«ПЯТЬДЕСЯТ ОТТЕНКОВ КРАСНОГО…»

11 марта 2018

OldTimer18logo-S

OldTimer18zal-S

«Пятьдесят оттенков красного». Именно так, полушутливо-полусерьёзно, назвал 27-ю по счёту выставку старинных автомобилей и технического антиквариата «Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина» на её открытии сам Илья Сорокин. «Олдтаймер-Галерея» – единственная в России и крупнейшая в Восточной Европе выставка, которая проводится с 2002 года, причём, последние несколько лет – дважды в год в одном из лучших выставочных центров Москвы (Россия) – конгрессно-выставочном центре (КВЦ) «Сокольники». Общая площадь нынешнего шоу в двух павильонах и на открытых площадках превысила 10 тысяч квадратных метров.

ПМГ-1На этот раз основной темой экспозиции стал 100-летний юбилей пожарной охраны СССР, отмечаемый в 2018 году. Именно с этим связано обилие красных автомобилей на стендах.

Послевоенные пожарные машины по-своему интересны. На их долю выпало тушить самые громкие пожары ХХ века: в гостинице «Россия» в 1977 году и в гостинице «Ленинград» в 1991-м. Некоторые модели пожарных машин знакомы нам по таким кинофильмам, как комедия Григория Александрова «Волга-Волга», где можно видеть довоенные ПМЗ-1 и ПМГ-1, выезжающие на пожар с подобающим громким сигналом горниста и ударами в колокол. Или по комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» – в трюковой сцене задействована автолестница АЛГ-17, по которой герой Андрея Миронов на ходу перебирается на крышу «Жигулей».

ЦистернаЯГ-6-SПожарная автоцистерна на шасси ЯГ-6 – единственный сохранившийся экземпляр этой модели, изготовлена мастерскими Московской пожарной охраны. Ёмкость цистерны для воды 4000 литров, центробежный пожарный насос Д-20. История её создания началась, по всей видимости, ещё в довоенные годы. Автоцистерна отличалась от классических пожарных автоцистерн московских мастерских пожарной охраны увеличенным размером цистерны, за счёт чего было уменьшено количество мест пожарного расчёта. Прошедшая Великую Отечественную войну автоцистерна была подвергнута модернизации, в результате чего на неё была установлена кабина трофейного грузовика, а на подножках размещены оригинальные катушки с запасом напорных рукавов. Для увеличения числа мест боевого расчёта в задней части автомобиля были установлены дополнительные сиденья.В связи с поступлением в пожарную охрану столицы автоцистерн следующего поколения, устаревшая пожарная автоцистерна была передана в одно из сельскохозяйственных предприятий Подмосковья, где проработала длительное время. Вторая жизнь автомобиля началась в 1988 году, когда он, вместе с другой пожарной техникой, собранной на просторах Московской области, был восстановлен специалистами пожарной охраны к празднованию 70-летнего юбилея пожарной охраны Советского Союза. Кабина трофейного грузовика уступила место не совсем удачно выполненному аналогу родной кабины ярославского автозавода, а с подножек исчезли катушки для напорных рукавов. С тех пор автоцистерна хранилась на отдельном посту ПЧ-29 подмосковной Балашихи. В начале XXI века автомобиль принимал активное участие в пожарных выставках на ВДНХ СССР.

ЗИС-6ПожлестницаMetz-SЗИС-6 и пожарная лестница Metz. В довоенные годы советская пожарная охрана комплектовалась автолестницами, приобретёнными в Германии. Отличавшиеся высокой надёжностью и качеством сборки они служили достаточно долго. Самым слабым звеном в иностранных пожарных автолестницах было шасси, страдающее от невысокого качества советских городских мостовых и шоссейных дорог. Складывалась парадоксальная ситуация, когда шасси приходило в негодность, а комплект колен со всеми механизмами свой ресурс не вырабатывал. Специалистами пожарной охраны Москвы и Ленинграда ещё в довоенные годы была освоена перестановка иностранных лестниц на отечественное шасси. Процесс постройки такой автолестницы занимал примерно один месяц. Великая Отечественная война вмешалась в планы пожарных умельцев, и в военные годы такие работы не проводились. В первые послевоенные годы процесс приобрёл новый OldTimer18-OldMan-Sимпульс в развитии, когда из нескольких разбитых войной автомобилей и трофейных автолестниц специалисты технической службы собирали так необходимые пожарным специальные автомобили.

Примером такого технического творчества является металлическая лестница Metz DL-26, установленная сотрудниками технической службы Московской пожарной охраны в 1947 году на дооборудованное и усиленное отечественное шасси ЗИС-6. Этот пожарный автомобиль, как и ряд других, был восстановлен технической службой Управления пожарной охраны Мособлисполкома к 60-летию советской пожарной охраны в 1978 году.

Автоцистерна ПМГ-36. Советская противопожарная промышленность фактически сразу обратила внимание на шасси ГАЗ-51. Одна из первых советских автоцистерн с полностью закрытым кузовом выпускалась Грабовским заводом противопожарного оборудования в 1950-1953 годы. Всего на линию вышла 691 машина. Ёмкость цистерны для воды – 1000 литров, бака для пенообразователя – 50 литров. Центробежный пожарный насос ПН-25А имел производительность 20 литров в минуту. Конструкция кузова – обшивка листами металла по деревянному каркасу. Внешние отличия – дверцы отсеков, распахиваясь, открывались в разные стороны.

В 1957 году появляется опытный образец автоцистерны на шасси ГАЗ-51А следующего поколения, получивший обозначение ПМГ-36. С 1960 года автомобиль обозначался АЦ-20(51А)36. Серийный выпуск автомобиля закончился в 1966 году в связи с перепрофилированием завода. Благодаря надёжному шасси, многие автомобили модели 36 прослужили несколько десятилетий, пользуясь любовью и уважением водителей. Данная автоцистерна восстановлена в ГУП «Мосгортранс».

ПожарныйАвтонасосПМЗ-18Пожарный автонасос ПМЗ-18 выпускался серийно с 1955 года Прилукским заводом противопожарного оборудования. Проектные чертежи для него были разработаны Особым конструкторским бюро № 8 (ОКБ № 8). ПМЗ-18 стал наиболее распространённым пожарным автонасосом в эпоху, предшествующую массовому поступлению на вооружение пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-130. Автонасос имел самый большой среди автомобилей этого типа бак так называемой «первой помощи» объёмом в 465 литров. Для своего времени запас вывозимых на пожар напорных рукавов был рекордным: 16 рукавов диаметром 51 мм и 33 рукава диаметром 66 мм. Конструкция автонасоса ПМЗ-18 была очень надёжной. Представленный на выставке пожарный автонасос ПМЗ-18 обнаружили любители отечественной техники в одном из колхозов Московской области. Летом 2007 года он был восстановлен специалистами Службы материально-технического обеспечения ГУП «Мосгортранс» в том состоянии, в котором был получен на реставрацию, то есть с сохранением всех особенностей, внесённых в его конструкцию при поступлении в колхоз. В его кузове в дополнение к имеющемуся баку первой помощи был установлен водяной бак ёмкостью свыше 1000 литров, необходимый для вывоза запаса воды на тушение пожара в сельской местности. Несмотря на некоторые реставрационные недостатки, автомобиль представляет собой большую историческую ценность, являясь единственным сохранившимся экземпляром пожарного автонасоса ПМЗ-18 на территории постсоветского пространства.

InternationalHarvesterB120-SInternational Harvester B120 – шведская пожарная машина 1960 года выпуска на шасси американского полноприводного грузовика с 750-литровой цистерной и насосом производительностью 30 литров в минуту, установленном спереди. Всё пожарное оборудование изготовлено фирмой Henrikssons Brandredskap. Автомобиль с 1995 года нёс службу в пожарной части карельского города Костомукша, в 2005 году был списан, продан в частные руки и затем отреставрирован до первоначального состояния.

АЦП-20(63)19МПожарная автоцистерна АЦП-20(63)19М предназначалась для доставки боевого расчёта и запаса огнетушащих веществ к месту пожара. Явилась дальнейшей модернизацией пожарной автоцистерны ПМГ-19 и выпускалась серийно Варгашинским заводом противопожарного оборудования с 1963 года. Буква «П» в обозначении автоцистерны указывает на используемое в её конструкции шасси повышенной проходимости. GirlBustOldTimer18SСо временем от этого обозначения отказались. Автомобиль предназначался для тушения пожаров в сельской местности и на сельскохозяйственных предприятиях. Боевой расчёт пять человек. Ёмкость цистерны для воды – 950 литров, бака для пенообразователя 105 литров.

Пожарный насос ПН-20/1 производительностью 20 л/с. Серийный выпуск автоцистерны АЦП-20(63)19М прекращён в 1968 году в связи с освоением Варгашинским заводом противопожарного оборудования модели АЦ-30(53А)106. За пять лет завод изготовил 5710 автоцистерн этой марки. До наших дней сохранилось достаточно много таких автомобилей, отдельные экземпляры установлены как памятники, например, в Москве на улице Бориса Галушкина у фасада Академии государственной противопожарной службы МЧС.

Автонасос на шасси грузовика АМО-4 – одна из первых полностью советских пожарных машин. В задней части шасси установлен центробежный насос Д-20, способный перекачивать 1500 литров в минуту. Насос приводился от вала отбора мощности, соединявшего хвостовики сцепления и раздаточной коробки, расположенной в задней части кабины. Над насосом внутри надстройки помещался «бак первой помощи» с 360 литрами воды. В задней части устанавливалась надстройка из дерева, с каждого борта которой делались сиденья для шести пожарных и катушки с выкидными рукавами – каждый по 80 метров. Ещё одна катушка с рукавом длиной 160 метров подвешивалась сзади у насоса. Пожарные рукава и лестницы крепились над надстройкой, а в её ящики укладывалось пожарное оборудование. В нишах подножек клали лопаты, ломы, багры и прочее. С правой стороны у кабины крепились колокол и два огнетушителя, с левой – пожарная колонка.

АвтонасосНаШассиАМО-4-S

SONY DSCПожарные машины Dennis – такой же автомобильный символ Великобритании, как двухэтажный автобус, Jaguar или Mini. Их даже почтительно называют «пожарными Ролс-Ройсами» в знак уважения к качеству, надёжности и долговечности. Увы, как и многое из старого доброго мира, Dennis пал жертвой глобализации с её слияниями и поглощениями – с 2008 года пожарные машины под этой маркой больше не выпускаются.

Вся история пожарных машин Dennis уложилась ровно в сто лет: первую собрали в 1908 году. Тогда это была не основная продукция фирмы, начинавшей, как и многие тогда, с велосипедов, моторных трициклов и маленьких «вуатюреток». Потом появились грузовики, фургоны, автобусы, почтовые автомобили, мусоровозы, самосвалы и прочий коммерческий транспорт. И, конечно же, пожарная техника. Фирма выработала свой собственный тип пожарной машины: вместо общепринятого в те годы поршневого насоса компания применяла центробежный. Самыми распространенными пожарными машинами в те годы были Dennis N-Type и G-Type – с различными изменениями они выпускались до 20-х годов.

GirlOldTimer18-3Пожарная лестница и насос на шасси Dennis G-Type представляет собой классическую пожарную машину так называемой «европейской компоновки», предназначенную для несения службы в городе. К характерным признакам такой компоновки относится открытое линеечное расположение пожарного расчёта, помещенная над ним лестница, центробежный насос и его расположение сзади, приемные рукава в подножках.

Об истории автомобиля известно только то, что его прежний владелец проживал в Хаслингфилде – небольшом городке в шести милях от Кембриджа. Пожарный Dennis G-Type был приобретён мастерской «КамышМаш» в 2010 году в полностью оригинальном состоянии, сохранив местами облупившуюся, но родную краску и обивку сидений. Из сопроводительных документов следует, что автомобиль был впервые зарегистрирован 8 мая 1929 года и получил номера VO1397, которые оставались с ним в течение всего времени. Автомобиль никогда не реставрировался, и мастерская планирует сохранить его в таком, прежнем состоянии.

MagirusDeutz150D10-SMagirus Deutz 150 D10. Пожарная техника всегда была главной в производственной программе немецкой фирмы Magirus, ведущей историю с 1866 года. Фактически имя Magirus стало синонимом добротного и качественного немецкого пожарного автомобиля. Фирма начала также с изготовления противопожарного оборудования – насосов, лестниц, пожарных линеек. В 1903 году появился и первый пожарный автомобиль марки Magirus, а в 1916 году начался выпуск грузовиков. К этому времени фирма уже освоила собственное производство ходовой части и моторов, но использовала двигатели и других фирм, например, Maybach.

В конце 30-х годов имя Magirus ненадолго исчезло из-за слияния с концерном Klockner-Humboldt-Deutz. Пожарные машины стали выпускаться под маркой Klockner-Deutz, но после войны название сменилось на Magirus-Deutz. Компания Magirus-Deutz благополучно просуществовала 30 послевоенных лет, но к середине 70-х годов ХХ века, из-за экономического кризиса, столкнулась с серьёзными трудностями. Неожиданное спасение пришло из Советского Союза, выкупившего практически все самосвалы и грузовики, выпущенные Magirus-Deutz, примерно за два-три года. Большая часть автомобилей отправилась строить БАМ и работать в Сибири, но встречались они и на московских и подмосковных автобазах, где обслуживали стройки многочисленных объектов будущей Олимпиады-80. Примерно тогда же в пожарных частях больших городов появились автолестницы марки Magirus-Deutz. Окончательно судьба Magirus-Deutz определилась в 1975 году, когда итальянский FIAT, создавая общеевропейский концерн по производству грузовиков Iveco, выкупил эту немецкую компанию.

ПожарнаяАвтолестницаАЛ-30Пожарная автолестница АЛ-30(131) выпускались Торжокским машиностроительным заводом (ТМЗ) с 1970 года. Проект автолестницы разработан Особым конструкторским бюро «Пожарная техника» под руководством ведущего конструктора Ю.А. Курчакова. Автолестница по праву считается настоящим символом советской пожарной охраны. Она является самым массовым выпускаемым промышленностью специальным пожарным автомобилем. Всего с 1970 по 1983 годы было выпущено 1700 автолестниц этой модели.

С 1970 года выпускалась модель Л21, имеющая гидравлический привод и конструкцию комплекта колен, сохранившуюся со старых моделей на шасси ЗИЛ-157. Особенностью этой конструкции были так называемые «замыкатели», разгружавшие колена лестницы в выдвинутом положении на определённой высоте. Наиболее очевидным внешним отличием этих LROldTmr11Sorokin-Sавтолестниц от последующих моделей является своеобразный «светофор» (транспорант световой указательной сигнализации), установленный на четвёртом колене автолестницы. Автолестница поставлялась на экспорт в страны социалистического лагеря, в том числе и в тропическом исполнении. Выпуск модели прекращён в 1983 году в связи с необходимостью модернизации автолестницы под требования нового ГОСТа а фото: Илья Сорокин и Лев Рудский).

В 1971 году на базе Л21 была выпущена единственная автолестница АЛ-30(131) модели Л22, отличительной особенностью которой была люлька оператора, подвешенная к первому колену. Автомобиль серийно не выпускался по причине многочисленных технических недостатков конструкции.

С 1983 года Торжокский машиностроительный завод выпускал автолестницу АЛ-30(131)506, основным отличием которой от модели Л21 являлся переход системы выдвижения колен на двухканатную лебёдку, позволявшую теперь, отказавшись от замыкателей, выдвигать колена на любую высоту. В дальнейшем конструкция автолестниц всё больше совершенствовалась, а ТМЗ выпускал модернизированные модели ПМ-506 и в 90-е годы XX века.

UAZ-469-SУАЗ-469 пожарный был создан для транспортировки грузов, людей и буксирных трейлеров на всех типах дорог. Разработка автомобиля началась в 1961 году, на следующий год был построен опытный образец. Первые УАЗ-469 сошли с конвейера Ульяновского автозавода 15 декабря 1972 года. В автомобиле в значительной степени использовалась хорошо знакомые механикам тех лет узлы и агрегаты от «Волги» ГАЗ-21. Под индексом УАЗ-469 машина выпускалась до 1985 года, после чего в соответствии с отраслевой системой 1966 года и получила четырёхзначный номер 3151. УАЗ-469 стал основным командирским автомобилем в Советской армии. Он мог перевозить 7 пассажиров и 100 килограммов багажа или двух пассажиров и 600 кг, а ещё буксировать прицеп массой 850 килограммов. Внедорожники использовались также в милиции, службе «скорой помощи» и в пожарной охране.

Ford798T-SFord 798T – пожарный автомобиль в типично американском стиле с расположением насоса впереди, а не сзади, как это принято, например, у европейских или советских пожарных машин. Такая необычная компоновка не только освобождала место за кабиной, но и делала более удобной работу пожарных с насосом, вокруг которого было намного больше свободного пространства, чем если бы он устанавливался сзади. Многоместная кабина пожарной машины шире и выше стандартной кабины бортового грузовика, и она интегрирована в цельную силовую структуру пожарной надстройки. Кузов выполнен по распространённой в те годы технологии: деревянный несущий каркас обшит стальными наружными панелями, и даже у каждой двери и каждого люка пожарных отсеков есть свой каркас из дерева. В качестве специальных сигналов использовались красные фонари – проблесковых маячков в 40-е годы ещё не было.

АЦ-40(130)63БАЦ-40(130)63Б. Свою историю пожарные автоцистерны на шасси ЗИЛ-130 начинают в 1963 году, когда Прилукский завод противопожарного оборудования по проекту ОКБ № 8 изготавливает опытный образец пожарной автоцистерны АЦ-30(130)63, которая серийно выпускалась в 1965-1967 годах. Созданная на базе манёвренного, скоростного, мощного и грузоподъёмного автомобиля ЗИЛ-130 автоцистерна произвела настоящую революцию в советской пожарной технике, справедливо считаясь пожарным автомобилем следующего поколения.

С 1966 года стали выпускать модернизированную пожарную автоцистерну АЦ-30(130)63А. Лишённая недостатков предыдущей модели, но сохранившая все преимущества шасси ЗИЛ-130, пожарная автоцистерна модели 63А после модернизации 1972 года, когда на неё был установлен современный производительный насос ПН-40, стала одной из самых лучших и массовых советских пожарных автоцистерн. Особенностью её устройства был механический привод специальных агрегатов, отличавшийся высокой надёжностью в эксплуатации. Всего за 1966-1983 гг. выпущено более 16 тысяч единиц этой модели. Пожарная автоцистерна активно поставлялась на экспорт в страны соцлагеря, в том числе и в тропики.

ZIL-118-S

OldTimer18-26

OldTimer18-1-2

С 1978 года начинается выпуск пожарных автоцистерн АЦ-40(130)63Б. Они отличалась высокой ёмкостью цистерны для воды – 2350 литров и бака пенообразователя – 165 литров. Попытки внедрить в конструкцию ряд новых технических решений, касающихся, например, жёсткого крепления пожарной цистерны, внедрения КаМАЗовской тормозной системы и элементов пневматического управления пожарным насосом, привели к серьёзным проблемам в эксплуатации этих пожарных автоцистерн, хотя они прослужили достаточно долго и многие из них работали даже в XXI веке.

ZIL-49065SinyaPtitsa-SЗИЛ-49065 «Синяя птица» – это советская амфибия, которая предназначалась для поиска и эвакуации приземлившихся космонавтов. Она могла крушить деревья перед собой и пробираться практически в любые места. Всего было произведено около 30 экземпляров. На стенде в «Сокольниках» – машина 1991 года выпуска.

Moskvich-415C-SВпервые представили на выставке «Олдтаймер-галерея» внедорожник «Москвич-415С». Долгое время он находился на территории обычной дачи в Калужской области. Сборка «Москвича-415С» началась на Московском заводе в 50-е годы. Автомобиль, напоминающий американский «Виллис», создавался по заказу Министерства обороны и не имел своего индекса, именуясь просто: «Москвич 4х4». В 1959 году производитель хотел начать серийный выпуск внедорожника на новосибирском «Сибсельмаше», но через год приостановил подготовку из-за организационных проблем. К вопросу вернулись через 10 лет, а в 1973 году с конвейера сошёл первый «Москвич-415С», получивший модернизированный мотор и коробку передач. Сейчас известно местонахождение трёх внедорожников с индексом 2150: один появился на выставке, ещё два переданы музею «Московский транспорт».

DodgeCoronet1950-SDodge Coronet 1950 года – редкий гость на автошоу. Двигатель 3,8 литра выдавал всего 103 лошадиных силы, максимальная скорость составляла 140 километров в час. Было выпущено 74060 экземляров.

FordThundeberid1972-SЕщё один «американец» – Ford Thundebird 1972 года выпуска с мотором объёмом 7,4 литра. Его выставили на продажу.

Среди наиболее редких экспонатов, по сути, единственная сохранившаяся машина, это – НАМИ-1, представленная на стенде журнала «За рулём», которому в этом году исполняется 90 лет. Об этой первой советской OldTimer18ZaRulem-Sсерийной малолитражке – ровеснице издания, журнал писал в самом первом апрельском номере 1928 года.

Здесь же можно было приобрести книгу «Отечественные грузовые автомобили» – в серии изданий о российском автомобилестроении. Под одной обложкой авторы – KarpovWriterобозреватель журнала «За рулём» Сергей Канунников и известный автомобильный журналист Максим Шелепенков – собрали информацию о серийных моделях и опытных образцах, созданных на ста с лишним заводах СССР (до 1991 г.) и Российской Федерации вплоть до 2000 г. В книге почти 800 страниц и более 2600 (!) фотографий, в том числе редких, практически неизвестных.

Кроме этой книги на выставке можно было купить и шеститомник по истории пожарных машин в СССР, написанных писателем Александром Карповым, конечно же, с автографом автора.

А художник Пётр Перешивайлов представил свою выставку картин, на которых изображены старинные машины, демонстрировавшиеся на стендах Олдтаймер-Галереи.

OldTimer18-Art

Muzikantu-S

Kaska1aЗамечу, что самоотверженный труд, жизнь и быт пожарных можно было живо представить по манекенам в пожарных робах, старинным каскам, древним ручным насосам, огнетушителям, инструменту и другим предметам, заботливо сохраненным коллекционерами и музейными сотрудниками. На сцене и в павильонах выступал настоящий пожарный оркестр духовых инструментов, одетый в историческую униформу, а также юные пожарные, дружинники.

LRTokarev4.10-SИзвестно, что выставка редких, старинных автомобилей «Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина» пользуется большой популярностью не только у жителей России, но и других стран – ближнего и дальнего зарубежья. Посмотреть на исторические диковинки приходят также и многие знаменитые люди: политики, предприниматели, люди искусства. Здесь мне довелось встретиться с бывшим премьер-министром России Виктором Черномырдиным, артистом Леонидом Ярмольником, шансонье Вилли Токаревым и другими (на фото: Вилли Токарев и Лев Рудский).

Фотографии Николая Кушниренко, других российских и зарубежных фотожурналистов

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , ,

Один комментарий

  1. LarryPed
    7 октября 2020 в 20:55

    Благодарю главного редактора этого интернет-журнала Worldrusnews.ru/Мировые и российские новости Льва Рудского за очень интересную и ценную информацию. Мне всё это очень пригодилось.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Архивы