На протяжении многих лет американские власти всячески старались опорочить, убить в иммигрантах из бывшего Советского Союза любовь и уважение к великому Маэстро сцены певцу, народному артисту СССР, профессору, смелому и мужественному человеку Иосифу Давидовичу Кобзону, – ничего из этих потуг не вышло. Именно таких, как И.Д. Кобзон (мне посчастливилось более четверти века время от времени общаться с ним, брать у нго интервью), называют исполинами – в них чувствуется нечто высокое, величественное и торжественное, им по грандиозному уровню их таланта подходят концертные залы Государственного Кремлевского дворца или Колонного зала Дома Союзов, в их репертуаре лучшие песни лучших композиторов, им по плечу классические костюмы. Вспомните, Иосиф Давидович никогда не выходил на сцену небрежно одетым: всегда «с иголочки»!
Как раз таким и был «официальный голос Советского Союза», – Великий эстрадный певец Иосиф Кобзон, репертуар которого насчитывал более 1500 песен, составляющих песенную летопись ХХ, да и ХХI веков. Ему были подвластны и героические баллады, и трепетная лирика, и ритмы маршев, и задушевность вальса. В основе таланта этого певца – вокальное мастерство и искренняя задушевность, глубокое проникновение в авторский замысел композитора и поразительная сердечность в общении с публикой.
Его сильный и уверенный голос, вобравший в себя все оттенки чувств человека, помогал и помогает людям забывать повседневные заботы и невзгоды, доставляет радость и вселяет надежду на лучшее! Вся его жизнь – бесконечная череда исключительных фактов и событий. Он побывал с гастролями более чем в ста странах мира и мог спеть рекордное количество концертов в день – иногда их число достигало двенадцати! Иосиф Давидович был признан самым титулованным артистом России, послом доброй воли и искусства в «горячих» точках планеты (Афганистан, Чернобыль, «Норд-Ост»). Он был очень современен, и вне времени. Он был символом своего века. Он был артистом, разговаривающим на языке песни с небом и звёздами!
Его искусство связывало и связывает воедино народы разных стран. Ещё раз повторю: как бы не тужились недальновидные (это ещё мягко сказано!) политики. В прошлом году И.Д. Кобзона не стало. Но его творчество, его песни остались с нами. Они вернулись. Концерты, посвящённые этому великому певцу, где звучат любимые произведения из его репертуара, в апреле-мае проходят на лучших площадках США и Канады. Поистине, как пел Иосиф Кобзон, «эту песню не задушишь, не убьёшь…».
Организатором данного масштабного проекта является президент и художественный руководитель Благотворительного фонда творческих инициатив «Таланты мира» Давид Гвинианидзе. Этот проект – не просто дань уважения кумиру миллионов И.Д. Кобзону, который начал свой творческий путь в Грузии, на родине Давида Гвинианидзе, и не раз принимал участие в проектах фонда «Таланты мира» в Москве, это также стремление ещё раз прикоснуться к бесценному творческому наследию певца – посла Мира и Любви.
Каждый проект фонда «Таланты мира» (его девиз «От культуры мира к миру на планете») – это уникальное явление, грандиозный праздник, конгломерат оригинального режиссёрского замысла и высочайшего исполнительского мастерства. В концертах принимают участие звёзды лучших оперных театров мира, а палитра самих проектов поражает разнообразием: от сугубо классического концерта, отражающего творчество великого композитора или исполнителя, до легкого зажигательного праздничного концерта, составленного из суперпопулярных произведений вокальной классики. В активе фонда «Таланты мира» около 60 различных проектов. Среди них такие популярные, как «Созвездие теноров», «Дуэль теноров и баритонов», «Королевский турнир, или Состязание теноров, баритонов и басов»; «Созвездие меццо-сопрано», «Девичий переполох, или Соперничество сопрано и меццо-сопрано», цикл «Кумиры на все времена», посвящённый творчеству исполнителей, чьи имена вписаны золотыми буквами в историю вокальной музыки (в рамках этого цикла с Давидом Гвинианидзе уже выступили народная артистка СССР Мария Биешу, народная артистка СССР Нани Брегвадзе, оперная примадонна США Патриша Миллер); праздники романса; «Вечера серенады», праздничные гала-концерты «Гран рандеву à l’Opera» (международные праздники оперы, проходившие в Светлановском зале Московского международного Дома музыки), «Виват, оперетта», концерт с юмором «Так шутят звёзды оперы» и многие другие.
Наряду с сугубо концертными проектами фонд «Таланты мира» занимается просветительской и образовательной деятельностью, в рамках которой осуществляет такие проекты, как, например: «Образы Италии» (ретроспектива итальянской музыки XVI-XX вв.), «Образы России» (цикл концертов русской музыки XVIII-XX вв.), которые проводятся в виде занимательных спектаклей, сопровождаются комментариями музыковеда и адаптированы для широкой детской и юношеской аудитории. Для учеников средних и высших вокальных учебных заведений фонд «Таланты мира» организует мастер-классы выдающихся оперных исполнителей и вокальных педагогов.
Фонд «Таланты мира» представляет свои проекты на лучших концертных площадках Москвы, это – Большой зал Консерватории, Зал имени П.И. Чайковского, Московский Международный Дом музыки, концертный зал «Россия», залы ММТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, ММТ «Геликон-опера» и т.п. В них принимали участие мегазвезды российской и зарубежной оперной сцены.
Проекты фонда успели покорить не только столицу, но и регионы России и ближнего зарубежья. Кроме того, начиная с 2008 года фонд «Таланты мира» регулярно представляет свои проекты и в лучшем концертном зале США – Карнеги-холл.
Участие в международном форуме «Диалог цивилизаций» на острове Родос, где Давид Гвинианидзе открывает и закрывает культурную программу форума, ещё одна победа фонда «Таланты мира» – уже как общественной и культурной организации.
А ещё фонд «Таланты мира» несколько раз в год устраивает благотворительные концерты для наименее защищенных слоев населения – ветеранов войны и труда, инвалидов и т.п.
Давид Гвинианидзе так рассказывает о себе: «Петь я начал в раннем детстве, в вокально-инструментальном ансамбле. Об опере и не помышлял. Наоборот, громкое пение меня отпугивало, а больше всего мне нравилось слушать задушевные романсы в исполнении Нани Брегвадзе. Но потом я познакомился с творчеством великой оперной дивы Марии Каллас, которая и стала моим кумиром и путеводной звездой в мир оперы. Конечно, кроме неё есть ещё и другие, кого я мог бы назвать своими кумирами, например, замечательные тенора Энрико Карузо, Марио дель Монако, Лучано Паваротти. А с Пласидо Доминго вообще меня многие сравнивают, говорят, я похож на него молодого. Мои родители – самые замечательные: мама – врач, кандидат наук, многие пациенты стараются попасть на приём именно к ней, а отец – профессор, преподает в Политехническом университете. Как и во многих семьях Грузии, и в нашей семье пели, но делать из этого профессию… Отец был категорически против моей карьеры певца, и мне пришлось, выполняя волю родителей, поступить в Политехнический университет. А параллельно я учился в Музыкальной академии. Оба учебных заведения я закончил одновременно и с «красными» дипломами. Сейчас, конечно, родители мной гордятся, и в нашем доме висят мои афиши, мама коллекционирует диски наших концертов, а отец рассказывает о географии моих поездок своим друзьям.
Уже на третьем курсе Музыкальной академии я стал солистом Батумского государственного академического театра оперы и балета. И хотя моими педагогами были многие известные исполнители, особенно мне хотелось бы выделить народного артиста Грузии тенора Александра Хомерики, который в то время был и художественным руководителем Батумского театра. Уже в первом своем сезоне мне удалось исполнить партии Альфреда в «Травиате» (Дж. Верди), Туридду в «Сельской чести» (П. Масканьи) и Котэ в «Кето и Котэ» (В. Долидзе). Одновременно, уже со второго курса академии, я вёл авторскую передачу на грузинском телевидении, которая называлась «Тенор» и рассказывала о великих оперных исполнителях, композиторах, спектаклях. Тогда же я стал участвовать в конкурсах и получил свои первые награды».
Обуреваемый многочисленными идеями, Давид Гвинианидзе создал фонд «Таланты мира», став его художественным руководителем и автором всех концертных программ. К тому же продолжая оставаться оперным исполнителем, концертирующим певцом, педагогом и постоянным участником различных музыкальных передач и ток-шоу.
Фонд «Таланты мира» является одной из лучших концертных организаций России, которой удается с успехом решать сложнейшую задачу современности – популяризировать красоту вокальной классической музыки.
Давид говорит: «Для участия в своих проектах я стараюсь приглашать только лучших исполнителей. Исполнитель – это не только вокалист, но и актёр. Хороший актёр из каждой арии или песни способен сделать мини-спектакль, как Федор Шаляпин, который одним жестом «клал публику в карман».
В 2007 году имя Давида Гвинианидзе было внесено в энциклопедию «Люди нашего тысячелетия», в декабре того же года ему была вручена медаль ООН «За вклад в развитие культуры».
В 2008 году в Светлановском зале Московского Международного Дома музыки состоялось торжественное вручение исполнителю одного из высших общественных орденов России «Рубинового креста славы», присуждаемого за существенный вклад в развитие науки, культуры и искусства.
За заслуги перед российской культурой звезда Давида Гвинианидзе открыта в Москве в ЦПКиО «Сокольники»; он награждён золотой медалью «За меценатство», а фонд «Таланты мира» принят в действительные члены Международной ассоциации «Знание» как ведущая организация в области культуры.
Ну, а теперь о том великолепном гала-концерте трёх баритонов, состоявшемся 28 апреля в Бруклине (Нью-Йорк), на Брайтон Бич, в «Мастер-театре». На концерте, посвящённом Иосифу Давидовичу Кобзону, прозвучали оперные произведения на русском, итальянском, еврейском и украинском языках, исполнялись песни в честь ветеранов Великой Отечественной и Второй мировой войн, а также романсы в исполнении Давида Гвинианидзе, Александра Киреева и Андрея Бреуса, которым мастерски аккомпанировала на рояле непревзойдённая Виктория Улановская. Музыкальный детский театр в Бруклине (Нью-Йорк), которым она руководит уже несколько лет, неизменно привлекает внимание зрителей своими яркими, брызжущими весельем музыкальными спектаклями-ревю.
Несколько слов об исполнителях-баритонах.
Александр Киреев – солист Государственного академического Большого театра России, национальной оперы Украины имени Т.Г. Шевченко, часто гастролирует по миру с концертными программами. В 2013 году был удостоен премии Международного конкурса «Neue Stimmen/Новые голоса» (Гютерсло, Германия). Александр Киреев родился в городе Шостка (Украина). В 2009-м окончил Киевское государственное высшее музыкальное училище имени Р.М. Глиэра, в 2013-м – вокально-дирижерский факультет Национальной музыкальной академии Украины имени П.И. Чайковского. В 2011-2013 гг. был стажером, в 2013-м стал солистом Национальной оперы Украины имени Т.Г. Шевченко (Киев). В 2014-2017 гг. – был артистом Молодежной оперной программы Большого театра. В Большом театре дебютировал в 2014 году в партии Марулло («Риголетто» Дж. Верди).
Андрей Бреус начинал учиться в детской музыкальной школе по классу фортепиано в Таганроге. Он жил тогда с родителями в небольшом селе под городом. Затем поступил в музыкальное училище в Ростове, где играл на балалайке, а потом перевелся на хоровое отделение. Через два года поступил на вокальный факультет Ростовской консерватории, одновременно ездил в Москву, где брал частные уроки вокала. В 1992 году окончательно перебрался в столицу России и поступил в ГИТИС (ныне – Российская академия театрального искусства – РАТИ), который окончил в 1996-м. Ещё будучи студентом третьего курса дебютировал в Московском театре «Новая опера» в партии Мизгиря в «Снегурочке» Н. Римского-Корсакова.
Андрей Бреус – солист Государственного академического Большого театра России, театра «Новая опера»; выступает на сценах «Ковент-гарден» в Лондоне, «Опера Бастиль» в Париже, «Вашингтон-опера» в США, «Карнеги-холл» в Нью-Йорке, лучших залах Европы и Азии.
Концерт трёх баритонов в бруклинском «Мастер-театре» прошёл на «высокой ноте». Аплодисменты, цветы, восторженные крики «браво», слова благодарности артистам за их прекрасное исполнение, – всё это ещё раз подчёркивало непроходящую силу искусства, тем более если это искусство несли людям талантливые музыканты, как говорится, истинные мастера своего дела!
Лев Рудский (WRN)
Написать такую великолепную статью может только настоящий Мастер и прекрасный журналист. Именно таким человеком является главный редактор интернет-журнала Worldrusnews.ru/Мировые и российские новости Лев Рудский. Большое спасибо.
С уважением, Марина Лагунова, Нью-Йорк, 18 мая 2019 года.