ДИН РИД – АЛЕКСАНДРУ СОЛЖЕНИЦЫНУ

16 февраля 2018

SolzhenitsynReedДин Рид – американский певец, киноактёр, кинорежиссёр и общественный деятель – в 1971 году написал и опубликовал своё открытое письмо советскому писателю Александру Солженицыну. Прошло уже около 47 лет, но, что удивительно, это письмо до сих пор не потеряло своей актуальности. Думаю, что никто не будет спорить с тем, что из писателей советской эпохи такого огромного ущерба репутации СССР, как Солженицын, не нанёс ни один классик. Вся Европа читала книги А.И. Солженицына, в которых Советский Союз представлялся как одна большая тюрьма. Именно его книги внесли немалую лепту в развал страны; видимо, за это ему и дали Нобелевскую премию.

Однако и в далёкой капиталистической Америке находились люди, которые умели смотреть сквозь призму лжи и видеть саму суть. Среди них оказался и Дин Рин, который в своём письме назвал все обвинения Солженицына в отношении Советского Союза ложными.

Приводим текст письма полностью

Дорогой коллега по искусству Солженицын!
DeanReed3Я, как американский артист, должен ответить на некоторые ваши обвинения, публикуемые капиталистической прессой во всем мире. По моему мнению, они являются ложными обвинениями, и народы мира должны знать, почему они ложные. Вы заклеймили Советский Союз как «глубоко больное общество, пораженное ненавистью и несправедливостью». Вы говорите, что Советское правительство «не могло бы жить без врагов, и вся атмосфера пропитана ненавистью, и ещё раз ненавистью, не останавливающейся даже перед расовой ненавистью». Вы, должно быть, говорите о моей родине, а не о своей! Ведь именно Америка, а не Советский Союз, ведёт войны и создаёт напряжённую обстановку возможных войн с тем, чтобы давать возможность своей экономике действовать, а нашим диктаторам, военно-промышленному комплексу наживать ещё больше богатства и власти на крови вьетнамского народа, наших собственных американских солдат и всех свободолюбивых народов мира! Больное общество у меня на родине, а не у вас, г-н Солженицын!

Именно Америка, а не Советский Союз, превратилась в самое насильственное общество, которое когда-либо знала история человечества. Америка, где мафия имеет больше экономической власти, чем крупнейшие корпорации, и где наши граждане не могут ходить ночью по улицам без страха подвергнуться преступному нападению.

Ведь именно в Соединенных Штатах, а не в Советском Союзе свои же сограждане убили в период с 1900 года больше людей, чем число всех американских солдат, погибших в боях в Первой и Второй мировых войнах, а также в Корее и во Вьетнаме! Именно наше общество считает удобным убивать любого и каждого прогрессивного лидера, который находит в себе мужество поднять голос против некоторых наших несправедливостей. Вот что такое больное общество, г-н Солженицын!

Далее вы говорите о расовой ненависти! В Америке, а не в Советском Союзе, на протяжении двух столетий остаются безнаказанными убийства негров, которых держат в полурабстве. В Америке, а не в Советском Союзе, полиция без разбору избивает и арестовывает любого и каждого негра, пытающегося выступить в защиту своих прав.

Затем вы говорите, что «свобода слова, честная и полная свобода слова – вот первое условие здоровья любого общества, и нашего также». Попытайтесь распространить эти мысли среди страдающих народов, вынужденных бороться за существование и жить вопреки своей воле под гнётом диктаторских режимов, держащихся у власти лишь благодаря военной помощи США.

Скажите о своих мыслях людям, чьё «здоровье» заключается лишь в том, что половина их детей умирает при рождении, так как у них нет денег на врача, и они всю свою жизнь мучаются из-за отсутствия медицинского обслуживания. Скажите об этом людям капиталистического мира, чьё «здоровье» состоит в том, что всю свою жизнь они проводят в постоянном страхе перед безработицей. Скажите американским неграм, как много им помогли на деле «здоровье» и «свобода слова» в процессе их справедливой борьбы за равноправие с белыми, когда после двух столетий «свободы слова по-американски» во многих районах США считают, что убить негра – это все равно что поохотиться на медведя!

Скажите трудящимся капиталистического мира о ваших идеях по поводу «свободы слова как первого условия здоровья», если из-за нехватки денег их сыновья и дочери не смогут развить свои умственные способности в школе, а поэтому никогда не сумеют даже научиться читать! Вы говорите о свободе слова, тогда как бóльшая часть населения земного шара пока ещё говорит о возможности научиться читать слова!

Нет, г-н Солженицын, ваше определение свободы слова как первого условия здоровья неверно. Первое условие заключается в том, чтобы сделать страну достаточно здоровой морально, умственно, духовно и физически, с тем чтобы её граждане умели читать, писать, трудиться и жить вместе в мире.

Нет, г-н Солженицын, я не принимаю вашего первого условия здоровья общества и особенно в вашем определении и контексте. Моя страна, известная своей «свободой слова», – это страна, где полиция нападает на участников мирных походов. В моей стране разрешены мирные походы, и в то же время продолжающаяся война губительно отражается на жизни вьетнамского народа, ибо демонстрации, разумеется, нисколько не меняют политику правительства. Неужели вы действительно думаете, что военно-промышленный комплекс, правящий моей страной и половиной мира, печётся о «свободе слова»?! Правители его сознают, что они, и только они, обладают властью принимать решения. Воистину, свобода слова на словах, но не на деле!

Вы заявляете также, что Советский Союз идёт не в ногу с ХХ веком. Если это и верно, то потому, что Советский Союз всегда идёт на полшага впереди ХХ века! Неужели вы предлагаете вашему народу отказаться от своей роли вождя и авангарда всех прогрессивных народов мира и вернуться к бесчеловечным и жестоким условиям, существующим в остальной части земного шара, где несправедливость воистину изобилует в атмосфере чуть ли не феодальных условий многих стран?

Г-н Солженицын, в статье далее сказано, что вы – «многострадальный писатель из Советского Союза». По-видимому, это означает, что вы много страдаете из-за отсутствия моральных и общественных принципов и что ваша совесть мучает вас в тихие ночные часы, когда вы остаётесь наедине с собой. Верно, что в Советском Союзе есть свои несправедливости и недостатки, но ведь всё в мире относительно. В принципе и на деле ваше общество стремится к созданию подлинно здорового и справедливого общества. Принципы, на которых построено ваше общество – здоровы, чисты и справедливы, в то время как принципы, на которых построено наше общество, жестоки, корыстны и несправедливы. Очевидно, в жизни могут быть ошибки и некоторые несправедливости, однако несомненно, что общество, построенное на справедливых началах, имеет больше перспектив прийти к справедливому обществу, нежели то общество, которое строится на несправедливости и эксплуатации человека человеком. Общество и правительство моей страны отстали от времени, потому что их единственная цель заключается в стремлении сохранить во всем мире статус-кво. Именно ваша страна стремится делать прогрессивные шаги во имя человечества, и если в чём-то она несовершенна и порою спотыкается, то мы не должны осуждать за эти недостатки всю систему, а должны приветствовать её за мужество и стремление прокладывать новые пути.

Искренне ваш, Дин Рид
«Огонек», № 5 (2274), 1971 год.

А сейчас – краткие биографии Дина и Солженицына

DeanReed2Дин Сирил Рид (англ. Dean Cyril Reed; 22 сентября 1938, Денвер, штат Колорадо, США – 13 июня 1986, под Берлином, ГДР) – американский певец, киноактёр, кинорежиссёр и общественный деятель, пользовавшийся огромной популярностью в СССР, в странах Латинской Америки и Восточной Европы. Дин родился на ферме в местечке Вит Ридж, пригороде Денвера (штат Колорадо) в семье сельского учителя Сирила Рида. Его мать Рут Анна была домохозяйкой. У Дина было два брата – Верн и Дейл.

С 12 лет Дин начал играть на гитаре. В 18 лет поступил в Колорадский университет, чтобы изучать метеорологию. Во время учёбы Рид подрабатывал выступлениями в барах и клубах. Но проучившись два года, бросил учёбу и отправился искать счастья в Голливуде. В 1958 году Дин Рид приехал автостопом в Лос-Анджелес (Калифорния), и после успешного прослушивания подписал незначительный контракт с музыкальной студией Capitol Records. Студия обеспечила ему рекламу, записала несколько пластинок, и он выступил на национальном телевидении.

В 1961 году его диск, названный «Наш летний романс», стал хитом в Латинской Америке, в США диск занял почётные 20-е строки хит-парадов. Истинную популярность его песни нашли в Южной Америке, куда его отправили в турне и где его слава превзошла славу самого Элвиса Пресли. После нескольких очень успешных гастролей по странам Латинской Америки он решил остаться в Аргентине. Там он записывал альбомы, снимался в фильмах и вёл собственную телевизионную программу.

Левые взгляды и политическая активность Дина Рида (в частности, он выступал за запрещение ядерного оружия, против войны во Вьетнаме, устраивал концерты, весь сбор от которых шёл заключённым в тюрьмах) не устраивали правые силы Аргентины, и под их давлением (дело доходило даже до обстрела дома, где жил певец) после военного переворота 1966 года Дин Рид был вынужден выехать из страны. Несколько лет он прожил в Риме, где активно снимался в так называемых «спагетти-вестернах» — «ковбойских фильмах о Диком Западе» итальянского производства. Позже Дин Рид стал сниматься и в СССР и странах Восточной Европы (впервые он приехал в СССР в 1965 году).

На одной из демонстраций в Риме Рид выступал против участия США в войне во Вьетнаме, за что был арестован. В 1970 году Дин Рид публично выстирал флаг своей страны перед консульством США в Сантьяго в знак протеста против войны во Вьетнаме и политики США в странах так называемого «третьего мира» (в том числе и в Латинской Америки). За совершённое деяние он был арестован в Чили и несколько дней просидел в тюрьме. В том же году Дин Рид помогал в выборах президента Альенде в Чили.

DeanReed1

Много раз он посещал СССР и хотел остаться жить и даже приобрести квартиру в Москве. Он любил народ СССР, и народ отвечал ему взаимной любовью. Дин Рид всегда отзывался с восхищением о комсомольской стройке БАМа и провёл много времени в гастролях по населённым пунктам БАМа, посвятив много песен этой грандиозной стройке.

В 1973 году Дин Рид поселился в ГДР, где продолжал петь, сниматься в фильмах, а также снимал собственные фильмы, не оставляя и политической борьбы в соответствии со своими убеждениями. Наиболее известным его фильмом стал «Певец» – биографический фильм о его чилийском друге певце Викторе Хара, который был убит пиночетовцами после военного переворота в Чили в 1973 году.

Дин Рид был несколько раз женат. В 1986 году певца обнаружили мёртвым в Цойтенском озере недалеко от его дома в Восточном Берлине. Официально было объявлено, что он утонул.

Solzhenitsyn3Александр Исаевич (Исаакович) Солженицын родился 11 декабря 1918 в Кисловодске. Его отец – Исаакий Солженицын, выходец из семьи ставропольских крестьян, добровольцем участвовал в Первой Мировой войне и случайно погиб на охоте за полгода до рождения сына. Мать – Таисия Щербак, была дочерью богатого кубанского землевладельца, который, однако, в молодости начинал нищим батраком и разбогател собственными трудами. В годы гражданской войны имение деда Солженицына было конфисковано большевиками. Детство маленький Саша провёл с матерью в Ростове-на-Дону, в большой бедности.

Но школу окончил с золотой медалью. Отлично учился и на физмате Ростовского университета, где был сталинским стипендиатом. Параллельно поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы и истории (МИФЛИ).

В годы Великой Отечественной войны Солженицын с боями достиг Восточной Пруссии, дослужился до капитана, был награждён орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды.

9 февраля 1945 года Александр Солженицын был арестован прямо на фронте за свою переписку со школьным другом Виткевичем. Оба они неосторожно отзывались о Сталине. В июле 1945-го Солженицына приговорили к восьми годам заключения.

В лагерях он вначале трудился глинокопом и строителем, затем его перевели в систему шарашек – особых «научно-технических зон». В мае 1950-го его отправили из шарашки Марфино в экибастузский каторжный лагерь для политических, где последние два с половиной года срока работал каменщиком.

В феврале 1953-го Солженицына освободили из лагеря и отправили на вечную ссылку в казахский посёлок Кок-Терек. Здесь возобновилась и усилилась раковая болезнь, по поводу которой его впервые оперировали ещё в Экибастузе. Одно время он был близок к смерти, но лечение в Ташкентской больнице неожиданно дало улучшение.

После смерти Сталина ссылку для политических отменили, и летом 1956-го Александр Солженицын уехал в Центральную Россию. Здесь он вначале работал в школе посёлка Мезиновский (Владимирской области), живя неподалёку, в избе крестьянки Матрёны Захаровой. Летом 1957 переехал в Рязань и устроился учителем физики в школу № 2.

SolzhenitsynWorksЛитературной работой Александр Исаевич украдкой занимался даже в лагерях. После выхода на свободу он возобновил её с огромной энергией. Свои весьма критические по отношению к советским порядкам произведения ему долго приходилось писать «в стол». Но после новой критики Сталина Н.С. Хрущёвым на XXII съезде КПСС Солженицын в ноябре 1961 года решил предложить свой рассказ об одном простом лагернике в журнал «Новый мир». Борьба за его публикацию шла около года, пока разрешение на печать не дал лично Хрущёв, заинтересованный в поддержке антисталинской кампании. Под названием «Один день Ивана Денисовича» рассказ появился в ноябрьском номере «Нового мира» за 1962 год. В январе 1963-го там же вышел рассказ «Матрёнин двор» – о трагической участи русской колхозной деревни.

Эти произведения вызвали восторженный общественный отклик. Но власти дали понять Солженицыну, что тема критики «сталинизма» ими и должна быть исчерпана. Весной 1964 года под открытым партийным давлением была провалена его кандидатура на Ленинскую премию. КГБ обложило А.И. Солженицына слежкой, установив прослушки у большинства его друзей. 11 сентября 1965-го был сделан обыск у двух знакомых писателя. Чекисты захватили архив Солженицына с несколькими тайными его сочинениями. Из них явствовало, что автор враждебен не просто «сталинским перегибам», но самой идее коммунизма.

Александр Исаевич ожидал ареста. Но власти решили «удушить» его без лишнего шума, медленно и постепенно: окончательно пресечь ему возможность печататься на родине и развернуть кампанию клеветы. Наёмные пропагандисты стали везде и всюду утверждать, что Солженицын сидел в лагере по уголовному делу, а на войне сотрудничал с фашистами.

В мае 1967 года Александр Солженицын направил открытое письмо IV съезду Союза советских писателей, указывая в нём, что советская литература пребывает под суровым гнётом администраторов, а лучшие её представители подвергались кровавым гонениям. Президиум съезда замолчал письмо, хотя около 100 видных литераторов в особом обращении требовали обсудить его. В декабре 1968-го читатели со всей страны тепло поздравляли Солженицына с 50-летием: к нему пришли сотни писем и телеграмм.

Летом 1964 года Солженицын начал работать над большим произведением «Архипелаг ГУЛАГ». Её приходилось вести в большой скрытности, на глухих эстонских хуторах. Весной 1969 он приступил к написанию эпопеи о революции 1917 года – «Красное колесо», которую считал главной книгой своей жизни.

Осенью 1970 года А.И. Солженицын был объявлен лауреатом Нобелевской премии по литературе как «величайший писатель современности, равный Достоевскому». Однако гонения на родине не прекращались. Ещё в ноябре 1969-го Солженицына по настоянию сверху исключили из Союза советских писателей. В августе 1971-го КГБ устроило покушение на его жизнь. Чекистский агент сделал ему незаметный ядовитый укол в магазине, от которого писатель тяжело проболел несколько месяцев, но всё же выжил.

КГБ знал о существовании «Архипелага ГУЛАГ» и охотился за его текстом. В августе 1973 чекистам удалось завладеть им после ареста в Ленинграде Е. Воронянской – давнишней помощницы Солженицына.

Но к тому времени «Архипелаг» был уже переправлен на Запад, и теперь А.И. Солженицын дал туда сигнал немедленно публиковать эту книгу, которая вышла из печати в конце декабря 1973-го в Париже. В советской прессе тут же открылась мощнейшая кампания против «литературного власовца». Часть партийных боссов предлагала сослать Солженицына в якутский Верхоянск или даже бросить его в лагерь строгого режима. Но глава КГБ Андропов, желая сохранить за собой на Западе репутацию «просвещённого гуманиста», решил ограничиться выдворением А.И. Солженицына из страны.

12 февраля 1974 года восемь чекистов силой увезли писателя из московской квартиры в Лефортово. Через день его отправили на самолёте в западногерманский Франкфурт-на-Майне.

После высылки из СССР Солженицын поначалу обосновался в швейцарском Цюрихе, но в 1976-м переехал в США, купив поместье в штате Вермонт. В Америке ему присвоили звание почётного гражданина. Александр Исаевич на собственные средства основал «Русский общественный фонд» с задачей помощи политическим узникам и развитию русской культуры.

На Западе Солженицын публиковал статьи и делал выступления, в которых призывал свободный мир стойко противостоять коммунизму – и при этом не отождествлять его с русским народом. Он убедительно доказывал, что русские – не творцы коммунизма, а его жертвы, и Запад должен видеть в них не врагов, а союзников против грозящей всему миру поработительской силы.

В Америке Александр Исаевич завершил работу над «Красным колесом» – с изменением её первоначального плана: он решил ограничить эпопею четырьмя «узлами» (романами), вместо предполагавшихся ранее двадцати.

В СССР отношение властей к Солженицыну долго не менялось даже после начала горбачёвской перестройки. Лишь летом 1989 года журнал «Новый мир» после долгих препятствий сверху приступил к публикации части «Архипелага ГУЛАГ». Вслед за этим начали выходить в свет и другие произведения Солженицына.

18 сентября в двух крупнейших газетах СССР общим тиражом 27 миллионов экземпляров была напечатана знаменитая статья Солженицына «Как нам обустроить Россию», где писатель, в частности, утверждал, что границы РСФСР проведены коммунистами без учёта подлинных национальных рубежей (по ту их сторону оказались 25 миллионов русских).

В конце мая 1994 года Солженицын вернулся на родину. По пути в Москву он за 55 дней проехал через всю страну – от Магадана и Владивостока на запад. Останавливаясь во многих городах для встреч с людьми, Александр Исаевич резко критиковал катастрофические ельцинские реформы. В бешенстве от этого олигархические масс-медиа тужились выставить Солженицына никому не нужным, едва ли не выжившим из ума стариком. Но народ везде встречал его с надеждой и теплотой. 28 октября 1994 состоялось выступление Солженицына в Государственной Думе, где он вновь гневно осуждал лжереформаторский курс. Те же мысли он высказал и самому Ельцину во время личной встречи с ним 16 ноября 1994 года.

Solzhenitsyn1Власти нехотя согласились показывать с апреля 1995 на телеканале ОРТ передачу «Встречи с Солженицыным». Однако времени на неё отвели лишь 15 минут раз в две недели, а спустя полгода закрыли без внятного объяснения причин.

В декабре 1995-го усилиями «Русского общественного фонда» в Москве открылась библиотека «Русское Зарубежье», быстро ставшая важным научным центром. С 1998 начала присуждаться учреждённая на средства А.И. Солженицына литературная премия Александра Солженицына для русских писателей.

Новым пламенным обличением итогов ельцинского правления стала книга Солженицына «Россия в обвале», вышедшая в мае 1998-го. Когда в декабре 1998 года президент России Борис Ельцин наградил А.И. Солженицына орденом апостола Андрея Первозванного в связи с 80-летием, писатель отказался принять его «от верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния». Позже он публично критиковал указ В. Путина о гарантии ушедшему в отставку Б. Ельцину защиты от судебного преследования. Согласившись на личную встречу с В. Путиным в сентябре 2000 года, Солженицын высказал недовольство недостаточно решительной борьбой президента страны против влияния финансовых магнатов.

В 2001 была опубликована книга Солженицына «Двести лет вместе» с правдивой и подробной хроникой русско-еврейских отношений последних двух веков. Она подверглась яростным нападкам со стороны евреев России, но неожиданно получила признание от влиятельных публицистов Израиля.
Летом 2007-го было объявлено о награждении Солженицына Государственной премией РФ, которую в дом лауреата привёз лично президент В.В. Путин.
3 августа 2008 года Александр Исаевич Солженицын скончался от сердечной недостаточности.

WRN

Метки: , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архивы