ЛАРИСА РУБАЛЬСКАЯ: «НАДО СЛУШАТЬ ЖИЗНЬ»

24 сентября 2020

Rubalskaya1jСегодня, 24 сентября 2020 года, известная советская/российская поэтесса Лариса Алексеевна Рубальская отмечает свой юбилейный день рождения. В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне ей тоже исполнилось 75 лет. Она является автором более 600 прекрасных песен, выпустила свыше полутора десятков книг стихотворений и книг на… кулинарные темы. Песни, вышедшие из-под пера этой очаровательной женщины, входят в репертуар практически всех российских эстрадных исполнителей. Несмотря на то, что её имя давно и прочно связано с шоу-бизнесом, на высокомерную светскую даму, коих немало в элитной музыкальной тусовке,  она похожа меньше всего. Но никто не пройдёт мимо неё, не проявив к ней глубокого уважения и не выразив ей своё почтение.

Моя первая встреча с Ларисой Рубальской состоялась лет 17 назад на каком-то литературно-поэтическом и музыкальном вечере. Так как я всегда ношу с собой небольшой, но достаточно приличный по своим техническим характеристикам фотоаппарат, я им и воспользовался, удачно (без хвастовства) сфотографировав поэтессу и её мужа Давида Розенблата (на фото внизу). Потом в редакции газеты, где я был главным редактором, наша профессиональная верстальщица и дизайнер от Бога Алёна Цуркан аккуратно убрала фон, как говорится, «почистила фотку», – в общем, всё вышло здорово. Позже я с оказией передал фото Ларисе Алексеевне, получив от неё большое спасибо. И это было очень приятно.

RubalDavLR03

Что интересно, эта история имела своё продолжение. В сентябре 2005 года мой приятель, возглавлявший одну из центральных московских газет, позвонив буквально за два дня до 24 сентября, сказал, что пока он меня не будет поздравлять с днём рождения (у меня он также 24 сентября), а вот поэтессу Рубальскую он в своей газете хотел бы поздравить. Чувствуя какой-то подвох, тихонечко так интересуюсь: «А я-то причём?». Всё оказалось просто – с нею надо было сделать интервью. На мои вопросы: «Как, когда, времени нет совершенно!» последовало неожиданное: «А ты, пожалуйста, позвони ей по телефону и так возьми у неё интервью, у тебя есть целые сутки». Я, конечно, отказался бы, но поговорить с Рубальской, к которой я и сейчас, спустя столько лет, отношусь с пиететом, такую возможность я не мог упустить. Не буду говорить, какие я слова нашёл, чтобы Лариса Алексеевна согласилась ответить на мои вопросы, это отдельная песня. Но интервью-таки состоялось и было опубликовано, – заняв чуть ли не две трети полосы формата А2 (мы называли его «правдинский формат»).

Сегодня я частично привожу это интервью с теми моими вопросами и ответами Рубальской. Однако, разумеется, с дополнениями, прошедшими за эти годы. Но, прежде всего, некоторые биографические данные героини моего повествования.

Лариса Алексеевна Рубальская родилась 24 сентября 1945 года в Москве (СССР) в семье Алексея (Айзика) Давидовича Рубальского (1920-1979 гг.) – уроженца местечка Вчерайше (укр. Вчорайше) Попельнянского района Житомирской области Украины (первое упоминание о нём относится к 1584 году, в 1941-1944 гг. оно находилось под немецкой оккупацией, и за это время еврейское население с 1000 сократилось до нескольких человек) и москвички Александры Яковлевны Рубальской (урождённой Лимон, 1924-2007 гг). Брат – Валерий Алексеевич Рубальский (1949-2008 гг.).

Айзик Рубальский – участник Великой Отечественной войны. В лихую годину гитлеровские варвары расстреляли его родителей, двух сестёр и многих родственников. Когда он поступал в Москве в Военную академию имени Жуковского, то его имя Айзик в документах изменили на имя Алексей (на всякий случай). Но и это не помогло. Из академии его выгнали, потому что в то время евреям лучше было «не высовываться». И он пошёл в школу, работал то военруком, то учителем труда. Мама тоже работала в школе, она всю жизнь была секретарем.

А как они познакомились?

– Очень просто: мама с подружками часто ходила на танцы, там они и увидели друг друга. Папа мой был очень симпатичный, но невысокий: такой кудрявый, коренастый. И маме сначала он не понравился. Но это быстро прошло, они стали встречаться, поженились и прожили всю жизнь очень счастливо и верно. Я родилась 24 сентября, – видимо, Новый год родители хорошо справили. 30 лет мы прожили в Грохольском переулке (недалеко от станции метро «Колхозная», кстати, весьма престижное место), а потом я переселилась на Кутузовский проспект.

Так что получилось, что вы, Лариса Алексеевна из простой советской семьи?

Rubalskaya4goda– Конечно. В нашем огромном и очень благородном роду Рубальских, как всегда говорили на Украине, – вообще никого не было с высшим образованием, я – первая. Я сама поступила в пединститут. Не потому, что была высокого полёта барышней, просто у нас во дворе жила женщина, которая помогла мне поступить, она работала там в приёмной комиссии. Окончила Московский педагогический институт по специальности «Учитель русского языка и литературы».

Здесь будущей поэтессе всего 4 года

По паспорту я русская, ведь мама у меня была наполовину русская. Но вопрос национальности для меня совершенно никакой роли не играет, я никогда ничего про себя не скрывала. Вы знаете, знакомые мне время от времени советуют: Лариса, может, тебе не стоит говорить о своем еврейском происхождении, всё-таки есть в нашей стране некое предубеждение. Я говорю: вы что думаете, меня из-за этого разлюбят? А я считаю, что благодаря тому, что меня любят, – а я, честно говоря, не знаю людей, которые меня не любят, я же хорошая, – наоборот, будут относиться хорошо ко всей нации.

RubalskayaPionerБудьте добры, ещё несколько слов о детстве. Согласны ли вы с тем, что практически всё, что пригодится человеку в будущем, сформирует его как личность, закладывается в дошкольном возрасте?

– Полностью отвергать или противоречить этому нельзя. Откровенно скажу, что я была ребёнком неординарным. Не то чтобы образцовым, я не очень хорошо училась и была, мягко говоря, неуправляемой. Но, сколько себя помню, бабушка по маме Мария Васильевна всегда читала мне сказки, рассказы, стихи, которые я, как и подобает вундеркинду, запоминала быстро и в огромном количестве. Стихотворения Маршака, Барто, Заходера я до сих пор помню наизусть, что ни открой. А когда пишу сама, то обычно прошу мужа Давида Иосифовича прочесть написанное вслух, чтобы ощутить звучание. А ещё бабушка водила меня в кружок художественного слова и в театральный. Я занималась художественным словом вплоть до окончания школы, и это проросло во мне любовью к поэзии, литературе, воспитало способность правильно говорить и составлять из слов рифмующиеся строки. Но в целом жизнь складывалась по-разному, какими-то слоями, и теперь кажется, что произошедшее в прежних слоях было не со мной. Я совсем не такая, какой была 10, 20, тем более 40 лет назад.

А в школе вы успели поработать?

– Да, две недели – меня выгнали быстро. Комиссия из РОНО не увидела во мне советского учителя. Мы тогда сказку «Морозко» проходили, и дети мои, мною наученные, стали говорить, что собачка в этой сказке – самый положительный герой. Потому что отец – трус, мачеха – злодейка, а собачка – лучше всех, она правдиво тявкает «гав-гав». И комиссия возмутилась: разве можно объяснять детям в советской школе, что самый положительный герой – собачка?! Вы не должны работать с детьми!

Потом случайно моя мама увидела объявление в газете о наборе на курсы японского языка. Она показала его мне и я записалась на них. У меня слуховая память превалирует над зрительной, поэтому я научилась бегло говорить по-японски и свыше десяти лет проработала переводчиком, так и не умея ни читать, ни писать, как это ни парадоксально. Я была референтом-переводчиком в московских представительствах японской телекомпании NTV и газеты «Асахи».  А потом… Потом я стала писать стихи…

RubalskayaMolodaИзвестно, что новая жизнь началась для вас примерно с 1983 года – именно тогда вы стали заниматься тем, чем продолжаете и по сей день. И первого, проявившего профессиональный интерес к вашим песням, вы нашли в стоматологическом кресле?

Да, поэтический талант разглядел мой муж – в моих стихах, которые я, как и многие, писала для ближнего круга – к дням рождения или другим семейным и иным праздникам. Мостик к известности пролёг через… зубоврачебное кресло, в котором принимал как стоматолог мой Давид. Однажды в кресле у Давида оказался известный музыкант и композитор Владимир Мигуля. Воспользовавшись случаем и давней дружбой, муж попросил Володю посмотреть мои стихи. Тот подтвердил: «Да, есть песенный дар». Прошло время. Неожиданно Мигуля позвонил и пригласил нас на свой творческий вечер. Там я узнала, что песню на мои стихи «Воспоминание» будет исполнять Валентина Толкунова. Когда меня представляли публике, от волнения сумку уронили на пол. Из неё все высыпалось: деньги, пудреница, косметичка. Таких эмоций я больше никогда в жизни не испытывала. После этого я окончательно «заболела» поэзией.

Стали заводить знакомства среди музыкантов, певцов. Я хорошо готовила. Готовка – одна из составляющих моей жизни. У меня это лихо и хорошо получается. Заманивала гостей деликатесами. Однажды – звонок в дверь. Входит странный человек в шинели. Серьги в ушах. Говорит: «Вы песенки пишите? Мне песенка нужна». Муж попросил это чудо показать свои вокальные данные. Гость запел громко и красиво шансонное «Летают перепелки. В кустах гуляют телки». Я в шоке. Призналась, что такие произведения писать не умею. Расстались на том, что супруг сунул ему кассету с записями недавно написанного стихотворения. Смотрим как-то гала-концерт исполнителей из Юрмалы. А там этот «шансонье» исполняет под гитару те самые мои стихи. Так я и стала знаменитой.

После того случая я могу с уверенностью сказать, что у меня удивительная судьба. Ведь мои родители и не надеялись, что из их Ларисочки получится что-то нормальное, в школе училась неважно, даже в характеристике мне написали: «…обладает средними умственными способностями». С трудом окончила 11-й класс. Помню, осенью половина одноклассниц уже беременные ходили, а я все бегала химию сдавать.

Лариса, а если бы муж вам сказал: «Бросай, дорогая, это дело. Сиди, вари мне лучше борщ», вы бы оставили поэтическое занятие?

– Он мне наоборот сказал: «Давай-ка, дорогая, начинай профессионально писать». А то я так бы и писала стишки по случаю на дни рождения и юбилеи.

Вот так и началась поэтическая деятельность Ларисы Рубальской. Особенно плодотворным оказался её союз с композитором Сергеем Березиным, в содружестве с которым написано несколько десятков песен («На два дня», «Давайте, Люся, потанцуем», «А быть могло совсем не так» и др.). Вместе с Березиным Лариса Рубальская выступала на эстраде в программе «Соло для двоих». Поэтесса успешно сотрудничает с композиторами Давидом Тухмановым, Вячеславом Добрыниным, Александром Клевицким, Аркадием Укупником, Александром Ружицким, Марком Минковым, Андреем Савченко, Лорой Квинт, Виктором Чайкой и многими другими.

RubaKobzn05Песни, написанные Ларисой Алексеевной, исполняли Иосиф Кобзон («Синий конверт»), Алла Пугачёва («Доченька», «Спи спокойно, страна»), Филипп Киркоров («Виноват я, виноват»), Александр Малинин («Напрасные слова»), Михаил Муромов («Странная женщина»), Ирина Аллегрова («Транзитный пассажир», «Угонщица»), Татьяна Овсиенко («Морозов»), Алсу («Свет в твоём окне»).

Песня «Сокольники» на стихи Рубальской (композитор Владимир Мигуля), записанная в 1983 году Михаилом Боярским, стала гимном старинного парка «Сокольники» в Москве.

RubalFood8Она является автором таких поэтических и… кулинарных сборников, как «Признание в любви», «Кольцо горячих рук», «Ранняя ночь», «Такая карта мне легла», а также «Кулинарные рецепты на бис», «Закуски и горячее для наших золотых мужей», «Его величество Салат», «Готовим с Ларисой Рубальской», «Кулинарная стихия» и других. Прочитав, не сразу поймёшь: кулинарная ли это стихия, или стихийная кулинария. А во время чтения книги не покидает тёплое ощущение домашнего уюта: эти уменьшительно-ласкательные словечки «ладошка», «блинчики», «книжечка» и успокаивающая интонация умиротворяют и настраивают на добродушный лад.

Фотографии, публикуемые ниже, сделаны мною на международной продовольственной выставке в Москве. Здесь Лариса Алексеевна блеснула в кулинарном шоу  в качестве мастерицы своих необыкновенных блюд и презентовала свою новую книгу на кулинарные темы.

RubaFoodShow5

RubaFoodShow2

Хочу напомнить 10 хитов на стихи Ларисы Рубальской (в скобках указана фамилия композитора): «Напрасные слова» (Давид Тухманов), «Доченька» (Андрей Савченко), «Странная женщина» (Михаил Муромов), «Угонщица» и «Карты-картишки» (Виктор Чайка), «Билет на Копенгаген» (Александр Буйнов), «Виноват я, виноват» (Аркадий Укупник), «Лилии» (Александр Клевицкий), «Свет в твоём окне», «Были юными и счастливыми» (Марк Минков).

Надеюсь, что некоторые («за многих», как говорят в Одессе, сказать не могу) граждане бывшего Советского Союза помнят песню, точнее, романс на стихи Ларисы Рубальской «Напрасные слова», который великолепно исполнил Александр Малинин. Помните: «Плесните колдовства в хрустальный мрак бокала…». Пишу, а в ушах, нет – в сердце звучат эти бесподобные строки.

Плесните колдовства в хрустальный мрак бокала.Malinin88
В расплавленных свечах мерцают зеркала,
Напрасные слова – я выдохну устало.
Уже погас очаг, ты новый не зажгла.
Напрасные слова – виньетка ложной сути.
Напрасные слова нетрудно говорю.
Напрасные слова – уж вы не обессудьте.
Напрасные слова. Я скоро догорю.
У вашего крыльца не вздрогнет колокольчик,
Не спутает следов мой торопливый шаг.
Вы первый миг конца понять мне не позвольте,
Судьбу напрасных слов не торопясь решать.
Придумайте сюжет о нежности и лете,
Где смятая трава и пламя васильков.
Рассыпанным драже закатятся в столетье
Напрасные слова, напрасная любовь.

DavidToukhmanvМузыку на эти стихи написал советский композитор Давид Тухманов (на фото слева) (напоминаю: он – автор легендарной песни «День Победы») специально для одной из серий цикла советских детективных фильмов «Следствие ведут ЗнаТоКи» – «Бумеранг».

Вот как об этом говорит сам Д. Тухманов: «Меня попросили написать музыку к некоторым сериям фильма «Следствие ведут ЗнаТоКи». И в одной из серий был такой персонаж – старая певица, мама сына, который попал в какую-то криминальную ситуацию. Мама в одиночестве переживает свою молодость, берёт в руки старую пластинку, где она спела когда-то какой-то романс. И это была чистая стилизация. Это была задача совершенно театрального характера. И все эти обороты, которые Лариса Рубальская поставила в эти стихи, такие несколько вычурные – это всё была задача, она была выполнена. И я меньше всего думал о том, что эта песня может широко исполняться или стать такой популярной».

Valeriya1aДля фильма песню «Напрасные слова» записала Ирина Аллегрова – в то время солистка группы «Электроклуб», которую продюсировал Д. Тухманов. Песня не вошла ни в один альбом «Электроклуба», но исполнялась И. Аллегровой на концертах группы. Певица Валерия (на фото справа), в чьём репертуаре романс «Напрасные слова» занимал определённое место, назвала песню «абсолютно женской» – «и женское кокетство там, и ирония, и даже… утрированные какие-то вещи и „красивости“».

Но настоящую известность романс получил в 1988 году в исполнении Александра Малинина. В том же году Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия» выпустила на Апрелевском заводе грампластинок тиражом 50 тысяч экземпляров грампластинку (мини-альбом) Александра Малинина, названную соответственно «Александр Малинин», с двумя песнями – «Напрасные слова» и «Коррида» (музыка Елены Ваниной, слова Михаила Гуськова). Звукорежиссёром записи была Наталья Ганецкая.

Затем три года подряд пластинка переиздавалась – на том же Апрелевском и Ташкентском заводах грампластинок. Общий тираж пластинки составил 141830 экземпляров.

А актёр, режиссёр и поэт Валентин Гафт по этому поводу написал свои стихи:
«Просьба мало-мальская,
Дай последний шанс,
Я хочу, Рубальская,
Спеть для вас романс.
Вы теперь в известности,
Воздадим же почести
Мастеру словесности
О женском одиночестве».

Rubalskaya1cПозже Лариса Рубальская рассказывала, как появился текст будущей песни «Напрасные слова»: «Как-то я, работая переводчиком японского языка, однажды со своей японской группой поехала на экскурсию в какой-то колхоз, где им показывали коров-рекордисток. Пахло там не «Шанелью», поверьте. Коровы, правда, к приезду иностранцев были вычищены. И вот я стою, перевожу про удои, про то, как, значит, дёргать надо, и вдруг у меня… пробило сознание: «Плесните колдовства в хрустальный мрак бокала». Я думаю, почему? Перевожу на автомате. Вышла из коровника, вдохнула воздуха и написала все слова. А как – сама не могу объяснить.

Особняком в песне стоит фраза «виньетка ложной сути», – вот как она появилась в моей жизни. Росла я в послевоенном московском дворе, где все дети были синюшные и недокормленные. Как-то к нам во двор пришёл фотограф и стал всех фотографировать. Через три дня он вернулся с фотографиями и сказал детям, чтобы они позвали родителей покупать фотографии. И он нам показывает: стоят мордастенькие, розовощёкие, синеглазые детки, а сзади – горы, орёл, пальмы, море… Мы спрашиваем: «Что это?» Он отвечает: «Это – виньетка». Я это слово запомнила навсегда. А он продолжает: «Неважно, что внутри. Важно, что снаружи». И так эта виньетка вошла мне в голову».

Поразительный ассоциативный ряд – колхоз, коровы, японцы, послевоенные дети – и как результат: великолепный романс, оставляющий, как говорил советский поэт Леонид Мартынов (9 (22) мая 1905 – 21 июня 1980 гг.) – «незримый прочный след в чужой душе на много лет».

– Кстати, одна моя японская подруга перевела эту песню на свой родной язык. Я ради хохмы перевела её обратно на русский. Начинается она в двойном переводе так: «Поместите какую-то странную жидкость в не очень чистую емкость». Всё, после этого я перестала экспериментировать с японским языком.

Allegrva1bА с кем из известных исполнителей вам больше всех нравится сотрудничать?

– С Ириной Аллегровой, которой я искренне восхищаюсь, – как певицей и как женщиной, ей я посвятила стихотворение «Моя любимая певица». Наши встречи – источник обоюдной радости.

В день 75-летия своей подруги Ирина Аллегрова поздравила её такими словами: «Сегодня свой юбилей отмечает уникальная Женщина, талантливая Поэтесса Лариса Рубальская! Пусть жизнь горит яркими красками творческих идей, не иссякает оптимизм и счастливый блеск в глазах! Пусть всегда находятся новые источники вдохновения, чтобы создавать что-то невероятно красивое, гордиться своими победами и удивлять всех вокруг своим волшебным творчеством. Крепкого здоровья, сил и энергии! С Днём рождения!».

Rubalskaya1kЛариса Рубальская с 1984 года – многократный лауреат телеконкурса «Песня года». В 1991 и 1993 годах она проводила творческие вечера в Театре Эстрады. В 1995 году состоялся юбилейный творческий вечер поэтессы в Государственном концертном зале «Россия». Она принимала участие во многих телевизионных программах («Счастливый случай», «Тема», «Шоу‑Досье», «Утренняя почта», «К барьеру»), в 1998 году была телеведущей программы «Свадьба», ведущей кулинарной рубрики в программе «Воскресное утро с Евой Ланска». В 2003 году создала фирму по организации праздников «Бюро находок Ларисы Рубальской». В 2011 году фирма была переименована в «Агентство праздников Ларисы Рубальской». В 2005 году стала лауреатом Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства. Лариса Рубальская – член Союза писателей Москвы.

Раньше вы часто ездили на гастроли в другие города, за рубеж…

– Да, деньги-то надо было зарабатывать. Это и кормило. Я много ездила по стране, читая публике свои стихи. Как-то композитор Эдуард Ханок сказал: «Ты, Рубала, скучно выступаешь! Ты петь должна! Автор имеет право петь, даже не имея голоса. Важно, чтобы была душа. А у тебя душа не меньше 56 размера». Я потом узнала, что Марк Бернес, обращаясь к зрителю, всегда говорил: «Я расскажу вам песню». Я не равняю себя с ним, но теперь тоже рассказываю всем свои песни.

А как проходили ваши выступления?

– Обычно концерт шёл полтора часа. Я читала свои стихи – простые и житейские, рассказывала свои женские истории, а композитор, который выезжал со мной на эти творческие вечера, например, Сергей Березин, создавал музыкальное сопровождение. Он научил меня выступать на сцене, что и положило начало моей концертной деятельности. Добрые отношения сложились с Сашей Ружицким, Андреем Савченко, который написал песню «Доченька», её поет Алла Пугачева. Среди моих приятелей – Саша Клевицкий, с которым тоже есть песенные удачи. С Давидом Тухмановым нас связывают не только творческие отношения, мы дружим семьями, вместе ездили на гастроли.

Истории, которые вы рассказывали со сцены, – это реальность или вымысел?

– Это не назидательные, а поучительные повести, в которых и реальный мир, и лукавство – всё вместе. Для меня главное, чтобы их слушали и читали. Я почувствовала себя настоящей артисткой, много выступаю, готовлюсь к гастролям, специально пишу для таких поездок сценарии своих выступлений. Мне кажется, что такие встречи необходимы не только мне, но и аудитории, потому что хоть немного успокаивают страдающие души. Так на одном концерте администратор меня спросил: «Лариса, а можно пустить одну женщину без билета? Она говорит, что душа устала, а вылечить её может только твой голос!». «Конечно, – ответила я, – если даже на 40-50 минут моего выступления хоть одна душа посветлеет, я буду счастлива».

Я ездила с концертами по всей стране и за её пределы. Бывала и в Америке, и в Израиле. Меня часто спрашивали, а есть ли различия между советской/российской и зарубежной публикой? Может, это и не очень хорошо с моей стороны, но скажу честно: различия есть. Когда наши артисты, возвратившись с гастролей, говорят: «Как принимали! Какой успех!», то цену успеха уже знаю сама. И я вас уверяю, что живые южные цветы в знак признательности в Северодвинске или в забытом артистами и Богом городке Мухтыле, что в 300 километрах от Ухты, – это гораздо более высокая удача, чем в Америке. Там это образ жизни, когда люди, живущие на Брайтоне, не могут забыть родину – Россию ли, Украину или Белоруссию. Они ходят на все концерты, чтобы ещё и пообщаться, и друг на друга посмотреть, кто с кем, кто в чём, не в обиду будь сказано.

RubaStix

В Израиле же мне было теплей, чем в США. Люди там не столь благополучны и в то же время более патриотичны, ведь евреи выбрали репатриацию именно на историческую родину. А главное – зал на всех моих двенадцати концертах в разных городах был полон, вопреки буквально витавшей в воздухе террористической угрозе – шёл 2003 год. Зрители говорили: «Мы боялись, что вы испугаетесь и отмените концерт». Я в ответ: «А я боялась, что вы не придёте». Опасность сближала, накаляя градус взаимного патриотизма. Меня с израильтянами сблизила опасность. Я вообще люблю еврейскую аудиторию, потому что это моя кровная аудитория. У меня и песня есть, написанная специально для неё, – «Как живете, дорогие?», и ещё несколько песен на еврейскую тему, которые можно там пропеть. Вставляю в ткань концерта несколько слов и фраз на иврите. И людям в зале всё это дорого…

Но и успехом в России я очень дорожу. Например, в Сормове я сразу предложила: «Споём вместе вашу «Лирическую», и зал затянул «На Волге широкой…» В Казани обязательно приветствую публику по-татарски, в Майкопе – по-адыгейски. Такие вещи неизменно трогают.

Однажды в драмтеатре Вологды поэтесса в течение полутора часов не только читала свои произведения, но и исполняла песни. От её удивительных историй из жизни, полных юмора и оптимизма, хохотал весь зал.

– Я недовольна, что есть на свете цифры. Даже стихотворение написала «Кто придумал эти чертовы цифры». Если бы их не было, мы бы не знали, сколько нам лет, курс доллара. Ещё мы бы не знали, кто сколько весит. О весе я волнуюсь меньше всего. Всё потому, что мне одна девочка сказала: «Только не худей. Ты выходишь на сцену, а тебя с последнего ряда прекрасно видно». Я не сама придумываю стихи. Мне их подсказывают женщины. Подойдут на улице и начинают. Как-то подбегает девушка – объёмная такая, кудрявая. Говорит: «Понимаешь, проблемы у меня. Мне 30 лет, а я не замужем. Я отвечаю: «У тебя проблемы, а у меня строчка родилась: «Мне 30 лет, а я не замужем, как говорят, не первой свежести. А сердца чувств такие залежи, такой запас любви и нежности». На одном из концертов прочитала эти стихи. После выступления приходит мужчина за кулисы и требует дать телефон девушки незамужней тридцати лет. Отвечаю: «Таких тысячи». Он твердит: «Мне ваша понравилась».

Это я сейчас так хорошо на сцене смотрюсь. А раньше не знала, как себя вести. Профессионалы учили: «Бери микрофон и смотри на людей в зрительном зале». Я много тренировалась перед зеркалом. Вышла, выбрала в зале зрительницу: стихи ей читаю, на других не смотрю. Через некоторое время она встаёт и уходит. Я потом нахожу её и интересуюсь: «Что-то не так?» Она отвечает: «Думать надо». И тут до меня доходит, что я ей в глаза читала «Кикимора болотная, ну, где же ты была». Пришлось извиниться.

Много молодёжи бывало на ваших концертах?

– Приходят люди разных возрастов, но молодёжи, как правило, больше. Я вижу, что они меня понимают и если даже думают про мои песни, что это ретро, то ретро, которое им понятно. На мой взгляд, это хорошая молодёжь, они знают поэзию, задают интересные вопросы, на которые мне отвечать не скучно. Им интересно то, о чём я говорю, а мне приятно, что они меня внимательно слушают и аплодируют.

А есть ли какие-то ваши строчки, которые говорят о вас больше всего?
– Пожалуй, эти:
Ранняя ночь – время жизни моей.
Если серьёзно, то всё уже поздно.
И с каждой минутой темней и темней.
Но тёмная ночь тоже может быть звёздной.

Вы такие проникновенные строчки пишете для людей, создаётся впечатление, что вы их хорошо знаете.

– Это я к себе отношусь очень хорошо. Считаю, что не должна под них подстраиваться, я могу и диктовать тоже. Если ты умный, – то услышишь и поймёшь. И если случалась удачная песня, – значит, у артиста хватило ума и таланта её хорошо спеть.

Получается, вы близко к себе представителей эстрады не подпускаете?

RubalBook2– А они мне не близкие, они живут своей совсем другой жизнью. Конечно, ко многим из них я хорошо отношусь, при встрече мы тепло и искренне общаемся. Но так, чтобы вечером позвонить и поделиться своими радостями и горестями – этого, конечно, нет. Конечно, у меня есть подруги. Я могу им позвонить, а могу и не звонить. Я – оптимистка по жизни. Считаю предназначением своих песен этот золотой сон навеивать людям. Но сама я не пребываю в этом золотом сне. Когда-то по радио слышала интервью с одним грузинским режиссёром, и тот сказал: «Только идиот может думать, что всё будет хорошо. Что будет хорошо? То, что будет, – обязательно будет плохо. Мы можем быть уверены только в том, что жизнь кончится».

Сурово. Но правдиво, по существу.

Давайте-ка поговорим о гонораре. Ваш коллега по цеху – поэт Илья Резник не так давно утверждал, что ему очень тяжело называть цену за песню…

– Мне как-то один певец сказал, что, мол, сейчас кризис, пора скидки вводить. На что ответила, что всю жизнь работаю по кризисным ценам. Я их никогда не поднимала высоко. Просто беру столько, сколько другие, чтобы не быть хуже. Да, порой возникают разногласия с заказчиками по поводу оплаты материала. Люди недоумевают, что мало беру за песни. Обычно я называю пределы – от такой-то суммы до такой. Как правило, платят по нижнему пределу. Но у меня претензий нет. Среди моих клиентов нет безденежных людей. Они все очень хорошо живут. Я тоже хочу жить нормально. В идеале, песня должна звучать и приносить авторские. Если все артисты будут честно их перечислять – заживу безбедно! Поразителен тот факт, что в нашей стране авторскими правами никто не занимается. Я взяла в РАО (Российская организация по авторским правам) распечатку, и в ней нет ни одного упоминания песни «Виноват я, виноват!», которую поёт Киркоров. Потом читаю во всех газетах: «Во время тура в каждом городе зал замирает, когда на чёрном фоне сцены появляется Филипп с песней «Виноват…». Песня удалась, но может ли быть так, чтобы она не принесла ни копейки дохода авторам? Конечно, я не обвиняю в этом Филиппа, но факт остается фактом. Когда я только начинала писать песни, Владимир Мигуля сказал: «Через год будешь ездить на белом Мерседесе!». А я до сих пор на «Жигулях». Давид Тухманов после наших совместных работ для Аллегровой и Малинина убеждал: «Готовься строить коттедж на Николиной горе». У меня до сих пор домик на 101-м километре. Я не жалуюсь, но хочется, чтобы песни приносили мне доход по заслугам.

RubaDolnaLudKastkElBustrGalVol98

Лариса Рубальская, Элина Быстрицкая, Людмила Касаткина, Галина Волчек
и Лариса Долина с президентом России Борисом Ельциным 8 марта 1998 года

Если к вам придет молодой, талантливый певец, но без денег, вы напишете ему песню бесплатно?

– Таких в моей жизни было очень много. Потом они становились немолодыми, талантливыми и денежными. Я рада помочь. Но если я ему напишу стихи, мой друг – композитор сочинит бесплатно музыку, дальше нужно записываться в студии. Так что без денег этот молодой-талантливый все равно «обречен». Своим друзьям – композиторам, которые сами поют, я иногда отдаю песни бесплатно.

Rubalskaya1bЯ вообще-то привыкла делиться. У меня тетка была – папина сестра. Она родились в еврейском местечке. Когда началась война, тетя Соня поехала в эвакуацию, потеряла дочь по дороге… Всю жизнь прожила в деревне, но была необыкновенной умницей. Она замечательно характеризовала людей – очень чётко и метко. Самым главным словом, которым она наделяла хороших людей, было слово «подельчивый». И во мне с детства это осталось, я должна быть «подельчивой».

Меня часто спрашивают, пишу ли я песни сейчас. Конечно, пишу! Но сегодня рынок немного изменился. Горжусь, что Валерий Леонтьев поёт мою новую песню «Бродяга-аккордеон», мы её написали с Кимом Брейтбургом.

Я от рождения не акула. Но и меня саму трудно съесть. Со мной лучше дружить. Меня действительно не имеет смысла трогать. Не хочу пугать – просто знаю, как «откусаться».

Лариса Алексеевна, а вы бы хотели стать министром культуры?

RubalBuinov– Я столько раз себя представляла в этой роли! Но я была бы не администратором, а занималась вкусовыми вещами, ввела бы цензуру. В первую очередь я бы старалась повлиять на телевидение. Убеждена, что его необходимо очеловечить. Оно должно обращать внимание преимущественно не на коммерческие проекты, а думать о духовных интересах тех, кто по ту сторону экрана. Я бы обратила особое внимание на дела издательств – необходимо отфильтровать то, что выходит из печати. Я бы очень тщательно занималась русским языком, который теряет за последнее время свои прекрасные свойства. Думаю, что вопрос о его преобразовании наверняка затеяли те бизнесмены, которые хотели погреть руки на многочисленных проектах, переизданиях, выпуске новых книг. И ещё – большинству наших людей культура стала недоступной – книги стоят дорого, пойти в театр или кино – для многих просто запредельные суммы, а то, что мы видим на экране телевизора, безусловно, не та культура, которая питает человека и наполняет его интеллект. Это лишь то немногое, с чего бы я начала свою деятельность министра.

Не следует ли ввести определенную цензуру, чтобы повысить шоу-бизнесовскую нравственность?

– На этот вопрос отвечаю совершенно определенно: безусловно! И с радостью соглашаюсь быть главным цензором. При этом моя кандидатура была бы лучшей, так как мне всё нравится. Не стану зачеркивать уже сделанное другими и насаждать своё. Лишь подсказала бы, что делать. Я – абсолютный демократ.

Нравится ли вам современная музыка?

– Во все времена сегодняшнее поколение ругает и не понимает будущее. Это относится и к музыке, но я не склонна ругать и отрицать её.

Кто ваши любимые поэты?

– Наверно, для человека, пишущего стихи, естественным был бы ответ, к примеру, – Пастернак. Однако мой вкус может показаться довольно странным – при том, что я люблю всю поэзию, особенно близки мне Евгений Евтушенко, песенная поэзия Юрия Визбора и женская поэзия Вероники Тушновой.

Как вы отдыхаете?

– Отдыхать, в полном смысле этого слова, я не люблю. Много времени провожу на даче. На даче хорошо, но тени прошлого меня печалят. Но я не певец отдыха, а человек городской. Вожу машину. Езжу очень аккуратно, медленно, внимательно смотрю по сторонам. Если очень тороплюсь, еду на метро. Нравится готовить – сама что-то придумываю. Люблю домашние дела. А ещё обожаю разговаривать с людьми – это самое привлекательное для меня дело. Мое хобби – собирать… людей. По улицам не просто так хожу – наблюдаю. Я и на лавочке с бабушками посижу, и с детишками постою, и с девочками молодыми тут поболтаю. Надо слушать жизнь.

Лариса Алексеевна призналась, что землю получила около тридцати лет назад – раньше на этом месте был карьер, куда она однажды приехала выступать перед рабочими. Начальнику так понравилось представление, что он пообещал подарить ей надел земли. Правда, денег тогда на строительство дома не было, но выход нашел супруг Рубальской. К нему, как к хорошему стоматологу часто приходили люди, которых он озадачил разными просьбами: кто-то работал на заводе, кто-то ещё где-то. Он даже пошутил, что ему эту дачу 17 человек построили.

Лариса Рубальская период самоизоляции во время пандемии коронавируса провела в загородном доме под Москвой: облагораживала участок, занималась хозяйством. Основная территория отведена под сад и огород, но есть зоны, которые нужно привести в порядок, правда, как это сделать с умом, поэтесса не знает. Не до всего, как говорится, дошли руки, поэтому свою профессиональную помощь ей предложили дизайнеры шоу «На дачу!».

RubalFlowers

В гости к ней приехала ведущая Первого канала Наталья Барбье – и с её легкой руки проблемные участки решено было облагородить, посадить дополнительные растения, цветы и сделать декоративный водопад. На захламленных участках установили тенты, камин и водопад, появилась зона барбекю.

Барбье предложила обустроить так называемую зону патио, а также посоветовала Рубальской чаще приглашать в гости друзей и коллег, чтобы те высаживали на её участке растения. Дизайнеры специально для этого расчистили территорию, привели в порядок деревья и кусты, поставили красивые шезлонги. Кроме того, они облагородили зону у недавно построенного бассейна – теперь после купания в хорошую погоду можно выйти и полежать на свежем воздухе.

Личная жизнь Ларисы Рубальской складывалась очень непросто. Она дважды была замужем. Детей нет. Как признавалась сама поэтесса, ей долго не везло в личной жизни. Когда ей было девятнадцать лет, она встречалась с юношей, который вскоре ушёл в армию. Лариса – страстная натура, вот и не дождалась жениха. Тогда она работала машинисткой в газете «Смена».

RubalMagnitВот как она об этом вспоминала: «Сижу на работе, вдруг вижу существо в сером пиджаке с телефоном в руках, спускающееся по лестнице. Я другим машинисткам говорю: «Вот с этим парнем я буду сегодня целоваться». И так началась эта идиотская история. Всю осень мы «процеловались», а весной стали ходить в пустующую квартиру его друга. Он меня заворожил, потому что знал наизусть «Вечера на хуторе». Он был шизофренический человек, но я не знала об этом. Потом я заболела, попала в больницу, перенесла операцию на почках. Услышав разговор медсестер – мол, такая девка хорошая, но её всю так располосовали, никто теперь замуж не возьмет. Я вышла из больницы. Узнала, что он женат, что уже есть ребенок. Мало того, мне пришлось сказать маме и отцу, что у меня с ним «дело было». Наверное, надо жениться. Он развелся, мы поженились. Жили очень плохо. Он был тунеядец, пьяница, денег не было. Так в законном первом браке мы прожили четыре года. На развод подала, узнав, что его первая жена снова ждёт от него ребенка. Я собрала все свои вещи и ушла. Дура я, конечно, была. А любви… Ну, физическое влечение было. Я до сих пор жалею, что со мной приключилась эта история».

А где вы нашли своего второго мужа?

– Вот то-то и оно, что нашла. В поисках супруга нельзя полагаться на судьбу – надо активно искать его. Искать. В своё время я ходила в библиотеку, как героиня фильма «Москва слезам не верит»: надевала очки и смотрела, кто умные книжки берёт. Но самое главное – просила друзей познакомить с подходящим мужчиной. Нужно искать среди своих. Я ходила по друзьям с просьбой найти мне мужа до тех пор, пока от меня не устали. Люди по объявлению на работу устраиваются, а я мужа искала. Просто не знала, куда себя деть от одиночества. Бывали, конечно, всякие сексуальные истории, но мне хотелось иметь семью. Занималась устройством личной жизни. Замуж хотела очень. Но не за абы кого, – ведь человек счастлив только с тем, кто ему подобен. В моём случае именно так и вышло.

RubalDavid1aОднажды звонит подружка и говорит, что у нее есть знакомый – холостой стоматолог Давид. Поначалу я скептически отнеслась к такому избраннику, так как считала стоматологов тупыми, способными только «бабки» да зубы во рту считать. Но подружка заверила, что Давид иногда даже в театр ходит. Кажется, все хорошо, да внешне он мне не понравился: двухметровый брюнет (а во мне всего-то 160 сантиметров роста), а я мечтала о невысоком блондине, поэте или писателе. Познакомившись, мы несколько раз встретились и разъехались отдыхать: он – в Астрахань, а я – в Сухуми. Со мной поехали Лион Измайлов, Александр Хаит и Александр Левенбук – все с женами. По вечерам мы ходили в ресторан через железную дорогу, и если посмотреть на нас сверху, то получалась та ещё картинка: по шпалам идут двое, двое, двое и я одна. Вот я с отчаяния и написала Давиду письмо с иллюстрацией. Изобразила железнодорожную колею, идущие парочки, а около себя, замыкающей, подписала: «Тут свободно, прикинь!». А друзьям в свою очередь пообещала: если мне не удастся через неделю лечь под Давида, то я лягу под поезд. Прошло пять дней, и он приехал. Честно говоря, в душе я очень боялась, что и он не женится. Время шло, на дворе уже стояла зима, и Давид сделал предложение: «Холода наступают, встречаться негде, давай поженимся». Я согласилась, хотя изначально любви в браке не предполагалось.

Так-то оно так, но они счастливо прожили вместе 33 года. Давид Иосифович (Шулимович) Розенблат стал для неё любящим мужем, другом, опорой, единомышленником и даже – продюсером. Именно благодаря ему, рассмотревшему у жены талант поэтессы, она стала известной. Почему-то вспомнились отношения поэтессы Беллы Ахмадулиной и художника, скульптора Бориса Мессерера, который также трепетно относился к своей жене, помогал ей творить, собирал разбрасываемые её повсюду стихи, оберегал от всяких напастей (более подробно об этом можно прочитать в данном интернет-журнале Worldrusnews.ru/Мировые и российские новости в статье «Борис Мессерер: «Белла мне всегда казалась свечой горящей» за 26 апреля 2017 года).

В отношениях Ларисы и Давида не кипели шекспировские страсти, это были спокойные, сдержанные чувства двух взрослых людей. Но если кому-то из знакомых Давида не нравилась Лариса, тот уже не мог считаться другом семьи.

Со временем их союз из чисто супружеского превратился в творческий. Муж старался помочь своей талантливой супруге. Со временем он и вовсе стал её продюсером. В интервью он спокойно говорил о том, что его жена – настоящая знаменитость, а он стоит на два шага позади неё. Но Лариса никогда не давала ему почувствовать этой разницы в два шага. Она всячески подчёркивала: она стала известной только благодаря Давиду Иосифовичу. И в их семье лидерство полностью принадлежит ему.

RubalDavid

Лариса Рубальская и её муж Давид Розенблат

И, может быть, поэтому Лариса Рубальская как-то сказала: «Мы с Давидом абсолютно одинаковые внутренне: у нас одни и те же понятия добра и зла, верности и предательства».

Думаю, к месту такие строчки поэтессы: «Но главное – просто кого-то любить, а всё остальное – не важно».

У Давида Иосифовича от первого брака есть дочь. Она стала для вас дочерью?

– Она скорее мне подруга, мы с ней в добрых отношениях. Но что касается каких-то материнских чувств, то этого нет. Извините, но чужие дети никому не нужны. Можно играть в это, говорить, что они как родные… Порой говорят: мы с женой разошлись, но продолжаем сохранять хорошие отношения. Какие отношения?! Если разошёлся, то хороших отношений быть не может. Если хорошие, – так зачем ушёл? Кстати, своей дочери Давид Иосифович сразу сказал: «Лариса – моя жена, относиться к ней надо с уважением». И дочка приняла условия отца, подружилась с Ларисой Алексеевной.

Ваша книга «Напрасные слова» заканчивается словами: «Счастье – это когда есть кого кормить и чем кормить».RubalBook3

– Я в этом уверена. Главное осознать, что рядом с тобой твоя самая большая любовь. Твоя половина. Я про своего любимого мужа песенку написала:
И кто Давида тронет,
Тому пощады нет –
Ведь он – мой муж в законе,
Он мой авторитет.
Это так и есть. Он часто бывает сердитый, но справедливый и очень надёжный. А это – самое главное.

Муж Ларисы Рубальской ушёл из жизни в 2009 году, на следующий день после своего 70-летнего юбилея. За несколько месяцев до этого Давид Розенблат перенес инсульт и операцию, после которой так и не смог полностью восстановиться.

Когда прошло немного времени после кончины Давида Иосифовича Лариса Алексеевна вспоминала:

RubalMatBratValeriy«К концу нашей совместной жизни у нас была очень сильная любовь. Он пять лет был парализован, я всеми силами старалась, чтобы он не чувствовал себя инвалидом. Когда умерли мама и мой родной младший брат Валера, у меня остался только Давид.

Лариса Рубальская с мамой и братом Валерием

Если бы не было мужа, то я не смогла бы пережить смерть брата. Потом не стало и Давида. Я долго не могла к этому привыкнуть, ставила вторую тарелку на стол. Дело в том, что детей у меня нет, а Валера на четыре года моложе. И он был мне как сын, просто дитя мое, с детского возраста его опекала. До последних лет – а умер он в 58, – каждый день ему звонила утром, днём и вечером, во всех делах его участвовала. Я готова была отдать ему всё. У него был небольшой бизнес, маленькая залоговая компания. Не очень процветающая и не очень доходная. Он просто был честным человеком, очень честным… Нет, я тоже честная, но я могу как-то хитро подходить к делу, мне легче добывать. А у него такого не было, слишком добрый был, я не представляю, сколько людей остались ему должны».

RubalVnukiПосле смерти супруга Рубальская не встретила другого мужчину. Сейчас она всё своё свободное время уделяет племяннице Светлане и её детям – своим двоюродным внукам Артёму и Рите. Переживания и страдания по поводу невозможности иметь собственных детей потихоньку сошли на нет.

Поэтесса со своими двоюродными внуками

«Когда я появилась на свет, – говорит Светлана, – всё её внимание пало на меня. Она меня всегда баловала. Сейчас то же самое происходит с моими детьми. Маргарита очень похожа на бабушку, она тоже любит украшения. Лариса – отзывчивый человек, только стоит о чем-то заикнуться, она тут же начинает искать контакты, связи. С ней наши мечты превращаются в реальность».

Как отметили родные поэтессы, что бы не случилось, Лариса Алексеевна никогда не жалуется, она всё держит в себе. А Рубальская на это отвечает: «Много лет я работала с японцами, на мне отразился их характер. Поняла, что нельзя утяжелять других тем, что тяжело тебе. Стараюсь общаться с людьми так, чтобы они после меня не попадали в плохое настроение. Я уверена, что, когда возникают трудные жизненные ситуации, RubalDogженщина может переломить эту грань в сторону хорошего и сохранить нормальные отношения. Ведь непреодолимы только болезни и потери, всё остальное зависит только от нас».

Чем успокаиваете себя, когда на душе тяжко?

RubalAuto– Одного определённого рецепта на все случаи жизни нет. Иногда утешаю себя тем, что всё проходит, и это пройдёт. В другой раз говорю: «Господи, пугай да не наказывай». Или же: «Пусть будет хорошо всем жителям Вселенной». А бывает, ухожу в такую депрессию, что думаю, ничего уже не изменится. Вообще, как все… Коллекционирую фигурки ангелов. Люблю ездить. Машину научилась водить. Езжу очень медленно. Гаишники два раза останавливали, спрашивали, почему так медленно езжу. Однажды заехала в Сокольники. Остановилась узнать обратную дорогу. Вылезли из машины бритоголовые ребята, узнали меня. Сопровождали прямо до Кутузовского. Я не ощущаю своего возраста, но соблюдаю приличествующие ему рамки. Мне неприятно лицезреть на экране старую, некрасивую, толстую тётку, которая при каждом удобном случае рассказывает о своих интимных проблемах и молодых любовниках.

Пожалуй, ещё одно, как говорится, по теме стихотворение Ларисы Рубальской:
Не хочу я стареть
Не хочу я стареть, не хочу!
Говорят, что отлично я выгляжу…
Мне такое ещё по плечу,
Что не всякая юная выдержит!
Я такое придумать могу,
Что другие мне просто… завидуют!
Юность блеклая в вечном долгу –
Что я в ней, кроме скромности, видела?
Кроме комплексов – чтобы надеть?
Ну, какие у нас были платьица…
Не хочу и не буду стареть!
Так себе я в судьбе обозначила!
Погляжу на себя – хороша!
Три морщинки – подумаешь, трудности!
Голос юный, красотка-душа,
Ну, а в зеркале… вечные глупости!
Внучка-Лапочка рядом идет…
Незнакомые думают: «Мама – я!».
…Неизбежен у времени ход!
Я не буду стареть! Я упрямая!

Так пусть же вам, уважаемая Лариса Алексеевна, всегда сопутствуют удача, вдохновение, и вы порадуете нас новыми стихотворениями и песнями!

Фото автора статьи, российских фотожурналистов, интернета

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Один комментарий

  1. Зинаида
    26 сентября 2020 в 17:19

    Прекрасно написано, мне очень понравилась твоя манера изложения! Ты талантлив! Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архивы