ПРАВЕДНИК НАРОДОВ МИРА – ПОЛИТРУК КИСЕЛЁВ, СПАСШИЙ 218 ЕВРЕЕВ

20 марта 2023

PravednikAfishaВ феврале 2023 года в России в прокат вышел художественный фильм «Праведник» известного российского режиссёра Сергея Урсуляка. Картину уже посмотрели около двух миллионов человек. Я не могу судить, много ли это или мало, – каждый волен делать свой вывод, как из приведённых цифр, так и из просмотренного материала. Скажу только, что эта статья – вторая из написанных мною по данной теме. Первая статья «Список политрука Киселёва. Как лейтенант Советской армии вывел 218 евреев из ада» была опубликована ещё 15 декабря 2021 года в моём интернет-журнале Worldrusnews.ru/Мировые и российские новости (я создал его в 2012 году и с той поры являюсь его главным редактором). Желающие познакомиться с нею могут по ссылке, приведённой ниже:

http://worldrusnews.ru/?p=23669 

Я не стал задавать себе вопрос: почему именно Сергей Владимирович Урсуляк снял этот фильм. Для того, чтобы те, кто не догадывается или не понимает, приведу некоторые его биографические данные. Советский/российский актёр, кинорежиссёр, сценарист, телеведущий и кинопродюсер, лауреат Государственной премии и премии правительства России С.В. УрсулякUrsulyak1 родился 10 июня 1958 года в Петропавловск-Камчатском (РСФСР, СССР) в еврейской семье военнослужащего, капитана второго ранга Владимира Константиновича Урсуляка (1931-1996 гг.), выпускника Севастопольского (СССР) высшего военно-морского училища. Мать, Эмилия Сергеевна Урсуляк (урождённая Харина), преподавала в школе русский язык и литературу. В годы немецкой оккупации бабушка со стороны отца Анна Петровна Урсуляк находилась в еврейском гетто в Транснистрии (территория под румынским управлением между Днестром и Бугом).

Сергей Урсуляк в 1979 году окончил актёрское отделение Театрального училища имени Б.В. Щукина (мастерская Е.Р. Симонова). 12 лет, до 1991-го работал в театре «Сатирикон». И там имел успех, особенно играя Чацкого в «Горе от ума».

В 1993-м окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская В.Я. Мотыля).

Режиссёрским дебютом стал художественный фильм «Русский регтайм», снятый в 1993 году.

В 1995-2001 гг. был режиссёром телепрограммы Дог-шоу «Я и моя собака» (НТВ). Некоторое время вместе с Евгением Киселёвым на том же НТВ работал над документальным циклом телевизионных передач «Новейшая история», был автором и ведущим цикла документальных программ «Пёстрая лента».

UrsulyaRyazanv

Сергей Урсуляк и Эльдар Рязанов

После «Русского регтайма» С. Урсуляк снял фильмы «Летние люди», «Записки из мёртвого дома», «Сочинение ко Дню Победы», «Неудача Пуаро», «Долгое прощание», «Ликвидация», «Исаев», «Жизнь и судьба», «Тихий Дон», «Ненастье», «Одесский пароход», «Праведник». Конечно же, самым полюбившимся и побившем все рекорды рейтингов стал телевизионный сериал «Ликвидация» (2007 г.), получивший много разных премий, в том числе и «Золотого орла».

Думаю, не все, но кто-то обязательно поймёт значение некоторых диалогов из этого фильма, которые сегодня звучат совсем по-другому.

Для полноты картины («картины маслом») – немного о личной жизни режиссёра. Урсуляк женат дважды. И от каждого брака у него по дочери. Как жёны, так и наследницы – актрисы. Никакой конкуренции между дочерями нет. Обе – достаточно успешные.

Daugthers

 Дочери Сергея Урсуляка

Кстати, не хотел, но всё-таки приведу факты из моей, извините, общей с Сергеем Урсуляком, биографии. Во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов наши семьи жили на одной лестничной площадке (на следующем этаже обитали Говорухины с маленькой, но очень громогласной и вредной собачонкой). Наш дом, расположенный напротив парка, находился примерно в 35 минутах езды на машине от Кремля. Одна из дочерей Урсуляка (какая, – уже и не припомню) училась в школе моей жены, которая была там заместителем директора. Какие-либо ещё факты ни моя память, ни память моей жены не сохранила. Слава Богу, что все мы живы и относительно здоровы.

Kiselev1А теперь – о самом фильме Сергея Урсуляка «Праведник». Это – реальная история подвига офицера, политрука Красной армии Николая Киселёва (на фото – слева), который с августа по октябрь 1942 года вывел за линию фронта из Долгиновского гетто Белоруссии 218 евреев (поначалу их было 270). Людей необходимо было доставить в безопасное место, до так называемых Суражских ворот, 40-километрового разрыва в линии фронта на стыке фашистских групп армий «Север» и «Центр» между Велижем и Усвятами. Более полторы тысячи километров пробирались они по белорусским лесам, стараясь избегать столкновения с гитлеровскими частями и с их верными соратниками, ещё более жестокими украинскими националистами (некоторые из этих нелюдей до сих пор беззаботно-счастливо живут в США и Канаде).

Трудно поверить, но об этой истории, долгое время не знал почти никто. Тайное стало явным только в 2000-х. Обо всём этом поведала миру, открыв подвиг Николая Киселёва директор Музея истории и культуры евреев Беларуси, кандидат исторических наук Инна Павловна Герасимова (по маме – Альтшулер, что на иврите обозначает «старая синагога»). Однажды, копаясь в архивах, она увидела записку Киселёва первому секретарю ЦК КП Белоруссии Пантелеймону Пономаренко, в которой он сообщал о выводе евреев в советский тыл, на которую партийный бонза никак не отреагировал. И всё, больше никаких доказательств. Кстати, это единственный документ, в котором Николай называет национальность спасённых им людей. Далее это просто «мирные советские граждане». Герасимова потратила массу времени и усилий, результатов не было. Но потом Вселенная, очевидно оценив такое упорство, вознаградила женщину за усердие: Инне Павловне попались нужные документы и люди.

GerasimvaAvigdrLibermanЗеевБенАрье

Инна Герасимова, Авигдор Либерман и Зеев Бен Арье

В мае 2003-го в музей зашёл немолодой элегантный мужчина, говоривший по-русски с акцентом. Она поинтересовалась, откуда он. Тот ответил: «Из США». «А где жил до войны»? «Это местечко вам ничего не скажет, в Долгиново». «А имя Киселёва вам что-то говорит?». После этих слов мужчина изменился в лице: «Я с ним шёл! Я и моя семья обязаны ему спасением!».

Это был Шимон Хевлин, он рассказал в подробностях о подвиге Николая Киселёва и дал свидетельские показания, необходимые для присвоения политруку звания Праведник народов мира. Именно Шимон – прототип второго главного героя картины «Праведник» Моше Таля (актёры Марк Эдельштейн и Довале Гликман).

Позднее И.П. Герасимова встретилась с дочерью Николая Киселёва Татьяной и оказалось, что та тоже не очень-то в курсе этого подвига, о котором отец никогда не рассказывал. Есть версия, что он решил хранить молчание после множества вопросов, возникавших к нему у компетентных органов.

Инна Герасимова написала по следам своего исследования книгу «Марш жизни. Как спасали долгиновских евреев». Не сразу, но с годами Н.Я. Киселёву было присвоено звание Праведник народов мира, его имя увековечено на Стене почёта в Саду Праведников народов мира в Яд Вашем, израильском Мемориальном комплексе истории Холокоста.

CpisKisFilmВдохновением для создателей картины «Праведник» также послужил документальный фильм 2008 года продюсера Якова Каллера и режиссёра Юрия Малюгина «Список Киселёва».

А съёмки «Праведника» проходили в 2021-2022 гг. в Белоруссии, Израиле и России. В Белоруссии команда фильма работала именно в тех местах, где разворачивались исторические события. Минское гетто, одно из самых больших в Восточной Европе, для фильма воссоздали в Выборге и Санкт-Петербурге. Говорит художник-постановщик Евгений Качанов: «Локацию нужно было полностью смоделировать, причём, приходилось фантазировать, так как документальные фотографии не сохранились».

Автор сценария Геннадий Островский и один из генеральных продюсеров Тимур Вайнштейн ездили в Израиль и встречались с участниками того драматического перехода и их потомками, чьи рассказы легли в основу сценария. Изучались также архивные документы. Документальная кинохроника, использованная в картине, предоставлена специалистами Мемориального комплекса истории Холокоста Яд Вашем.

«Праведник» стал последней лентой в фильмографии соратника Урсуляка, прославленного художника-постановщика Алима Матвейчука: к сожалению, он скоропостижно скончался в начале работы над картиной.

Согласитесь, Сергей Урсуляк рассказывает душераздирающую историю, не имеющую аналогов за все годы Второй мировой войны. Мы следим за параллельно развивающимися двумя сюжетными линиями. Первая – история подвига Николая Киселёва, главную роль которого в фильме сыграл актёр Александр Яценко.

KiselvRabbi

Александр Яценко и Сергей Маковецкий (Николай Киселёв и Рувим Янкель)

Трудно представить в роли Киселёва какого-то другого актёра. От Яценко исходит свет и внутренняя сила, та пленительная уверенность советского человека в победе, которую была в первых советских фильмах о войне, и которой, увы, вряд ли обнаружишь в современных поделках. Герой получился настоящий. Его негромкие слова и дела подкупают искренностью и честным отношением к делу, которому он служит. Без пафоса, без натужных истерик спасал русский офицер жизни, которые без него могли бы оборваться. Как хорошо, что эту историю рассказал именно Сергей Урсуляк, который умеет это делать достоверно и уверенно.

Вторая сюжетная линия развивается в 2005 году в Израиле. Комиссия, которая собирается назвать Н.Я. Киселёва Праведником народов мира, ждёт свидетельства уже пожилого Моше Таля, а он отказывается говорить. И это единственная интрига фильма. Почему он не хочет рассказать о своем спасителе? Драматичность этого решения – вот что потрясает больше всего. Много повидавший на своём веку Моше Таль так и остался юношей, потерявшим родителей, братьев и сестёр (напомню: роль Моше в юности исполнил Марк Эйдельштейн). Отец доверил ему младшую сестрёнку Мириам и астролябию – самое дорогое, что на протяжении многих веков из поколения в поколение передавалось в его семье.

Астролябия (др.-греч. «берущий звезды») – это древний инструмент, созданный более двух тысяч лет назад, когда люди думали, что Земля – это центр Вселенной. Этот один из старейших астрономических инструментов, служивший для измерения горизонтальных углов и определения широт и долгот небесных тел. Основан на принципе стереографической проекции. Астролябию часто называют первым компьютером, и хотя с подобным заявлением можно поспорить, в одной вещи сомневаться точно не стоит: астролябия – это предмет с неисчерпаемой загадочностью и красотой. Она высчитывает время исходя из позиции солнца и звезд на небе. Как на компьютере: вы вводите информацию и получаете результат.

И вот эта астролябия по сюжету становится ключевым артефактом картины. Астролябия была создана еврейскими мастерами в испанском городе Толедо в XVI-XVII вв. и передавалась в семье главного героя из поколения в поколение. Чтобы изготовить эту реликвию, художники фильма во главе с Анатолием Баторовым сначала по фото и архивам изучили множество астролябий европейских и еврейских мастеров, после чего приступили к отрисовке эскизов своей астролябии. Когда был утвержден финальный вид инструмента, его корпус изготовили из латуни, стрелки из серебра, и декоративным штрихом стала инкрустация искусственными камнями.

MarkBoy

 Актёр Марк Эдельштейн в роли Моше Таля с астролябией

Потерю всей семьи Моше Таль принял, а вот потерю Мириам и астролябии – нет. Эта горечь, – всё, что осталось Моше в старости, и Довале Гликман играет человека, пропитанного ею, источающего эту горечь. И как преображается герой в финале. Жизнь иногда подбрасывает удивительные сюрпризы, особенно приятны они в кино.

На съёмках также было использовано до 60 единиц исторического стрелкового вооружения, советская 45-милиметровая противотанковая пушка, немецкие автомобили, мотоциклы, полугусеничный бронетранспортер и средний танк вермахта PzKpfw IV.

Один из важных членов киноотряда Киселёва – белорусский конь Снежок, у которого было много съёмочных смен. Когда группа из Минска переехала снимать в Выборг, Снежка заменил российский дублер.

В фильме есть эпизод, в котором обещают Н.Я. Киселёву звание Героя Советского Союза, если он выполнит задание. Командиры политрука пошли на обман: в то время такое звание партизанам не давали. По словам Инны Герасимовой, было лишь два исключения – Зоя Космодемьянская и Тихон Бумажков. К тому же, вряд ли кто всерьёз рассчитывал на успех операции: пройти столько километров с голодными, раздетыми и немощными людьми под носом у фашистов и их озверелых украинских пособников, казалось невозможным.

Jews

Jews3

Мне удалось подобрать высказывания как актёров, снявшихся в фильме, так и коллег Сергея Урсуляка.

Александр Ширвиндт, актёр, режиссёр, профессор: «Какие были глыбы, и куда всё прикатилось – к мышцам, полуголым бабам и мужикам и к режиссуре, которая берёт любое произведение классики только для того, чтоб от автора не осталось и следа. И чем дальше и нахальнее от него, тем победоноснее результат. Но сегодня речь пойдёт о человеке, чье творчество стало исключением из правил этого сложного времени».

Продолжая тираду мэтра, можно сказать, что в каждой последующей своей работе Урсуляка отличает от других следующее: очень долгий и серьёзный подбор актёров, доскональное изучение времени, в котором происходят события и создание нужной атмосферы, трогательная музыка, которая звучит почти в каждом его фильме, обращение к классике. И, как результат, ни одного проходного фильма. Главный талант С. Урсуляка – умение раскрывать талант актёров.

Владимир Зельдин, великий актёр современности как-то сказал: «Если ты хочешь, чтобы зрители заплакали, – ты должен накопить в себе тысячу слёз. А если ты хочешь, чтобы зрители засмеялись, – ты должен накопить в себе тысячу улыбок. Вот Сергей Урсуляк из таких режиссёров, и артисты у него такие же, как и он, заряженные. Надеюсь, что мы увидим ещё ни один его фильм. Жаль, что в последнее время в строю не так много таких же, глубоко наполненных мастеров своего дела».

Тимур Вайнштейн, генеральный продюсер: «Этот путь для меня начался более 10 лет назад, когда я встретился с документалистом Яковом Каллером, и он показал мне свой фильм «Список Киселёва». Меня поразила эта история. И очень сильно удивило, что практически никто не знал о существовании такого человека. Естественно, название «Список Киселева» было отсылкой к «Списку Шиндлера», посвящённого судьбе Оскара Шиндлера – Праведника народов мира, человеку, который, рискуя собственной жизнью, спасает людей, находящихся в смертельной опасности. И в списке Праведников, вместе с именем Шиндлера, есть имя Киселёва. В 1942 году он несколько месяцев вел за линию фронта по белорусским лесам сотни евреев – стариков, женщин и детей. Десятки тысяч их родственников и друзей погибли в то время в тех краях, и Киселёв спасал жизни чудом уцелевших. Вывести удалось не всех, 218 человек. Но сегодня больше 2200 потомков тех людей живет во всем мире и ежегодно собирается в Тель-Авиве, чтобы почтить память Николая Киселева. Я встречался с тремя участниками того похода. Они были тогда детьми, но помнят каждую минуту пути. На основе их воспоминаний и воспоминаний их родственников, также бывших в отряде, был написан замечательный сценарий Геннадия Островского».

Привожу слова еврея Виктора Дименштейна, одного из спасённых Киселёвым: «Шли мы ночью и по 30, и по 50 километров. Шли и поддерживали один другого, чтобы не упасть. Спали на ходу. Голодные и босые мы шли к Суражским воротам. Теряя близких. Кто погибал во время столкновений с немцами и их бандеровскими прихвостнями, а кого-то оставляли в лесу добровольно. Из-за ран некоторые не могли продолжать движение. А нести их было просто некому. Не было сил».

Другой еврей, спасённый Киселёвым, говорил: «Вот скажите, зачем ему было таскаться с евреями? Каждую ночь идти пешком 30-40 километров, а днём нас охранять? Если бы нас поймали, его расстреляли бы вместе с нами. Вот зачем ему это горе? Вот что я вам скажу: это был не человек, это был ангел. Если бы не он – никто бы из нас не остался в живых».

Каждый год 5 июня, в день последнего расстрела узников Долгиновского гетто, выжившие, спасённые Николаем Киселёвым люди, их дети, внуки, правнуки собираются в Тель-Авиве. Теперь их 2200 человек. В этот день они вспоминают русского солдата, которому все они обязаны жизнью. Все – даже те, кто никогда его не видел, ведь если бы не Киселёв, – никто бы из них даже не родился бы. Подлинно рыцарский подвиг политрука Киселёва они сравнивают с библейским Моисеем: как тот некогда вывел народ Израилев из египетского плена, так и Киселёв вывел в 1942 году евреев с территории Белоруссии, оккупированной гитлеровской нечистью и их приспешниками. Это был беспримерный, не имеющий аналогов в мировой истории военно-гражданский рейд.

Леонид Верещагин, генеральный продюсер: «Мы с Антоном Златопольским начали разрабатывать эту историю в 2018 году. Параллельно этим же занимался Тимур Вайнштейн. В дальнейшем мы решили объединить усилия, пригласили Сергея Урсуляка в качестве режиссёра и заказали сценарий Геннадию Островскому. Получилась удивительная и очень человечная история о жертвенном подвиге русского солдата, которая, как мы надеемся, отзовётся в сердцах зрителей и откроет ещё одну неизвестную широкой публике страницу Великой Отечественной войны».

Антон Златопольский, генеральный продюсер: «Фильм Якова Каллера «Список Киселева» 2008 г. был впервые показан на телеканале «Культура», и с того момента мы не отпускали эту историю. И так счастливо сложилось, что у нас появились блестящий сценарий, замечательная команда и великолепный режиссёр. Сценарий Геннадия Островского как будто создан для режиссуры Сергея Урсуляка. Он наш давний друг и партнёр, выдающийся кинорежиссёр, чьи работы не нуждаются в напоминании, их знают все. Невероятно чуткий и пронзительно честный мастер, Урсуляк как никто другой умеет бережно и достоверно рассказать самую драматичную историю и попасть в самое сердце. С.В. Урсуляк, сам замечательный артист, знает эту кухню изнутри и очень точно работает с артистами ещё до съемочного процесса: на репетициях вместе с ними читает текст, особо важные сцены проходит отдельно. В этом секрет. Очень важно, чтобы артисты, приходя на площадку, не знакомились друг с другом, чтобы у них была возможность заранее пообтереться, понять друг друга. Тогда и рождается настоящая жизнь в кадре».

Сергей Урсуляк, режиссёр: «»Праведник» не просто рассказ о Холокосте, не просто рассказ о войне. В нём есть пронзительная нота соединения времен и общности поколений. Автор сценария картины Геннадий Островский – замечательный драматург, соединяющий лирику с юмором. Мы стремились, чтобы в нашей ленте нашлось место не только страшному, больному и мучительному, но и юмору, лирике, улыбке. Надеюсь, что при всех сложностях и драмах, о которых мы повествуем, у нас получилась светлая картина. Это фильм не про праведника, а про человека, который делает то, что должен. В случае с Сашей Яценко я не гнался за внешним сходством, просто мне в картине нужен был некий камертон правды, потому что Гена Островский написал все-таки во многом фантазийный и поэтичный сценарий. И мне нужна была какая-то мера правды, которую для меня всегда олицетворяет Саша. Он очень правдивый артист. Преображение Киселёва происходит во многом благодаря Ане, которую сыграла отличная актриса Люба Константинова. У её героини тоже есть реальный прототип: эта девушка потом вышла за Киселёва замуж. Но никакой любовной линии в обычном понимании у нас в фильме нет. Есть зарождение чувства, и так даже интереснее. Романтика досталась другим персонажам, а у Киселёва с Любой нет времени для пожара страстей, их чувство сдержанное, спрятанное, почти тайное, но не менее сильное».

Александр Яценко, исполнитель роли Николая Киселёва: «До того, как Сергей Урсуляк передал мне сценарий «Праведника», я не знал историю Киселёва, ничего о нём не слышал. Прочитал сценарий, полез в сеть, нашел документальный фильм о Киселёве, посмотрел, стал искать другие материалы о нём, некоторые мне присылали. Вообще, я не мог думать, что Урсуляк мне предложит такую роль. Это стало для меня неожиданностью, и ответственность я почувствовал очень большую.

Мой герой – человек, который должен здесь и сейчас решить поставленную перед ним задачу. Это труднейшая задача, и поначалу она кажется ему невыполнимой. Киселёв ведь в мирной жизни был бухгалтером, значит, у него рациональный склад ума. Он умеет считать, умеет просчитывать варианты. Все говорило о том, что ничего не получится, что он не сумеет спасти людей, которых ему доверили. Но отказаться он не мог. Во-первых, потому что идёт война, и это приказ, его надо выполнять. Во-вторых, Киселев был человеком неравнодушным и понимал, в какой опасности оказались эти люди.

У Киселёва не было какого-то особого отношения к евреям, они для него такие же советские люди, как он сам, как и все остальные. И в то же время их мир для него – особый, не до конца понятный. Их религиозность, их приверженность ритуалам, их жизненный уклад – всё это для него поначалу очень непривычно. И трудный путь длиной полторы тысячи километров, который преодолел отряд Киселёва, – это ещё и его собственный путь. Путь к пониманию этих людей, в которых он постепенно обнаруживает надёжность и самоотверженность, а ещё – путь к самому себе, ведь он за это время переосмыслил свою жизнь, на многие вещи стал смотреть другими глазами».

Сергей Маковецкий, исполнитель роли Рувима Янкеля: «Это потрясающая история! И, скажу честно, я о ней не знал. Прочитав сценарий, я подумал, что Геннадий Островский это все сочинил. А когда я понял, что это было в реальности… Фантастика! 218 человек, 1500 километров, и немцы с украинскими нацистами, которые идут по пятам. Просто удивительная история! И столько ярких эпизодов этого похода нашли отражение в сценарии. Читая его, я не плакал навзрыд, но дрожь пробегала, сердце сжималось. Я ни на миг не сомневался, что буду принимать участие, и с радостью согласился. Когда Сергей Владимирович мне позвонил, он так смешно сказал: «Серёжа, ты играл у меня еврея. Ты был у меня хромым. Ты был у меня немытым и нечёсаным. Есть возможность соединить три в одном!» Герой мой – не то чтобы жизнерадостный клоун… Нет, он же не дурак. Но он такой человек: безнадёга – а он улыбается, безнадёга – а он шутит».

Евгений Ткачук, исполнитель роли «Ферзя»: «Мой герой Ферзь – фартовый человек, который умеет играючи преодолевать сложные обстоятельства. С малых лет он привык выживать – беспризорником на улице, в застенках, – и во время войны эти навыки очень ему пригодились. Выживание – главный его жизненный принцип. У него всё для себя и под себя, ни о каком подвиге нет речи. Приказ как таковой для него тоже не имеет значения. Он несколько раз не выполняет приказы, а делает так, как считает нужным. И выигрывает, что интересно. Но когда Ферзь влюбляется в Тову, глубокое чувство даёт ему понимание уже другого уровня ответственности: не только «я», но близкий, любимый человек, который важнее тебя. То, ради чего стоит жить и радоваться жизни, находить минуты счастья даже в самых сложных ситуациях. Умудряться хранить это чувство в кромешном аду. И мой персонаж проходит процесс очищения через тяготы и через чувство. Для него война становится чистилищем души».

TovaFerz

Евгений Ткачук и Мария Золотухина ( «Ферзь» и Това Липницкая)

Марк Эйдельштейн, исполнитель роли Моше Таля в юности: «История в меня попала, ведь моя фамилия – Эйдельштейн, и я имею отношение к еврейскому народу. Бабушка и дедушка по папиной линии много рассказывали мне про свой народ, про родственников в Израиле. Так что эта тема была для меня важна ещё до проекта, хотя я с ней, живя здесь, в России, никогда напрямую не соприкасался.

Перед знакомством с Сергеем Владимировичем Урсуляком я погуглил про эту историю, так как ничего про неё не знал. И кто такой С.В. Урсуляк, тоже не знал! Я ни одного его фильма не смотрел (и, если честно, так и не посмотрел, потому что он мне запретил смотреть его кино, а я его слушаюсь). Когда мы встретились, я ждал, что он даст мне текст, чтобы я почитал, но Сергей Владимирович предложил просто поговорить. Он спрашивал об учебе, оказалось, что он знает моего мастера, Марину Станиславовну Брусникину… И после этой беседы мы попрощались. И я так обломался, так расстроился, подумал – всё. А он мне так понравился! Мне так хотелось просто ещё о чём-то с ним поболтать… Но дня через четыре мне прислали сценарий. Я его прочитал и был поражен масштабом истории. Это настоящий эпос, полотно, в котором Моше Таль не просто один из героев, а центральный персонаж. После чего состоялась новая встреча с Сергеем Владимировичем, и мы уже начали подробно обсуждать, читать. Потом пришёл Саша Яценко, мы читали вместе. Меня так и не попросили что-то сыграть, а утвердили по тому, как я читаю, как я общаюсь. Это было очень здорово!

JewBoyМой герой – собирательный образ. Исходная точка: Моше вместе со своей большой семьей – родителями, братьями и сестрами – живёт в гетто. Он хулиган, бегая по округе, крадёт продукты. Когда у родителей встаёт выбор, кого из детей спасти от неминуемой смерти, выкупив за ценности и украшения (а им хватает только на двоих), они выбирают Моше и его младшую сестру Мириам. И это главное событие для моего героя – когда он осознаёт, что у него ничего не осталось, кроме сестры и фамильной реликвии, астролябии, которая связывает его с многолетней историей его рода. Отныне движущая сила Моше – защитить то, что осталось от его семьи. Ему приходится быстро повзрослеть, совершая серьёзные поступки и принимая суровые решения».

Довале Гликман, исполнитель роли Моше Таля в зрелом возрасте: «Раньше я не слышал об этих событиях, но они увлекли меня с первой минуты, как я открыл сценарий. Он меня очень тронул: множественность точек зрения, как в жизни, герой с сожалениями, герой, настаивающий на своем… Это рассказ об удивительной странице еврейской и мировой истории, а ведь прошлое так важно знать. Не копаться в прошлом, а знать его. Мне очень-очень нравится моя роль, потому что мой персонаж меняется по ходу истории. Довелось сыграть много эмоциональных сцен разного градуса, например, когда приходится скрывать эмоции, и ты остаёшься без воздуха».

Любовь Константинова, исполнительница роли переводчицы Анны: «Как я могла не согласиться на эту роль? Я была счастлива, что мне ее предложили! Мы не были знакомы с С.В. Урсуляком, впервые увиделись, когда я приехала к нему на пробы. Помню, у него в кабинете висела огромная доска с фотографиями, на которой был Саша Яценко, кто-то еще из актёров и множество актёров-евреев. Мы с Сергеем Владимировичем сели, поговорили очень тепло о жизни, об искусстве. Он рассказал мне про сценарий, про историю. Предупредил, что будет мало слов. А я в тот момент жаждала сняться в кино, в роли, где будет немного слов и много смыслов. Реплики на идише меня тоже сильно заинтересовали. Отличница по жизни, я обожаю учить новые языки. И это плюсом к самой возможности поработать с С.В. Урсуляком. Для меня это всё было какой-то фантастикой! Я до самого последнего момента, до начала съёмок, думала: «Это неправда, этого не может быть!». Моя героиня – Анна, она была связной в отряде Киселёва и одновременно переводчицей, можно сказать, некой связующей нитью между ним и евреями, потому что он не знал идиш, а большая часть евреев не говорила на русском. И при этом он вёл их по лесам столько времени! Один этот факт – уже кино! В рамках подготовки к роли я по «зуму» учила идиш с преподавателем. Он был такой колоритный, прямо старец, мудрец, как из фильмов! И он говорил, что в идише главное не то, как ты произносишь звуки, главное – смыслы. Удивительный язык, свои реплики на нём я до сих пор помню наизусть, спустя столько времени!».

GirlCarFire

Мария Золотухина (внучка Валерия Золотухина, это её дебют), исполнительница роли Товы Липницкой: «Я играю Тову, персонажа, важного для художественной ткани идеи, заключающейся в противоположении жизни и любви кошмару насилия и жестокости. Свадьба молодой иудейки и бойца Красной армии, людей разных миров, стала возможной в невозможных обстоятельствах. И даже если в действительности такого не было, я верю: так могло произойти в схожих условиях. Любовь есть, она спасает и попирает зло».

JewsWoman

В «Праведнике» очень много эпизодических, но ярких и точных образов, каждый из которых важен в этой истории. Ведь это фильм о спасении человеческих жизней, все они важны и ценны, именно это – сверхзадача Сергея Урсуляка, которую он успешно решил.

Некоторые реальные эпизоды фильма «Праведник». Один из самых пронзительных связан с двухлетней плачущей Бертой Кремер. Родители как могли старались успокоить малышку, но это не всегда удавалось. Все понимали, что плач ребёнка в лесу может погубить отряд. Однажды, когда предстояло перейти очень опасный участок, они пошли топить Берту. Отец и мать стояли на берегу речки и никто не мог этого сделать. Подошёл Киселёв. Он взял девочку на руки и начал шептать ей какие-то слова. Берта, успокоилась и, вытирая слезы, прошептала: «Я хочу жить». Николай не знал идиш, но разве это можно было не понять? Он нёс её на руках десятки километров. Каждый раз, когда предстоял опасный переход, он брал девочку на руки, и постоянно плакавшая маленькая Берта успокаивалась и молчала. Девочка выжила. Сегодня Берта Кремер живёт в Нью-Йорке. У неё две дочери и пять внуков. Не проходит и дня, чтобы она не вспоминала своего спасителя.

Реальна и история женщины, которая не смогла идти далее со всеми и её оставили в лесу под деревом. Точно также произошло с бабушкой Шимона Хевлина (тот, который приходил в музей в Белоруссии). Её спас партизан Геннадий Сафонов, также удостоенный звания Праведника народов мира.

Добавлю, что Н.Я. Киселёв не забыт и на родине: в башкирском городе Благовещенске в парке, носящем его имя, близ средней образовательной школы № 5, открыт памятник герою; в белорусской деревне Долгиново его именем названа улица; в Москве – в начале сквера возле дома № 7, находящегося на Новом Арбате, – заложен мемориальный камень.

KisKamen1

Вечная память герою! Спасибо потомкам, помнящих о нём, о его подвиге!

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архивы