РУССКАЯ ШАНЕЛЬ ТАТЬЯНА СМИРНОВА

17 февраля 2021

SmirnovaT1aa

SmirnvaBook1В Московском доме книги на Новом Арбате состоялась презентация книги Маргариты Каминской «Русская Шанель. Семь секретов счастья Татьяны Смирновой», посвящённая известному художнику-модельеру, дизайнеру одежды, непревзойдённому мастеру, работающего в технике лоскутного шитья – «patchwork». Эта книга вышла к 90-летнему юбилею этой очаровательной, хрупкой женщины, отмечавшегося ровно месяц назад – 17 января.

Coco Chanel, French top designer. Paris, 1937. LIP

Именно так: «Русская Шанель» с уважением и признанием называют на Западе Татьяну Смирнову. Ибо в её творениях – броская красота и наивная нежность, которые так нужны холодному миру машин, бетонно-стеклянных стен и бездушных форм. Свои костюмы, головные уборы, сумки она создаёт из лоскутков, мастерски сочетая различные техники и фактуры. Это – яркие, сочные по колориту, изысканные по фактуре костюмы и аксессуары. В них, как и в самой этой уникальной художнице, с достоинством держащейся со всеми – будь то министр или несмышлёныш-девчонка, – есть ирония и серьёзность, озорство выдумки и безупречность стиля.

Татьяна Игоревна Смирнова – великолепный мастер малых форм, родоначальник текстильной бижутерии в лоскутной технике. Текстильные украшения – неотъемлемая часть её авторского костюма. Порой ей удаётся достичь изменения женского облика всего одним-двумя аксессуарами или украшениями. И головные уборы, и украшения, и сумочки, исполненные в лоскутной технике, создают образ красавицы-славянки, о котором слагали свои восторженные стихи поэты XIX века.

SmirnGirlKissSmirnGirlSm2Автор удивительного красочного исследования член Союза журналистов России, член Союза театральных деятелей России, драматург Маргарита Каминская в своей книге рассказала о жизни и творчестве Татьяны Смирновой – ярком представителе старинной династии Тихомировых-Михалёвых, чья родословная прослеживается с XVII века. Она, как и её родные, унаследовала титул «Почётный потомственный гражданин города Москвы».

Но жизнь её с самого детства не была устлана розами, ей пришлось испытать и горе, и нужду. Какую силу духа нужно было иметь, чтобы ей, одиннадцатилетней девочке, выдержать испытания, выпавшие на её долю в годы Великой Отечественной войны. Вместе с тремя братьями и четырёхмесячной сестричкой, потерявшие самое дорогое, что есть у человека, – мать, они были эвакуированы в один из городов Средней Азии, никому не нужные, всеми заброшенные. Отец сражался на фронте и не догадывался о бедственном положении своих детей, не знал также он и о том, что его горячо любимая жена ушла из жизни. Получив известие о постигшей семью беде, он с трудом получил краткий отпуск, чтобы забрать детей, и отвезти их на родину, где до окончания войны смог пристроить их в семьи своих родственников.

SmirnGirlMDK-S5SmirnGirlMDK-S6Татьяна Смирнова не раз сталкивалась с предательством… Не раз ей приходилось справляться с ним, не изменяя себе и не теряя собственного достоинства. Ничто не смогло сломить дух и силу воли этой русской женщины. Она всегда оставалась доброжелательной, спокойной. Не помнящей зла.

Автор книги, вышедшей, к сожалению, небольшим тиражом – всего в 1000 экземпляров, Маргарита Каминская провела огромную исследовательскую работу, проникла в тайные уголки непростой жизни художника. В книге приведено генеалогическое древо Татьяны Смирновой. Оно впечатляет: в её роду по линии матери были известные московские купцы, нередко становившиеся крупными меценатами. Даже одна из московских улиц – Ленивка, названа в честь её прапрадеда Андрея Николаевича Ленивова, купца первой гильдии, потомственного Почётного гражданина Москвы. Имя А.Н. Ленивова можно и сегодня найти на мемориальной доске, установленной на фасаде хирургической клиники имени Н.И. Пирогова, в числе благотворителей на средства которых, она и строилась. Кстати, в роду Татьяны Смирновой пять потомственных Почётных граждан Москвы, и о каждом из них рассказано в книге. Это звание передавалось по наследству и дошло до самой Татьяны Игоревны. Известные предки передали свои гены ей, русской Шанели. Они питали её творчество. По линии отца в роду Татьяны Смирновой были также художники, архитекторы.

В 1953 году Татьяна, окончив Московский институт лёгкой промышленности, пришла трудиться на швейный завод начальником экспериментального цеха, в специальное художественное конструкторское бюро, а в 1976 году стала работать как свободный художник по авторскому костюму. Со временем на Старом Арбате открыла свою галерею, где ежемесячно устраивает показы своих новых коллекций, пропагандируя культуру современной одежды. Как Коко Шанель, Татьяна гордится тем, что её модели «выходят на улицу». Кстати, Татьяна Игоревна лично встречалась с великой Коко Шанель на Международном показе мод в Москве в 1968 году, и выражение Шанель «Мода приходит и уходит, а стиль остаётся» стало девизом русского дизайнера.

SmirnGirlMDK+3

SmirnKaminskGrup

SmirnGirlMDK-S2SmirnGirlMDK-S7Костюмы, созданные Татьяной Смирновой, существуют вне моды. Это поистине художественные произведения, только вместо красок она использует фрагменты разных тканей, работая в технике пэчворк, создавая яркие полотна из кусочков разного цвета и разной фактуры.

Филигранное мастерство, оптимистическое, по-детски радостное мировосприятие и яркая артистическая фантазия – вот главные составляющие творческого успеха Татьяны Смирновой.

Её искусство фольклорно, ведь лоскутная техника по определению не может не быть фольклорной. Однако творчество Татьяна Смирновой нельзя целиком отнести к русской народной традиции. Никем не познанные законы художественного поиска, опираясь на фантазию и подсознательные ассоциации, порой побуждают Татьяну Смирнову к воссозданию африканских или, к примеру, испанских мотивов.

Композиции модельера подобны музыкальным аранжировкам: она – подлинный мастер виртуозной разработки темы «наивного» народного творчества. В этом кутюрье Смирнова близка Игорю Стравинскому, Николаю Рериху, Льву Баксту, которые дали миру искусства «Петрушку», «Весну священную» и «Жар-птицу». При конструировании стилизованного исторического костюма Татьяна Смирнова по-своему передает дух времени. Ведь мода – одна из главных составляющих эпохи. Так шапка Мономаха придаст вам царственный вид, а шляпка «Сара Бернар» мгновенно перенесёт вас в Париж начала ХХ века.

Коллекции дизайнера, среди которых такие, как «Павлин», «Цветы весны», «Вечерний визит», «Драповый пэчворк» и другие, отмечены дипломами и призами многочисленных выставок, в том числе и её персональных, которые проходили в лучших выставочных залах и музеях Советского Союза, России, за рубежом: в Париже, Женеве, Вене, Брюсселе, Нью-Йорке и т.д. Её работы хранятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), а также в частных коллекциях в России, Франции, Дании, США, Марокко.

Свои творческие поиски и их результаты Татьяна Смирнова посвятила преображению женщины, превращению её в поэтический, волнующий цветок. Модельер считает: «Все женщины прекрасны, только не все знают об этом. Нужно помочь им понять себя, взглянуть на себя со стороны, для этого женщину следует красиво одеть и подвести к зеркалу». И этому благородному принципу она следует всю свою долгую прекрасную творческую жизнь.

Т.И. Смирнова – выдающийся профессионал, великий мастер, вот уже более шести десятилетий создающий истинные шедевры, член Союза дизайнеров Москвы, Союза художников России, заслуженный художник РФ. Татьяна Игоревна, многие годы успешно работающая в своём фирменном стиле – лоскутной технике, – входит в клуб «Миллинери» – творческое объединение дизайнеров головных уборов, аксессуаров и авторского костюма класса «люкс».

SmirnvaFamily3Талант и мастерство Татьяны Смирновой унаследовали её дочь Елена Смирнова и внучка Екатерина Хандрикова (на фото слева). Не так давно, пару лет назад, в Московском государственном музее-заповеднике «Царицыно» проходила очередная выставка «Мода как праздник: лоскутная живопись Татьяны Смирновой». В коллекцию вошли около 300 разнообразных красочных работ, выполненных как самой Татьяной Игоревной, так и её дочерью и внучкой. Так что династия мастериц, успешно работающих в технике лоскутного шитья – «patchwork», продолжается.

На вопрос: «Какая ваша любимая цитата о моде?», Татьяна Игоревна ответила так: «Моя и Армани: «С подиума – на улицу».

Очаровательная в своём прекрасном золотом, юбилейном возрасте замечательный художник Татьяна Смирнова не только подводит своеобразный итог своих поисков, побед, достижений и творческих удач, но и строит новые планы, намечает новые горизонты. И, судя по её энергии, всё, что она наметила, – добьётся! Дальнейших Вам творческих успехов, Татьяна Игоревна!

В публикации использованы фотографии российских фотожурналистов Димы Бабушкина, Раиля Кадырова и других.

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Март 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архивы