ВЫСТАВКА «А.М. ГЕРАСИМОВ. К 135-ЛЕТИЮ ХУДОЖНИКА»

9 февраля 2016

RudGerasimv-S1В Москве (Россия), в Государственном историческом музее 9 февраля открылась выставка работ русского/советского живописца, архитектора и теоретика искусства, педагога, доктора искусствоведения, профессора Александра Михайловича Герасимова (19 (31) июля 1881 – 23 июля 1963 гг.). Она посвящена 135-летию со дня рождения художника.

Наша справка.  А.М. Герасимов родился в Козлове (ныне Мичуринск, Тамбовская область) в купеческой семье. В 1903-1915 годах обучался в Московском училище живиписи, ваяния и зодчества – МУЖВЗ у К.А. Коровина, А.Е. Архипова и В.А. Серова. В 1915 году был мобилизован в армию и до 1917 года находился на фронтах Первой мировой войны. Как нестроевой солдат, служил в санитарном поезде на южном (галицийском) фронте. После демобилизации, в 1918-1925 годах, жил и работал в Козлове. В 1925 году переехал в Москву, вступил в Ассоциацию художников революционной России – АХРР, преподавал в Училище памяти 1905 года. Летом 1934 года получил творческую командировку RudGerasmv-S5на три месяца в Германию, Францию, Италию и Турцию. В 1939-1954 годах был председателем оргкомитета Союза художников СССР. В 1943 году передал 50 тысяч рублей своих личных сбережений в Фонд обороны.

А.М. Герасимов – один из первых кавалеров почётного звания «Народный художник СССР», учреждённого 26 июля 1943 года. Этого звания он был удостоен вместе с художником Борисом Иогансоном, скульпторами Сергеем Меркуровым и Верой Мухиной. С 1947 года – академик АХ СССР, в 1947-1957 годах – первый президент АХ СССР; он – лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946 и 1949 гг.), награждён орденами Ленина и Трудового Красного знамени. Член ВКП(б) с 1950 года.

Guardians of the Tretyakov GalleryА.М. Герасимов считается одним из крупнейших советских художников 1930-1950-х годов. Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, он в 1920-е годы начинает писать полотна в жанре социалистического реализма. Картины мастера написаны яркими, насыщенными красками и часто посвящены советской и партийной истории.

А.М. Герасимов был любимым художником советского лидера Иосифа Сталина. Его портреты при жизни вождя всех народов считались каноническими. Живописец дружил с К.Е. Ворошиловым (написал немало его портретов), который бывал у А.М. Герасимова в гостях в Мичуринске. А.М. Герасимов также успешно иллюстрировал известные книги советских писателей (например, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя).

RudGerasmv-S4В мае 1949 года журнал «Огонёк» поместил фоторепродукции картин и скульптур крупнейших западных модернистов, в том числе Сальвадора Дали с комментариями президента Академии художеств Александра Герасимова, который высказывал мысль, что в полотнах ведущих буржуазных живописцев отражаются «идеи воинствующего империализма с его расовой ненавистью, жаждой мирового господства, космополитизмом, зоологическим человеконенавистничеством, отрицанием культуры, науки и подлинного реалистического искусства».

RudGerasimvBordno-SС началом правления нового руководителя Советского Союза Н.С. Хрущёва А.М. Герасимов был постепенно освобождён от всех постов, а картины художника удалили из музейных экспозиций.

В городе Мичуринске Тамбовской области действует музей-усадьба А.М. Герасимова и функционирует картинная галерея – крупнейшая в России среди городских картинных галерей. Именно в этой усадьбе А.М. Герасимовым был написан известный пейзаж «После дождя (Мокрая терраса)», иллюстрация которого многие годы публиковалась в советском учебнике русского языка.

Именно по проекту А.М. Герасимова в Мичуринске был построен драматический театр.

RudGerasimvPosleDozdya35-SВ церемонии открытия выставки принял участие министр культуры России Владимир Мединский, который сказал: «Такая большая экспозиция работ художника Александра Герасимова открылась впервые за последние 60 лет. Когда смотришь на эти полотна, понимаешь, что дело не только в коммунистической пропаганде и агитации (хотя всё это присутствует), но главное состоит в том, что люди действительно верили в то, что они изображают. Они стремились создать лучший мир, стремились к совершенству. Может быть, это не у всех получалось, – вероятно, у кого-то совсем не получалось, но их вера была искренней. И эта вера, помноженная на талант, трансформировалась в замечательные произведения, которые необходимо изучать, показывать. И которые зачастую являют собой образец абсолютного мастерства».

RudGerasimvLepeshinsk-SНа открытии также выступил директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин, заявивший, что в экспозиции представлены работы А.М. Герасимова, созданные им не только в жанре соцреализма, но и в других жанрах.

На выставке представлено более 90 работ из собраний Исторического и Русского музеев, из почти двух десятков российских и зарубежных частных коллекций (Белоруссия, Великобритания, Италия, Франция, США), в том числе, из собрания Бориса Минца (Музей русского импрессионизма, Москва) и Алексея Ананьева (Институт русского реалистического искусства, Москва): самая ранняя работа художника «Ню» (частная коллекция, Москва), написанная в мастерской Коровина в 1912 году, и пейзажи 1910-х годов, «Натюрморт с букетами роз» (частное собрание, Франция), «Портрет старейших художников: И.Н. Павлова, В.Н. Бакшеева, В.К. Бялыницкого-Бирули, В.Н. Мешкова» (1944 г.), портреты балерины Ольги Лепешинской, архитекторов и военных, иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», импрессионистические парижские сцены и путевые акварели из Индии и Китая. Многое из творческого наследия Герасимова широкий зритель видит впервые.

Так, настоящим открытием для многих стала красочная вакханалия «Половецких плясок» (1955 г., частная коллекция, Москва). Художник писал её «для души». Буйные краски «осени патриарха» – словно попытка отдать высокому искусству всё, что накопилось за долгие годы работы над заказами партии и правительства.RudGerasimvPolovezkiePlyaski-S

RudGerasimvLenin-SХудожника называли любимым художником И.В. Сталина: портреты руководителя СССР кисти А.М. Герасимова являются признанным каноном. Широко известны многие из работ художника, запечатлевшие партийную историю и вехи истории Советского государства: «Ленин на трибуне», «Доклад товарищи Сталина на XVI партсъезде», «И.В. Сталин и А.М. Горький в Горках», «Гимн Октябрю», «Тегеранская конференция руководителей трех великих держав».

В послереволюционные годы на роль создателей «стиля эпохи» претендовали различные творческие объединения, но время «пропустило вперед» именно А.М. Герасимова. Почему? Организаторы выставки пытаются найти ответ на этот вопрос. Восхождение художника на вершину славы началось в 1930 году с создания картины «В.И. Ленин на трибуне», ставшей самой тиражируемой за всю историю СССР. Работы, посвящённые сталинской теме, очерчивают весь житийный круг от «Клятвы» (частная коллекция, Москва), которую вождь дал в 1924 году, пообещав продолжить дело Ленина, до «Похорон Сталина» (частная коллекция Москва), где мы видим величественный профиль в обрамлении траурных лент и цветов.

RudGerasmv-S7Особо отмечается феноменально большая картина «Гимн Октябрю», за которую Герасимов получил свою вторую Сталинскую премию. В последний раз москвичи видели её в 1949 году на выставке, посвящённой 70-летнему юбилею Сталина, а затем эту работу убрали на долгие 50 лет из выставочных залов и даже из всех выходивших впоследствии каталогов художника, как будто её никогда не существовало. Почему так случилось, стало известно совсем недавно. Оказывается, изображённого на полотне торжественного заседания в Большом театре по случаю ХХV годовщины Октябрьской революции 6 ноября 1942 года, о котором было заранее объявлено, на самом деле не было, и Герасимову поручили воплотить его в жизнь на холсте. В последние двадцать лет картина стала одним из самых востребованных экспонатов Русского музея, побывав на десяти зарубежных выставках. И сейчас её снова можно увидеть в Москве.

RudGerasmv-S6Завершает экспозицию картина «Колхозное стадо» (1959 г.), невольно вступившая в диалог с современным искусством. Она хранилась в собрании семьи художника, а в 1991 году была продана в Италию и до последнего времени находилась в Европе в разных коллекциях и даже появлялась на торгах аукционного дома MacDougall’s в Лондоне. В Москве технологическая экспертиза выявила под верхним слоем нижнее изображение, оказавшееся недописанным вариантом знаменитой картины «Сталин и Ворошилов в Кремле».

Выставка работ А.М. Герасимова в Государственном историческом музее будет открыта до 11 апреля 2016 года.

WRN

Фото Виктора Антонова

Метки: , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930