ДЖАЗ, КОТОРЫЙ ВЫБРАЛА РИТА

18 сентября 2023

ИЗ СТАРЫХ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК (Россия, Москва, 2002 год)

PetrovaRita1Трудно было поверить, что у этой 16-летней маленькой девочки такой необыкновенно сильный и сочный голос профессиональной певицы. Она, только подумайте, нет, лучше послушайте, пела джазовые композиции ничуть не хуже американской Эллы Фитцжеральд или российской Ларисы Долиной! А как в её исполнении звучали русские народные песни! Уверен, что чистоте и проникновенности её голоса может позавидовать любая, десятками лет учившаяся певица.

В концертном зале Доме композиторов (Россия, Москва), где я впервые услышал Риту Петрову, она тоже пела в первый раз. В сопровождении оркестра… налоговой полиции. Бравый полковник Феликс Арановский, не скрывая явных симпатий, с удовольствием дирижировал своими музыкантами. А те (особенно ещё один полковник, профессор Вениамин Мясоедов), тоже с каким-то высоким творческим подъёмом, вдохновенно аккомпанировали смелой девчонке.

Известный в музыкальной среде музыкант и дирижёр, полковник Феликс Борисович Арановский создал в своей жизни немало военных оркестров. До недавнего времени он руководил оркестром Военно-дирижерского факультета Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Большой любитель джаза, он увлёк за собой и своих оркестрантов, и те наряду с классическими произведениями духовой музыки стали играть джаз. Несколько месяцев назад Феликс Арановский принимает приглашение дирижёра оркестра налоговой полиции России Андрея Цветкова и становится его художественным руководителем. За короткое время в репертуаре теперь уже и этого оркестра появляются отлично звучащие джазовые произведения. А потом Ф.Б. Арановский знакомится с Ритой Петровой и начинает делать всё для того, чтобы помочь девочке выйти на большую сцену.

PetrovaAranvsky6

PetrovaAranvsky5

Итак, откуда появилась эта юная звездочка джазовой музыки? Из Оренбурга. Пяти лет от роду сей талантливый ребёнок начинает свой нелёгкий, но увлекательный путь к музыкальному Олимпу сначала в экспериментальном классе при первой музыкальной школе, а с 1995 года – в классе художественного руководителя (на протяжении почти 30 лет!) Оренбургского народного хора Людмилы Ивановны Райковой. Тогда её просто попросили подготовить малышку к конкурсу «А песня русская жива», но случилось, что тот не состоялся, а Рита так и осталась в любимых ученицах Л.И. Райковой. Можно считать, что творческий путь девчушки начался именно с русской песни.

В 10 лет Рита Петрова неожиданно для всех побеждает на Всероссийском конкурсе молодых исполнителей, посвящённом 850-летию Москвы.

Через два года, когда ей было уже 12 лет, её старший брат Станислав привёл к своей учительнице музыки. Прослушав девочку, педагог сказала, что она берёт Риту, но с условием, что та будет петь только джаз. Рита пробовала было возражать, потому что брат вроде бы пытался приучить её к джазу, но ни у него, ни у неё ничего не получалось. Тогда учительница поставила записи в исполнении Сары Уон, Эллы Фитцжеральд и других зарубежных джазовых певиц. Это был критически-решающий момент. И Рита поняла, что именно джаз – её стезя, её жизненное и музыкальное кредо.

Обстоятельства сложились так, что семья Петровых перебралась в Москву. Станислав продолжал учиться игре на саксофоне, а Рита вплотную занялась народной песней. Стас очень хотел брать уроки у известного джазового педагога, аранжировщика и пианиста Петра Петровича Петрухина. В музыкальную школу № 28 имени Гречанинова, где тот преподавал, брат с сестрой пришли вместе. Мастер проверил способности обоих ребят, но выбрал почему-то Риту. Выбрал и… запретил петь джаз. Два года они разучивали блюзовые композиции, оттачивали буквально каждый такт. И только потом перешли к джазу.

AranovskyRita

Педагог считал девочку очень талантливой, и поэтому требовал с неё больше, чем с других. А чтобы как-то сгладить свою чрезмерную строгость, всегда держал на пианино конфеты и… салфетки для постоянно мокрых девичьих глаз.

Однажды Рита попала на концерт симфонического оркестра Московской филармонии, который проходил в зале Чайковского. За роялем – известная на многих континентах джазовая незрячая  (к сожалению), певица Дайана Шур. Звучит ностальгическая музыка сороковых-шестидесятых годов.

PetrovuAranvsky

Рита Петрова (в центре), её брат Станислав (слева), их мама и Феликс Арановский

В антракте Рита решается пойти в гримерную и подарить певице цветы. Через переводчика Рита объяснила Дайане, что тоже сильно увлечена джазом. Они вместе немного поимпровизировали, и вдруг американка неожиданно предлагает Рите спеть вместе на сцене. Ну, смелости и находчивости Рите не занимать и, ничуть не смутившись, она соглашается.

О том, как это всё происходило на сцене, пожалуй, лучше и профессиональнее расскажет дирижёр полковник Ф.Б. Арановский:

«Итак, Дайана и Рита начинают «джемовать». Джемсейшн – это музыкальная импровизация на заданную тему. Существует множество джазовых стандартов, эвергринов, мелодий, которые десятилетиями играются во всем мире и вовсе не собираются умирать. Такого нет ни в одном жанре искусства. Так вот Дайана начинает играть, а Рита петь. И тут певица-пианистка прерывает игру и говорит нашей девочке: «You are first», то есть «Ты – первая». В джазовой композиции существует субординация: если на сцене – прима и юная певица, то начинает всегда более известная, она ведёт тему. А уж первой импровизирует другая. А Рита не так поняла. Пришлось начать сначала. Но Дайана, видимо, проникшись добрыми чувствами к смелой и непосредственной девушке, позволила ей выступить в роли лидера. Так по очереди они импровизировали, творили на виду у всего зала. После окончания выступления Дайана обняла за плечи Риту, и так в обнимку они и ушли со сцены. Восторженная публика аплодировала им стоя. Это была пусть маленькая, но победа талантливой русской девочки».

После этого Феликс Арановский приехал к своему другу Петру Петрухину (педагогу Риты), которого он называет Карабасом Барабасом (только в положительном понимании значения этого сказочного героя) джазовой импровизации и предлагает ему подготовить сольный концерт его ученицы с большим оркестром налоговой полиции. Арановский любит пошутить: «Талантливый ребенок – это достояние страны. А оно должно достойно охраняться».

PetrovaRita2И концерт состоялся в конференц-зале знаменитого Кардиологического центра. Оказывается, там отличный зал с вращающимися стенами, большая сцена, прекрасная акустика. Патронировали концерт соответствующие подразделения тогдашней Налоговой полиции, Главное военно-медицинское управление Российской армии, правительство Москвы. Творческим партнёром стал Московский джазовый ангажемент под руководством композитора Юрия Саульского. Это был незабываемый концерт. Рита сама определили, что и как она будет исполнять. Несмотря на свой юный возраст, она выступила и как менеджер, и как аранжировщик, и как композитор. Она пела в сопровождении оркестра, соло, акапелла, с квартетом, состоящим из рояля, контрабаса, ударных и саксофона. В составе квартета – студенты Московской консерватории и музыкальной академии имени Гнесиных (где, кстати, на отделении эстрадно-джазового вокала девушка вскоре будет учиться). Партию саксофона исполнял брат Риты – Станислав, а рояля – Евгений Лебедев, студент Гнесинки, который учится у профессора, народного артиста России Игоря Михайловича Бриля – признанного мэтра российского джаза. Женя – не только прекрасный пианист, но и тонко чувствующий певца аккомпаниатор. В дуэте Евгения и Риты – необыкновенная гармония талантливых и очаровательных молодых людей.

Восходящая звезда российского джаза Маргарита Петрова выступала не только в России, но и за рубежом. В Лондоне, в музее Сомерсет-хаус, в Ватикане, где она пела с хором ЮНЕСКО, а на благотворительном концерте «Звёзды мира – детям» она пела с Монтсеррат Кабалье и её дочерью. Рита участвовала в фестивале «Евразия», который проводил в Оренбурге Московский ангажемент под руководством Юрия Саульского. А летом она планирует спеть на международном конкурсе «Славянский базар».

AranovskyRita1a

У нашего юного дарования Риты Петровой – далеко идущие планы. Она мечтает объездить весь мир – побывать в Японии и Китае, в странах Европы, а в Америке пройти курс обучения у знаменитых педагогов джазового искусства. И пусть мечты её сбудутся. Ведь это ей необходимо более чем кому бы то ни было из нас. Потому что талантливые музыканты и исполнители Маргарита и Станислав Петровы – от рождения незрячие. И сделать их поистине счастливыми – удел не только их родителей, которые и так в наше непростое время делают для этого всё, порой невозможное, но и нас с вами.

Пусть мечты сбываются…

2002 год, Москва, Россия

PS. К огромному моему сожалению, я сегодня ничего не знаю о судьбе Риты Петровой и её брата. И спросить об этом у Феликса Арановского или Вениамина Мясоедова по технико-политическим причинам объективно не могу. Мои попытки найти номера их телефонов, чтобы позвонить, не увенчались успехом. Многих, у кого можно было бы спросить, уже нет, а те далече… Очень больно…

Лев Рудский (WRN)
Фото автора

Метки: , , , , , , , , , , , ,

Один комментарий

  1. Мирон Германович Ли
    23 декабря 2023 в 14:02

    Невероятно! Божественно! Восхитительно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы