«РЕДКИЕ АВТОМОБИЛИ» в ЦДХ

6 июня 2018

CenrHousePainter

LogoADEВ Москве (Россия), в Центральном доме художника (ЦДХ) на Крымском валу с 1 по 6 июня проходит предаукционная выставка «Редкие автомобили». Аукционный дом Егоровых представляет 140 лотов, – предметов, непосредственно связанных с автомобилями (и немножко с мотоциклами и мотороллерами) – антикварные книги, плакаты, кубки и прочие артефакты авто- и мото- тематики. Ну и, естественно, сами ретро-автомобили во всей своей красе и, увы, неповторимости. Многие из этих машин вполне можно считать произведениями искусства.

FordModelT5-passengerTouring1925-S

Самый возрастной авто-лот аукциона, состоявшегося 6 июня, – легендарный Ford Model T с кузовом 5-passenger Touring 1925 года (произведён в США). Двигатель: четырёхцилиндровый/2884 кубических сантиметров, мощность: 24 л.с. при 1800 об./мин, двухступенчатая коробка передач с переключением педалями, привод на задние колёса, скорость: 65 км/ч. Утверждают, что на Ford Model T хоть раз должен поездить каждый уважающий себя и увлечённый автомобильной историей человек. Эта модель, без ложного преувеличения, является частью наследия цивилизации. Внедрив передовой поточный метод производства, автопроизводитель Генри Форд получил неоспоримое преимущество перед конкурентами и надолго стал «рабом чёрного цвета», поскольку только чёрная «японская эмаль» (или просто битумный лак) успевала высыхать на конвейере. Известен афоризм Форда: «Покупатель может выбрать машину любого цвета, при условии, что это чёрный». Ford Motor Company достигла пика производства в 1924-1925 гг.: с конвейера завода в Хайлэнд-Парке сходило за день до 10 тысяч машин. Более половины всех выпускаемых в мире автомобилей составляла Model T, всего их было изготовлено около 15 миллионов штук. Отметим, что таких, как предлагаемый экземпляр (с кузовом 5-passenger Touring и электростартером) в США произвели 3953677 машин. Представленный в ЦДХ автомобиль прекрасно восстановлен, на ходу, ввезен на территорию России как культурная ценность.

FordMustangShelby1968Egorov

Легенда из легенд – Ford Mustang Shelby Cobra GT500 KR Convertible. 1968 г. Двигатель: V8/7016 кубических сантиметров, мощность: 335 л.с. при 5200 об./мин, задний привод, 3-ступенчатая автоматическая коробка передач, скорость: 225 км/ч, кабриолет, 2+2. Появление этой модели стало важным шагом для всей программы Mustang. Выпускаемый в то время уже третий год Mustang по-прежнему оставался самым эффектным из американских автомобилей, но уже не был самым мощным. В 1967 г. у него появился серьёзный противник – Chevrolet Camaro. Да и в целом среди спортивных купе и кабриолетов Америки, прозванных за их молодёжную направленность «пони-карами», произошли перемены. Разворачивалась гонка за литраж и мощность, подстёгиваемая многочисленными соревнованиями «stock-cars». Знаменитый вице-президент Ford Motor Co. Ли Якокка привлёк к разработке гонщика и конструктора Кэролла Шелби. KR в аббревиатуре названия модели означает King of the Road («Король дороги»). Автомобили отличаются характерной маской спереди, капотом со встроенной системой динамического наддува Ram-Air и интегрированным антикрылом типа «утиный хвост», – всё из стеклопластика. Особенностью кабриолета Шелби стала дуга безопасности (она отсутствовала у обычных кабриолетов Mustang). Всего изготовлено около 900 купе и только 318 кабриолетов Mustang Shelby Cobra GT500 KR 1968 модельного года. Редкая модель в прекрасной сохранности.

Tatra57-1934-STatra 57. 1934 г. Чехи гордятся маркой Tatra, хотя завод, выпускающий по сей день тяжёлые грузовые автомобили, расположен не в Татранских горах, а в предгорьях Бескид. Но Бескиды находятся уже на польской территории, и понятно, что в период становления национального самосознания чехи не могли выбрать название, связанное с другой страной. Выдающийся чешский конструктор Ганс Ледвинка сотворил настоящее чудо, предложив в 1923 г. необычное, но удивительно работоспособное устройство шасси, используемое маркой Tatra по сей день. За особую «цепкость» к любому дорожному покрытию чехи прозвали автомобиль Hadimrška – «Ящерка», или «Прыткая», поскольку перед дебютом 57-й на экраны вышла кинокомедия «To neznáte Hadimršku» («Вы ещё не знаете Прыткого») о нелегкой жизни в кризисные времена.

Производство Tatra 57 началось 22 марта 1932 г. и, несмотря на кризис, к 13 июня продали первую тысячу машин! Юбилейный автомобиль получил именно такой кузов типа четырёхместный кабриолет, как у представленного образца. Среди особенностей конструкции «Ящерки» – реечный рулевой механизм (один из первых в мире), объединённый с оперением капот, электрические указатели поворота на рамке ветрового стекла. Всего до 1935 г. Было построено 5997 экземпляров Tatra 57.

Horch 830BL Pullman-Limousine. 1938. Соседом малышки «Ящерки» оказался значительно более внушительного размера Horch. На создании Horch 830 настояло руководство концерна Auto-Union, куда завод вошёл в 1932 г. Появление в программе «маленького «Хорьха» сокращало разрыв с Audi, вплоть до унификации по кузовам между моделями обеих марок. Horch 830 выпускали с 1933 по 1940 гг.

Horch830BLPullman-Limousine1938-S

Кузова «пульман-лимузин» строились непосредственно на заводе Horch, в отличие от кузовов «кабриолет» и «седан». Стеклянная перегородка отделяла пассажиров от водителя. В салоне установлены раскладные сиденья-страпонтены.

Термин Pullman-Limousine («пульман-лимузин») используется в немецком языке для обозначения кузова с перегородкой и, как правило, тремя рядами сидений. Название происходит от имени американского изобретателя и заводчика, основателя компании «Пульман» Джорджа Мортимера Пульмана, который строил в середине XIX века самые комфортабельные четырёхосные вагоны для бурно развивавшихся железных дорог США. Эти настоящие «дворцы на колёсах» прославились потом в многочисленных вестернах, а слово Pullman стало употребляться для обозначения высшей степени комфорта применительно к транспорту вообще. И, действительно, данный представитель своей марки выглядит очень комфортным и внушительным.

BentleyS1-1958

Bentley S1. 1958 г. После окончания Второй мировой войны в истории компании Bentley произошли важные перемены. Она переехала в местечко Крю в графстве Чешир, на завод компании Rolls-Royce, где прежде выпускали знаменитые авиамоторы Merlin. Отныне Bentley перестала заказывать кузова на стороне и развернула их собственное производство. С 1935 г. изделия Bentley представляли собой слегка видоизменённые модели Rolls-Royce (по аналогии с кораблями их называли sistership). Двойником Bentley S1 являлся Rolls-Royce Silver Cloud.

Series 1 стала первой моделью Bentley, на которой отказались от механической коробки передач, поскольку наращивалось производство по лицензии гидромеханической трансмиссии General Motors Hydramatic Dual-Range. Также на этой модели впервые были установлены гидроусилитель руля и кондиционер. Всего было выпущено 3538 штук S1 всех модификаций, а в таком кузове – 2927 экземпляров. Представленный автомобиль имеет классическую двухцветную окраску кузова в цвета Black Pearl и Tudor Grey.

CadillacSeries62Convertible1960-SCadillac Series 62 Convertible. 1960 г. Этот красавец является одним из представилетей «Гонки килей», начатой в автомобильной индустрии в 1948 г. с подачи главного стилиста General Motors Corporation Харли Эрла. Мало кто из покупателей догадывался, что окончательный облик новинки обретали ещё за два года до премьеры, таковы законы бизнеса. Но это вело и к определённым трудностям. Например, нельзя было предугадать, какими неприятностями для марки грозит внедрённая в 1959 г. обивка сидений тканью с серебристым отливом. Погнавшись за визуальным эффектом, дизайнеры применили текстиль с включением металлических нитей, чем нанесли урон дамским мехам – ворсинки меха попадали между нитями, и когда дама поднималась с сиденья, нити зажимали и обрывали ворс. Да, уж – проблема, требовавшая решения. А потому, в модели 1960 г. пришлось срочно вносить изменения.

ARmotoEgrНо не только красавцы импортного производства способны заставить замереть в восхищении. Ибо есть на выставке не менее роскошные автомобили из советского прошлого. «Победа», «Волга», «Москвич» – эти названия много значили для тех, кто родился в СССР. Да и сейчас они волнуют сердца настоящих любителей старины, коллекционеров. Хороши и мотоциклы с мотороллерами из нашей далёкой юности…

GAZ-M21BVolga1958-SГАЗ-М21В «Волга». 1958 г. Традиционно 21-е «Волги» разделяют на три серии по орнаменту облицовки радиатора: первый – «со звездой»; второй – «акулья пасть»; третий – «китовый ус». Первая «Волга» рождалась непросто. Были и едкие статьи в советской печати, и партийные взыскания. Буквенными индексами отмечены не достижения, а, скорее, неудачи: модификации 21 Г и 21 Б шли с нижнеклапанным мотором от «Победы», поскольку не успевали освоить верхнеклапанный; на модификациях 21 и 21 Е ставилась капризная и неоправданно дорогая автоматическая трансмиссия.

В марте 1960 г., уже на второй серии, предстояло избавиться от централизованной смазки шасси – системы сложной и загрязняющей природу. Словом, 21 В – «опыт, сын ошибок трудных». Производство второй серии началось менее драматично: в ноябре 1958 г. выпуск 21-й «со звездой» завершился, и по конвейеру пошли машины, которые ещё не успели прозвать «акульей пастью».

«Победа-спорт». 1956 г. (реплика 2015 г.)Pobeda-Sport1956-S

А это единственная реплика спортивного автомобиля М-20 с кузовом спайдер заводской гоночной команды «Торпедо-ГАЗ», на котором 8 сентября 1956 г. горьковские водители-испытатели Вячеслав Мосолов и Александр Ефремычев стали серебряными призёрами в личном зачёте первенства СССР по шоссейно-кольцевым гонкам. Автомобиль воссоздан в 2015 г. компанией Gorkyclassic для участия в кольцевых гонках серии Moscow Classic Gran Prix и ралли классических автомобилей. К сожалению, чертежи на исторический автомобиль не сохранились. В основу реплики положены фотографии, сделанные в экспериментальном цехе КЭО и во время гонки 1956 года. Узлы и агрегаты серийные от автомобилей ГАЗ различных моделей. Автомобиль поставлен на учёт в его настоящем виде. В 2015 г. автомобиль экспонировался в ГУМе на выставке «Парад Побед» и с того момента регулярно принимал участие в основных ралли и гонках классических автомобилей. Также автомобиль экспонировался в «Музее истории ГАЗ» в Нижнем Новгороде, в Политехническом музее в Москве и Музее Автодрома Сочи. В 2017 г. на автомобиле завоёваны почётные трофеи: третье место на ралли LUC Chopard и первое место на этапе Moscow Classic GP (кольцевые гонки) в классе машин до 1960 года. В 2017 г. фирма De Agostini выпустила массовым тиражом модель-копию данного автомобиля в масштабе 1:43.

В другом зале ЦДХ расположились действительно грозные представители автомобильного семейства.

m.PKWKfzHorch901-1938-Sm. PKW Kfz 15 Horch 901. 1938 г. В мае 1937 г. на одном из первых образцов Horch 901 военный атташе Германии в СССР генерал-майор Эрнст Кёстринг под предлогом отпуска совершил разведывательную поездку из Москвы в Ялту и обратно. С началом войны вездеход атташе перешёл в распоряжение Жукова, и маршал его очень полюбил: «Не считаясь с погодой, Георгий Константинович на «хорьхе» пробирался по едва разминированным колеям поближе к передовой», – вспоминал личный шофёр маршала Александр Николаевич Бучин. Полное название вездехода очень громоздкое, оно даже не поместилось в одну строчку: mittelschwere geländegängige Personenkraftwagen, Kraftfahrzeuge 15, т.е. «среднетяжёлый внедорожный легковой автомобиль, транспортное средство номер 15».

Эти кузова для Horch строил берлинский завод AMBI-Budd. Всего с 1937 по 1940 гг. выпущено 15769 вездеходов Horch 901. Большая часть из них безвозвратно потеряна на полях сражений. На профессиональное восстановление данного автомобиля ушло более семи лет.

ЗИС 110. 1949 г. стал первым отечественным послевоенным легковым автомобилем. Для его выпуска на заводе имени И.В. Сталина были организованы три цеха: МСЦ 3, МСЦ 5 и МСЦ 6. Предыдущий автомобиль высшего класса, ЗИС 101, собирали в общем цехе с грузовиками. Разделение было вызвано не только необходимостью обеспечить высокую культуру производства, но и соображениями режимного предприятия. Сборка лимузина развернулась в МСЦ 6 с 20 июля 1946 года. До 1958 г. было выпущено 2083 экземпляров ЗИС 110 всех модификаций (фаэтон, кабриолет, карета «скорой помощи»).

ZIS110-1949-S

Внешний вид автомобиля был оформлен в соответствии со вкусами И.В. Сталина, которому нравились американские «паккарды». Эмблему для нового советского автомобиля высшего класса предложил инженер-кузовщик Б.Н. Орлов. Данный автомобиль очень комплектный, но требует реставрации. В начале 1980-х годов предыдущий владелец пытался ремонтировать автомобиль в условиях Экспериментального цеха УКЭР ЗИЛ, но работы не были закончены, и с тех пор машина находится в таком, извините, незавершённом состоянии.

На фоне элегантных, сверкающих новой краской авто сие «чудо инженерной мысли» вызывает некоторое недоумение. Вездеход-амфибия «Арго», выпущенный в единственном экземпляре в начале 1960-х годов, – инициативная разработка начальника группы гидростатического привода ГСКБ Челябинского тракторного завода Максима Николаевича Мельниченко. В создании необычной восьмиколёсной амфибии ему помогали три работника ГСКБ. Гидростатическая трансмиссия передаёт механическую энергию вращения от вала двигателя к колёсам без использования коробки передач, раздаточной коробки и многочисленных валов. Вместо этого используется рабочая жидкость, силу и направление потока которой регулирует гидронасос. В ступицах всех восьми колёс установлены компактные гидромоторы, превращающие силу потока в механическую работу.

Vezdehod-amfibiaArgo1960-e-S

Корпус «Арго» состоит из двух герметичных секций, склёпанных из алюминиевого листа. Шарнирное сочленение между ними закрыто эффектными «жабрами» в стиле фильма «Человек-амфибия». Несмотря на внушительные габариты, весит корпус всего полторы тонны. В передней секции размещаются водитель и пассажиры, в задней – силовой агрегат – двигатель от ГАЗ М20 «Победа» и гидронасос. Секции могут изменять взаимное положение вокруг вертикальной оси. Этим достигается поворот «Арго». Кроме того, маневрирование осуществляется подтормаживанием колёс одного борта. Подобным способом поворачивает знаменитый трактор К-700 «Кировец». Движение на плаву обеспечивается вращением колёс. Этот удивительный проект не был завершён. Под капотом нет следов от установки двигателя. Неизвестно, что помешало довести проект до ходового состояния, хотя, по объёму работ осталось, как говорится, «пришить пуговицы к пальто». По воспоминаниям ветеранов ЧТЗ, работа велась практически секретно, и на заводе об этом проекте знали единицы. Например, специально для этого вездехода на ЧТЗ проектировали а затем изготовили все восемь гидромоторов. Рабочие чертежи вездехода были впоследствии утрачены. Название вездехода «Арго» тоже условное – его придумал следующий владелец, купивший гараж и получивший бонусом вездеход, который наследники конструктора, к счастью, не успели сдать на металлолом.

Ferrari308GTSquattrovalvole1983

После нескольких старых и пожилых автомобилей выставки-аукциона представляем самый новый: Ferrari 308GTS quattrovalvole, 1983 года. Страна происхождения – Италия, двигатель: V8/2927 кубических сантиметров, мощность: 241 л.с. при 7000 об./мин, привод на задние колёса, механическая пятиступенчатая коробка передач, скорость: 255 км/ч. История модели началась в 1975 г., когда на Парижском автосалоне представили первенца марки с мотором V8 – Ferrari 308 GTB. Автором дизайна был Леонардо Фиораванти из хорошо известного ателье Pininfarina. На счету Фиораванти наибольшее число лично спроектированных моделей Ferrari – восемь. GTB означает Gran Turismo Berlinetta, GTS – Gran Turismo Spider, хотя по всем канонам кузов является таргой. Всего выпущено 3042 Ferrari 308GTS. Это одна из самых стильных моделей марки. Съёмная крыша позволит в полной мере насладиться приятным тембром двигателя во время поездок по извилистым загородным дорогам. Также автомобиль привлекателен с инвестиционной точки зрения.

AR6

AR7

AR8

На эту выставку-аукцион, которая проводится впервые за 80 лет, приходят не только посмотреть, но и прицениться. У каждого экспоната – своя цена, которая зависит не от пробега, а от биографии. Так, на «Татру» 1934 года начальная цена составляла 1,5 миллиона рублей (23 тысячи долларов). Покупатель уже нашёлся.

AR10Председатель Комитета классических автомобилей Российской автомобильной федерации Андрей Паньковский говорит: «Мне интересны все экземпляры. Просто я очень хорошо знаю владельца этого автомобиля. Он является коллекционером и экспертом, участником многих соревнований, на которых мы с ним – соперники».

Заметим, что Андрей Паньковский – коллекционер, автомобилей у него «чуть больше 30, но меньше 50». Его соперник по ралли – Кирилл Евстафьев. На этой выставке у него ещё новенький мотороллер Vespa 1966 года и Mercedes-Benz 1951-го. Все его машины можно увидеть и на московских дорогах.

А сам коллекционер Кирилл Евстафьев рассказывает: «Когда такой автомобиль едет по Москве, народ реагирует восторженно. Ведь на такие машины всегда много положительных эмоций. Люди останавливаются, некоторые даже выходят из своих машин, фотографируют, спрашивают, какого года выпуска, какая марка, модель».

С восторгром отзываются об автомобилях, представленных на аукционе, коллекционеры Максим Быковский, Сэм Глэва, который сказал: «У меня уже есть три машины ГАЗ-21. Здесь мне очень нравится «Победа-спорт» 1956 года».

Одним из самых необычных лотов оказался вездеход-амфибия «Арго», сделанный  из алюминия. Приблизительная цена – 10 миллионов рублей (145 тысяч долларов). Почти в два раза дороже «роковые колеса Вермахта» – Horch 1938 года. Повторю: на подобном во время войны ездил маршал Георгий Жуков.

AR7MolotokГоворит организатор выставки, генеральный директор Аукционного дома Егоровых Николай Егоров: «Один их представленных экспонатов, что мне очень нравится, – это мустанг Shelby Cobra. После начала выпуска мустангов стали появляться и конкуренты, в том числе у марки Chevrolet. И тогда руководство обратилось к гонщику и конструктору Шелби с тем, чтобы он усовершенствовал мустанги, сделал их более мощными. Что он и сделал».

Добавлю: «На радость всем коллекционерам и, конечно же, нам, любителям автостарины, о, простите, редких автомобилей».

Фото Виктора Антонова
Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архивы