Сегодня, в воскресенье 27 октября, беспилотный космический самолёт Военно-воздушных сил (ВВС) США приземлился после рекордных 780 дней на орбите, окончив таким образом, пятую сверхдлинную миссию военного флота мини-челноков.
Миссия X-37B Orbital Test Vehicle 5 (OTV-5) завершилась плавным автономным приземлением в Космическом центре Кеннеди НАСА, штат Флорида, в 10:51 по московскому времени, сообщили представители американских ВВС.
Успешно приземлившись, OTV-5 побил предыдущий рекорд миссии X-37B, равный 718 дням, установленный миссией OTV-4 в мае 2017 года. OTV-5 – это вторая миссия X-37B, которая приземлилась в Космическом центре Кеннеди NASA (OTV-4 был первым). Все предыдущие миссии приземлялись на базе ВВС Ванденберг в Калифорнии.
«Безопасный возврат этого космического корабля после того, как он побил собственный рекорд полёта, является результатом инновационного партнёрства между правительством и промышленностью», – заявил начальник штаба ВВС генерал Дэвид Л. Голдфейн.
Военно-воздушные силы США имеют по крайней мере два многоразовых космических корабля X-37B в своем флоте, и оба совершили несколько полётов. Космические самолёты на солнечной энергии были построены Boeing и оснащены миниатюрным отсеком «полезной нагрузки» для размещения экспериментов или небольших спутников. Изначально они были рассчитаны на то, чтобы проводить на орбите до 240 дней.
«X-37B продолжает демонстрировать важность космических самолетов многоразового использования», – сказала в том же заявлении секретарь ВВС Барбара Барретт. – Каждая последующая миссия развивает космические возможности нашей страны».
Официальные лица ВВС подчёркивают, что точный характер миссий X-37B засекречен, хотя они и намекали на типы экспериментов OTV-5, выполненных на орбите. Одной «полезной нагрузкой» была исследовательская лаборатория ВВС Advanced Structurely Embedded Thermal Spreader, осуществившая эксперимент, предназначенный для «тестирования экспериментальной электроники и технологий осциллирующих тепловых труб в долговременной космической среде».
Директор Управления быстрого реагирования ВВС Рэнди Уолден подтвердил: «OTV-5 находился на орбите с более высоким наклоном, чем предыдущие полёты X-37B. Совершив успешную посадку, X-37B завершил свой самый длинный полёт и успешно выполнил все задачи миссии: проведены эксперименты исследовательской лаборатории ВВС, а также обеспечен вывод на орбиту небольших спутников».
Космический самолёт X-37B был разработан НАСА ещё в 1999 году, чтобы служить технологическим испытательным полигоном для будущих космических кораблей и очень похож на миниатюрную версию космического челнока. В 2004 году военное агентство передовых исследований в области обороны (DARPA) взяло на себя этот проект, и в конечном итоге через несколько лет оно было передано Управлению по оперативным возможностям ВВС США.
Корабль X-37B имеют длину 8,8 метров, высоту 2,9 метра, размах крыльев чуть менее 4,6 метра. Параметры грузового отсека: в длину около 2,1 метра, в ширину – 1,2 метра.
Первая миссия X-37B, OTV-1, стартовала в апреле 2010 года и провела на орбите 224 дня. OTV-2 запущен в марте 2011 года и был первым полётом второго X-37B, который оставался на орбите в течение 468 дней. OTV-3 ознаменовал второй полёт X-37B (корабля миссии OTV-1), он был запущен в декабре 2012 года на 674 дня. Миссия OTV-4, запущенная в мае 2015 года (второй полёт корабля OTV-2), провела в космосе 718 дней. Первые четыре миссии OTV стартовали на ракетах Atlas V, а OTV-5 впервые использовала ракету SpaceX Falcon 9.
Руководитель программы X-37B подполковник Джонатан Кин заявил: «Этот космический корабль является ключевым компонентом космического сообщества. Данный рубеж демонстрирует нашу приверженность проведению экспериментов для будущих космических исследований Америки. Поздравляем команду X-37B с хорошо выполненной работой».
По материалам открытых источников, НАСА
Лев Осенев (WRN)