ОРНЕЛЛА МУТИ, МАЛЬТА, КРЕМЛЬ и БАЛЕТ

10 сентября 2018

CrPalcePrsConf-S

Сегодня, 10 сентября 2018 года, в Москве (Россия) на сцене Большого зала Государственного Кремлёвского дворца (КДС) состоялся единственный GosKremDvrets-S1показ российской премьеры уникального балета с элементами оперы «Хрустальный дворец» (создан по мотивам романа русского писателя Ивана Лажечникова «Ледяной дом») на музыку американо-мальтийского композитора (как сейчас принято говорить, – с «русскими корнями») Алексея Шора. Инициатором и главным организатором проекта выступил Европейский Фонд поддержки культуры (EFSC) во главе с его президентом Константином Ишхановым, который сказал: «Балет поставлен на музыку замечательного композитора Алексея Шора. На мой взгляд, нам удалось создать что-то такое, чего ещё не видели ни европейская, ни российская публика. «Хрустальный дворец» – это не просто балет, это балет с элементами оперы, и в нём задействованы действительно ведущие артисты оперы и балета мирового уровня».

Режиссёр-постановщик балета «Хрустальный дворец» Екатерина Миронова, режиссёр, балетмейстер Александр Сомов, который подчёркнул: «Спектакль аллегоричен по своему сюжету и названию, так как хрустальный дворец – это иносказательное название для чувства счастья. Оно настолько хрупко, что многие люди не успевают признать себя счастливыми. Мы же призываем зрителей любить, чувствовать и беречь друг друга в каждую минуту, пока такая возможность нам даётся судьбой».

Премьера балета в Москве была организована Ассоциацией поддержки культурных инициатив (АПКИ) совместно с Государственным Кремлёвским дворцом.

CrPalce-S6

Надо отметить, что мировая премьера балета прошла ещё в июле 2017 года на Мальте, которая была приурочена к 50-летию установления дипломатических отношений между Советским Союзом и Мальтой. После премьеры чрезвычайный и полномочный посол России в Республике Мальта Владимир Малыгин сказал: «С особым удовлетворением отмечаю, что балет получил многочисленные восторженные отклики, в том числе со стороны высокопоставленных гостей, посетивших данное мероприятие. Балет реально способствовал укреплению образа России как страны с богатейшим музыкальным и духовным наследием».

А вообще-то связи между странами имеют долгую историю: они зародились ещё при русском царе Иване Грозном и получили развитие при российском императоре Павле I, давшего Мальтийскому ордену прибежище от воинствующего французского императора Наполеона.

CrPalceBalt-S

Выбор сюжета «Хрустального дворца» был продиктован для солнечной Мальты, вероятно, экзотикой «ледяной истории» времён русской императрицы Анны Иоанновны, оставившей о себе добрую память тем, что в мае 1738 года она подписала указ «О создании Танцовальной Ея Императорского Величества школы», заложив тем самым основы будущего Императорского театрального училища (ныне – Академия русского балета имени А.Я. Вагановой).

CrPalce-S2

А в основе сюжета балета «Хрустальный дворец» – исторический эпизод, имевший место при дворе уже названной нами самодержицы Анны Иоанновны (её великолепно сыграла знаменитая итальянская актриса Орнелла Мути, известная своими ролями в знаковых фильмах мирового кинематографа: «Укрощение строптивого», «Жизнь прекрасна», «Безумно влюбленный» и многих других; она и здесь удивила всех специально подготовлённой к постановке ролью на русском языке). Царица Анна Иоанновна славилась своей любовью к пышным торжествам и необычным забавам. И вот однажды она решила поженить во дворце изо льда («Хрустальном дворце»), построенном для этого случая на реке Неве, влюблённую пару придворных шутов. Их роли бесподобно исполнили звёзды не только российского, но и мирового балета: премьер Михайловского театра, заслуженный артист РФ, один из пяти лучших балетных танцоров планеты Иван Васильев и ведущая солистка Большого театра Мария Виноградова. В великолепном составе участников постановки – прима-балерина Большого театра, народная артистка России Мария Аллаш (в роли Феи Замерзшего сада цветов) и солистка оперной труппы Большого театра Анна Нечаева. В балете также участвовали артисты лучших музыкальных театров России и Школы классического танца под руководством Геннадия и Ларисы Ледях, детский хор Большого театра.

CrPalceMan-S1

Оригинальные исторические костюмы, расшитые вручную по канонам XVIII века, поразившие зрителей своей эксклюзивностью, богатством и великолепием, придумала генеральный директор мастерской театрального костюма «ArtDebut.dance» Елена Нецветаева-Долгалёва. Прекрасное декорационное оформление выполнил Сергей Тимонин, а световое решение постановки создал художник по свету Антон Стихин.

Представление в двух действиях проходило в сопровождении симфонического оркестра, в составе которого – музыканты лучших оркестров Москвы. Дирижировал постановкой неоднократный обладатель премии «Золотая маска» Павел Клиничев. На балет в Кремлёвский дворец пожаловали важные мальтийские гости, и среди них председатель совета директоров Средиземноморского Конференц-центра на Мальте, доктор Кеннет Спитери. После премьеры он сказал: «Я видел эту постановку на Мальте и в Армении, – и это мой третий раз. С каждой премьерой балет становится всё лучше и лучше. Музыка просто невероятная; она абсолютно понятна и её очень приятно слушать! Костюмы потрясающие! Сюжет выбран очень интересный, и то, как в балет «вплетается» опера, добавляет ему ещё больше красок. Мне кажется, что у «Хрустального дворца» есть будущее: музыка фантастическая, хореография на высоком уровне, декорации и костюмы завораживают, а это – залог дальнейшего успеха!».CrPalceMuti-S2

Балет с элементами оперы «Хрустальный дворец» стал масштабным международным проектом, уникальный характер которого подчёркнут межкультурными театральными и музыкальными связями.

Shor-S1aА вот что говорит композитор Алексей Шор: «Слышать свою музыку в живом исполнении, видеть игру актёров, вкусить краски и колорит оформления, – всё это вызывает абсолютно новые чувства! Музыка балета стала рождаться сразу, как только я узнал, о чём будет спектакль. Ведь идея постановки принадлежит Екатерине Мироновой, и, когда был выбран этот сюжет, сразу стало понятно, что визуально это будет очень красиво, эмоционально. Тут же появились разные идеи, целые картины и сцены, в какой момент, какая музыка будет звучать… Холод, ледяное великолепие узоров визуально очень подходят балетной тематике. Получился сильный контраст между двумя действиями балета. Первый акт – радостная, наполненная жизнью ритмичная музыка, я всё это переживал внутри себя, во втором – совершенно другое настроение: драматическое, трагичное состояние, охлаждение чувств и эмоций… К великому счастью, меня играют потрясающие исполнители, которые придают моим работам такое звучание, о котором я даже мечтать не мог».

Да, что касается звёздных исполнителей, – тут все верно. И они, и, конечно же, дети (всегда беспроигрышный вариант!); а уж когда в сцене охоты появились охотничьи собаки и итальянская кинозвезда Орнелла Мути (императрица Анна Иоанновна) верхом на лошади, зал просто онемел от удивления и восторга. Невероятно!

Звёзды балета Мария Виноградова (Влюблённая и Шутиха) и Иван Васильев (Влюблённый и Шут) – на редкость гармоничный дуэт – показали высочайший класс исполнительского мастерства, наполнив обычную хореографию «романтическими чувствами» своих героев. При этом Васильев просто завораживал зрителей накалом виртуозной техники, сценическим обаянием и магией присущего только ему танцевально-пластического стиля. Кстати, в реальной жизни Виноградова и Васильева – действительно счастливые и влюблённые друг в друга супруги.CrPalce2a

Автор музыки – композитор Алексей Шор (Alexey Shor), которого вполне заслуженно называют феноменом в мире высокого искусства, действительно уникальное явление современности! Алексея Шора принято считать американо-мальтийским композитором, но родился-то он в Советском Союзе, в Киеве (Украинская ССР) в 1970 году. В 1986 году, когда произошла авария на Чернобыльской атомной станции, переехал в Москву, стал учиться на механико-математическом факультете МГУ. Потом СССР развалился, и в 1991 году вместе с родителями эмигрировал в Израиль. Затем переехал в США (Нью-Йорк), там завершил высшее образование и получил докторскую степень по математике.

«У меня действительно имеется мальтийское гражданство, поэтому я получился мальтийским композитором, – улыбается А. Шор. – По стечению обстоятельств я оказался резидентом Мальтийской филармонической академии. Мальта – этот чудесный остров стал важной частью моей музыкальной карьеры».

CrPalceMuti-Sn

Сейчас большую часть времени он живёт в Америке. В Киеве не был очень давно. Последние два года его музыка часто звучит в Армении. Там прекрасный симфонический оркестр, история которого весьма примечательна: 10 лет коллектив существует в одном составе единомышленников и однокурсников. Музыка Шора им нравится, и они часто приглашают Алексея.

Возвращаться в Россию А. Шор пока не собирается, но от окружающей красоты её столицы в восторге: «Я помню Москву конца 1980-х годов, сегодня это совершенно другой, красивый город. Столицу России можно сравнить с Нью-Йорком, где я провожу большую часть своего времени. Я очень люблю музыку и посещаю до 130 концертов в год с великолепными музыкантами. Этой интенсивностью и высочайшим качеством музыкальной жизни Нью-Йорк напоминает мне Москву.

Алексей Шор – живой пример постулата «Начинать никогда не поздно!». Так, Поль Гоген начал рисовать в 27 лет, Майкл Найман стал писать музыку в 32 года. К сочинению музыки Алексей шёл долго, искренне считая себя математиком, а свои композиции – всего лишь забавой, развлечением. Это случилось, когда 40-летний доктор математических наук из Нью-Йорка А. Шор, совершенно не думавший о музыкальной карьере, – в свободное от формул время вдруг начал сочинять композиции, как он сам говорит, «исключительно ради удовольствия». Удивительно, что «Хрустальный дворец» Алексей целиком сочинил на компьютере – композитор не комплексует от того, что он не владеет музыкальными инструментами, – по его словам, готовые мелодии сами просто звучат в его голове. Шору помогает не только безусловный талант, но и тонкий музыкальный вкус: с особой любовью он относится к Баху, в Метрополитен-опере (в Нью-Йорке) не пропускает Россини и Верди, ценит ранних Rolling Stones и, конечно же, The Beatles.

CrPalceMuti-S3n

«Хрустальный дворец», – говорит Алексей Шор, – это мой первый опыт написания музыки балетного спектакля. Какое-то количество музыки у меня изначально было готово, – она прекрасно подходила к определенным сценам. В процессе работы над балетом приходилось обсуждать то, что происходит на сцене, и потребовалось что-то дописать. Мы всё обсуждали с автором либретто Екатериной Мироновой, она же – режиссёр-постановщик «Хрустального дворца». Мне была предоставлена полная свобода творчества, но Екатерина комментировала, что нужно добавить для создания определённого настроения, в той мере, в которой всё это соответствовало общей музыкальной архитектонике произведения. Да, приходилось менять музыкальную редакцию постановки, все время улучшая её. Отчего это происходит? Обычно после третьего или четвёртого прослушивания я ничего менять не хочу – уже всем доволен. Но после первого… Одно дело, когда музыка звучит в голове, совсем другое – живое исполнение. Тогда уже слышишь, что было бы лучше так, а не иначе…».

CrPalceMuti1Deti

Итак, всё изменилось шесть лет назад – в 2012-м произведения А. Шора абсолютно случайно попали в руки тридцатилетнего американского альтиста Дэвида Аарона Карпентера, победителя престижной музыкальной премии Фонда Уолтера Наумбурга. Карпентер охотно добавил композиции Алексея Шора в свой репертуар; и вскоре  записи сочинений А. Шора с выступлений Дэвида в Карнеги-холле и Метрополитен-опере начали набирать десятки тысяч просмотров на YouTube. Самой популярной в сети композицией Шора стали «Вариации на тему Мурки», – при этом Карпентер признавался, что печальную историю происхождения криминальной песни не знает. По словам Дэвида, для него «этa музыка наподобие «Чардаша» Монти, а Мурка может быть просто кошкой».

Окончательно А. Шор решил сосредоточиться на музыке и отодвинуть математику на второй план, когда Карпентер записал его композиции с Лондонским филармоническим оркестром, – и сделал верный ход: сейчас произведения Алексея вдохновенно играют во всем мире, в том числе в Карнеги-холле, Кеннеди-центре, на фестивалях в Вербье и Альдебурге, а также во множестве замечательных залов в России, Украине, Южной Корее, Мексике, Словакии, Румынии и целом ряде других стран.

В разное время исполнителями его музыки становились Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, оркестр Гамбургской оперы, Филармонический оркестр Джордже Энеску, «Солисты России», Молодёжный оркестр Армении, Мальтийский и Бухарестский филармонические оркестры, Юлиан Милкис, Сергей Бабаян, Александр Бузлов, Сабина Майер, Андреас Оттенсаммер, Александр Романовский, Юрий Розум, Карэн Шахгалдян, Наталья Соколовская, Денис Шаповалов, Полина Осетинская, фортепианное трио Арама Хачатуряна, дуэт Абгара Мурадяна, скрипачи Максим Венгеров, Роман Ким, Федор Рудин и многие другие.

CrPalceDeti-S

Его композиции использовались как звуковое оформление на новостном бизнес-канале Fox и веб-сайтах Bloomberg News, Yahoo и Huffington Post. Фортепианные опусы А. Шора звучали на международных конкурсах Clavicologne, Piano Open, Classic Winds и др. Warner Classics записал CD c «Четырьмя временами года на Манхэттене» А. Шора с участием альтиста Давида Аарона Карпентера. Издательство Breitkopf & Härtel выпустило сборник произведений А. Шора «Childhood Memories». Кстати, увертюра к балету «Хрустальный дворец» была исполнена на церемонии Gramophone Classical Music Awards 2017 в Лондоне.

CrPalce-S9n

Приведу названия ещё нескольких произведений Алексея Шора: «Морские пейзажи», «Хорошо темперированный шансон», «Полёт Сокола» – циклы для скрипки и симфонического оркестра; «Вердиана» – фантазия для кларнета с оркестром; «Образы Великой осады» – цикл для симфонического оркестра, посвящённый Великой осаде Мальты в 1565 году; «Мечтание», «Оплакивание» и «Multiple short pieces» – для виолончели; «Addio», «Две песни для моих детей» – вокальные произведения; «Travel Notebook» Concerto, «Муркино симфоническое приключение» (совместная работа с Ораном Элдором) – для пианино и оркестра; «Детские воспоминания», «Travel Notebook» Suite и «Images from the Great Siege» Suite – для пианино и другие.

А вот как отзываются об Алексее Шоре мировые знаменитости:

Дэвид Аарон Карпентер: «Проблема современной классической музыки в том, что при прослушивании создаётся впечатление неполноценности композиций, будто бы чего-то не хватает. А в произведениях Алексея всё наоборот: они многогранны и затрагивают весь спектр эмоций. Алексей Шор – гениальный композитор, его музыку играют лучшие артисты мира, и я с нетерпением и радостью жду возможности исполнить новую работу Алексея».

Максим Венгеров: «Когда я исполняю композиции Алексея, я как будто вновь и вновь влюбляюсь в музыку. Она невероятно мелодична и восхитительна».

Любовь Казарновская: «Музыка мальтийца с российскими корнями Алексея Шора удивительно мелодична. Она вся поётся; не надо насиловать голос странной интерваликой, сложными, непевческими интонациями и незапоминающейся мелодией. Она красива. В ней – нежность и лирика, слеза и улыбка, солнце и луна… Инструментальная музыка Шора интересная, необычная. Например, чудесна по идее пьеса «Шубертанго», пьесы для скрипки и рояля…».

Константин Орбелян: «Музыка Шора имеет и свои гармонические особенности, и особый эмоциональный язык. В частности, мне очень нравится произведение «Потеря» о Лазурном окне. Оно красивое, трогательное, необычное…».

Muti1fНе могу не поделиться тем, как отзывается о России, спектакле, о своих русских предках итальянская актриса Орнелла Мути. Она подчеркнула, что с Россией её связывают не только карьерные планы, но и семейная история: «Мой дедушка был одним из врачей русского царя, бабушка родилась в Санкт-Петербурге и слыла талантливой пианисткой. Уверена, что артистичные черты у нас в семье появились именно благодаря русским корням. Я – резидент России, прописана в Москве. У меня пока нет гражданства России, но я хотела бы его иметь. По окончании театрального сезона хочу подать заявление на получение гражданства, как это уже сделали или собираются сделать некоторые мои знаменитые коллеги. Так, паспорт гражданина РФ уже получили актёры Стивен Сигал и Жерар Депардье, боксер Рой Джонс-младший, боец смешанных единоборств Джефф Монсон».

Стоит отметить, что Орнелла Мути и её возлюбленный – предприниматель Фабрис Керерве (они вместе с 2008 года, но официально не зарегистрированы) – купили трёхкомнатную квартиру в Москве, на Остоженке, неподалеку от Храма Христа Спасителя. В последние годы у неё было несколько коммерческих проектов, а у Фабриса – собственное дело. Орнелла также планирует открыть в Москве ресторан итальянской кухни и запустить фирменную линию обуви. Не секрет, что Мути строит планы о перезде в российскую столицу главным образом из-за Керерве, поскольку у него здесь базируется большая часть бизнеса.

В беседе с журналистами Мути сказала: «Я всегда всем советую как можно чаще посещать Россию, не бояться «страшилок» об этой стране… Есть люди, которые боятся ехать в Россию. Таким людям я говорю: забудьте. Это прекрасная страна с уважением к традициям, к тому, что делают люди. Однажды я хочу переехать в Россию и работать в одном из ваших театров. То, что показывают в новостях в Европе, так сильно отличается от того, что я реально вижу в России. Мне кажется, что я уже понимаю вашу страну и очень благодарна русским людям за этот опыт. Я горжусь, что нахожусь здесь».

CrPalceMutiHorse-S

Хочу ещё раз напомнить, что если для большей части творческой группы работа над спектаклем шла на родном языке, то Орнелле Мути пришлось готовиться дольше других. Более полугода итальянка вместе с преподавателем из России разучивала свою партию, а незадолго до премьеры впервые вышла на полноценную репетицию с другими артистами.

«Сегодня я наконец работала на сцене на русском языке, и это было изумительно. Я встретила десятки талантливых людей, которые будут работать со мной в «Хрустальном дворце», и все они меня поддерживают. Конечно, трудности с произношением, у меня есть но для меня освоение русского языка – это многолетняя мечта. Надеюсь, что всё получится», – поделилась Мути.

На это режиссёр-постановщик «Хрустального дворца» Екатерина Миронова сказала, что Мути скромничает в оценке своих способностей. По её мнению, итальянская актриса музыкально чувствует слова, интонации и потому хорошо справляется с разучиванием текста.

ShorVasilievOrnMutiVingrdva-S

В ходе общения (и не только официального) с творческим коллективом «всплыла» одна любопытная деталь. В 2015 году в прессе Италии обсуждалась скандальная история, в которую Орнелла Мути попала в 2010 году. Она была приговорена к восьми месяцам тюрьмы и штрафу в 600 евро за мошенничество. Оказывается в 2010 году актриса не явилась на спектакль, где должна была сыграть главную роль. Чтобы избежать выплаты неустойки, она предоставила руководству театра Порденоне фальшивую медицинскую справку об остром приступе ларинготрахеита. На самом деле Орнелла не была больна, а… находилась в России, в Санкт-Петербурге, на благотворительном ужине вместе с Владимиром Путиным, который тогда занимал пост премьер-министра РФ. Наказания всё-таки избежать не удалось. Правда, вместо отбывания тюремного срока суд вынес условный приговор, на Мути наложили штраф в размере 500 евро и обязали погасить судебные издержки в 3500 евро.

LR-CrystalPalace-S1

В заключение традиционный к композитору А. Шору вопрос: «Когда вы планируете снова приехать в Москву и чем порадуете поклонников своей музыки?». Мягко улыбнувшись, Алексей ответил: «В декабре этого года в Москву, в рамках мирового турне приезжает Мальтийский филармонический оркестр. С ним будет выступать Ингольф Вундер – один из исполнителей, который наиболее тонко чувствует мою музыку. В Большом зале Московской консерватории прозвучит мой Фортепианный концерт. Надеюсь, что я тоже приеду. А вообще-то я мечтаю лишь об одном: чтобы мою музыку исполняли хорошие музыканты и чтобы она нравилась публике».

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Март 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы