ИСТОРИЯ СОВЕТСКИХ ПАВИЛЬОНОВ

17 июня 2013
Борис Иофан «Проект павильона СССР для Всемирной выставки в Париже 1937 года. Перспектива. 1936 г.». Бумага, акварель, белила, аппликация, серебряный порошок, карандаш. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.

Борис Иофан «Проект павильона СССР для Всемирной выставки в Париже 1937 года. Перспектива. 1936 г.». Бумага, акварель, белила, аппликация, серебряный порошок, карандаш. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.

В Москве (Россия), в музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница», расположенном внутри одноименной величественной скульпуры советского ваятеля Веры Мухиной, являющимся пространством, ориентированным на показ проектов в области искусства XX века, открывается выставка об истории павильонов СССР. Первая её часть посвящена участию страны Cоветов в международных смотрах. Выставка проходит по инициативе и при поддержке правительства Москвы, департамента культуры города Москвы, музейно-выставочного объединения «Манеж», Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева. Разнообразные экспонаты экспозиции представили музей архитектуры имени А.В. Щусева, Третьяковская галерея, музей В.В. Маяковского, музей керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века», музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Центральный музей современной истории России, Политехнический музей, Мемориальный музей космонавтики, Научно-мемориальный музей профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный музей кино, Российский госархив литературы и искусства, Госархив Российской Федерации, Российский госархив экономики, Российский госархив кинофотодокументов, Центральный архив научно-технической документации города Москвы, Геологический музей РАН имени В.И. Вернадского, Центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино, а также владельцы частных коллекций.

История советских выставочных павильонов – это история архитектуры и тотальных инсталляций, грандиозный мировой смотр достижений разных стран, соревновательные командные выступления архитекторов, графиков, макетчиков, столяров, техников, шрифтовиков, фотографов, скульпторов, живописцев, кинематографистов, садовников и др.

А история международных выставок стартовала в середине XIX века в лондонском Гайд-парке – тогда Джозеф Пакстон построил из стекла и железа «Хрустальный дворец» площадью 90 тысяч квадратных метров. Венецианская биеннале была организована по другому принципу: с 1895 года в садах Джардини проходит «Международная художественная выставка», для которой страны-участники строят постоянные павильоны, заказывая проекты знаменитым архитекторам.

Но многие мировые смотры приглашали участников к созданию временных построек на заранее выделенной территории: каждый раз это были практически экспериментальные сооружения с совершенно оригинальным внутренним композиционным решением и составом экспонатов, создававшиеся в стилевой доминанте своей эпохи – это конструктивизм 1920-х, неоклассицизм 1930-х и функционализм 1960-х годов.

Первое выступление СССР состоялось в 1925 году в Париже на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности. По результатам закрытого конкурса, в котором среди прочих участвовали архитекторы В. Щуко, И. Фомин, братья Веснины, М. Гинзбург, жюри под председательством наркома просвещения А. Луначарского и при участии В. Маяковского признало лучшим проект Константина Мельникова – легкую каркасную двухэтажную постройку из дерева и стекла с вышкой-мачтой с серпом и молотом и буквами СССР. Оформляли экспозицию вхутемасовцы: декоратор Исаак Рабинович спроектировал асимметричный и лаконичный Зал Госиздата, дизайнер Александр Родченко – знаменитый гигантский «экспонат» «Рабочий клуб» для Отдела СССР на Эспланаде инвалидов. Выкрашенный красной, серой и белой краской советский павильон стал «самой острой постройкой на выставке» и настоящей «машиной для агитации»: архитектура здесь доминировала, а интерьер представлял собой продолжение самого здания.

Международная выставка «Пресса» в Кёльне 1928 года проходила в капитальном «Павильоне государств» – временного павильона СССР тогда не строил. Для оформления экспозиции на совещании, которое проводил А. Луначарский при участии президента Государственной академии художественных наук Петра Когана, было принято решение «пригласить художников Лисицкого и Рабиновича». При этом Лисицкому удалось радикально преобразовать псевдоклассический фасад здания, поместив в каждую из чётырех арок объёмные светящиеся ночью буквы USSR. Внутреннее пространство было решено асимметрично и поделено на зоны с «ударными» декоративными и динамическими установками, которые прокладывали маршрут зрителя «по маякам». Среди экспонатов преобладали конструкции, «специально сочиненные художником», своеобразные механические аттракционы «Звезда», «Рабочий корреспондент», «Красная армия», «Трансмиссия». В Кёльне впервые в выставочном ансамбле появляется гигантский фотофриз (24х3,5 метра) с использованием плакатного фотомонтажа, подсветка экспонатов осуществлялась лампочками накаливания, был создал и специальный кинозал, – в результате вся экспозиция оставляла у публики «кино-фото ощущение».

Неизвестный фотограф «Витрина-конструкция  Лазаря Лисицкого. Советский павильон на Международной выставке «Пресса» в Кёльне. 1928 г.». Серебряно-желатиновая печать. Государственный музей В.В. Маяковского.

Неизвестный фотограф «Витрина-конструкция Лазаря Лисицкого. Советский павильон на Международной выставке «Пресса» в Кёльне. 1928 г.». Серебряно-желатиновая печать. Государственный музей В.В. Маяковского.

Павильоны СССР 1930-х годов – парижский и нью-йоркский – строил Борис Иофан, оба они служили постаментами монументальных скульптур – «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной и «Рабочий со звездой» Вячеслава Андреева. К парижской выставке 1937 года был впервые объявлен конкурс на оформление экспозиции: его выигрывает группа ленинградских художников под руководством Николая Суетина, предложившая лаконичные архитектоны, выделенные искусственным светом, «ступенчатые» формы, фотобарельефы и декоративные установки: «пилон конституции» и посвящённый рекордным перелетам «полуглобус». Суетин решительно отказался от выстраивания экспозиции «по маякам», организуя выставочное пространство как общественный интерьер, «декорируя» его экспонатами. Оформлять нью-йоркский павильон поручили также Суетину: но теперь архитекторы Борис Иофан и Каро Алабян специально под выставочное задание проектируют «тёмный» ансамбль, рассчитанный на киноэкраны и световые эффекты для диорам. В целом нью-йоркский ансамбль был самым театральным из всех советских павильонов за рубежом: амфитеатр с эстрадой, мелодии народов СССР, кинофильмы и главный экспонат – копия станции метро «Маяковская» в натуральную величину между зеркальными стенами усиливали это впечатление.

Советские павильоны конца 1950-х – 1960-х годов – в Брюсселе (1958 г.) и Монреале (1967 г.) – строились как гигантские экспонаты, своего рода прозрачные оболочки, вычленяющие особую зону на территории выставки. В Брюсселе перед экспозиционерами стояла сложная задача – сочетать в едином пространстве демонстрацию машин и механизмов, образцов промышленного и сельскохозяйственного сырья с показом произведений изобразительного искусства. Экспозиция монреальского павильона, открытого в год 50-летия СССР, строилась на трёх уровнях – океан, земля, космос, концентрируя внимание зрителя вокруг главных экспонатов: эмблематической композиции «Серп и молот» и карты электрификации страны с макетом Красноярской ГЭС с барельефным профилем Ленина. Были в павильоне и аттракционы: текущая вода в макете гидроэлектростанции, живые рыбы в бассейне, шахтерская клеть, «якобы» спускающаяся под землю в отделе «Уголь».

Советский павильон в Осаке, открытый в 1970-м году – год 100-летнего юбилея со дня рождения В.И. Ленина, напоминал гигантский развернутый флаг силуэтом, алым цветом и складчатой поверхностью. В темном, лишенном окон здании теперь доминировали не натурные экспонаты (станки, машины, дары природы), а экспонаты, созданные художниками, как и в конце 1920-х годов. Центр павильона занимала декоративная установка: красно-белый пилон и установленный на нём экран, на котором постоянно демонстрируется фильм-хроника «Живой Ленин»: символ здесь сочетался с документом.

На выставке представлены макеты, архитектурные чертежи и эскизы, а также экспонаты-призеры: фотографии Александра Родченко с эскизами Варвары Степановой (1925 г.), снимок Макса Пенсона «Узбекская мадонна» (1937 г.), скульптуры Георгия Мотовилова «Металлург» (1937 г.) и Евгения Вучетича «Перекуем мечи на орала» (1958 г.), географические карты из самоцветов (1937, 1939 гг.). Впервые представлены материалы из личных архивов художников Александра Лабаса, Рудольфа Кликса, Сергея Сива.

 В Музейно-выставочное объединение «Манеж» входят шесть выставочных пространств города Москвы: ЦВЗ «Манеж», МГВЗ «Новый Манеж», МВЦ «Рабочий и колхозница», Музей-мастерская народного художника СССР Д.А. Налбандяна, выставочный зал «Домик А.П. Чехова», Московский музей В. Сидура. С сентября 2012 года правительство столицы и департамент культуры города Москвы разработали новую концепцию развития МВО «Манеж», согласно которой деятельность экспозиционных пространств будет направлена на проведение крупных выставок и реализацию имиджевых проектов в различных областях искусства.

WRN

Метки: , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы