«ДАКАР-2022» – «КАМАЗ-МАСТЕР», «НИВА» и… ГИПС

15 января 2022

Dakar22KamazWins

Второй год подряд знаменитый ралли-марафон «Дакар» проводится на Ближнем Востоке – в Саудовской Аравии. На этот раз с 1 по 14 января 2022 года. Спортивный директор мероприятия Давид Кастера обещал маршрут с ещё большим количеством навигационных ловушек и другими препятствиями, что почти 70% трассы будет пролегать по каменистым и жестким почвам и лишь 30% – по песку. Француз не обманул: многие гонщики заблудились в дюнах аравийской пустыни, что у некоторых вызвало излишнюю нервозность.

Dakar22-3

В жуткой пыли, среди камней и огромных песчаных гор-дюн участники этап за этапом продвигались вперед. Нынешний «Дакар» всерьез претендует на звание и скандального, и самого неоднозначного выпуска этого ралли. С самого начала стало понятно, что конкурентов у российской команды «КАМАЗ-мастер» (или, как её ещё называют «Синяя Армада») особо не будет: самого опасного соперника последних лет – белорусскую команду «МАЗ-СПОРТавто» – просто под надуманным предлогом сняли с маршрута из-за санкций. Хотя месяц назад заявку на участие приняли и даже выдали номера. А флагман нидерландской команды «Де Рой» и чемпион 2007-го Ханс Стейси не приехал из-за проблем со здоровьем (подозревали коронавирус).

А потом началась «пляска» с разнообразными штрафами, выписываемых участникам судьями, но затем отдельные решения внезапно отменялись, однако сумма издержек всё же достигла нескольких десятков тысяч евро! Ну, а завершилось все это невиданным героизмом спортсменов, а точнее, спортсменок, причём, российских.

Итак команда «КАМАЗ-мастер» второй раз с 2011 года завоевала абсолютную победу на «Дакар-2022», заняв первые четыре места в общем зачёте в классе грузовиков. Лучшая в мире команда раллийных грузовиков заполнила весь пьедестал «Дакар-2022». Доминировавший с самого начала маршрута «КАМАЗ-мастер», выйдя на рекордные показатели, никого не подпустил к подиуму. Взято 12 побед на 12 спецучастках!

Dakar22Kamaz1

14 января соревнования завершились, и по их итогам первым стал экипаж Дмитрия Сотникова (у него уже второй подряд чемпионский титул), второе место занял Эдуард Николаев, третье – Антон Шибалов, на четвёртом – экипаж Андрея Каргинова.

BeduinCamel2

Dakar3GoldBed

Это ещё одна выдающаяся победа российской команды из города Набережные Челны, что в Татарии: «КАМАЗ-мастер» победил в 19-й раз на самой известной в мире гонке в суперсложных условиях. Есть 19-й «Золотой бедуин»! (на моём фото вверху – три «Золотых бедуина», завоёванных в 2011 году; тогда победителей чествовали в Олимпийском комитете России).

Ближайший соперник команды «КАМАЗ-мастер» на «Дакаре-2022» отстал на три часа, – такого большего доминирования на ралли ещё не бывало!

Говорит руководитель команды победителей, неоднократный триумфатор «Дакара» Владимир Чагин: «КАМАЗ-мастеру» удалось доказать превосходство российской техники на бездорожье. Четыре первых места в грузовом зачёте – наши. Мы очень рады, что два совершенно новых грузовика семейства К5 марки КАМАЗ достойно показали себя в этом экстремальном соревновании и надёжно довезли победу до финиша «Дакара-2022» в Джидде».

Без белорусской команды против грузовиков из Набережных Челнов оставался только победитель двух этапов прошлого «Дакара» Мартин Мацик с мощным «Ивеко», но без заводской поддержки, вечный околофаворит Алеш Лопрайс на верной «Праге» да пробующий вновь самую тяжеловесную категорию Игнасио Касале на «Татре». В общем-то расклад вырисовывался однозначный: у лучших пилотов вряд ли найдётся технический бэкграунд для победы над лучшей командой в классе, а у более-менее сравнимой по уровню организации не оказалось по-настоящему сильного гонщика.

Dakar22-2

С другой стороны, нельзя сказать, будто «КАМАЗ» не готовился к «Дакару» максимально серьёзно: совсем нет – «Синяя Армада» привезла в Саудовскую Аравию сразу два новейших грузовика К5 для действующего чемпиона Сотникова и пятикратного чемпиона Эдуарда Николаева. И прототип действительно поразил: выиграл 8 из 12 спецучастков, привёз старым авто больше часа и фактически предоставил возможность Сотникову и Николаеву активно гоняться за победу: между ними до самого последнего отрезка было всего 8 минут, а на финише в итоге – 10 минут. Это точно успех – и спортивный, и маркетинговый.

Перед последним этапом претендентов на «Золотого бедуина» разделяло всего восемь минут, однако в команде не раз подчеркивали, что в коллективе ценят именно общий успех «КАМАЗ-мастер». Николаев в предпоследний день «Дакара» помог Сотникову выбраться из дюн, вполне вероятно, пожертвовав собственной победой.

Никто из соперников не смог опередить хотя бы один грузовик «КАМАЗа» – россияне в этой гонке ехали словно в своей собственной лиге и выиграли все этапы марафона. В последний момент вызов россиянам попробовали бросить два экипажа из Чехии, но отобрать хотя бы локальную победу не сумели.

Второе место на этапе у чешского экипажа Мартина Мацика. Третьим было трио под управлением Игнасио Касале.

Итак, итоги в зачёте грузовиков (все – «КАМАЗ-мастер»): 1. № 500 – Дмитрий Сотников / Руслан Ахмадеев / Ильгиз Ахметзянов; 2. № 505 – Эдуард Николаев / Евгений Яковлев / Владимир Рыбаков; 3. № 501 – Антон Шибалов / Дмитрий Никитин / Иван Татаринов; 4. № 509 — Андрей Каргинов / Андрей Мокеев / Иван Малков.

СотниковДмитр1Президент России Владимир Путин в своей телеграмме обратился к Сотникову, его коллегам – к штурману экипажа Руслану Ахмадееву и механику Ильгизу Ахметзянову: «Уважаемые Дмитрий Сергеевич, Руслан Халилович и Ильгиз Рамилевич! От всей души поздравляю вас с триумфальной победой на ралли «Дакар- 2022» в классе грузовиков. Отрадно, что наши замечательные гонщики, выступая на новой технике, смогли отлично подготовиться, рассчитать свои силы и проявить незаурядные спортивные качества. Конечно, особые слова благодарности – наставникам и всем, кто помогает команде «КАМААЗ-мастер» добиваться такого успеха. Во многом благодаря вам на нынешнем «Дакаре» весь пьедестал почёта заняли российские экипажи. Желаю вам здоровья и всего наилучшего!».

Нассер4ПобедаНемного об успехах других спортсменов. Катарский мастер Нассер Аль-Аттия в компании ассистента Матье Бомеля стал победителем в зачёте автомобилей-внедорожников. Это его четвёртый триумф в «Дакаре». До этого он был первым на «Дакаре» в 2011, 2015 и 2019 годах. И теперь он сравнялся по количеству побед с Ари Ватаненом. Экипаж Себастьена Лёба и Фабиана Лурквина забрал себе серебро, а третий приз достался дуэту Язида Аль-Раджи и Майкла Орра.

В классе Т3 (доработанные мотовездеходы) победу взял Франсиско Лопес Контрадо, победив Себастьяна Эрикссона и Кристину Гутьеррес Эрреро. Однако главным героем этого класса стал молодой Сет Кинтеро, который в прошлом году поразил всех в своём дебюте. На этот раз ему удалось немыслимое: американец одержал 11 побед на спецучастках из 12 возможных. Есть новый рекорд! Технические проблемы на втором этапе сразу же выбили Кинтеро из борьбы за победу в общем зачете, но 19-летний Сет уже вписал свое имя в историю. Пилот MSK Rally Team Павел Лебедев и Кирилл Шубин показали отличный результат, закончив «Дакар-2022» на пятой строчке.

МарияОпарина

А российская гонщица Мария Опарина завершила марафон на 31-м месте, но подчеркнула, что проехала 7000 километров – почти 90% дистанции со сломанной рукой. «Специально не рассказала об этом раньше, – говорит Мария. – Не хотела некой жалости, сочувствия, а ещё очень переживала, как отнесутся к этой новости мои родные и пилот Анвар Эргашев, за которого я еду этот Dakar (напомню, Анвар на втором этапе марафона сломал руку в двух местах). Это случилось ещё 3 января, мы ехали в сумерках, а здесь, в Саудовской Аравии, сумерки очень коварные, они искажают реальность. Мы въехали в дюны, передо мной оказалась маленькая дюнка (как мне показалось), и я на всей скорости в неё уткнулась. Хотела преодолеть её по диагонали, руль был выкручен. В этот момент услышала хруст».

Девушке-блондинке загипсовали руку и, как она сама говорит, рулить ей это не мешало. Доктора периодически подрезали гипс, чтобы было чуть удобнее держать руль, и подбадривали, что раз рука не болит, – можно ехать. Штурман Андрей Рудницкий отнесся к ситуации максимально ответственно – помогал пилоту пристегиваться, включать переговорное устройство и прищелкивать защиту шеи к шлему. В общем, трудно подобрать слова, чтобы выразить восхищение, с которым встретили болельщики «Team Maria Oparina» её пост в соцсетях с этой информацией. Ничего, кроме безграничного уважения, тут быть не может.

Весь марафон мотогонщики покидали бивуак первыми, по сути, ещё затемно, то тут ключевой интригой гонки стал как раз спор за победу именно на заключительном спецучастке. Штрафы у парней и девчат были в основном за превышение скорости – ремни им пристегивать не нужно, а другие нормы и правила гонки они как бы не нарушали.

Dakar22car1a

Сэм Сандерленд добился превосходства над Пабло Кинтанильей, оторвавшись от него на целых три с половиной минуты, а обладатель бронзы Маттиас Уолкнер отстал от чемпиона почти на семь минут.

СэмСандерленд

Кстати, без милых романтических ноток в этой суровой мотоциклетной братии не обошлось – на финишном подиуме, когда чествовали тех, кто сумел преодолеть всю дистанцию, испанке Саре Гарсия… сделали предложение выйти замуж. Она довольно быстро совладала с эмоциями и вроде бы ответила согласием. А как тут иначе?! Сара Гарсия не смогла отказать своему избраннику – не каждый день девушку зовут замуж прямо на гонках.

СараГарсиаЗамуж

На четырёхколесной мотоциклетной технике вопрос о победителе марафона, по сути, был решён. Французу Александру Жиру, выступающему в «Дакаре» с 2017 года, оставалось лишь без риска для техники и своего здоровья довести машину до финиша, что он и выполнил. А вот поляк Камил Вишневски и аргентинец Франсиско Морено, надо полагать, нервничали. В бескомпромиссной сражении Камил отдал второе место аргентинскому коллеге, но бронзового бедуина всё-таки завоевал.АлександрЖиру

Главным разочарованием для россиян в этом классе, конечно же, стал сход Александра Максимова на восьмом этапе. Для своих поклонников марийский спортсмен, безусловно, остаётся настоящим мастером, который ещё, надеемся, обязательно покорит «Дакар».

Не могу не сказать о том, что спустя 35 лет в категории Classic знаменитого ралли-марафона «Дакар-2022» участвовал в гонке и финишировал легендарный внедорожник Lada Niva 1984 года выпуска из команды NIVA Red Legend Team. Пилот команды Марио Якобер нашёл и приобрёл эту машинку в Новосибирске (Россия), находясь в гостях у родственников своей жены (о, Боже, и здесь ищите женщину!). Там же автомобиль был перестроен в ралли-рейдовый. Основные изменения коснулись кузова, интерьера, системы охлаждения двигателя, но при этом сам двигатель, трансмиссия, подвеска и тормозная система автомобиля остались стандартными. Весь путь экипаж проделал под стартовым номером «763» – такой же код является автомобильным индексом Самарской области, места происхождения славной «Нивы».

DakarNiva2

И пилот Марио Якобер, и штурман экипажа Сладан Мильич высоко оценили надёжность автомобиля. Пески, камни и убойное бездорожье в условиях испепеляющей жары и проливных дождей были не страшны этой «Ниве». За время прохождения маршрута экипаж ни разу не столкнулся с серьёзными поломками на дистанции.

«Мы проделали огромный путь: от принятия решения об участии в ралли Dakar-2022 зимой прошлого года до нашего триумфального финиша в самом марафоне! Нашему экипажу удалось воплотить в жизнь нашу мечту и пройти испытание до конца. Ведь главное в «Дакаре» даже не выиграть и не занять подиум, а именно добраться до финиша. И во многом мы обязаны нашей Lada Niva. Мы благодарны за поддержку всем нашим партнёрам и, конечно, нашим семьям», – поделился впечатлениями пилот NIVA Red Legend Team Марио Якобер.

MorNikolyaVAZА президент компании АвтоВАЗ Николя Мор так прокомментировал сие знаменательное событие: «Это была по-настоящему захватывающая и волнительная гонка. Узкие каньоны, песчаные дюны, острые камни успели пощекотать нервы болельщикам и доставить немало хлопот команде. Мои аплодисменты профессионализму пилотов NIVA Red Legend Team и, конечно, нашему уникальному внедорожнику. Спасибо за красивую гонку, спасибо за впечатляющий финиш. Искренне надеюсь, что в следующих сезонах «Дакар» мы увидим ещё больше участников, выступающих на культовой NIVA Legend, а однажды, возможно, и заводскую команду LADA Sport. Следите за нашими новостями».

По материалам открытых источников

При подготовке обзора использованы материалы канала @crosscountryrally
Фото пресс-служб ралли «Дакар-2022», команды «КАМАЗ-мастер» и команд-участниц; ASO.FR, AFP и других.

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы