ЧЕТЫРЕ ТАРАНА БОРИСА КОВЗАНА

12 февраля 2021

Kovzan1a

Как можно выжить в воздушном бою после совершённого тарана? А если таких таранов было четыре? За годы Второй мировой войны известен только один подобный случай и совершил его советский лётчик-истребитель Борис Ковзан. И этот беспримерный, бессмертный «рекорд» вряд ли когда-нибудь и кем-нибудь будет побит. Как считают лётчики, воздушный таран слишком опасный приём боя, поэтому он никогда не поощрялся командованием, однако, лётчиков, совершивших этот подвиг, всегда представляли к награде, – к сожалению, чаще всего посмертно. Повторю, что единственный человек в мире, который таранил противников четыре раза и выжил, – лётчик-истребитель военно-воздушных сил СССР Борис Иванович Ковзан.

Семья Ковзанов было совершенно обыкновенной – здесь никто и никогда даже не думал о героических подвигах. Отец будущего лётчика служил на почте, мать, правда, была донской казачкой, и, возможно, от неё сын Борис унаследовал беспокойный характер. Мальчик родился в городе Шахты, но в 1935-м семья переехала в Бобруйск, где любознательный мальчишка впервые поднялся в небо. Произошло это благодаря его первой детской победе.

Как известно, в 1930-е годы советское правительство большое внимание уделяло популяризации авиации. Вся страна знала имена челюскинцев, ребятишки грезили северными просторами и самолётами. Маленький Боря Ковзан с увлечением занимался авиамоделированием, запускал в небо самолёты из фанеры (помните: «Мы с тобой в молодые годы на фанерных машинах летали…») и мечтал когда-нибудь стать лётчиком. Однажды в городских соревнованиях его модель пролетела дальше всех, и он выиграл необыкновенный, прямо-таки волшебный приз – полёт над городом на настоящем самолёте. С той минуты Борис, что называется, «заболел небом». Он записался в аэроклуб, успешно окончил его и сумел поступить в Одесскую военно-авиационную школу. В 1940 году, завершив обучение и получив звание младшего лейтенанта, он был приписан к 162-му истребительному полку, базировавшемуся в Козельске. Юношеская мечта приобрела вполне реальные черты.

Но мирная жизнь молодого военного очень быстро закончилась. С началом Великой Отечественной войны он сразу же оказался не только на линии огня – первое задание оказалось для Бориса Ковзана тяжёлым психологическим испытанием. Он получил приказ провести разведку в районе его родного Бобруйска. Пролетая над улицами почти полностью уничтоженного фашистами города, лётчик чуть было не потерял самообладание, но сумел собраться и выполнил задание – обнаружил невдалеке немецкую танковую колонну.

Kovzan1Да, это было очень тяжело – не всем бойцам Красной армии в военные годы приходилось испытать такое – увидеть своими глазами, что сделали гитлеровцы с их родными местами. Борис Ковзан сумел пережить это и сражаться дальше. Три месяца спустя он совершил первый таран. Лётчик был готов к тому, что такой подвиг может стать для него первым и последним в его жизни. 29 октября 1941 года, во время битвы за Москву, Ковзан на своём истребителе ЯК-1, израсходовав все боеприпасы, не стал позорно бежать от немецкого «Мессершмитта-110» и решил погибнуть как герой – винтом Яка он обрубил хвост немецкой машине и та, потеряв управление, упала и разбилась. Советскому лётчику удивительным образом повезло (а может сказалась высокая профессиональная подготовка!) – Борису Ковзану удалось удержать свой самолёт в воздухе, он дотянул до ближайшей деревни и сел на поле. Оказалось, что винт после страшного удара только погнулся. Местные жители помогли его выправить, и лётчик благополучно вернулся на базу.

Не прошло и четырёх месяцев, как уже в конце февраля 1942 года Борис Ковзан совершает второй таран – всё на том же счастливом ЯК-1. Это произошло в небе над участком Валдай – Вышний Волочек. Ковзан «схлестнулся» с немецким «Юнкерсом-88». И снова советская машина оказалась крепче, хотя несколько секунд казалось, что оба самолёта вместе рухнут на землю – нос Яка буквально увяз в фюзеляже «Юнкерса», но затем чудесным образом высвободился. Посадка невдалеке от Торжка была жёсткой, но Борис Ковзан опять отделался легко. За этот подвиг он был награждён орденом Ленина.

После этого случая имя Ковзана стало легендой, – причём, по обе стороны фронта. Даже фашисты восхищались «невменяемым русским», который продолжал испытывать своё боевое счастье. В третий раз Борис направил свой МиГ-3 на вражеский «Мессер» в июле 1942 года над Великим Новгородом. Немецкая машина, получив удар в бок, упала на землю и взорвалась, а у нашего истребителя заглох двигатель. Только невероятное мастерство помогло лётчику выжить и в том бою. Высота была небольшой, и он сумел посадить самолёт.

KovzanGSSЧетвёртый таран произошёл в августе 1942 года. Пилотируя самолёт Ла-5, капитан Ковзан встретил в небе целую группу вражеских самолётов: несколько бомбардировщиков и прикрывающих их истребителей. Силы были явно неравными. Но храбрый лётчик не отступил, однако, в этом бою ему не повезло. Самолёт получил несколько повреждений, а сам Борис был ранен в глаз. Понимая, что шансов на победу у него нет, он направил свой самолёт прямо на немецкий бомбардировщик. От удара лётчика выбросило из кабины. Парашют, видимо, повреждённый в ходе боя, не раскрылся. Но и на этот раз судьба по-прежнему хранила мужественного воина. Под ним расстилались бескрайние болота, и он упал в относительно мягкую топь, но сломал при этом ногу и несколько ребер. Спасли героя партизаны. Они оказали ему первую помощь, а затем переправили через линию фронта.

Почти год Борис Ковзан пролежал в госпитале. Глаз спасти не удалось, но после выздоровления лётчик настойчиво рвался на фронт. Обычно с такими травмами летать не разрешали, но для живой легенды сделали исключение. И он снова бил ненавистного врага. В общей сложности Борис Ковзан совершил 360 боевых вылетов и уничтожил 28 самолётов противника (напомню, – четыре из них в ходе тарана). За мужество, проявленное в боях с фашистскими захватчиками,  Б.И. Ковзан был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. После войны он продолжил службу, закончил Военно-воздушную академию. В 1958 году в звании подполковника ушёл в запас, жил с семьей в Рязани, работал начальником аэроклуба – учил летать новое поколение лётчиков, среди которых, конечно же, появились и свои герои.

Kovzan3

Борис Ковзан с женой и матерью

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы