В БОЙ ИДУТ… «ПОРОСЯТА» – «ЛЮДИ-ТОРПЕДЫ»

29 декабря 2019

LudiTorpedu19 ноября 1943 года итальянская газета Cronologia опубликовала статью, в которой говорилось: «Муссолини реорганизовал фашистскую милицию, 100 тысяч добровольцев влились в её ряды. Приблизительно десятью тысячами из них будет укомплектована MAS». MAS (Motoscafo Armato Silurante) – вооружённые торпедные катера. С их помощью специально обученные ныряльщики пробирались в порты и подводили взрывчатку к подводной части вражеских кораблей. Руководил этим подразделением капитан второго ранга (capitano di fregata), опытный военный моряк и подводник, отпрыск одной из знатнейших дворянских фамилий – принц Валерио Боргезе.

Первые попытки итальянцев взрывать вражеские корабли при помощи диверсантов делались ещё во время Первой мировой войны.

Предполагалось подбираться к судам вплавь, буксируя 100-килограммовую мину из прессованного тротила. Затем мину нужно было закрепить вертикально у подводной части борта корабля и завести часовой механизм. Этот способ был признан слишком сложным, и начались разработки торпеды с внешним управлением. Новый аппарат двигался при помощи сжатого воздуха и имел мощные магниты для крепления к стальному борту корабля. Верхом на торпеде сидел человек, которого прикрывал от волн небольшой щит из оргстекла. В арсенале имелись пневматические инструменты для разрезания заграждений из сетей и тросов. Торпеда могла передвигаться и под водой, и по водной поверхности.

Дела Италии с военным флотом во Второй мировой войне обстояли неважно, и оперативно решить эту проблему было невозможно. В 1936 году адмирал Фалангола дал разрешение на создание нескольких управляемых торпед и обучение добровольцев. На основе этого начинания была создана 10-я флотилия MAS под управлением Валерио Боргезе.

Корабль или подлодка-носитель ночью подходили ближе к месту атаки. Экипаж торпеды состоял из двух человек. Выход производился через люк, экипаж включал торпедный двигатель и шёл ко входу в гавань, при необходимости скрываясь под водой и используя кислородные приборы. Скорость была порядка 5 км/час. Если гавань имела заграждения, под них подныривали либо прорезали проход. Затем экипаж направлял торпеду к кораблю и крепил её к борту. Включался часовой механизм. После завершения минирования экипаж вплавь добирался до берега или судна поддержки и пытался незаметно покинуть зону проведения операции.

Пилотируемые торпеды получили название «Майале» – «поросёнок». Самая удачная операция с их участием была проведена в декабре 1941 года, когда атаке подверглась база британского флота в египетском порту Александрия. Подводная лодка «Ширё» выпустила три «Майале», которые проникли в гавань, где в это время находились линкоры «Куин Элизабет» и «Вэлиант», несколько эсминцев и транспортные суда. Итальянцам удалось незаметно проскочить сквозь ворота в боново-сетевом заграждении в кильватерной струе британских эсминцев, которые в это время заходили в гавань. Лейтенант де Ла Пенне и унтер-офицер Бьянки должны были атаковать линкор «Вэлиант». Хотя кислородный аппарат Бьянки отказал, а винт торпеды заклинило, де Ла Пенне сумел руками протащить её по дну последние несколько метров. Оба итальянца вынырнули у борта линкора и были взяты в плен. Они отказались отвечать на вопросы и были помещены в один из внутренних отсеков линкора совсем недалеко от того места, где был установлен заряд. За десять минут до взрыва де Ла Пенне потребовал встречи с капитаном и сообщил о скорой детонации. Они ещё находились на корабле, когда произошёл взрыв.

На несколько минут раньше взорвался заряд, установленный под днищем линкора «Куин Элизабет» инженер-капитаном Марсельей и водолазом унтер-офицером Скергатом. В это время сам адмирал Каннингхэм стоял на корме линкора. Позже он вспоминал: «Когда корпус корабля содрогнулся от взрыва, меня подбросило в воздух футов на пять». Марселья и Скергат были взяты в плен через три дня на берегу. Третья торпеда, которой управляли капитан Мартелотта и унтер-офицер Марино должна была взорвать гружёный танкер. Кроме собственно торпеды подводники имели шесть кальциево-карбидных зажигательных патронов. Прикрепив торпеду к днищу танкера «Сагона», итальянцы установили взрыватели патронов так, чтобы они загорелись после взрыва танкера и подожгли разлившуюся нефть. Но этот приём не сработал, хотя «Сагона» и стоявший у борта танкера эсминец «Джервис» были серьёзно повреждены. Мартелотта и Марино были захвачены в плен на берегу.

Ценой трёх торпед «Майале» и шести человек удалось изменить баланс морских сил на Средиземном море. Однако итальянское командование оказалось неспособно использовать внезапно появившееся превосходство, а потом обвиняло немцев в том, что они не поставили Италии достаточно нефти для ведения морских операций.

Одним из кораблей, которые после Второй мировой войны по репарации достались Советскому Союзу, был линкор «Джулио Чезаре», – один из легендарных кораблей итальянского военного флота. Линкор получил новое имя «Новороссийск». У итальянских военных, журналистов, политиков передача этого корабля СССР вызвала яростный протест, а Валерио Боргезе поклялся, что под советским флагом он ходить не будет.

После модернизации «Новороссийск» принимал участие в празднике по случаю 100-летия обороны Севастополя и на ночь был ошвартован на внутреннем рейде. В ночь на 29 октября 1955 года с промежутком в 30 секунд произошли два сильных взрыва. К месту происшествия прибыл вице-адмирал Пархоменко, но он не сориентировался в обстановке: остановил начатую буксировку на мелководье и не сразу позволил начать эвакуацию моряков. В результате линкор перевернулся и исчез под водой. Погибли 829 человек, включая спасательные команды с других кораблей.

Версия о том, что корабль подорвался на подводной немецкой мине типа RMH или LMB, представлялась несостоятельной, так как спустя 10 лет после войны такие мины были уже неработоспособными. Линкор «Новороссийск» планировалось оснастить ядерными снарядами, и он стал бы серьёзным соперником для блока НАТО. Поэтому специалисты изначально не сомневались в намеренной диверсии и провели ряд расследований.

В журнале «Независимое военное обозрение» была опубликована статья капитана второго ранга запаса Сергея Елагина: «Можно с уверенностью сказать, что атаку «Новороссийска» проводили настоящие профессионалы, специалисты своего дела. Их в то время было так мало, что не составляло большого труда назвать поимённо каждого! Это могли быть только боевые пловцы из итальянской флотилии MAC, британской 12-й флотилии или германского соединения «К». Других специалистов с практическим боевым опытом в Европе и НАТО просто не существовало».

Novorosiysk1

Капитан перового ранга, военный историк Бар-Бирюков провёл расследование и по своим каналам добыл информацию о намеренном подрыве корабля восемью подводниками MAS. Его информатором был непосредственный участник операции по имени Николо. Во время войны подводные диверсанты MAS базировались в Крыму и хорошо знали местный рельеф. Торпеды были выпущены ночью с проходящего торгового судна.

Пьер Демаре – французский биограф Валерио Боргезе – осторожно пишет о 1950-х годах: «Это был период попыток, иногда удачных, саботажа на передаваемых Италией победившим союзным державам военных кораблях».

По странному стечению обстоятельств (а может быть, они были оповещены о готовящемся теракте) 29 октября 1955 года все итальянские торговые суда ушли из Крыма.

«Чёрный принц» Валерио Боргезе в ноябре 1955 года получил очередную награду. Вряд ли это было случайностью, или за прошлые заслуги.

Ugo1Ранее версия о том, что советский линкор затонул в результате диверсии итальянцев не имела официальных подтверждений. Ветеран итальянского подразделения боевых пловцов «Гамма» Уго Д’Эспозито в 2013 году признал, что итальянские военные причастны к затоплению советского линкора «Новороссийск». По словам Д’Эспозито, итальянцы не хотели, чтобы корабль достался русским, поэтому позаботились о том, чтобы его затопить.

«Новороссийск», изначально носивший имя «Джулио Чезаре», был построен в Италии в 1911 году. Он вошел в состав Королевского итальянского флота. Корабль был задействован в сражениях Первой и Второй мировых войн. После окончания Второй мировой войны достался СССР в счёт репараций. Передача корабля состоялась в начале 1949 года. Он был включен в состав Черноморского флота ВМФ Советского Союза и получил новое имя «Новороссийск». А через шесть лет – 29 октября 1955 года – затонул в бухте Севастополя, после мощного взрыва, произошедшего под корпусом корабля. В результате погибли, как известно, 829 моряков. Через несколько лет линкор был поднят со дна на поверхность и разобран на металл.

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Январь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы