБЕДЫ»

6 мая 2023

К 78-й ГОДОВЩИНЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА
над ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИЕЙ и ЕЁ ПРИСПЕШНИКАМИ

ИЗ СТАРЫХ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК, Россия, Москва, начало 2000-х годов

Odintsv1aКогда началась Великая Отечественная война, будущему легендарному лётчику штурмовой авиации, дважды Герою Советского Союза, генерал-полковнику Михаилу Петровичу Одинцову не было ещё и 20 лет. Родился он 18 ноября 1921 года в селе Полозово Пермской области в многодетной крестьянской семье. В начале 30-х годов в ходе безжалостного раскулачивания крестьян, когда пострадало более 25 миллионов человек, дружная семья Одинцовых распалась. Родители разделили детей и увезли их в разные города. Так Михаил Одинцов попал в Свердловск (СССР), где после семилетки несколько месяцев поучился в строительном техникуме, потом работал на обувной фабрике и одновременно занимался в аэроклубе. Учитывая исключительные лётные навыки и неоднократные личные просьбы, в 1938 году в неполные 17 лет был принят курсантом в Пермскую военную школу пилотов. 23 февраля 1939 года принял присягу, а в мае 1940 года в звании младшего лейтенанта лётчика Одинцова направили в войска. Его назначили в 62-й авиационный разведывательный полк, оснащённый скоростными бомбардировщиками – СБ. Но Михаилу недолго пришлось летать на нём. Осенью того же года он стал пилотом 226-го полка бомбардировщиков ближнего действия. В краткие сроки успешно освоил Су-2, управление которым отличалось от СБ.

На фронтах Великой Отечественной войны – с июня 1941 года. Первый боевой вылет совершил 23 июня 1941 года. 3 июля 1941 года в воздушном бою над Киевом Одинцов и его штурман Червинский были ранены, при вынужденной посадке оба получили серьёзные травмы. Михаил, тяжело раненный в левую руку и левую ногу, всё же сумел довести подбитый самолёт до своего аэродрома. До ноября 1941 года находился в госпиталях в украинских городах Хорол и Харьков. Медицинская комиссия признала Одинцова непригодным к полётам. Встал вопрос об окончательном увольнении из авиации. Однако Одинцов самовольно покинул госпиталь. Он рискнул вернуться в полк, не имея предписания и документа, свидетельствующего о выписке. Михаил хорошо понимал, чем чреваты такие действия. Однако, он не мог даже мысли допустить об уходе из авиации, когда его боевые товарищи сражаются с врагом. Командир полка вначале пришел в ярость, увидев перебинтованного офицера, к тому же самовольно покинувшего госпиталь. Полк в ту пору нёс огромные потери. Катастрофически не хватало пилотов. Командир рискнул допустить Одинцова к полётам. И с весны 1942 года Михаил оказался в штурмовой авиации. Он не смог полностью восстановиться, и более года летал, регулярно перебинтовывая раненую руку. Одинцов стал пилотом самолёта Ил-2, на котором воевал до самой Победы.

Он стал одним из первых лётчиков, установившим в перегрузку дополнительную бронезащиту для воздушного стрелка. Дмитрий Никонов был в экипаже Михаила Одинцова более трёх лет, не был ранен, награждён орденом Красной Звезды, орденом Славы III степени и многими медалями, что было редкостью для воздушных стрелков Ил-2; в воздушных боях Д. Никонов сбил семь истребителей и один бомбардировщик, что является лучшим показателем среди воздушных стрелков штурмовой авиации.

LROdintsv06Старший лейтенант Михаил Одинцов, будучи командиром эскадрильи 820-го штурмового авиационного полка, к сентябрю 1943 года совершил 96 успешных боевых вылетов, нанеся противнику значительный урон в живой силе и технике. Его действия всегда отличали храбрость, высокое пилотажное и тактическое мастерство. Так, в одном из вылетов он прикрыл своим самолётом от атаки немецкого истребителя самолёт командира полка, и в последовавшем воздушном бою сбил два фашистских Me-109. 

М.П. Одинцов и .Лев Рудский

В представлениях на награждения М.П Одинцова неоднократно указывалось, что он «Является мастером вождения больших групп самолётов».

За время войны сбил в воздушных боях 14 фашистских самолётов, что стало наивысшим достижением среди лётчиков-штурмовиков. К концу войны гвардии майор М.П. Одинцов совершил 215 боевых вылетов. А вот сколько отважный командир и его экипаж уничтожили вражеской боевой техники и живой силы фашистов, подсчитать просто нереально.

Но вернёмся к нашему интервью, которое, напомню, я брал в начале 2000-х годов. О начале войны молодой командир звена, состоящего из трёх самолётов-штурмовиков, узнал в воздухе. Об этом по радио объявил председатель Совета народных комиссаров СССР Вячеслав Михайлович Молотов.

Говорит Михаил Петрович Одинцов:

GeorgLenta– Когда речь Молотова заканчивалась, я подлетал к Киеву. Город уже бомбили, пожар бушевал над нашим аэродромом, горели вокзал, дома. Так для меня началась война. Чуть больше чем через неделю был тяжело ранен. После не закончившегося (по моей вине) излечения – снова на фронт. Летом 1942 года меня назначили командиром эскадрильи штурмовиков Ил-2. Это было непростое время. Многие лётчики старшего поколения уже погибли, основные тяготы легли на плечи молодых, которые в основном и выиграли войну. Мы одолели не только немецкую армию, но и разбили армии всех союзников фашистской Германии.

Несмотря на трагическое начало войны, мы в тяжелейших условиях сумели выстоять и даже стали брать верх на тех или иных направлениях, доказав всему миру, что гитлеровские войска не такие уж и «победоносные», как это представляли некоторые политики. Для подтверждения этих слов разделим весь ход войны на три составляющие её периоды: 1941-й – битва под Москвой (я горд, что мне довелось защищать небо нашей любимой столицы) – развеян крах молниеносной войны; 1942-й – Сталинградская битва – поворотный этап в истории Отечественной войны; 1943-й – битва на Курской дуге, после которой немцы, потеряв надежду на наступательные бои, перешли к обороне. Именно после этого противник до конца войны утратил стратегическое господство в воздухе.

– Успех во многих сложных боевых операциях зависел от авиации. Не так ли?

Безусловно. Пусть вам не покажется странным, но бомбардировочная и штурмовая авиация – это авиация наступательного боя, а самолёты-истребители – оборонительного. Однако в боях, когда эти два авиационных рода войск воевали в тесном взаимодействии, результаты свидетельствовали о правильно выбранной стратегии. Так было не только в сражениях на Курской дуге, но и на всём протяжении войны: и в Сталинграде, и в боях за Кубань, где мы вновь завоевали оперативное превосходство в воздухе, и где противник потерял в боях около трёх тысяч самолётов.

Возвращусь к событиям на Курской дуге. Мы узнали, что немцы готовятся к серьёзной танковой атаке. Получаю задание пресечь этот маневр. Я уже был командиром эскадрильи. В сопровождении 12 штурмовиков отправились в разведку. Вскоре на бензозаправке обнаружили большое количество фашистских танков, заправщиков и транспортёров. После двух заходов уничтожили до 30 единиц этой техники. Это стало возможным ещё и потому, что у нас появилось новое оружие – противотанковые бомбы. За выполнение этого задания меня наградили орденом Боевого Красного знамени.

Ещё факт. Во время знаменитого танкового сражения под Прохоровкой именно наша авиация блокировала этот район от притока свежих сил немецких танков и самолётов.

– А когда вы получили первую звезду Героя Советского Союза?

OdintsvYoung– В 1944 году за участие в Курское битве. Мне шел тогда 23-й год. Много это или мало? На войне считают не годы, а бои. В то время лётчик жил 15-20 вылетов. А у меня уже было 96 успешных боевых вылетов. Выходит, с начала войны я прожил четыре фронтовые жизни. Ну, а если взглянуть на весь боевой путь, то он выглядел так: дважды я сражался на Юго-Западном фронте, затем на Калининском, Сталинградском, Брянском, Воронежском, также дважды прошёл всю Украину: с запада на восток и с востока на запад. Затем – Польша, Чехословакия, Румыния, Германия. Начал войну младший лейтенантом, окончил – гвардии майором.

В мае 1945 года мне было 23 с половиной года. А я уже – заместитель командира полка, дважды Герой Советского Союза. Всю войну я пролетал командиром, отвечающим за всё – и на земле, и в воздухе, в бою. За годы войны я совершил 215 боевых вылетов. И снова вопрос: много это или мало? К концу войны жизнь лётчика-штурмовика составляла 65 боевых вылетов. Лётчика представляли к званию Героя Советского Союза примерно за 100 успешных боевых вылетов. Но не всегда. Уравниловки не было. Выходит, и здесь я оказался в ряду счастливо отмеченных. Конечно, каждая из этих наград вдохновляла, радовала душу. Но особых эмоций не было. К орденам и медалям относился спокойно, просто, всякий раз приходила мысль проанализировать все сделанное, объективно оценить тактику боевых сражений, в которых приходилось участвовать, и вырабатывать тактику в предстоящих, чтобы сохранить при этом материальную часть, а главное – жизнь лётчиков, ставших к тому времени не только профессиональными воинами, но и моими настоящими друзьями.

И снова вернёмся на Курскую дугу. За время боев наша эскадрилья сделала 1160 успешных боевых вылетов. Потеряла всего два экипажа, а сбила девять. Замечу, что с июля 1944 года и до конца войны я не потерял ни одного экипажа. И здесь, разумеется, заслуга не только командира эскадрильи, но и блестящая выучка самих лётчиков, владеющих непревзойденным искусством ведения боя в самых непредсказуемых ситуациях.

Из послужного списка Михаила Одинцова

«30.05.42 г., участвуя в налёте на Курский аэродром, лично уничтожил на земле два самолёта типа Ю-88, подавил огонь семи точек ЗА и на железнодорожной станции уничтожил один паровоз и шесть вагонов.

6.07.42 г., при выполнении боевого задания, защищая своего ведущего командира, вступил в бой с четырьмя Me-109. Как верный сын Родины, проявил мужество и героизм в этом бою, лично сбил два Me-109.

На Калининском фронте в составе 800 ШАП с 16.10.42 г. по 18.03.43 г. тов. Одинцов совершил 44 успешных боевых вылета на самолёте Ил-2.

Штурмовыми действиями на Белыйском, Великолукском и Демянском направлениях лично уничтожил: танков – 6, автомашин с войсками и грузами – 20, подавил огонь 13 батарей ЗА, взорвал склад боеприпасов и истребил 250 гитлеровских солдат и офицеров.

За отличное выполнение боевого задания 3.11.42 г. по разгрому немецких танков, окружавших наши войска в районе г. Белый, в результате чего была создана возможность выхода наших войск из окружения, тов. Одинцов получил благодарность от командующего Калининским фронтом.

С 27.03.43 г. по 27.07.43 г., будучи командиром эскадрильи, в составе 800 ШАП на Белгородском направлении Воронежского фронта тов. Одинцов произвёл 16 успешных боевых вылетов на уничтожение матчасти, самолётов на аэродромах и штурмовку живой силы и техники наступающего противника. В ходе этих боевых вылетов лично уничтожил 4 самолёта на аэродромах, 6 танков, 11 автомашин с грузами и истребил 100 солдат и офицеров противника.

За этот же период эскадрилья под командованием тов. Одинцова произвела 165 боевых самолётовылетов, каковыми уничтожено: на аэродромах противника – 13 самолётов, сбито в воздухе – 3 самолёта, уничтожено танков – 15, автомашин с войсками и грузами – 150, взорвано 3 склада с боеприпасами, 2 склада с горючим, подавлен огонь 6 зенитных батарей, уничтожено и повреждено 18 орудий полевой артиллерии и истреблено 750 солдат и офицеров противника…

За произведённый 31 успешный боевой вылет при форсировании реки Днепр и взятии (освобождении) городов Кировоград, Знаменка, Александрия, за лично уничтоженные 4 танка, 15 автомашин и много другой техники противника награждён третьим орденом Красного Знамени.

Орденом Александра Невского награждён за мужество и отвагу, проявленные при вождении групп штурмовиков из восьми Ил-2 в направлении Яссы и на Львовском направлении.

23 раза водимые им группы отлично выполняли боевые задания, за что весь состав групп неоднократно получал благодарности от командира корпуса, дивизии и командования наземных войск.

Проявил себя мастером вождения групп штурмовиков, смело выполняющих боевые задания командования.

За отличное применение радиосвязи в 171 боевом вылете, за получение звания «Мастер воздушной радиосвязи» награждён орденом Отечественной войны II степени.

Одинцов, участвуя в операциях по уничтожению группировки в районе Корсунь-Шевченковский, в боях под городами Яссы и Кишинёв, при взятии города Львова, форсировании рек Сан и Вислы, совершил 57 боевых вылетов. 34 раза водил группы штурмовиков, участвуя в боях за город Львов и расширение плацдарма на левом берегу реки Вислы.

30.05.44 г. группой из девяти Ил-2 наносил бомбардировочно-штурмовой удар по танкам и автомашинам противника в районе Чужа Вода, Развул. Выполнению боевого задания препятствовали 6 истребителей противника типа ФВ-190. Несмотря на атаки вражеских истребителей, группа штурмовыми действиями уничтожила 3 танка, 2 бронетранспортёра, создала один очаг пожара, в воздушном бою сбит один ФВ-190.

15.07.44 г. группа из девяти Ил-2, ведомая гвардии майором Одинцовым, имела задачу штурмовать и бомбардировать танки, автомашины и живую силу противника в районе населённых пунктов Золочев, Плугув (Львовское направление). Район цели прикрывался сильным огнём зенитных батарей врага. Несмотря на это, добиваясь эффективности выполнения поставленной задачи, тов. Одинцов смело ринулся в атаку. В результате штурмовых действий уничтожено 5 автомашин и создан крупный очаг пожара в местах сосредоточения фашистской техники, сопровождавшийся взрывами.

21.07.44 г. гвардии майор Одинцов вёл 18 Ил-2 на штурмовку танков и живой силы противника в район Подлесье, Белый Камень (Львовское направление). Сколоченность группы, несмотря на плохие метеоусловия, способствовала отличному выполнению задания. Снижаясь до бреющего полёта, группа пулемётно-пушечным огнём уничтожила 15 автомашин с разными грузами и в лесу, восточнее пункта Подлесье, создала крупный очаг пожара.

11.08.44 г. Одинцов, ведущий четыре Ил-2, шёл штурмовать и бомбардировать танки и живую силу противника в районе Дроговля, Ксензя-Нива. Враг, стягивая живую силу и технику, пытался контратаковать наши части. Тов. Одинцов с честью героя выполнил эту боевую задачу. В результате штурмовых действий 3 танка оказались сожжёнными, разрушено 10 домов и на окраине пункта Дроговля создан сильный взрыв. За отличные боевые действия майор Одинцов и лётчики его группы от заместителя командующего 1-м Украинским фронтом получили благодарность.

С 1.07.44 г. по 27.11.44 г. гвардии майор Одинцов, работая штурманом полка, отлично водил группы штурмовать на самые сложные и ответственные боевые задания. Тов. Одинцов является участником освобождения городов Ёльс, Лигниц Домбровского угольного бассейна и города Бунцлау, участник знаменательных боёв за города Форст, Котбус, Потсдам, Дрезден и Берлин.

Преследуя отходящие в Карпаты фашистские войска, Одинцов, получив задачу нанести бомбардировочно-штурмовой удар по технике и живой силе противника в опорном пункте Качковце, вылетел в указанный район в качестве ведущего группы штурмовиков в атаку, несмотря на сильный огонь зенитных батарей врага. В результате эффективных штурмовых действий, подтверждённых фотографированием, группой в этом вылете уничтожено 1 танк, 2 автомашины, подавлен огонь 3 орудий полевой артиллерии и взорван склад боеприпасов.

Тов. Одинцов особенно отличился в проведённой операции войск 1-го Украинского фронта, где, несмотря на плохие метеоусловия, сильное противодействие зенитной артиллерии, взломал оборону противника.

31 боевой вылет совершил на штурмовку вражеских войск и техники в период Кросненской операции в боях на Сандомирском направлении, на подступах к городу Бреслау и с 12.01.45 г. в наступательной операции войск 1-го Украинского фронта.

24.01.45 г. ведущий группы 9 Ил-2 Одинцов нанёс бомбардировочно-штурмовой удар в районе станции Бубрек, где прямым попаданием уничтожено 3 железнодорожных вагона, и в городе Беутен повреждён завод.

На подступах к Берлину враг, пытаясь удержаться и отсрочить час своей гибели, оказывал упорное сопротивление продвижению наших войск. Получив задачу, Одинцов 26.04.45 г. повёл группу 18 самолётов Ил-2 на штурмовку скоплений техники и живой силы противника в районе населённого пункта Хольбе. Штурмовыми действиями группа в этом вылете сожгла 12 автомашин с грузом и истребила 30 солдат и офицеров.

За умелое вождение групп штурмовиков, за эффективность выполнения боевых заданий, за лично произведённые боевые вылеты М. Одинцов имеет ряд благодарностей от наркома обороны Маршала Советского Союза товарища Сталина, от командования наземных войск и авиасоединений».

Многие боевые эпизоды из своей военной жизни и однополчан, среди которых были шесть Героев Советского Союза, описал в своей книге «Преодоление», изданной в 1987 году, где повествование ведётся от имени лётчика Ивана Сохатого, в котором угадываются все черты самого Одинцова.

Приведу основные послевоенные биографические данные Михаила Петровича Одинцова. После войны он до июля 1946 года продолжал службу в ВВС заместителем командира 155-го гвардейского штурмового авиационного полка (в Центральной группе войск; город Эбергассинг, Австрия). Затем – заместителем командира 75-го гвардейского штурмового авиационного полка (в Белорусском военном округе; город Барановичи Брестской области, Беларусь); потом обучался в Военно-воздушной академии (Монино), но, в конце 1948 года, в связи с обострением нефрита был госпитализирован, по заключению военно-медицинской комиссии признан негодным к лётной службе и списан с лётной работы. Однако, Одинцов сумел добиться разрешения на перевод на военно-воздушный факультет Военно-политической академии имени В.И. Ленина, которую окончил в 1952 году с отличием. Во время учёбы активно занимался регулярными физическими упражнениями и был вновь признан годным к полётам без ограничений. В 1959 году также с отличием окончил Академию Генерального штаба ВС СССР.

Динамика занимаемых Одинцовым в дальнейшем должностей вызывает неподдельное уважение: он – командир 746-го бомбардировочного авиационного полка (в Прибалтийском военном округе), командир 6-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии (в Прибалтийском военном округе; город Черняховск Калининградской области).

Odintsov1После окончания академии Генштаба он – заместитель командующего 48-й воздушной армией по боевой подготовке (в Одесском военном округе; Одесса, Украина), первый заместитель командующего 1-й Особой Дальневосточной воздушной армией (в Дальневосточном военном округе, Хабаровск).

Некоторое время он был даже начальником Центра подготовки космонавтов. Затем снова – заместитель командующего 30-й воздушной армией по боевой подготовке (в Прибалтийском военном округе; Рига, Латвия), заместитель командующего ВВС Киевского военного округа (Киев, Украина); командующий ВВС Северо-Кавказского военного округа (Ростов-на-Дону), командующий ВВС Московского военного округа.

Военный лётчик первого класса, Заслуженный военный лётчик СССР М.П. Одинцов освоил самолёты Пе-2, Ту-2, Ту-4, реактивные истребители МиГ-17, МиГ-21 и МиГ-23, реактивный бомбардировщик Ил-2, Су-7, Су-17, Су-24, Ту-16, Ту-22, вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-8, Ми-24 и другую авиатехнику. Его общий налёт составил около 3500 часов.

В одном из тренировочных полётов на серийном истребителе-бомбардировщике – самолёте МиГ-23УБ – Одинцов вместе с командиром 32-го гвардейского истребительного авиационного полка подполковником Н.А. Власовым на аэродроме Шаталово (Починковский район Смоленской области), выполняя полёт на сложный пилотаж, попали в плоский штопор, из которого самолёт вывести не удалось. На предельно малой высоте (600 метров) полёт завершился удачным катапультированием обоих лётчиков. По записи докладов о мерах по выводу самолёта из штопора и при личном участии М.П. Одинцова в конструкцию самолёта были внесены изменения.

Одинцов продолжал службу. Он был генерал-инспектором Инспекции ВВС Главной инспекции Министерства обороны СССР; помощником по ВВС представителя Главного командования Объединёнными вооружёнными силами государств – участников Варшавского договора в Польше. С июня 1987 года генерал-полковник авиации М.П. Одинцов – в отставке.

Но вернёмся к нашему интервью.

– Итак, война окончилась. Как вы, Михаил Петрович, отмечали День Победы?

– В 1945 году мне посчастливилось участвовать в первом параде Победы. Это торжество описать невозможно – радость захлёстывала душу. Когда же я учился в военных академиях, то участвовал во всех парадах. Ну, а потом никогда не забуду парада в честь 50-летия Победы. Тогда мне доверили пронести по Красной площади Знамя Победы. Выше почёта для солдата быть не могло. Знаменосцем был я и на параде в честь 55-летия нашей Победы. А вот в последующие годы в парадах уже не участвовал, приглашали на них в качестве гостя. Мы стояли на трибуне вместе со своими друзьями-однополчанами. Смотрели, как шагали в чётком ритме бойцы Московского гарнизона, курсанты высших военных академий и училищ. Потрясающее впечатление. Честно говоря, испытывали чувство гордости за свою страну, за наши Вооружённые силы, за наш мужественный народ.

OdintsvZnamya1

М.П. Одинцов несёт Знамя Победы на юбилейном параде Победы
9 мая 1995 года по Красной площади в Москве

Теперь нам, к сожалению, трудно маршировать по Красной площади. Надо же понять, что большинству из нас уже за 80. Здоровье не то, но само желание поучаствовать в таком параде не исчезло. Только они для нас, ветеранов, должны проходить несколько в другом формате. Мне приходилось бывать за границей и видеть, как ветераны отмечают такой праздник. Они не придерживаются никакого строя, идут вольным шагом, вместе с жёнами, детьми, внуками. Праздник Победы – не показуха, а радость, гордость и удовольствие. Вспомните старые времена, парады, в которых принимала участие кавалерия. Идут войска под музыку марша – 120 шагов в минуту. Появляется кавалерия, играют вальс. Лошадки ведь не могут идти стройным шагом, для них эта музыка самая подходящая. Так и нам, ветеранам, нужна другая, более плавная, мелодичная музыка.

OdintsvPutin1

М.П. Одинцов и президент России В.В. Путин

– За десятилетия службы вы накопили огромный опыт. Как, с вашей точки зрения, выглядит сегодня наша авиация, качество авиатехники, лётных кадров? Что нужно сделать, чтобы все это соответствовало требованиям времени?

– За время войны и в последующие годы, конечно же, накоплен огромный опыт. И это сказалось на служебной карьере. В 35 лет, командуя дивизией, я получил звание генерал-майора, через 10 лет – звание генерал-лейтенанта, ещё через 10 лет – генерал-полковника. Так что после войны 30 календарных лет прослужил в генеральском звании. За это время освоил фактически все виды основных самолётов Военно-воздушных сил нашей страны. Естественно, далось это немалым трудом. Но труд этот был хотя и тяжёлый, но радостный. После войны я окончил две академии. Так что общий мой лётный и трудовой стаж – 50 лет (то есть в армии прослужил почти календарных полвека. Из них 44 года пролетал как лётчик. И это помимо своих прямых командирских обязанностей. Много занимался войсковыми испытаниями авиационной техники. И когда в 66 с половиной лет ушёл в отставку, то оказалось, что пенсионная льготная выслуга получилась равной 83 с половиной годам.

OdintsvEfimvGorbatko06

М.П. Одинцов, А.Н. Ефимов – маршал авиации, дважды Герой Советского Союза
и В.В. Горбатко – генерал-майор авиации, лётчик-космонавт СССР,
дважды Герой Советского Союза

LROdintsvGobatko06b

М.П. Одинцов, Лев Рудский (в центре) и В.В. Горбатко

Сегодня люди авиации не изменились. Они готовы по-прежнему беззаветно служить Отечеству, очень любят летать и недовольны тем, что летают мало. Ведь лётчик – что скрипач. Он должен постоянно и настойчиво тренироваться. Композитор Сергей Рахманинов как-то сказал: «Если я не играю неделю, я слышу только себя, а если не играю две недели, то это значит, что я не умею играть». Однако по экономическим соображениям сейчас наши лётчики лишены возможности летать столько, сколько полагается. А это, естественно, отражается на боеспособности и боеготовности.

И получается, что в стране создаётся современная авиационная техника, но её наши лётчики не могут получить – многое продаётся за рубеж. И здесь кроется большая беда. Тренировки на старых самолётах нередко приводят к катастрофам, к человеческим жертвам, к снижению уровня профессионального мастерства.

Порой мне приходят на память слова старой популярной песни: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор». Таким образом, пламенный простор у лётчика не только в сердце, но и в уме, в патриотическом настрое. Так что сердце, ум, патриотизм – вот те три составляющих, которые всегда вели и ведут наших пилотов вперед к победе.

– Михаил Петрович, время летит стремительно быстро. Многое изменилось в нашей жизни. Мы сейчас живем в новом государстве. Как вам представляется дальнейшее развитие России и стран СНГ?

– Я – оптимист. Но есть и трудности в решении общечеловеческих задач. Если мы будем ежедневно, ежечасно, ежеминутно всеми средствами информации питать население только негативной информацией, «крутить» по телевидению дешёвые детективные сериалы, то тем самым будем разрушать психику, создавать у людей неуверенность, боязнь, а это не порождает энтузиазма.

В формировании будущего страны нужно обратиться, прежде всего, к человеку. Назад вернуться невозможно. Все мы сейчас озабочены будущим, судьбу которого предстоит решать нашей молодёжи. И на разумное патриотическое воспитание подрастающего поколения должны быть направлены наши с вами, я обращаюсь к ветеранам войны и труда, усилия. Я, пока есть силы, постоянно хожу в школы, встречаюсь с ребятами, отвечаю на их вопросы. Им интересно. Если мы всё же решим проблему воспитания истинных патриотов родного Отечества – Россия воскреснет очень быстро. Пример тому – историческое восстановление страны после Великой Отечественной войны. Пять лет, и страна вздохнула. Почему? Потому что люди жили в высоко эмоциональном накале достигнутой Победы, строили, возрождая из пепла города и сёла. И как не сложна пока ещё наша теперешняя жизнь, я глубоко верю, что Россию и страны Содружества ждёт светлое будущее.

OdintsvSch117-12.4.05a

OdintsvSch117-12.4.05

М.П. Одинцов и ребята одной из школ Москвы

Мне довелось участвовать вместе с Михаилом Петровичем в его встречах с ребятами школы моей жены, в посольстве Сербии в Москве, в возложении цветов в Александровском парке столицы России, во встречах с его сверстниками – участниками Великой Отечественной войны и на других мероприятиях. Неизгладимые впечатления!

OdintsvAlrdSad

М.П. Одинцов на возложении цветов в Александровском парке в Москве

OdintsvPosolSerb3a

OdintsvSerbArtists

М.П. Одинцов на встрече в посольстве Сербии в Москве

OdintsvVetrMeshRn

М.П. Одинцов на встрече с ветеранами войны и труда

8 мая 2010 года в присутствии президента России Дмитрия Медведева, президента Белоруссии Александра Лукашенко и президента Украины Виктора Януковича вместе с Героем России Вячеславом Сивко М.П. Одинцов открыл памятный знак в честь городов воинской славы в Александровском саду у Кремлёвской стены.

OdintsvBook1OdintsvBookМ.П. Одинцов написал несколько книг – «Тогда, в 1942-м…» (1977 г.), «Испытание огнём» (1979 г.), «Записки лётчика» и «Преодоление» (1982 г.), много статей в журналах «Авиация и космонавтика», «Крылья Родины», «Военные знания», газете «Красная Звезда».

Количество орденов и медалей, которых удостоен Михаил Петрович Одинцов, впечатляет. Это – две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, два ордена Ленина, пять орденов Красного Знамени и один – Красной Звезды, орден Александра Невского, два ордена Отечественной войны первой степени и один – второй, орден Октябрьской Революции, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, многочисленные медали. А также – награды многих стран мира.

М.П. Одинцову присвоено звание «Почётный гражданин Екатеринбурга», в этом же городе и в селе Полозово установлены бюсты героя. Средние школы в этих населённых пунктах носят его имя. Ему установлен памятник в музее военной техники УГМК г. Верхняя Пышма.

А на доме по улице Академика Пилюгина в городе Москве, где жил М.П. Одинцов (а примерно в паре километров от него жил и я с семьёй), открыта мемориальная доска.

ProshlBudushМ.П. Одинцов с марта 1950 года женат на Галине Анисимовне Люхтиковой; имеет троих детей. Сын Дмитрий (назван в честь воздушного стрелка Никонова), сын Сергей (в честь ведомого Бабкина) и дочь Марианна (в честь матерей супругов Анны и Марии). А ещё у Одинцовых есть четыре внука и две внучки, которые гордятся своими дружными дедушкой и бабушкой, любят приходить к ним в гости, туда, где им всегда рады.

К великому сожалению, Михаил Петрович Одинцов 12 декабря 2011 года на 91 году жизни скончался в Москве (Россия).

Вечная светлая память герою!

(Начало 2000-х гг. – 2023 г.)
Лев Рудский (WRN)
Фото автора статьи, других журналистов СССР и России

Метки: , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы