«КОБРЫ» и «КАТАЛИНЫ» ЛЕТЯТ на ФРОНТ

27 октября 2012

RudKobra-S1

Много лет прошло со дня окончания Второй мировой войны, но память о ней до сих пор жива в сердцах поколений. Долго ещё события той войны будут будоражить умы и сердца людей, давая пищу воспоминаниям и размышлениям. Одно из таких ярких событий – перегон боевых самолётов, поставляемых США в СССР по ленд-лизу. Перелёты осуществлялись по секретной воздушной трассе «Аляска – Сибирь» («АлСиб»), на которой немало героев сложили свои головы. В память об этой трассе мужества и героизма в Москве (Россия) создан уникальный музей «Союзники и ленд-лиз», в котором воссоздана атмосфера тех лет и где время от времени собираются энтузиасты, авиаторы и участники тех событий, кто неравнодушен к истории своей страны, бережёт память о той великой Победе…

27 октября 2012 года в музее «Союзники и ленд-лиз» прошло заседание «круглого стола», организованного межрегиональной общественной организацией «Союзничество», по случаю 70-летия трассы «Аляска – Сибирь». Участники встречи – ветераны «АлСиба», сыновья и дочери ветеранов перегонки американских самолётов и воевавших на них: В.В. Гарнов, В.П. Гамов, Л.И. Горбунова, Е.М. Чибисова, Л.Н. Фенелонова; писатели, журналисты, ещё четверть века назад написавшие свои первые публикации и создававшие фильмы о трассе, – О.И. Чечин, Г.С. Чумаченко, Г.Д. Аралов; президент Русского географического общества (РГО), генерал армии, Герой России С.К. Шойгу, под эгидой которого к юбилею трассы был создан и показан по телеканалу «Россия-1» замечательный фильм «АлСиб» – секретная трасса ленд-лиза»; учёный секретарь Московского городского отделения РГО М.Г. Ушакова и другие гости осмотрели экспозиции музея, поделились воспоминаниями ветеранов трассы, которые им ещё при жизни героев удалось запечатлеть в книгах, журналах, кинофильмах. Первым был фильм «Мост», созданный Г.С. Чумаченко ещё в 1987 году, и презентованный в Красноярске – конечном пункте воздушной трассы.

Северная трасса ленд-лиза шла через Канаду, Аляску и Сибирь, была протяжённостью более 10 тысяч километров. Она включала в себя союзническую часть трассы, по которой с заводов США американскими лётчиками и лётчицами перегонялись тысячи боевых машин на авиабазу Ледд-Филд на Аляску. Далее, с авиабазы, эти самолёты перебрасывались уже советскими лётчиками Первого перегоночного авиаполка по маршруту Фербенкс – Ном через Берингов пролив в Уэлькаль (Чукотка) на Красноярскую воздушную трассу ВВС Красной армии. Самолёты перегонялись эстафетным методом четырьмя перегоночными полками в Красноярск, откуда лётчики маршевых полков вели эти машины на фронт, в воинские части.

RudKobra-S2

По окончании войны тема перегона самолётов из США в СССР была вроде бы не запрещена, но отнесена в разряд нежелательных. Считалось, что Советский Союз и без всякой помощи смог бы сам разгромить гитлеровскую Германию. По официальной версии объём иностранных военных поставок по ленд-лизу составлял всего 4% от общего объёма военного снаряжения, произведенного в СССР. Эта цифра никак не вяжется с реальным положением дел. Как известно, Советский Союз за годы войны произвел 100 тысяч военных самолётов, а по ленд-лизу мы получили 18297 (так что это примерно 20%, а не 4%) в самый тяжёлый начальный период войны, когда советская авиация несла огромные потери, и эвакуированные вглубь страны авиазаводы ещё только восстанавливали производство. Позже было организовано массовое серийное производство советских самолётов, которые поставили крест на превосходстве в воздухе асов Люфтваффе.

Но, обратимся к фактам, которые огласил на встрече вице-президент исторического клуба «Союзники и ленд-лиз» Николай Бородин. Его отец – Герман Бородин – авиационный штурман, воевал с 1941 по 1945 гг. на американских самолётах А-20 «Бостон», в Заполярье, на Балтике и в Германии. Цифры эти впечатляют: по трассе Аляска – Сибирь с октября 1942 по октябрь 1945 гг., пилоты Первой перегоночной Краснознамённой авиадивизии перегнали 8094 самолёта, а всего за годы войны союзники поставили в СССР, как уже было сказано, 18297 военных самолётов разных типов, включая Р-39 «Аэрокобра», А-20 «Бостон», В-25 «Митчелл», Р-40 «Киттихок», Р-63 «Кингкобра», Р-47 «Тандерболт», учебно-тренировочный АТ-6 «Тексан», транспортные С-47 и С-46, истребители «Спитфайер», «Харикейн», «Томагавк». Кроме того, за годы войны в Советский Союз было поставлено 1980 локомотивов, 11155 товарных вагонов, 375883 грузовых машин, 8070 тракторов, 15 миллионов пар обуви. По Вашингтонскому протоколу 1942 года в СССР из США было направлено более 640 радиолокационных станций. Не обошлось без жертв, – на трассе протяжённостью более 6 тысяч километров сложили головы 115 лётчиков, то есть по одному на каждые 60 километров пути. Первым в списке потерь стал самолёт А-20, он же его и завершил.

Уместно напомнить, что в начале войны Советский Союз заметно отставал от западных стран в производстве и применении средств радиолокации, хотя в первой половине 1930-х годов соответствующие разработки советских учёных шли вровень с достижениями их западных коллег. Однако волна репрессий нанесла сокрушительный удар по ряду научных и производственных коллективов, занимавшихся радиолокационной техникой и находившихся под патронатом расстрелянного по ложному обвинению заместителя наркома обороны Михаила Тухачевского. В итоге, к началу войны Советские вооруженные силы располагали лишь незначительным количеством очень несовершенных радиолокационных станций.

Вдобавок к перечисленному парку самолётов СССР также получил 225 самых современных по тому времени летающих лодок PBY-1 и PBN-1 Catalina американской фирмы Consolidated, которые шли в Советский Союз тремя маршрутами. По Северному маршруту – самому короткому, но небезопасному – через Северную Атлантику на Мурманск – было перегнано 76 гидросамолетов для Северного и Балтийского флотов. Протяжённость воздушного пути от американского Фербенкса на Аляске до Красноярска (трасса «АлСиб») составляла 6,5 тысяч километров. Восточным маршрутом, частично совпадающим с трассой «АлСиб», поступило на Тихоокеанский флот 60 гидросамолётов. Длинным южным путем из Элизабет-Сити в США над центральной и южной Атлантикой, затем вдоль североафриканского побережья, либо в обход Африки с юга, общим направлением к Ираку или Ирану и с последующим выходом на Баку было перегнано 80 гидросамолётов для Черноморского флота. Общая протяжённость этого маршрута перегонки Элизабет-Сити – Севастополь составляла 18 тысяч километров (почти половина Земного шара).

Четыре самолёта перегнала группа заместителя начальника Главсевморпути полковника Мазурука для своего ведомства, и последние пять «Каталин» привела в Москву на аэродром Тушино группа полковника Чибисова уже в октябре 1945 года.

«Каталина» применялись советским ВМФ в боевых действиях на всех морских театрах. Прекрасная «Каталина» (как её называли союзники) по своим лётным характеристикам и, особенно, по бортовому радио- и приборному оборудованию являлась наиболее современным гидросамолётом в советской морской авиации. Поставка летающих лодок из США позволила на качественно новом уровне решить проблему поиска подводных лодок противника. Он стал намного более эффективным. При этом появилась возможность проведения поисков не только в прибрежной зоне, но и на значительном удалении от своих берегов. Американские машины обеспечили возможность проведения поисково-спасательных операций практически в любом районе, где могла действовать советская авиация. Оснащение самолетов PBN-1 («Номад») радиолокационными станциями существенно расширило их возможности по ведению разведки в условиях плохой видимости. При этом установленные на американской машине радиолокаторы намного превосходили по параметрам советские аналоги. Их применение не было связано с ограничениями, снижающими эффективность противолодочного поиска. Советский инженерно-технический состав получил опыт обслуживания сложного радиоэлектронного оборудования, который в дальнейшем был использован при проектировании и эксплуатации аналогичных отечественных разработок.

Последний вариант «Каталины» PBY-6A оснащался трёхколесным убирающимся шасси, то есть являлся амфибией. Это позволяло самолёту взлетать как с воды, так и с суши. При посадке торцы крыльев складывались, принимая вертикальное положение. «Каталина» обладала отличными аэродинамическими и мореходными качествами. Кроме того, она была оснащена новейшими средствами связи и навигации, бортовым радиолокатором и радиопеленгатором, что значительно расширяло возможности боевого применения. Большое удивление советских пилотов вызвала возможность флюгирования воздушных винтов в полёте, чего не было на советских самолётах, как и автопилотов, которыми отечественные самолёты не оснащались.

Об этой замечательной машине рассказали Елена Рубина и Эмилия Телятникова – дочери генерал-майора авиации Максима Чибисова – командира спецгруппы, перегонявшей «Каталины» в Советский Союз в 1944-1945 гг. Первая из них показала на заседании «круглого стола» книгу «Через материки и континенты», посвященную боевому пути их отца. Ярко написанная, насыщенная огромным количеством фактов и захватывающих эпизодов, книга издана малым тиражом – всего 1000 экземпляров, но достойна лучшей участи и самой широкой аудитории. Чего стоит только эпизод, связанный с установкой на самолёт А-20 секретного прицела ночного видения «Норден». Совершенно секретные достижения военной промышленности США, заложенные в этом прицеле, оберегались так тщательно, что американцы в начале войны отказывались поставлять их даже союзной Великобритании. Перед отправкой в СССР серийных «Бостонов» прицелы «Норден» с них снимались. Благодаря упорству и предприимчивости тогда еще подполковника Максима Чибисова удалось уговорить руководство фирмы «Дуглас», поставляющей прицелы, снять запрет и разрешить ставить прицелы на «Бостоны» и «Каталины» для Советского Союза.

После окончания войны полковник Чибисов до 1954 года возглавлял Управление полярной авиации Главсевморпути – это был самый сложный период противостояния двух великих держав в битве за Арктику.

RudKobra-S3

Кандидат технических наук, ведущий журналист по авиационно-техническим темам Геннадий Аралов

Предвзятое отношение к союзникам и ленд-лизу изменилось после поездки во Францию президента России Владимира Путина на празднование 60-летия годовщины открытия Второго фронта в Нормандии (операция «Оверлорд») 6 июня 2004 года. В своей речи он произнёс очень важную фразу: «Значение Советского Союза в победе оспорить невозможно… Но мы не будем принижать роль и значение наших союзников в борьбе с фашизмом». В.В. Путин был единственным из руководителей нашей страны в ХХI веке, кто придал такое значение роли союзников и снял эмбарго с этой темы. Как следствие, 22 июня 2004 года был открыт первый в мире музей «Союзники и ленд-лиз». Сейчас в музее собрано множество экспонатов, теснящихся в маленькой школьной аудитории. Среди них личный джип Ford-GPW Willys маршала Советского Союза Константина Рокоссовского, мотоцикл ВСА М-20, миниатюрный парашютно-десантный складной мотоцикл, пулемёт «Максим», автомат «Томпсон», пистолет «Маузер», предметы корабельной атрибутики, экипировка вооружения союзников, амуниция, поставлявшаяся с танками «Шерман» и истребителями «Харрикейн», образцы консервированных продуктов питания и многое другое. Рядом стенды, посвящённые лётчикам, воевавших на самолётах, поставленных по ленд-лизу; а также стенд, рассказывающий о генерал-майоре авиации М.Н. Чибисове, командире секретной группы, перегонявшей самолёты «Каталина» из США в СССР. Коллекция музея собиралась больше 30 лет и продолжает пополняться. На видном месте – девиз музея «Мы вместе победили фашизм. Мы вместе победим терроризм. Мы вместе победим любое зло!».

LRGena5.10

Геннадий Аралов (справа) и Лев Рудский – главный редактор интернет-журнала Worldrusnews.ru/Мировые и российские новости
на международной авиационной выставке в Москве (май 2010 года).

Говоря о значении поставок по ленд-лизу, Николай Бородин подчеркнул, что они начались в самый тяжёлый для Красной армии период. После поражений 1941-1942 гг. были потеряны огромные территории, промышленные предприятия частично были разрушены, а некоторые спешно эвакуированы в восточные районы, авиация и армия понесли чудовищные потери. Техника из США и Великобритании подоспела вовремя, она помогла СССР оправиться и наладить производство собственного вооружения. По воспоминаниям пленных немецких генералов, они сразу почувствовали на себе приток волны техники от западных стран-союзников. Если бы не было поставок, война продолжилась бы дольше, может быть, ещё полтора-два года. Не надо забывать, что Германия была близка к созданию «чудо-оружия» – атомной бомбы и баллистической ракеты. И кто знает, чем бы всё это кончилось.

Подводя итог встречи, руководитель ветеранской группы «Аляска – Сибирь» Российского комитета ветеранов войны Людмила Горбунова подчеркнула, что именно на авиатрассе «Аляска – Сибирь» ковалось мастерство славной когорты полярных лётчиков, совершивших немало героических полётов в Арктике и Антарктике, укрепляя авторитет Советского Союза в мире, не допуская начала Третьей мировой войны. Именно на авиатрассе лётчики научились летать при низких температурах, пересекая Верхоянский хребет – Полюс холода – совершенствовали самолёты Си-47 (Ли-2), которые смогли потом летать в Антарктиде при сложных метеоусловиях и очень низких температурах.

Часть лётно-подъемного состава Краснознамённой перегоночной авиадивизии вошла в состав созданного 1 января 1946 года Красноярского управления Гражданской авиации. С 1966 года его возглавлял ветеран авиатрассы, заслуженный пилот СССР Василий Михайлович Сидорчук, ставший впоследствии заместителем начальника Управления Гражданской авиации Арктики и Антарктики, членом Клуба ветеранов высшего руководящего состава гражданской авиации. Основателем и руководителем клуба «Опыт» вплоть до 2010 года был заслуженный пилот СССР, бывший заместитель Красноярского управления Гражданской авиации по лётной работе Иван Федотович Васин, работавший с 1967 года с бывшим начальником авиатрассы «Аляска – Сибирь», командующим Полярной авиацией МГА СССР генерал-лейтенантом авиации М.И. Шевелевым. В возрасте 43 лет И.Ф. Васин был назначен начальником Академии Гражданской авиации, выпустившим более восьми тысяч первоклассных специалистов отрасли. Позже, в ранге заместителя министра Гражданской авиации, И.Ф. Васин был представителем СССР, а затем и России в Совете ИКАО, куда наша страна входила в первую десятку.

«Очень жаль, что о перегоне тысяч самолётов не снято ни одного кинофильма, – продолжила Л. Горбунова, – а показанный недавно фильм «Перегон» – это пародия на реальные события, убогая выдумка, предающая память о легендарной авиатрассе, её героических участниках, ничего общего не имеющий с подлинной историей «АлСиба» – трассы мужества и геройства». В послевоенные годы аэродромы, построенные на трассе, послужили освоению Севера Сибири, восточных регионов России и развитию газовых, нефтяных, золотых промыслов, предопределили регулярное воздушное сообщение в этих районах. Прошедшие годы – не повод забыть подвиг героев транссибирской трассы. Эти пилоты – хороший пример и нравственный ориентир для молодёжи, подрастающего поколения. Приятно, что это хорошо поняли в США, где проявляют большой интерес к перегону тысяч самолётов по героическому маршруту «Аляска – Сибирь – фронт».

RudKobra-S4

На 50-летие «АлСиба» американцы устроили грандиозное торжество, куда пригласили и наших лётчиков-перегонщиков. Об этом событии писала вся американская пресса. В 2006 году в городе Фэрбенксе – столице Аляски торжественно открыли памятник советским и американским лётчикам-перегонщикам, символизирующего единение в борьбе с общим врагом. Как ни странно, один наш высокопоставленный чиновник, работающий с ветеранами войны на международном уровне, заявил, что эта тема интересна узкому кругу специалистов и для широкого освещения не подходит.

«Наоборот, – возразил ему Николай Бородин, – эту тему надо развивать. Образно выражаясь, мы пока находимся в первом классе, а надо дорасти до десятого и идти дальше». Надо привлечь самое широкое внимание общественности не только к трассе «АлСиб», но и другим формам боевого взаимодействия союзников во время Великой Отечественной войны, включая морские конвои, совместные военные операции и т.д. А для этого нужно на базе исторического музея создать международный музейно-мемориальный комплекс «Союзничество» в память о тех, кто в годы Второй мировой войны в братском союзе спас мир от фашизма. Для комплекса нужна площадь, оборудование, гостиница и т.п. Американцы чтят память о героях Второй мировой войны. Они приняли эту идею и готовы её поддержать, и если российские власти преодолеют равнодушие чиновников, выполнят необходимые формальности, они готовы участвовать, оказывать необходимую финансовую помощь. Участники встречи выразили надежду на поддержку в реализации этой идеи правительства России.

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы