МАКС – в КЛУБЕ ИЗБРАННЫХ АВИАСАЛОНОВ МИРА

1 сентября 2013

1.9RudMAKS-S1Сегодня в подмосковном Жуковском (Россия) на территории аэродрома лётно-исследовательского института имени Громова последний день работы 11-го Международного авиационно-космического салона – МАКС-2013. В нём принимали участие более тысячи экспонентов, из них 289 – из 43 зарубежных государств. Заметим, что в крупнейшем из подобных мероприятий – в парижском Ле-Бурже – в июле этого года участвовали около двух тысяч компаний из 44 стран. В предыдущем МАКС было 842 компании, в том числе 220 – иностранные. Это уникальное шоу было увлекательным, познавательным и экономически выгодным, как для экспонентов и их партнёров, так и для обычных посетителей. И судя по насыщенной программе, МАКС останется в памяти всех ярким по премьерным показам и весомым по деловым переговорам и контрактам. Отличный подарок всем влюблённым в авиацию сделали организаторы салона. Впервые за двадцать лет (своеобразный юбилей!) существования МАКС натурные образцы авиатехники, выставленные на аэродроме, отделили от публики невысокими металлическими заграждениями, а не двухметровыми решетчатыми заборами. Наконец-то упал ещё один «железный занавес».

1.9RudMAKS-S2Но были и более значимые новинки, даже – сенсации. Одна из главных – в павильоне Роскосмоса. РКК «Энергия» представляла пилотируемый транспортный корабль нового поколения, который приходит на смену «Союзам» и «Прогрессам». В ходе его создания реализовано немало буквально революционных технических решений. Есть все предпосылки, что он окажется по своим характеристикам лучше «Ориона», над которым сейчас активно работают в США.

Корабль представляет собой многоразовую возвращаемую капсулу. Пилотируемая кабина рассчитана максимум на шесть космонавтов. При экипаже в шесть человек можно доставлять на орбиту не менее 500 килограммов груза, столько же возвращать обратно. При уменьшении экипажа, масса груза, естественно, увеличивается. В конструкции корабля широко применяются композиционные материалы, а также особо прочные алюминиевые сплавы. Специалисты РКК «Энергия» утверждают, что новый корабль сможет доставлять космонавтов даже на Луну.

Однако есть ещё одна далеко не ординарная новость. Впервые в истории отечественной космической промышленности к проектированию интерьера корабля привлекли людей, далеких от космонавтики – группу технических дизайнеров во главе с Владимиром Пирожковым. В результате такого сотрудничества интерьер многоразовой капсулы получился более удобным, эстетичным и функциональным, нежели, если судить по открытым публикациям, у американцев.

Долгое время считалось, что в боевой авиации Россия имеет преимущество лишь в планерах, которые и в самом деле всегда отличались механической прочностью, продуманностью и даже изысканностью форм. К сожалению, в электронной начинке истребителей и бомбардировщиков россияне далеко отстали от своих продвинутых западных коллег. Хотя на МАКС демонстрировались новейшие авиационные радары, система лазерной защиты и авионика нового поколения, созданные на предприятиях концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), который входит в госкорпорацию «Российские технологии» – «Ростех». До мелочей продуманно и оригинально выстроили свою экспозицию специалисты КРЭТ, наглядно демонстрируя, что российская радиоэлектроника, во всяком случае применяемая в авиации, мировым стандартам ничуть не уступает, а по некоторым позициям даже и превосходит.

1.9RudMAKS-S9Среди самолётов, показанных на нынешнем авиакосмическом салоне, особое внимание привлек новейший тяжёлый многофункциональный истребитель Су-35С, по своим характеристикам вплотную приближающийся к пятому поколению. Су-35С может развивать скорость до 2,4 тысяч километров в час и совершать беспосадочные перелеты на расстояние до 3,6 тысяч километров. Он имеет мощное вооружение и способен поражать как воздушные, так и наземные, а также и морские цели. Уникальные боевые возможности Су-35С обеспечиваются в первую очередь именно электронным оборудованием. Специально для этого истребителя в Научно-исследовательском институте приборостроения имени В.В. Тихомирова разработали радиолокационную систему управления (РЛСУ) «Ирбис». Её выпускают на государственном Рязанском приборостроительном заводе. «Ирбис» – самая мощная РЛСУ в мире. Она позволяет истребителю обнаруживать воздушный объект на рекордно большом расстоянии – до 400 километров, сопровождать одновременно до тридцати, а обстреливать – до восьми целей. Новейшая система также дает возможность оперативно обнаруживать и сопровождать одновременно до четырёх наземных целей (слежение за наземным объектом не мешает истребителю контролировать воздушное пространство). Кроме того, РЛСУ способна определять, какой стране принадлежат обнаруженные воздушные и морские объекты, распознавать их класс и тип, а заодно создавать радиолокационную карту рельефа земной поверхности. Система – всепогодная и круглосуточная. Ей не помешают ни дождь, ни снег, ни тучи, ни также всевозможные помехи, организуемые противником и используемые в радиоэлектронной борьбе.

Таким образом, пример Су-35С наглядно свидетельствует о том, что Россия в радиоэлектронных технологиях выходит в мировые лидеры. А в создании систем активной защиты вертолётов и самолётов от ракет с тепловизионными головками самонаведения российские приборостроители вообще вне конкуренции. Согласно данным, опубликованным в мировой печати за последние 25 лет, более 80% летательных аппаратов, уничтоженных в воздухе, были поражены ракетами с оптическими головками самонаведения, прежде всего, ПЗРК типа «Стингер». Не секрет, что различного вида ПЗРК американского, европейского, китайского и ещё советского производства имеют хождение на чёрном рынке вооружений. И в случае обострения локальных конфликтов или террористических угроз вероятность применения переносных зенитно-ракетных комплексов многократно возрастает.

1.9RudMAKS-S4Наиболее эффективным средством защиты от ракет с оптическими головками самонаведения считаются лазерные комплексы, способные увести ракету в сторону от летательного аппарата, а в случае применения мощных лазеров – выжечь оптику, сделав вражескую ракету неуправляемой. В России уже более 15 лет ведутся работы по созданию бортовых лазерных систем защиты от ПЗРК. Головной разработчик – Научно-исследовательский институт «Экран», – ведущая научная организация по тематике радиоэлектронного противодействия. Специалистам удалось решить много сложнейших задач и создать защитный блок, в который входят: аппаратура обнаружения факта пуска ракеты на базе ультрафиолетовых пеленгаторов, аппаратура захвата и сопровождения атакующей ракеты на траектории её полета, лазерный источник излучения и система управления. Как считают разработчики, уже сегодня лазерные системы способны отразить ракетную атаку на самолёты среднего и большого размера, а также защитить тяжёлые вертолёты, даже такие, как Ми-26. Если лазерные системы защиты – дело ближайшей перспективы, то оптико-электронные системы защиты от ПЗРК типа «Президент-С», также разработанные «Экраном», уже приняты на вооружение и устанавливаются на серийно выпускаемые боевые вертолёты Ка-52 «Аллигатор». Так что боевая авиация России становится самой дальнозоркой, самой защищённой и самой мощной по вооружению в мире.

1.9RudMAKS-S5Одна из самых ожидаемых новинок российского авиапрома – средний многоцелевой вертолёт Ми-171А2. Он создан с применением современных технологий и с учётом многолетнего опыта эксплуатации вертолётов серии Ми-8/17 в различных климатических условиях в большинстве стран планеты. Благодаря ряду инновационных решений удалось достичь существенного улучшения лётно-технических характеристик и расширить функциональные возможности Ми-171А2. Машина получила современный мощный и экономичный двигатель ВК-2500ПС-03, модифицированные трансмиссию и несущую систему, которая позволяет увеличить ресурс службы вертолёта, композиционные лопасти и новый Х-образный рулевой винт. Фюзеляж дает возможность быстро изменять конфигурацию кабины вертолёта в транспортный или пассажирский вариант; предусмотрена возможность установки дополнительного оборудования.

Разработчики достигли высокого уровня безопасности и снизили стоимость лётного часа. Особый интерес у специалистов вызывает интегрированный пилотажно-навигационный комплекс вертолёта КБО-17, созданный по принципам «стеклянной кабины». Он призван повысить эффективность выполнения вертолётных работ и существенно снизить нагрузку на экипаж. В состав комплекса авионики также входит цифровой автопилот ПКВ-171А.

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» («ТРВ») впервые показала новинки ракетного авиационного вооружения, по своим характеристикам превосходящие мировые аналоги. По словам генерального директора Бориса Обносова, на МАКС-2013 выставлены только те изделия, которые вышли на заключительные стадии испытания и обладают уникальными характеристиками. Впечатляют ракеты 31АД, Х-35УЭ, Х-31ПД, Х-58УШКЭ; а также в первый раз открыто демонстрируемая ракета класса «воздух-воздух» большой дальности РВВ-БД. Перспективные разработки показаны на стендах «Алмаз-Антея», специализирующегося на создании комплексов ПВО, тульского КБП, где делают ракетно-пушечное вооружение самолётов и вертолётов. В центре внимания – и развёрнутая экспозиция Объединенной авиастроительной корпорации. Впервые НПО «Сатурн» показывает двигатель SaM146, разработанный специально для «Сухого Суперджет-100».1.9RudMAKS-A320-S11

Крупнейший в мире производитель авиационной техники европейская корпорация Airbus, представила на авиасалоне самый большой в мире пассажирский самолёт А380 и военно-транспортный C295. На стенде Airbus, кроме того, выставлены модели сверхэффективного, как считают европейцы, пассажирского лайнера А320 и самолёта нового поколения А350. Гигантский А380 ежедневно выступал со специальной программой показательных полётов.

Перечислить все новинки выставки невозможно. Но нельзя не сказать о замечательной воздушнопоказательной программе, в которой российский МАКС является абсолютным мировым лидером среди авиасалонов. В небе – пилотажные группы «Русские витязи» и 1.9RudMAKS-A380-S12«Стрижи», впервые показывавшие групповой полёт на истребителях пятого поколения Т-50. Также впервые принимала участие в МАКС пилотажная группа российских ВВС «Беркуты», летающая на шести ударных вертолётах Ми-28Н. Это одна из немногих вертолётных групп в мире, которая демонстрирует фигуры высшей и средней степени сложности как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости на предельно малой высоте. На МАКС выступили и «Соколы России» – авиационная группа высшего пилотажа ВВС, выполнившая одиночный и групповой пилотаж на истребителях четвёртого поколения Су-27. Это единственная пилотажная группа, которая на боевых самолётах демонстрирует при большом скоплении зрителей элементы воздушного боя на малых высотах. И опять-таки также впервые на ависалоне на двух высокоскоростных реактивных лёгких истребителях китайского производства четвёртого поколения Chengdu J-10 выступила пилотажная группа «Первое августа» ВВС Китая, названная в честь даты создания народно-освободительной армии Китая (НОАК). Самолёт выполнен по аэродинамической схеме «утка» с треугольным среднерасположенным крылом, стреловидным, близко размещённым к крылу ПГО, и однокилевым вертикальным оперением. Кстати, на них установлены российские двигатели АЛ-31ФН. Ещё одним дебютантом МАКС стала пилотажная группа «Breitling Jet Team». Это частный пилотажный коллектив, спонсируемый компанией Breitling, выпускающей известные одноименные часы. Авиагруппа является самой крупной гражданской командой высшего пилотажа в Европе. Базируясь на военной базе во французском Дижоне, она летает на семи учебно-тренировочных самолётах Aero L-39 Albatros. Группа образована в 2003 году. Лётчики, летающие в команде, имеют опыт пилотирования военных самолётов. И ещё одна новинка МАКС-2013 – демонстрационные полеты самолётов Швейцарской конфедерации – F/A-18 Макдоннел-Дуглас («Хорнет»). Свой премьерный показ на авиасалоне провела и чешская компания Evektor. В летной программе впервые принимал участие разработанный ею лёгкий многоцелевой пассажирский девятиместный двухмоторный самолёт укороченного взлета и посадки.

1.9RudMAKS-S3МАКС-2013 посетили премьер-министр России Дмитрий Медведев, заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин, министр обороны Сергей Шойгу, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов, представители администрации президента РФ, правительств Москвы и Московской области, главы посольств, военные атташе и другие официальные лица.

1.9RudMAKS-Popovich-S6Среди почетных гостей была и Марина Попович – лётчик-испытатель, инженер-полковник, первая в мире женщина-лётчица, преодолевшая звуковой барьер на реактивном самолёте МиГ-21. После этого иностранные СМИ её элегантно-уважительно назвали «Мадам МиГ». Д.А. Медведев из павильона Роскосмоса пообщался с космонавтами, находящимися на МКС, поднялся внутрь аппарата пилотируемого корабля (о нем мы сказали ранее), поговорил на английском языке с иностранными учёными о новых разработках и осмотрел несколько макетов воздушных судов, в том числе делового самолёта. После этого Дмитрию Анатольевичу показали вертолёты Ка-226Т, АНСАТ и AW139. Первая модель, выполненная в комплектации для МЧС России, особенно заинтересовала его. К преимуществам лёгкого многоцелевого вертолёта Ка-226Т можно отнести его оснащение мощными и экономичными двигателями Turbomeca Arrius 2G1 и современным пилотажно-навигационным оборудованием. Ка-226Т построен с применением соосной схемы несущих винтов, которая обеспечивает вертолёту высокую маневренность в условиях плотной городской застройки, а также позволяет ему садиться на небольшие площадки. Ка-226Т имеет низкий уровень шумности и соответствует самым современным требованиям по экологичности. Все эти качества делают Ка-226Т оптимальным вертолётом для современного мегаполиса. Посетил Д.А. Медведев и павильон концерна «Радиоэлектронные технологии», где ему рассказали, как осуществляется аэронавигация, и показали бортовые радиолокационные станции вместе с макетом кабины пилотов Бе-200.

1.9RudMAKS-SSJ100-S7Затем глава правительства выступил на пленарном заседании Международного авиационного конгресса. Д.А. Медведев пообещал авиастроителям дальнейшую господдержку, назвав это одним из ключевых условий для развития отрасли. Пока что у авиационного рынка благоприятное финансовое будущее. Премьер спрогнозировал, что, несмотря на различного рода проблемы и кризисы, его объём может превысить один триллион рублей. Правда, сами темпы роста считать стремительными вряд ли возможно. «Производство за последние 10 лет выросло в два раза. С одной стороны, вроде бы и прилично, с другой – мы этими показателями не удовлетворены», – признал он. Надежды возлагаются на перспективные разработки, впервые представленные на авиасалоне МАКС-2013, – это и «Сухой Суперджет-100», и модернизированный лайнер Ту-204 СМ, и истребитель Су-35С.

1.9RudMAKS-BM-T-S10

А затем Дмитрий Медведев поприсутствовал при заключении ряда контрактов. В частности, в первый день были подписаны следующие документы: Договор поставки 30 самолетов МС-21-300 между ОАО «Корпорация «Иркут» и ОАО «ВЭБ-лизинг»; Меморандум о создании совместной лизинговой компании по продвижению на рынок 50 самолётов «Сухой Суперджет-100» между ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» и ОАО «Сбербанк лизинг»; Договор поставки 20 самолётов «Сухой Суперджет-100» между ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» и ОАО «Ильюшин финанс»; Договор поставки 22 самолётов МС-21 между ОАО «Корпорация «Иркут» и ОАО «Ильюшин финанс»; Договор поставки одного самолёта «Сухой Бизнес-джет» между ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» и ОАО «Рособоронэкспорт»; Сервисный контракт на обслуживание авиатехники в течение трёх лет между ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и Минобороны России (самое крупное военное соглашение – его стоимость составила 3 миллиарда долларов); Договор на поставку самолёта «Сухой Суперджет-100» – SSJ-100 в VIP-комплектации между «Рособоронэкспорт» и «Гражданские самолёты Сухого» (этот лайнер нужен для реализации военно-технического сотрудничества России с другими государствами); Соглашение о создании инновационного центра точного приборостроения и интеллектуальных встраиваемых систем в подмосковном городе Раменское; Соглашение о сотрудничестве между государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», правительством Московской области, ОАО «Газпром. Космические системы» и ООО «Газпром инвестпроект» по созданию сборочного производства космических аппаратов для космических систем «Ямал» и «СМОТР» и др.

1.9RudMAKS-S8А общая сумма контрактов, заключённых на МАКС-2013, составила 21,2 миллиардов долларов. Подписаны контракты на поставку более 308 пассажирских самолётов. Наибольшим спросом пользовалась продукция Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), которая подписала контракты на поставку 173 гражданских самолётов на общую сумму 9 миллиардов долларов. Серьёзного результата достигла и канадская компания Bombardier, продавшая 100 самолётов на сумму около 3,39 миллиардов долларов. Заключён контракт на поставку военной техники между «Рособоронэкспорт» и министерством обороны Камеруна, на поставку вертолётов Ми-17, однако подробности соглашения остались в секрете.

Так что не зря говорят, что МАКС отныне входит в клуб избранных авиасалонов мира…

В рамках авиационно-космического салона были подведены итоги конкурса «Золотые крылья МАКС-2013». Конкурс проводился с целью отметить наиболее эффективные маркетинговые решения по организации участия в авиасалоне, а также оценить самые лучшие и яркие экспозиции, презентации и премьеры.

В номинации «Премьера МАКС-2013»:

– ОАО «Вертолёты России» – за представление нового продукта в авиационно-космической отрасли (вертолёты Ка-62, Ми-38);

– Концерн «Радиоэлектронные системы» – за представление ноу-хау в авиационно-космических технологиях.

В номинации «Экспозиция»:

– Концерн «Радиоэлектронные технологии» – за дизайн и стиль оформления экспозиции, информативность, применение современных выставочных технологий;

– ОАО «Рособоронэкспорт» – за оформление шале, создание деловой атмосферы, уюта, изысканный стиль.

В номинации «Мероприятие»:

– ОАО «Туполев» – за организацию специальных мероприятий, направленных на работу с молодыми специалистами;

– Московский авиационный институт – за отличную организацию комплекса работ по привлечению посетителей экспозиции.

В номинации «Научно-технические разработки»:

– Московский государственный технический университет гражданской авиации – за разработки перспективных летательных аппаратов, за разработки в сфере навигационных систем.

Специальным дипломом за активное участие в работе авиасалона была награждена Французская ассоциация производителей аэрокосмической промышленности GIFAS (Groupement des industries françaises aéronautiques et spatiales), которая организовала приезд и участие в качестве экспонентов МАКС-2013 30 компаний.

Также специальных дипломов за помощь в организации конкурса удостоены Ассоциация компаний авиационных интерьеров (АКАИ) и портал AVIA*RU Network.

Всего МАКС-2013 посетило более 320 тысяч человек. Порядок обеспечивали свыше 2,2 тысяч сотрудников полиции, военных и частных охранников. Однако, несмотря на это, в один из дней проведения авиасалона с его территории украли модель самолёта. По данным ГУ МВД Московской области, пропавшая модель оценивается более чем в две тысячи евро. Ведётся расследование.

WRN

Метки: , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930