«ХРУСТАЛЬНАЯ ЧАСОВНЯ», «ГОРОЖАНЕ» и «МИМИНО»

7 сентября 2013

RudMuz-S1В День Москвы 7 сентября по известному всем адресу: Гоголевский бульвар, дом 10 (в усадьбе XVIII века) состоялось торжественное открытие обновлённого Государственного музея современного искусства Российской академии художеств. Впервые за всю историю отечественного искусства в одном месте собрались живописцы, скульпторы, архитекторы сразу нескольких поколений: члены РАХ, народные художники России, выпускники Московского академического художественного лицея – МАХЛ РАХ (МСХШ) – 2012-2013 учебного года, золотые медалисты РАХ. Они не просто пришли на открытие музея, они пришли на свои выставки. И в этом была потрясающая новизна, которая завораживала, вызывала чувства возвышенного, необычного, очарования творениями и знаменитых, и начинающих.

Устроители выставки – правительство столицы, Департамент культуры города Москвы, Российская академия художеств и Московский музей современного искусства, – сделали всё, чтобы никого из них не обидеть, чтобы каждый художник чувствовал себя в своей среде.

Более 200 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры демонстрируют разнообразие стилистики современного изобразительного искусства. Академия предстает как содружество ярких творческих личностей со своим индивидуальным почерком. Работы, выполненные в традициях классической школы, произведения современных направлений воплощают множество самых животрепещущих тем, волнующих человека. Столь разные произведения художников нескольких поколений объединяет, прежде всего, то, что они воздействуют на зрителя силой и напряжением художественной формы, говорят языком изобразительного искусства ХХI века, не теряя при этом связи с традициями предыдущих десятилетий и даже столетий.

RudMuz-S3spravaВ церемонии открытия музея приняли участие министр культуры России Владимир Мединский, президент РАХ, народный художник СССР Зураб Церетели, народный артист Советского Союза Иосиф Кобзон, представители правительства Москвы, Московской городской Думы и другие деятели культуры и искусства.

Выступающие отметили, что музей на Гоголевском бульваре – пятый по счёту в Москве. Уже открыты музеи современного искусства на улице Петровка, на Тверском бульваре, на Большой Грузинской улице и в Ермолаевском переулке у Патриарших прудов. Новое экспозиционное пространство музея, тематически удачно условно разделено на «Музей искусства и религии» и «Музей женщин». Масштабная программа «Музея искусства и религии» предполагает осуществление серии научно-образовательных, музейно-выставочных, культурно-просветительских проектов. Одна из целей этой программы – консолидация художников, учёных, представителей Русской православной церкви в обсуждении актуальных проблем развития современной культуры, путей преодоления дегуманизации социального пространства, поиска новых художественных форм осмысления духовного наследия России. Основная задача этого музея состоит в раскрытии на примере произведений искусства XXI века своеобразия процессов взаимопроникновения культур, исторической связи и преемственности, философского осмысления наследия многовековой христианской традиции в текущем столетии в контексте возрождения духовной, нравственной культуры всей многонациональной и многоконфессиональной России.

RudMuz-S2spravaОдин из центральных экспонатов музея – «Хрустальная часовня» – уникальное архитектурное сооружение, являющееся примером современного культового зодчества. Она воссоздает облик утраченной часовни святого Александра Невского, построенной в Охотном ряду по проекту российского архитектора Д.Н. Чичагова в 1882 году и посвященной памяти героев Балканской войны. Новаторское решение Зураба Церетели состояло в использовании новейших технологий и необычного материала – литого хрусталя на стальном каркасе. В экспозиции как монументальная, так и станковая скульптура. Важной составляющей архитектурно-художественного решения внутреннего двора музея – галерея скульптурных образов православных святых, среди которых – святой Великомученик Георгий Победоносец, преподобный Сергий Радонежский, святой равноапостольный князь Владимир, святые благоверные князья Дмитрий Донской и Александр Невский и другие, а также образы представителей Русской православной церкви – патриархов Алексия II и Кирилла. Здесь же, в «Музее искусства и религии» представлены произведения архитектуры, монументального искусства, иконописи, живописи, скульптуры, видеоарта, инсталляции, созданные современными российскими художниками, в том числе и их юными коллегами.

RudMuz-S4sleva«Музей женщин» – выставочное пространство, которое объединяет временные и постоянные экспозиции и программы интерактивного музея. В центре «Музея женщины» – скульптурная группа работы Зураба Церетели, представляющая собой гигантский металлический «Букет» (который художник дарит всем женщинам на земле) с витражными стёклами в уникальной технике объёмной перегородчатой эмали, над усовершенствованием которой Церетели работает уже чуть ли не полвека. Опорой этой впечатляющей композиции служит восьмигранная металлическая конструкция; внутри неё установлена скульптурная группа «Адам и Ева», символизирующая избранный человечеством путь, жизнь мужчины и женщины, которые вместе преодолевают все трудности и невзгоды во имя продолжения жизни на земле. Вокруг «Букета», куда можно войти, как и в знаменитое «Яблоко», установлены статуи женщин работы скульптора, а на бронзовых досках отлиты высказывания самых известных из них: Коко Шанель, принцессы Дианы, Марии Калласс, Бриджит Бордо, Маргарет Тэтчер, Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. Их дополняют, также отлитые в бронзе, крылатые слова мужчин, начиная от Гомера и Овидия, и заканчивая классиками мировой и русской литературы. Думаю, стоит привести пару «бронзовых» изречений. Философ Гомер в далёкие времена сказал: «Нет ничего пагубнее женщины», а законодательница мод Коко Шанель как бы возражает древнему мудрецу и в то же время делает вид, что соглашается с ним: «Мужчина может надеть что хочет, – он все равно останется аксессуаром женщины. Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины, а глупость, – чтобы мы любили мужчин». Добавить нечего…

RudMuz-S7poseredine

По внешнему кругу расположены одиннадцать женских фигур и фигура ребёнка, олицетворяющая главное предназначение женщины. Скульптурные образы – это аллегорические изображения таких замечательных качеств русской женщины, как преданность и верность, достоинство и благочестие, духовность и трудолюбие, любовь и красота, материнство и нежность. Объёмно-пространственная монументальная композиция «Семья», являющаяся своеобразным смысловым стержнем «Музея женщин», посвящена новому всероссийскому празднику – Дню семьи, любви и верности (Дню памяти святых Петра и Февронии).

В экспозиции «Музея женщин» также находится многофигурная скульптурная композиция «Жены декабристов. Врата судьбы», посвящённая трагическим судьбам этих удивительных женщин, их беспримерному духовному и нравственному подвигу. Это особенно важно в настоящее время, когда остро ощущается необходимость возрождения нравственных и духовных ориентиров в обществе.

В этом музее предполагается регулярное проведение выставок, на которых будут представлены творческие проекты известных российских женщин – художниц, в том числе академиков Российской академии художеств. Под них отводятся экспозиционные площади в корпусах этой RudMuz-S5slevaисторической усадьбы, ограждающих пространство внутреннего двора. Кроме того, здесь будут проводиться массовые мероприятия, в частности, программы для детей с ограниченными физическими возможностями. Кстати, за последние годы в музее уже проходили специальные выставки для детей – пациентов московских онкологических центров при участии фонда «Подари жизнь».

Как вы уже заметили, большое место в музее отведено творчеству Зураба Церетели. Здесь и образ великого русского поэта А.С. Пушкина, воплощенного мастером в разных видах изобразительного искусства, в том числе, и в монументальной пластике. В 2005 году бюст А.С. Пушкина был установлен в Ульяновске. Совсем недавно экспозиции Галереи искусств на Пречистенке и Музея современного искусства РАХ на Гоголевском бульваре пополнились новыми работами, посвящёнными А.С. Пушкину. Добрые чувства вызывают скульптурные композиции, запечатлевшие образы близких Зурабу Церетели по духу художников из серии «Великие мастера». Среди них выполненные в бронзе Пикассо, Пиросмани, Модильяни, а также Чарли Чаплин в характерной для него позе.

RudMuz-S8spravaRudMuz-S6slevaСкульптурные композиции из серии «Мои современники», посвящённой творцам отечественной и мировой культуры ХХ века, среди которых А. Ахматова, И. Бродский, С. Коненков, В. Высоцкий, Р. Нуреев и другие, вносят яркие акценты в экспозиционное пространство этого музея. Мила и непосредственна скульптурная композиция «Горожане», символизирующая уличную сценку из жизни старого Тбилиси, а также скульптурная группа «Мимино», авторский вариант которой несколько лет назад украсил одну из площадей столицы Грузии.

В разделе живописи расположены полные экспрессии и динамизма работы академиков Таира Салахова и Бориса Мессерера, которые задают мажорное звучание всей экспозиции. Классические реминисценции характерны для творчества Д. Жилинского, яркие, эмоциональные живописные полотна представили О. Савостюк и А. Акритас. Неповторимостью стилистики и индивидуального подхода к решению творческих задач отмечены работы Т. Назаренко, А. Салаховой, К. Худякова, В. Церетели, С. Оссовского и других мастеров, которые в своих работах наряду с традиционными техниками используют новые материалы и технологии.

RudMuz-S9spravaВ состав экспозиции вошли также произведения Е. Максимова, Н. Мухина, В. Нестеренко – известных мастеров, чье творчество непосредственно связано с русским церковным искусством. А произведения живописцев и графиков, начинавших свой путь в 1970-1980-е годы, представлены работами В. Глухова, А. Любавина, В. Калинина и др.

Станковая графика отмечена высокой культурой исполнения, разнообразием техник и пластических приемов. Также и графические листы – они отличаются многообразием тематик и образных решений. В своих акварельных работах художник А. Шмаринов с особой проникновенностью передает мотивы русской природы. Поэтичные городские пейзажи Л. Шепелёва впечатляют мастерством исполнения.

Скульптурные произведения экспозиции демонстрируют высокий уровень современной пластики, разные жанры и творческие манеры. Здесь показана станковая пластика, модели памятников, скульптура малых форм. В своих произведениях мастера стремятся к многообразию композиционных приёмов, показывая RudMuz-S10spravaпрекрасное владение материалом, способность сделать его существенным компонентом образного решения. Интересно, нередко остросовременно представлено творчество А. Бичукова, А. Рукавишникова, А. Ковальчук, А. Бурганова, А. Цигаля, А. Чаркина и др.

Ни за что не пройдёшь мимо произведений декоративно-прикладного искусства, выполненных Л. Савельевой. Оригинальные и зачастую неожиданные композиционные приёмы, выразительная пластика, авторские находки в технологии обработки стекла принесли ей заслуженную славу одного из самых интересных мастеров современного художественного стеклоделия.

На выставке также представлены альбомы, монографии, научные труды, учебники, созданные известными историками искусства, ведущими арт-критиками и сотрудниками Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств РАХ.

Формирование современного архитектурно-художественного облика многих городов нашей страны связано с деятельностью крупнейших мастеров Российской академии художеств. На выставке особое место отведено проектам архитектурных сооружений, разработанных под руководством академиков М. Посохина, Ю. Платонова. Среди них – многофункциональный деловой комплекс «Москва-Сити», гостинично-деловой центр на Новинском бульваре в Москве и др. Эти и многие другие проекты активно формируют городскую среду обитания человека в современных условиях, они свидетельствуют о большом вкладе отечественных архитекторов в решение важных градостроительных задач, а также проблем синтеза изобразительного искусства и архитектуры.

Юные художники – выпускники 2012-2013 учебного года – представляют свою выставку итоговых творческих работ в преддверии 75-летнего юбилея Московского академического художественного лицея Российской академии художеств. В экспозицию вошли портреты, городские и сельские пейзажи, жанровые сцены, натюрморты, композиции, иллюстрации к литературным произведениям. Всё это является убедительным свидетельством творческого развития лучших традиций академической школы.

Особый интерес собравшихся вызвали работы А. Алиева, Т. Батырова, Д. Даваа, И. Дерябиной, В. Изотовой, А. Замотаевой, Т. Прокопец, А-М. Силкинайте, Г. Фролова, А. Якимовой – золотых медалистов РАХ, победителей Всероссийской архитектурной олимпиады в МАрхИ, получивших международные гранты «За возрождение классических традиций русской живописи» и «Винченцо Бьянки и студенты мира», а также обладателя премии имени Ю.Г. Орехова Д. Тюрина.

RudMuzLizey-S11

Выставка ребят – это результат плодотворного сотрудничества Российской академии художеств и уникального художественно-образовательного учреждения, созданного в 1939 году, как школа для особо одарённых детей. Основателями школы были выдающиеся деятели русской культуры и искусства И.Э. Грабарь, П.П. Кончаловский, Д.С. Моор, С.В. Герасимов, К.Ф. Юон и др. В основу преподавания в МАХЛ РАХ (МСХШ) были положены лучшие традиции и педагогические принципы академического художественного образования – высокий профессионализм и ответственное отношение к званию художника. В практику современного академического художественного образования всё более широко входит проведение мастер-классов ведущих российских и зарубежных художников. Это позволяет учащимся наблюдать живой процесс творчества мастеров, работать вместе с ними, получать практические рекомендации, советы, что обогащает и развивает их.

Поэтому на нынешней выставке произведения молодых художников – живописные полотна и графические листы – демонстрируют то, что они под руководством опытных педагогов успешно овладевают профессией, которую выбрали в жизни. Выставка – яркое свидетельство того, что профессиональная выучка не мешает живому, творческому воображению, а верность традиции не исключает свободы в поиске собственного стиля. Таким образом, академическая художественная школа ещё раз доказывает, что она не просто живёт, но и находится на подъёме, что служит надёжной основой для дальнейшего развития российской культуры.

WRN

Метки: , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031