ОТ ВОЛОКОННОЙ ОПТИКИ – К МОЛЬБЕРТУ

30 апреля 2017

RudShalumov-S1-1aУмудрённый жизненным опытом Биньямин Завалунович Шалумов как-то сказал: «Наука и живопись имеют один и тот же источник вдохновения – окружающий Мир и одну и ту же суть – Поиск и Анализ».

У него есть полное право так сказать. Как известно, поиск путей совершенствования личности обычно начинается с неудовлетворённости уже достигнутым, с ощущения внутреннего чувства необходимости реализовать свои ещё нераскрытые способности в той или иной профессии. Но если человек уже состоялся как учёный, что же заставляет его порой круто менять сферу своей деятельности и заниматься новым, для него неведомым (пока!) делом?

Биньямин Завалунович Шалумов – доктор технических наук, профессор, народный RudShalumov-S4художник Республики Дагестан, почётный член Российской Академии художеств, действительный член Международной Академии творчества. Уже получив мировое признание в науке, неожиданно для себя и окружающих открывает себя заново – становится художником. После успешного периода жизни в научной сфере он полностью посвящает себя живописи, реализовав свой творческий потенциал в искусстве.

Горский еврей Б.З. Шалумов родился в семье потомственного раввина в 1935 году в Дербенте (Дагестан, СССР). Учился в Грозненском нефтяном институте. В 1970 году окончил аспирантуру Московского института RudShalumov-S10электронного машиностроения и защитил кандидатскую диссертацию. В середине 1970-х годов его назначили главным химиком Министерства химической промышленности СССР по направлению «Особо чистые химические вещества для электроники и оптики». В 1985 году стал доктором наук. И был признан в Советском Союзе одним из активных разработчиков волоконной оптики. Преподавал в Московском институте электронного машиностроения на кафедре общей физической химии. В 1987 году получил звание профессора. Автор около 300 научных статей и патентов.

RudShalumov-S11С 1994 года живет в США, в небольшом городе Буффало. Здесь в 63 года обнаружил в себе талант художника. Понимая, что навыки и знания в новой для него профессии надо все-таки иметь, он пошёл учиться портретной живописи к известному художнику, профессору кафедры живописи местного университета Джорджу Пальмеру. Таким образом, после успешной научной карьеры Биньямин Шалумов начал столь же успешную карьеру художника.

«Не знаю, надо или не надо учиться, – говорит Биньямин, – но подавляющее большинство моих работ – это попытки что-то постичь. Долго специальному овладению мастерством рисования я не учился. Как-то всё выходило само собой. Возможно, здесь сработали мои наблюдательность и отличная зрительная память. Мои домашние сразу почувствовали, что к этому я шёл, возможно, всю мою жизнь. Сам же я, очевидно, к этому внутренне также был готов. Учитывая, что как раз в те годы начался критический момент в моей жизни, возникли переживания по поводу того, что кончалась часть моей жизни, связанная с наукой, живопись помогла мне самовыразиться, продолжать активно существовать. Что касается десятилетий жизни в науке, то это были творческие, активные годы деятельности, насыщенные работой, которой я дорожил и которую любил. Но я круто поменял судьбу, от науки перейдя к живописи, и очень этим счастлив. Моя новая жизнь по своему душевному раскладу мало чем отличается от научной. И наука, и искусство – творчество. В отзывах посетителей моих выставок часто повторяется реакция людей на увиденное: «Теперь у нас есть надежда начать новую жизнь». Творческий путь, пройденный за эти годы, и количество произведений, созданных за это время, – феноменальное явление в живописи».

RudShalumovMos-S

RudShalumovaStella-S1Что примечательно, дочь Шалумова Стелла тоже не училась живописи, но вдруг, в какой-то момент начала рисовать маслом. И весьма неплохо.

Биньямин так объясняет этот феномен: «Это произошло до того, как я стал писать. Именно она отчасти виновата в моем начинании. Я как раз приехал в США лечиться от опухоли щитовидной железы. В Москве мои близкие не позволили мне ложиться на операцию, рисковать, и я прибыл в Буффало, где дочь уже жила с семьей. Это был 1998 год – период дефолта в России. И когда я приехал в Америку, то был уверен, что обязательно вернусь в Москву, где меня приглашали на работу. Но американские врачи сказали: «Надо лечиться», – и мне пришлось остаться. Оказавшись без любимого дела, я страшно тосковал. В такой тоске попал в мастерскую дочери, где лежали холсты, краски, стоял мольберт. Мне было жаль тратить холст, я взял крышку от обувной коробки и нарисовал первую свою картину. Представив Москву, изобразил зимний пейзаж, а поскольку в живописи, как зритель, я что-то соображал, то сразу оценил и объём, и перспективу, и воздух. Показал жене. Сима была в восторге. Вторую картину – морской пейзаж – я написал на листе фанеры. Когда дочь увидела мои опыты, сказала: «Да рисуй ты на холсте». Я смутился: «Жалко холст портить». «Ничего, – сказала дочь, – я заплачу» А когда нарисовал первый на холсте пейзаж, мой старший внук сказал: «Это прекрасная картина!» – и взял её себе».

RudShalumov-S12На холсте, на бумаге он смело запечатлевает всё, что любит, чем дорожит. В прошлом альпинист, путешественник Биньямин Шалумов, обладая необычайно развитой памятью и воображением, острым интеллектом и эрудицией, по-своему отображает многообразие реальности, иногда с точностью и достоверностью, но чаще преобразуя её на свой лад, усиливая характерное, подчёркивая необычное. В основе искусства художника – непосредственность, данная ему от природы, способность воплощать на холсте впечатления настоящих и прошлых лет.

Говорит Биньямин Шалумов: «В создании картины ещё присутствует желание пропустить найденное через себя и передать это другому. Познанное тобою явление ты хочешь передать, и для меня очень RudShalumov-S9важно закончить картину в тот момент, когда я чувствую: в ней уже есть движение. Когда мне так кажется, заканчивая, к примеру, пейзаж, что листья зашевелились (возможно, это немного из области шизофрении), я бросаю кисть. Если, глядя на картину, создалось ощущение, что в ней есть движение, есть жизнь – достаточно, дальше можно не продолжать. Однажды я сделал работу «Отражение осени» и пригласил своего внука Давида обсудить её. Обычно, когда я заканчиваю картину, я обсуждаю её с детьми или внуками и прошу их показать мои ошибки. Так вот, я спросил: «Что ты видишь, Дэвик?». Внук ответил: «Вижу осень, вижу, как листья и деревья отражаются в воде… А теперь я вижу, как вода «едет». То есть, на картине была RudShalumov-S8река и когда внук сказал, не совсем по-русски, «вода едет», я понял, что пора завершать работу, чтобы «вода» не остановилась. Во всех картинах я хочу передать динамику. Жизнь без движения не существует, а я хочу передавать в красках, в линии её – жизнь.

Итак, первые судьи моих картин – мои дети и внуки. С пониманием отнеслась к моим ранним, а потом и более поздним работам моя жена Сима. Она понимает, что если меня дело не интересует, я бы за него не взялся. А для неё мой интерес в любом деле очень важен. Супруга однозначно приняла мое увлечение с первой же картины. Ей то, что я пишу нравится, а мне, честно говоря, нравится то, что нравится ей. Такое вот совпадение. Хотя, не всё ей по душе. К примеру, есть работа, на которую Сима смотреть не может. Она называется «Реквием» и посвящена смерти моего молодого племянника и дочери моей племянницы, погибшей в Израиле от теракта. Она служила в израильской армии и погибла, когда машина с террористами в Хадере, под Хайфой, врезалась в автобус, в котором ехали молодые военнослужащие. Я RudShalumov-S5считаю, что уход из жизни молодым – ужасная, несправедливая вещь. Хотя и младшим быть очень тяжело, ведь я был восьмым ребёнком в семье и, практически, хоронил многих родных братьев и сестер. «Реквием» был написан, что называется, кровью, но Сима смотреть на эту картину не хочет и не может.

Начав писать картины, мне кажется, я стал спокойнее. Я чувствую в себе больше мудрости. Учёный скорее деятель, нежели мыслитель. Я стал степенней, потому что меня успокаивают мои же картины. На самом деле, резких изменений нет. Я всё так же деятелен, люблю своих друзей. И хотя я родился в Дагестане, многие мои друзья считают RudShalumov-S7меня москвичом, так как большую часть жизни я прожил в Москве. Иногда в компаниии просят произнести кавказский тост. Я всегда готов поднять тост за порядочность – важнейшее качество в человеке».

У Биньямина много пейзажей Буффало – города, в котором он живёт, и его окрестностей, несколько меньшим количеством работ представлен Израиль. Однако одна из них – «Тель-Авив. Вид со стороны Яффо» – вызывает постянный интерес и специалистов, и простых любителей живописи.

«Во время проведения одной из моих выставок в Москве, – говорит RudShalumov-S6Шалумов, – я подарил её Еврейскому культурному центру, который находится на Никитской улице. Эта картина – размышление об Израиле. Критики отмечают необычную волну на море, не характерную для этих мест. Я же создал эту волну, поскольку рисовал её «на волне тех волнений», происходящих сегодня в Израиле. Яффо город мусульманский и вид на Тель-Авив – как раз в той крайней яркой его части, где расположены освещённые дома. Всё это символизирует, на мой взгляд, светлое будущее Израиля. Я в это верю».

В одном из интервью Биньямину Шалумову задали несколько необычный вопрос: «Вы учились в Грозном, побывали в Израиле. Ваше видение чеченской проблемы и развития ближневосточного кризиса».

RudShalumov-S3Каков вопрос, такой ответ: «Я исхожу из философской предпосылки, что мир на Земле должен существовать. Я на это рассчитываю, поскольку оптимист. Хотя чеченцы чрезвычайно трудный в этом плане народ, так что, говоря о мире, всем сторонам конфликта нужно много работать. Что касается будущего Израиля – посмотрите мои работы на эту тему».

Шалумов вспоминает: «В молодые годы я открыл для себя импрессионистов. Позже я страстно хотел подражать московскому художнику Александру Давиду. Может быть, я учился на его картинах, ещё не рисуя, останавливаясь лишь взглядом на них. Кстати, Давид это сегодня прекрасно понимает. Мы с ним сдружились, но долгие годы он не высказывал своего мнения по поводу того, что я делал на холстах. Он посетил мою последнюю выставку, и первый этап нашего разговора свелся к словам: «Очень хорошо организованная выставка». А затем, посмотрев картины, он заметил: «Да, Биньямин, смотрю на некоторые картины и завидую. Жаль, не я их нарисовал». Это был второй этап в его оценке, после чего он сказал: «Все же ты талантливый мужик».

RudShalumov-S2Вполне в русле расхожей фразы: если человек талантлив, – он талантлив во всем. Хотя я понимаю, что какой-то элемент мистики в том, что я просто так взял и начал вполне профессионально и интересно рисовать, – есть. Впрочем, мистика была в другом. Мой зять сказал, что моя первая работа – от Б-га. Он посчитал, что когда я впервые взял кисть в руки, сразу написав картину «Каменистый берег», в этот день был зачат его третий сын и мой внук. Я этому верю, ведь, действительно, внук Яша родился через девять месяцев после того, как я взял впервые кисточку в руку. И я чувствую, что получил подарок от Б-га – и своего внука, и увлечение живописью. Я иногда думаю, что какие-то мазки делаются не моей рукой».

В отзывах к своим выставкам Биньямин часто повторяется реакция людей на увиденное: «Теперь у нас есть надежда начать новую жизнь». Думаю, что моя нынешняя жизнь по своему душевному раскладу мало отличается от научной. И там, и тут – дело творческое. Меня удовлетворяла работа в науке, и меня удовлетворяет работа сегодняшняя. Считаю свое нынешнее увлечение, кроме удовольствия, ещё и большим трудом. Для меня оба этапа жизни равнозначны».

RudShalumov-S1-1

За не слишком длинный период своей художественной деятельности Б.З. Шалумов стал членом Творческого Союза художников России и Международной Федерации художников, членом Союза американских художников «Western New York artist’s group», членом Международного художественного фонда, обладателем премий многих художественных выставок. За вклад в культуру России награждён медалью Творческого Союза художников РФ и орденом Петра Великого I степени. В 2006 году за вклад в мировую науку и искусство, а также за воплощение в жизнь своим творчеством идеи укрепления дружественных связей между людьми разных стран и континентов Биньямин Шалумов посвящён в рыцари Международного Рыцарского ордена «The Order of Alexander the Great».

В 2005 году издательством «Радуница» была выпущена книга-альбом живописных и графических работ художника «Мир в полотнах».

RudShalumovGarm-SВ 2007 году на базе живописных работ и фотографий, сделанных автором во время своего путешествия по Дагестану, вышла книга Биньямина Шалумова «Из Дагестана по всему миру. Возвращение в рай». Автор посвятил эту работу своей земле и землякам. По решению президента Республики Дагестан фолиант используется в представительских целях. В 2012 году вышла из печати книга мемуаров «В поисках гармонии», повествующая о времени и людях долгого периода жизни – детства, молодости, периодов творчества в науке и живописи.

Биньямин Шалумов – участник более сорока выставок, в том числе двадцати пяти персональных и групповых, в России, Америке, Канаде, Европе. Его произведения находятся в частных коллекциях в России, США, Канаде, Англии, Швеции, Израиле, Чехии, Швейцарии, Бельгии, Германии, Украине, Казахстане, Доминиканской Республике. Картины Шалумова включены в собрания Музея Европейского искусства – MEA (США), Музея Германского фонда культуры, мэрии Москвы, посольства США в Москве, различных культурных и деловых учреждений столицы России. Он проиллюстрировал книгу стихов поэта Самуила Сегаля «Пришли другие времена».

RudStShalumova-S2А вот мнение Биньямина Шалумова о картинах дочери, высказанное много лет назад: «Я считаю, что Стелла – очень самобытный художник, не говоря о том, что сама по себе человек она неординарный: поэтесса, певица, пишет музыку, рисует картины. Живопись её совершенно своеобразна, не похожа ни на какую другую. В ней огромное количество энергетики, её работы самостоятельны, а потому узнаваемы. Считаю, что это должно быть её главным делом жизни и отношусь к этому серьёзно.

Я успокаиваюсь тем, что специалисты считают меня узнаваемым, у меня есть свой путь, почерк. Импрессионисты тоже различны, ведь Эдуарда Моне нельзя перепутать с Ренуаром. В этом плане я отличаюсь от Стеллы тем, что у неё совершенно оригинальный почерк, а у меня почерк импрессионистский, но, надеюсь, тоже своеобразный».

RudStShalumvaZelenayaDoroga-SПолотна Стеллы Шалумовой завораживают своей необычной рельефностью и символизируют собой скорее не какой-то определенный предмет, а различные эмоции и чувства. Прикоснуться к картинам хочется не только душой, но и в буквальном смысле слова – дотронуться рукой. Настоящая цветотерапия!

Большинство картин Стеллы Шалумовой – это буйство эмоций, яркие краски и крупные линии. Но главной особенностью полотен является то, что это своего рода скульптурное написание. Картины рельефны и будто выходят за собственные рамки.

Жизненный стиль Стеллы – радоваться каждому моменту жизни, быть благодарной как за то, что есть, так и за то, чего нет, и никогда не сдаваться. А поэзия – это выражение её внутреннего мира:

В этом мире, полном добра и света,

Иногда встречаются тёмные пятна,

И мы благодарны Богу за это –

Раскрашивать чёрный цвет в белый – так радостно и приятно.

«Мой друг художник и поэт» – именно так не без основания говорили о Стелле все те, кто был хорошо с ней знаком. Она была – и дочь, без памяти любящая своих родителей; и мать, с придыханием говорящая о любви к трём сыновьям; и друг, заражающий жизнелюбием.

Всех близких людей она считала самым главным в своей жизни и воодушевленно называла командой: «Я точно знаю свою миссию – нести свет. Судьба благосклонна ко мне, потому что на моем пути встречаются люди моих ощущений, с которыми я могу разговаривать обо всем на свете и с которыми я могу молчать. У меня есть огромная поддержка – моя семья и близкие друзья. Вдохновение для меня – это когда ты просто хочешь жить».

RudShalumov&Stella-SНе стоять на месте, самосовершенствоваться и постоянно постигать новое – вот те самые принципы, которые были привиты ей в семье ещё с детства. Отец Стеллы Биньямин Шалумов – яркое тому подтверждение: профессор химии, в 63 года ушедший с головой в создание картин. Мама Стеллы – Серафима Соломоновна Шалумова – пример мудрой женщины и образец для подражания: на протяжении всей жизни она поддерживает Биньямина во всех начинаниях и прочно заняла самое главное место в его жизни – роль музы. У Стеллы три прекрасных сына.

Своими поступками и отношением они учили художницу и свою мать очень многому: два мальчика приняли ответственное решение изучать еврейский закон в одной из израильских ешив.

В вечном поиске новых граней своего внутреннего мира Стелла не только с успехом совмещала поэтическую деятельность с написанием картин. Ещё она, будучи в Москве, спешила на уроки в школу вокала Сергея Пенкина.

RudStShalumovaPlatkM-S1Важный аспект творческой деятельности Стеллы Шалумовой – платки Stella Shalumova. Авторские платки от Stella’s art – это уникальные дизайны на основе живописных работ художника. Компания сотрудничала только с лучшими производителями тканей и изделий, которые при производстве платков используют лишь натуральные ткани: шелк, шерсть, кашемир и хлопок.

Как жаль, что об этом необыкновенно талантливом человеке приходится говорить в прошедшем времени. В середине 2016 года Стелла Шалумова покинула наш мир. А 29 ноября, в день её рождения в Москве в АРТ-галерее на Покровке состоялся вечер памяти, посвящённый её многогранному творчеству. В этот день своими воспоминаниями делились деятели культуры и искусства,  многочисленные друзья, которых Стелла любила собирать вокруг себя, превращая каждую встречу в особый праздник добра, света, ярких эмоций и безграничного творчества, вовлекая всех в этот увлекательный процесс!

«Художник не терпит пустоты, заполняя своей творческой энергией как изображённое, так и соседствующее с ним пространство. Работы должны жить», – говорила Стелла, не представляя своих картин вне диалога со зрителями.

Вечер состоял из трёх частей, символично отражающих направления творчества мастера: живопись, поэзия и музыка.

RudStShalumovaPlatkMshei-S2Живопись. Стелла Шалумова писала свои невероятные по энергетике полотна, разрушая привычные стереотипы и нарушающая законы плоскости. Изображения пространства, ускользающего в другие миры, гармонично перетекали на ткани. Именно поэтому рассказ о живописи был бы неполным без презентации коллекции авторских платков в основу дизайна которых легли живописные работы Стеллы Шалумовой, как фрагменты картин, с которыми поработали модные дизайнеры, так и целые картины, такие, как «Город. Снег», «Острова» и «Белый цвет», которые комфортно «устроились» на натуральном шелке и кашемире.

Поэзия. Прозвучали стихи Стеллы из книги «До востребования» в исполнении близких друзей и актеров театра и кино Серафимы Бебутовой и Юлии Ботовой, Марии Дмитриченко и Артема Тюрина. А ещё на вечер пришли и прочли свои стихи те, кто узнал о Стелле и о её стихах совсем RudStShalumovaPlatkZen-S1недавно, не будучи знакомыми с ней лично. Это очень трогательно.

Музыка. Песни на стихи Стеллы Шалумовой и музыка, написанная ею и другими композиторами, невероятно искренние и мелодичные, они, конечно же, о любви! Поэзия и музыка неразрывно связаны между собой, а говоря о Стелле можно сказать, что это гармонично и неразрывно связанные между собой явления.

На вечере также были исполнены песни, которые Стелла планировала включить в свой первый альбом, под названием «Гранатовый сад», над которым она работала последние месяцы своей жизни с Александром Ярчевским, но который она так и не успела закончить. В исполнении Елены Эндрюс – преподавателя школы вокала Сергея Пенкина, была проникновенно исполнена песня «Знаю, я найду свою любовь» (слова и музыка Стеллы Шалумовой).

RudStShalumova-S2-1Памяти Стеллы Шалумовой были посвящены выступления друзей Стеллы и семьи Шалумовых, а также гостей вечера. В исполнении Михаила Дубинина прозвучали любимые произведения Стеллы. Весь вечер гости периодически подходили к портрету Стеллы, рядом с которым стояла её последняя работа, написанная в 2015 году.

Отныне галерея на Покровке (Москва, Россия) носит имя Стеллы Шалумовой.

Приведу несколько стихотворений Стеллы Шалумовой

МЫ БОИМСЯ ПОТЕРЯТЬRudStShalumova-S1-1

Мы боимся

потерять,

Мы надеемся

найти –

Забывая

иногда,

Что бывает

всё в пути.

Мы прикованы

к решеньям,

Страх ошибок,

пригрешений,

Вымеряем

каждый метр

Неизвестного

пути.

Рассчитать всё –

невозможно:

Даже очень

осторожным

Жизнь сюрпризы

преподносит

Призывая –

разреши!RudStShalumovaPlatkM- S1-1ab

Разреши себе

экспромты,

Измененья,

повороты,

Исключения

из правил –

Радость в жизни

разреши.

ИЕРУСАЛИМ

Иерусалим.

Белокамен и статен.

Город хамсы,

Стены и слёз,

Город молитв,

Обещаний,

Объятий,

Город надежд

И исполненных

Грёз.

Город Христа,

Мусульман,

Иудеев,RudStShalumova-S1-3

Город, вобравший

Стремления душ.

Город, где счастье

Надежда, и вера.

Город Любви

Всех, отправленных

В путь.

НЕ НАДО ВОПРОСОВ

Я поняла –

Не надо вопросов,

А если вдруг

Меня спросят

Ответить:

Однажды

Ответ получен,

Но это не значит

Вопросы

Не мучат …

Порой…

ПУТЬ К СЕБЕ

Не надо выходить

из себя

Лучше найти путь –

к себе.RudStShalumova-S2-3

А это крылатые выражения Стеллы Шалумовой: «Картина заканчивается, когда ты отразил своё состояние в настоящий момент»; «Считаю себя очень успешной ученицей ярчайшего из искусств – жить счастливо».

WRN

Метки: , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031