МЭТР МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА

7 ноября 2015

Из старых записных книжек

RudKerbel-S2Опираясь на тяжёлую трость, советский/российский скульптор Лев Ефимович Кербель уже второй час водил меня по своей мастерской и рассказывал о том, как зарождался тот или иной замысел, кто помогал ему или кто мешал.

Вот скульптурный портрет лётчика, знаменитого северного аса, дважды Героя Советского Союза подполковника Бориса Феоктистовича Сафонова (его бюст был установлен 19 августа 1945 года в североморском Авиагородке), – говорит мастер. Это звание дважды Героя Советского Союза ему было присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года. Он стал первым из тех, кому дважды присваивалось такое высокое звание за подвиги в Великой Отечественной войне. К этой награде отважный лётчик-истребитель был представлен наркомом ВМФ Н.Г. Кузнецовым не посмертно, а при жизни, 27 мая 1942 года – за три дня до своего последнего боевого вылета, но получить её не успел. Наряду с этим Борис RudKerblSafonov-SnСафонов был удостоен ордена Ленина, трёх орденов Красного Знамени, наградой иностранного государства (Великобритания, 19 марта 1942 года) — крест «За выдающиеся лётные заслуги». Когда он стал дважды Героем Советского Союза, Верховный главнокомандующий ИосифСталин распорядился, чтобы на родине Б.Ф. Сафонова был установлен его бронзовый бюст. Именно с этой моей работы в нашей стране началась хорошая традиция: устанавливать бюсты, посвящённые дважды Героям Советского Союза или Героям социалистического труда на их родине.

Замечу, что в декабре 2005 года Указом президента РФ единственному в Военно-морском флоте России корабельному истребительному авиационному полку Военно-воздушных сил Краснознамённого Северного флота, взлётной и посадочной полосой которого является палуба тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов», присвоено имя дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова.

 – А это – портрет лётчика Захара Сорокина. Он потерял обе ноги, но продолжал  воевать. Здесь знаменитый адмирал Арсений Григорьевич Головко – с 1940 по 1946 годы – бессменный командующий Северным флотом. Это – памятник Юрию Гагарину. А это – трижды Герою соцтруда, министру обороны СССР Дмитрию Федоровичу Устинову. Маршал Устинов для страны много сделал. Под носом у гитлеровцев всю технику вывез на восток. Я его очень чту. Он мне помог эту мастерскую «выбить». А это – памятник адмиралу Петру Фёдоровичу Ушакову, не потерпевшего на море ни одного поражения. Недавно его канонизировали, сделали святым. Памятник стоит в Мордовии, он ведь мордвином был. А это – подводники, Герои Советского Союза Николай Лунин, Израиль Фисанович, писатели Борис Полевой и Иосиф Прут, российский император Пётр Первый. Я его сделал после того, как посмотрел RudKerblPetrI-Snкинофильм с Черкасовым в роли царя, сделал быстро, а потом он долго в сарае стоял. Пришла пора, и на его основе отлили памятник, который установили в Москве, в Измайловском парке. Его открывал сам мэр столицы Юрий Михайлович Лужков.

– Однако и Зураб Церетели тоже сделал памятник Петру Первому…

– Да, не так давно этот памятник вызывал много споров. Сейчас они, правда, поутихли. А я считаю его удачным. Он хорошо держит пространство. Другое дело, что его не совсем там поставили, где нужно было. Может быть, лучше где-нибудь на берегу моря. Зураба зря критикуют. Посмотрите его живопись. А какой он добрый человек! За свой счёт открыл три музея, наполнил их замечательными произведениями (античными, реалистичными, современными), вернул из-за границы то, что вывезли во время революции и то, что потом продавали за бесценок. Себе уделяет мало внимания. Зато он очень толковый руководитель Российской академии художеств (РАХ). В составе её президиума замечательные художники, архитекторы, деятели искусств разных направлений. Мне (как вице-президенту академии, занимающемуся общими вопросами, связанными с нашими учебными заведениями), да и не только мне, но и другим тоже, работать с ним – одно удовольствие.

Это только на первый взгляд покажется, что всё ему в жизни удавалось легко и непринужденно. Люди старшего поколения привыкли к тому, что Кербель – это классик монументального искусства, посвятивший своё творчество созданию образов вождя пролетарской революции В.И. Ленина, Карла Маркса, их последователей не только в Советском Союзе, но и в других странах мира. Бронзовые, мраморные и прочие классики марксизма-ленинизма от Кербеля украшали столицы и города ведущих государств социалистического мира. Он не жалел себя, своих сил и энергии, чтобы создавать эти, согласитесь, уникальные, неповторимые произведения.

Не знаю, повернётся ли у кого-нибудь язык назвать монументы Кербеля «халтурой» или сделанными на потребу дня, обвинить талантливого скульптора в предвзятости или, не дай Бог, в мелком подхалимстве. Он создавал памятники людям, чьи идеи десятилетиями будоражили (да и сейчас немало ещё есть приверженцев их учения) миллиарды людей на планете. Назовите это «массовым гипнозом» – никому легче от этого не станет. А вот в члены КПСС Л.Е. Кербеля из-за его «пятого пункта» (понятное дело, что Лев Ефимович – еврей) очень долго не принимали. Так что коммунистом он был значительно более короткое время, чем те, кто сегодня с завидным энтузиазмом (насколько позволяют годы) играют на «демократическом поле».

А вот откуда у него такая звучная фамилия?

Лев Ефимович по этому поводу улыбается:

– О, это целая история. Мои дедушка с бабушкой жили тогда в маленьком украинском селе. Дед был скорняком, шил шубы. А в Юзовке жил помещик, француз. Однажды его внук стал тонуть в озере, а дед как раз шёл мимо. Недолго думая, прыгнул и спас парнишку. Старый француз дал деду золотой рубль и, похлопав по плечу, сказал: «Кёрбель, Кёрбель», то есть замечательный, добрый человек. А местные крестьяне прозвали его Кербель. Так это потом и стало фамилией. Правда, некоторые пацаны, когда хотели меня подразнить, кричали «Кербол, кербол», что в переводе с идиш обозначает «рублик». Мне это не нравилось, и я им бил морду.

Какой в действительности была его фамилия, Лев Ефимович, конечно же, не знает или не помнит, – может быть, Абрамович или Раппопорт… Да и не в этом суть.

Родился Л.Е. Кербель 7 ноября 1917 года в местечке Семеновка Черниговской губернии (Украина, Россия). Отец – Ефим Абрамович Кербель (1889-1953 гг.) работал приказчиком, после Великой Октябрьской социалистической революции вступил в партию. Работал в системе Росснабсбыта. Мать – Злата (в других источниках – Зинаида) Иосифовна Кербель (1894-1965 гг.) – домохозяйка. В годы Гражданской войны семья Кербелей переезжала из города в город. Одно время они жили в Новозыбкове, затем в Симбирске. Наконец обосновались в Смоленске. Отец, как и большинство тогда более или менее грамотных евреев, становится партийным работником, поначалу, правда, невысокого уровня. И хотя он не имел особого образования, но острый ум и врожденная смекалка позволили ему самостоятельно овладевать нужными знаниями. Со временем стал даже занимать неплохой пост в строительной отрасли. В Смоленске Кербели сперва снимала жильё у православного священника; семьи быстро подружились. Вскоре маленький Лёва уже всё знал о православной церкви, чётко различал, когда колокола звонили на свадьбу, а когда по поводу чьей-то кончины.

Учился мальчишка в смоленской средней школе № 7. Сколько Лев Ефимович себя помнит, столько он лепит. Говорят, что детские впечатления – самые сильные.

Л.Е. Кербель вспоминает:

– Когда умер Владимир Ильич Ленин, мне было чуть больше шести лет. Взрослые плакали – дед, мама. Тогда Ленин был больше Бога. Меня это так поразило и я начал рисовать. Скопировал с фотографии из журнала «Красная нива» то, как Ленин в гробу лежал. Рисунок увидел друг отца и сказал: «Слушай, он здорово нарисовал!» Наверное, с этого всё и пошло.

А когда Лев был в девятом классе, он на какой-то школьной олимпиаде со своей шуточной, вылепленной из глины композицией «У самовара я и моя Маша», занял первое место. За это ему даже фотоаппарат «Фотокорр» подарили.

Первое серьёзное признание художественного таланта Льва Кербеля пришло к нему в 1933 году, – тогда барельеф с изображением В.И. Ленина был высоко оценён на областном этапе олимпиады художественной самодеятельности. Этот творческий успех в дальнейшем сыграл важную роль в жизни молодого Кербеля, именно тогда он твёрдо решил стать профессиональным скульптором. По окончании средней школы Смоленские областной отдел народного образования и областной комитет ВЛКСМ направили ходатайства в НКП (Народный комиссариат просвещения – Наркомпрос) РСФСР с просьбой оказать Льву Кербелю помощь в получении высшего художественного образования. В итоге в ведомстве посчитали необходимым пригласить молодого человека в Москву.

Итак, зимой 1934 года Лев Кербель приехал в Москву с целью показать свою призовую работу – барельеф В.И. Ленина – в Наркомпросе РСФСР. Там его принял сначала сам нарком просвещения А.С. Бубнов, а потом и вдова В.И. Ленина – заместитель наркома просвещения Н.К. Крупская. Надежда Константиновна дала ему талон на вкусный и сытный обед, познакомила с ректором Ленинградской академии художеств И.И. Бродским (он был учеником И.Е. Репина), который тут же отправил его «на просмотр» к известным в то время скульпторам Меркулову и Тавосееву. Солидные мастера сумели-таки рассмотреть в щуплом провинциале божью искру. Скульптор С.Д. Меркуров дал очень хороший отзыв на конкурсную работу Кербеля, написав Крупской записку: «Тов. Кербель Л.Е. – одарённый человек, и при систематической, правильно поставленной работе из него может выработаться хороший скульптор».

По приезде в Ленинград Кербеля определили к большому и очень требовательному мастеру Виктору Синайскому. С первым же заданием – нарисовать человеческий череп – абитуриент не справился. За что был безжалостно «разжалован в кулинары». Впечатлительный юноша, расстроенный до глубины души, идя по ремонтировавшемуся мосту лейтенанта Шмидта, не заметил дырки и свалился в ледяную воду. В бессознательном состоянии его привезли в больницу. Еле откачали.

Возвращаться в академию было стыдно. И пошёл он в подмастерье к скульптору А.Т. Матвееву. Долго учился уму-разуму. Потом уехал в Москву и без проблем поступил в Московский институт живописи, скульптуры, архитектуры и искусствоведения имени В.И. Сурикова, где овладевал мастерством под руководством замечательных педагогов В.Н. Домогацкого, Р.Р. Иодко, Л.В. Шервуда. Большое влияние на становление творческой индивидуальности Кербеля оказали работы И.Д. Шадра, В.И. Мухиной, С.Д. Лебедевой, Н.В. Томского, которые открыли ему неисчерпаемое богатство выразительных возможностей, средств и приёмов пластического языка скульптуры. Их Кербель также считает своими учителями.

А летом молодой художник подрабатывает руководителем детских и художественных кружков в пионерских лагерях, в том числе и в «Артеке». В студенческие годы Кербель создал скульптурный портрет росссийского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1937 г., художественный музей Смоленска), для «Артека» сделал памятник «Пионер». В 1941 году он принял участие в конкурсе на памятник поэту Владимиру Владимировичу Маяковскому и в первом туре получил первую премию. Проведению второго тура помешала Великая Отечественная война. Проект так и остался незавершённым. Однако, как позже вспоминает скульптор А.П. Кибальников, его знаменитый памятник поэту-трибуну на Триумфальной площади (до 1991 года – площадь Маяковского) в Москве, открытый в 1958 году в честь 65-летия со дню рождения поэта, частично основывается именно на кербелевской довоенной модели монумента.

RudKerbel-S7

Буквально перед получением Львом Кербелем диплома о высшем образовании началась война. Как истинный патриот и комсомолец, он просится добровольцем на фронт. Но вместе с другими студентами его отправляют рыть окопы под Вязьму. Сколько подающих надежд скульпторов, художников, музыкантов, литераторов погибло в эти первые дни и недели войны на рытье окопов! Кербелю «повезло»: он был сильно контужен. Несколько месяцев не слышал, не видел, не говорил. Сначала попал в Ленинградский госпиталь, потом его эвакуировали в Узбекистан.

По возвращении в Москву Кербелю предложили поехать военным художником на Северный флот, в город Полярный. Первое время он не мог найти общего языка с моряками и лётчиками. Но, вспомнив как в детстве, а потом в студенчестве лепили снежные скульптуры, решил сделать их на войне.

Вспоминает Л.Е. Кербель:

Как раз завершился разгром гитлеровцев под Москвой, на Северном флоте тоже шли RudKerbelGolovko-S1большие бои. Вместе со свободными от несения боевого дежурства солдатами и матросами (они утаптывали снег) я начал создавать скульптуры изо льда и снега. А перед их изготовлением взял у повара здоровенный нож для разделки мяса, натер салом руки, чтобы не замерзали, выпил водки побольше и приступил к работе. Мороз стоял крепкий, но я за одну ночь вырезал из снежных заготовок две скульптурные композиции. Первая представляла двух морских пехотинцев, идущих в атаку в полушубках и бушлатах с автоматами наперевес и с гранатами, взметнувшимися над головой. Во всем их облике чувствовались натиск, решительность, порыв. Вторая композиция показывала немца, жалкого такого, всего в сосульках, взятого в плен краснофлотцем. Обе группы скульптур – большие, десятиметровые. Они были установлены в Полярном у Дома офицеров флота. Но это было потом, а в шесть часов утра шёл мимо командующий Северным флотом адмирал Арсений Григорьевич Головко, увидел фигуры и грозно спросил: «Это что такое? Автора ко мне». Я погладил брюки, офицеры научили меня, как надо правильно честь отдавать. Прихожу. Адмирал предлагает чаю, спрашивает, откуда я, что делал раньше. Выслушал внимательно и, наконец, говорит: «Таких херовых матросов, как ты, у меня пруд пруди. А вот то, что ты можешь делать, очень важно для нас. Люди погибают, надо увековечить их».

И скульптор взялся за работу. Заказал глину, гипс, из самой Москвы привезли. И начал лепить. С лёгкой руки Кербеля, как только он вылепит чей-то портрет, отформует его, так тут же по радио объявляют, что его героя награждают орденом или внеочередное звание присваивают. За короткое время вылепил 32 портрета, и всех их наградили. И все они были живы.

Матросы и офицеры по-доброму относились к молодому скульптору Льву Кербелю. Среди его друзей были подводник мичман С.Д.Кукушкин (на фото слева), лётчик-истребитель З.А. Сорокин (на фото справа) и многие другие. И вместе с ними старший матрос Кербель участвовал в боевых операциях на кораблях «Гремящий», «Разумный», на подводных лодках, летал на самолётах, не раз ходил в море на торпедных катерах, осенью 1944-го в ходе Петсамо-Киркенесской операции вместе с десантниками освобождал Лиинахамари и Печенгу. За эти операции Кербеля награждили орденом Красной звезды и знаком «За сопровождение транспорта с продовольствием и боеприпасами». Так что своё вдохновение он черпал не в тёплых землянках.

RudKerbl3-Sn

Там же, на Северном флоте, его хотели принять в партию. Рекомендацию ему дал капитан первого ранга, Герой Советского Союза, еврей Израиль Фисанович. Этот отважный командир совершил немало боевых подвигов, потопил ни один фашистский эсминец. Но до собрания он не дожил. В одном из жестоких боёв погиб вместе со своим экипажем.

Война уже шла на территории Западной Европы. Неожиданно в штаб Северного флота приходит депеша с приказом Верховного главнокомандующего И.В. Сталина откомандировать Льва Кербеля в распоряжение Г.К. Жукова, который вместе со своими войсками вышел уже на подступы к столице фашистской Германии. Старшему матросу сразу же присвоили звание лейтенанта, приодели и дали задание сделать за три месяца монумент героям штурма Берлина, который решено было установить в берлинском парке Тиргартен. Кербель понимал, что за такой короткий промежуток времени ему одному не справиться и призвал на помощь своего друга талантливого скульптора, тоже еврея и тоже ровесника Октября Владимира Цигаля (позже он стал академиком, лауреатом, народным художником страны). Сделали в срок. Всем понравилось. За эту работу скульпторов премировали… мотоциклами. Тогда же Кербель создал памятники советскому солдату-освободителю в городе Кюстрин и танкистам, атаковавшим Зееловские высоты под Берлином.

Я ушёл воевать добровольцем, – говорит Л.Е. Кербель, – попал на Северный флот и на всю жизнь прикипел душой к морякам. Можно считать, что моя творческая биография по-настоящему началась именно с создания скульптурных портретов героев-североморцев, лётчиков и моряков. И я горжусь тем, что президент России Владимир Владимирович Путин своим указом присвоил мне очередное воинское звание – капитан I ранга. Как вы понимаете, я давно уже не военнообязанный, однако, всё равно очень приятно.

Но война принесла молодому офицеру не только профессиональное призвание, но и немало горя. Его первая жена, еврейка, очаровательная молодая женщина, с маленьким сыном буквально за несколько дней до начала войны поехала к родителям в Киев. Бомба попала прямо в их дом. Все погибли. Лев Ефимович узнал об этом только на фронте, когда случайно встретил сестру жены, которая на каком-то полустанке брала кипяток.

Со своей второй женой Татьяной Кербель познакомился на войне. Красивая девушка пела в военном ансамбле. Перед окончанием войны она родила ему сына Владимира (1944-1972 гг.). Талантливый мальчишка пошёл по стопам отца. С отличием окончил художественное училище, помогал ему в работе. Когда они вместе делали памятник Карлу Марксу в германском городе Карл-Маркс-Штадт (ныне – город Хемниц), сын не понятно почему, время от времени стал терять сознание, падать в обморок. В Москве поставили жуткий диагноз: «Рак мозга».

Лев Ефимович с горечью говорит:

– Может быть, это у него произошло после того, как он добровольно участвовал в боевых действиях на острове Даманском? Наверное, облучился.

Жена не смогла пережить смерть сына, покончила жизнь самоубийством, повесилась. Это произошло в один из вечеров, когда Кербель был на партийном собрании. В члены КПСС его, уже лауреата Государственной премии, после многолетних мытарств по партийным комиссиям, по настоянию тогдашнего первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева, удивленного таким отношением к маститому скульптору, всё-таки приняли. Это произошло в 1963 году – через двадцать лет после первой попытки в годы войны.

Похоронил Лев Ефимович сына и жену на Новодевичьем кладбище, поставил им памятник.

Долгое время он был одиноким. Но вот юная красивая натурщица положила глаз на пожилого профессора. Стала опекать его, ухаживать, и он растаял. Месяца через полтора они поженились. Молодая женщина тут же родила двух дочерей и стала… пить, скрывая от мужа свои пагубные привычки. Потом родила ещё одну дочь, где-то напилась до чёртиков и умерла. Похоронил Кербель свою жену и на её могиле тоже поставил памятник.

Остались три малолетние девчонки. Что делать? Теща самозабвенно ухаживала за любимым внучками. И тогда Лев Ефимович решил сделать ей предложение.

– Не подумайте ничего плохого, – словно предугадывая мой каверзный вопрос, говорит скульптор, – я уже тогда никаких дел, которыми мужики занимаются, не делал, и она тоже. Но после меня наследство-то всё-таки законной жене и детям остаётся.

Три дочери – три красавицы выросли у Л.Е. Кербеля. Старшая – Екатерина (1973 года рождения) окончила МГИМО; Александра (1974 года рождения) и Юлия (1981 года рождения), обе – выпускницы Московского художественного института имени В.И. Сурикова. А ещё есть внучка Маша (1972 года рождения). Она – дочь Владимира, родилась за две недели до его смерти. В честь своего безвременно скончавшегося отца назвала сына Владимиром (1996 года рождения).

Но вернёмся к первым послевоенным годам. Молодой морской офицер, орденоносец и уже известный скульптор Лев Курбель возвращается в Московский художественный институт, в 1948 году успешно оканчивает его, защитив на «отлично» диплом жанровой композицией «Трудовые резервы».

RudKerbelStalin-SС тех пор Лев Ефимович, несмотря на все жестокие удары судьбы, с присущими ему упорством и целеустремленностью безраздельно отдаётся творчеству. Он работает без устали, самозабвенно, продолжая учиться у жизни, у классиков мирового и отечественного искусства. Пожалуй, нет такого жанра скульптуры, в котором Кербель не пробовал бы свои силы: портреты и памятники, монументальные комплексы и станковые композиции; от работы к работе обретая и накапливая опыт, совершенствуя свое профессиональное мастерство.

Есть в жизни Кербеля несколько необычный факт. После смерти параноидального изувера, антисемита И.В. Сталина еврей Л.Е. Кербель и вице-президент Академии художеств М.Г. Манизер (точных сведений о его национальности нет) снимали с его рябой физиономии посмертную маску. Поистине – неисповедимы дела твои, Господи.

С 1962 года профессор Л.Е. Кербель вёл мастерскую скульптуры в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова. Он воспитал плеяду талантливых мастеров, успешно работающих в России и за рубежом. Среди них такие ныне известные скульпторы, как Анатолий Бичуков, Михаил Переяславец, Александр Рукавишников, Владимир Кошелев, Александр Вагнер и другие, а также ученики, ставшие мастерами, из Африки, Китая, Монголии и других стран мира.

RudKerbelMazitGafuriUfa-S20Л.Е. Кербель в основе своего творчества – скульптор-интернационалист. Например, он создал памятник народному поэту Башкирии, классику советской башкирской и татарской литературы, фольклористу, драматургу Мажиту Гафури (1880-1934 гг.), возведённому в 1978 году в Уфе, перед зданием Башкирского драматического театра его имени (архитектор Лев Хихлуха). Это его работы – татарскому поэту Габдулле Тукаю в Казани; мемориальный комплекс в честь подвигов А. Матросова и М. Губайдуллина – в Уфе; памятник первому премьер-министру Республики Шри Ланка Соломону RudKerbelZukov-S15Бандаранаике – в Коломбо; советским писателю Чингизу Айтматову и поэту Расулу Гамзатову; лауреату международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» Джеймсу Эндикотту; итальянскому скульптору Джакомо Манцу; канадскому поэту Джо Уоллесу; негритянской певицы Пианы Пэнере; руководителю Кубы Фиделю Кастро; а также скульптурное оформление храма Santa Maria de Cervellon в Мадриде и т.д.

RudKerbelSechenov-11Широко известны созданные Кербелем памятники кораблестроителям у Речного вокзала, профессору И.М. Сеченову, полководцу Г.К. Жукову на проспекте его имени, маршалу Ф.И. Толбухину и медикам – героям Великой Отечественной войны в Москве; ополченцам Фрунзенского района Москвы; монумент в ознаменование 600-летия города Калуги; памятник мирным жителям города Рудня Смоленской области, погибших от рук фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны и многие другие.

Правдой жизни, глубиной чувств, большим внутренним накалом и приподнятостью, пластическим совершенством отмечены созданные Кербелем портреты Героев социалистического труда колхозниц П. Малининой и К. Мухтаровой, крановщицы М. Поповой, дважды Героя Советского Союза В. Петрова, прославленных советских космонавтов Ю. Гагарина, А. Николаева, П. Поповича, А. Елисеева. Это – портреты-судьбы, портреты-биографии. Они волнуют зрителя, потому что несут в себе частицу переживаний художника, проникнуты любовью к человеку.

RudKerblLenin-SnДушевная чистота, человечность по-своему выражены в каждом облике. В частности, ваятель не скрывает своих симпатий, трудясь над образами своих соплеменников красавицы актрисы Элины Быстрицкой, композитора Оскара Фельцмана, писателя Бориса Полевого, вдохновенно создавал надгробие скрипачу Давиду Ойстраху.

В творческом наследии Кербеля – выразительные памятники евреям, погибшим в Катастрофе; воинам-журналистам, павшим на поле боя; бойцам противовоздушной обороны; подводникам Северного военно-морского флота и т.д.

RudKetblVILKaluzhskayaPl-SnКак я уже говорил, на протяжении всей своей творческой жизни Лев Ефимович Кербель работал над образом вождя пролетарской революции Владимира Ильича Ленина. Да, это и понятно, ведь образ В.И. Ленина занимал ведущее место в иерархии жанров социалистического реализма.

Лениниана Кербеля необычайно многообразна. Она состоит из всевозможных портретов вождя и монументов, включающих композиции на революционные темы. По его проектам были поставлены памятники В.И. Ленину в Москве на Октябрьской площади, Смоленске, Горках Ленинских, Кемерове, Краснознаменске Московской области, Полтаве, Сыктывкаре, Липецке, Софии, Гаване (в соавторстве с Антонио Кинтаной) и других местах. Сейчас часть из них в угоду времени или людям, в нём живущим, демонтирована.

RudKerbel-S5Л.Е. Кербель, постоянно обращаясь к образу В.И. Ленина, стремится найти и передать новые, многие десятилетия дорогие сердцу советского человека черты вождя. А началось всё в 1949 году, когда Лев Ефимович работал в бригаде скульпторов под руководством Н.В. Томского над рельефами на тему «Ленин – основатель Советского государства». В числе других участников бригады в 1950 году он был удостоен Государственной премии I степени.

В романтическом плане выполнена интересная двухфигурная композиция «Заре навстречу», в 1966 году показанная на выставке «На страже мира». Она представляет собой фигуру В.И. Ленина, стоящего рядом с красногвардейцем. Группа символизирует единство партии и комсомола, идущих навстречу будущему.

RudKerblMarxMosc-SnДругим важным социальным заказом стал для Кербеля образ Карла Маркса. Ещё в 1957 году он принимает участие в конкурсе на лучший проект памятника Карлу Марксу для Москвы. По итогам этого конкурса в 1958 году ему присуждается первая премия. 29 октября 1961 года монумент был торжественно открыт при участии зарубежных гостей, представлявших коммунистические и рабочие партии всего мира. Могучей глыбой фигура Маркса вырастает из гранитной скалы, напоминающей по форме высокую трибуну. Маркс как будто говорит с народом, властно подавшись вперед. Памятник отличают чёткая идейная трактовка образа, продуманность замысла, свежесть и выразительность композиционного решения, ясность и строгость. Художнику в яркой, лаконичной, пластически выразительной форме удалось воплотить человечный образ Маркса – гиганта мысли, великого революционера, создателя теории научного коммунизма. В 1962 году за памятник Карлу Марксу Л.Е. Кербель был удостоен Ленинской премии.

RudKerblMarxChemnitz-SnОригинальностью и своеобразием композиционного и пластического решения отличается памятник Карлу Марксу, сооруженный в 1971 году в городе Карл-Маркс-Штадте. Гигантская бронзовая голова Маркса, вылепленная крупными, сильными формами, установлена на строгом гранитном кубическом постаменте. Она плакатно читается на фоне стены большого здания, на которой на четырёх языках – немецком, английском, французском и русском – начертаны слова из RudKerblMarksHaldei-Sn«Манифеста Коммунистической партии»: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Конкретное и типическое, общезначимое слиты здесь в единый образ-символ, ясный, выразительный, запоминающийся. За этот памятник Л.Е. Кербель был награжден правительством ГДР орденом Карла Маркса, а Академия художеств СССР присудила скульптору Золотую медаль.

Как бы ни были значительны достижения мастера, его творческие планы всегда шли дальше. В 1976 году правительство Советского Союза передало в дар республике Шри Ланка памятник Соломона Бандаранаике работы Кербеля. А весной 1986 года Кербель завершает свою новую большую работу – монумент в честь 100-летия со дня рождения RudKerbelErnstThaelmannBerlin-S9Эрнста Тельмана, ставший центром архитектурного ансамбля одного из рабочих районов Берлина.

Л.Е. Кербель – монументалист по призванию. Его авторитет базируется на органическом сплаве таланта и трудолюбия. Он создал более 70 монументов, около 200 портретов в бронзе, мраморе, граните – целую галерею образов великих людей и рядовых современников,  установленных во многих городах Советского Союза, России и за рубежом.

Если вы думаете, что мэтр монументальной скульптуры в свои 85 лет сидит без дела и смотрит в окно, то глубоко заблуждаетесь. Он весь в новых планах.

Да, у меня эти задумки, – говорит Лев Ефимович, – всё время в голове. Иду в мастерскую, начинаю что-то делать, а потом вспоминаю, что денег-то нет. У меня в заделе находится много рабочих моделей. Но никто ничего не хочет платить. 16 лет ждут финансовой поддержки памятники «Морская душа» для города Полярный, где я служил, «Смоленск – город-герой» и другие. Если денег наберу, хочу за свой счёт сделать памятник «Морская душа». Ещё в 1949 году мой эскиз памятника «Суворов переходит через Альпы» выиграл конкурс, даже премию тогда дали. Но до сих пор он нигде не установлен.

Недавно обратились ко мне какие-то «новые русские», сказали, что они хотят наладить деловые отношения с Индией, им нужна статуя русского купца Афанасия Никитина, который с Индией пенькой, мёдом, пушниной торговал. Я схватился, все книги о Никитине, какие смог, достал, прочитал, сделал рабочую модель. Заказчики пришли, посмотрели, им очень понравилось, говорят, мол, спасибо за подарок. Оказывается, они и не собирались платить, рассчитывали, что я им сделаю подарок. С какой стати?».

RudKerblKursk1-Sn

Однако всё равно, даже и сегодня, в «королевском возрасте» скульптор Кербель востребован. В 2002 году на территории Центрального административного округа Москвы, напротив Центрального академического Театра российской армии и рядом с Центральным музеем Вооружённых сил России Л.Е. Кербель создал прекрасный памятник «Скорбящий моряк» (архитектор – И.Н. Воскресенский), посвящённый морякам, погибшим на атомном подводном крейсере «Курск» в августе 2000 года.

RudKerblScorbAvtogrf-SnRudLRKerbel2002-SnНезадолго до своей кончины Лев Ефимович подарил мне репродукцию с трогательным посвящением и подписью «Статуя Пьеты на Поклонной горе». Эта скульптурная группа «Скорбь», выполненная из белого мрамора (скульптор – Л.Е. Кербель, резчики по мрамору – П.А. Носов и И.Т. Круглов), установлена в Зале памяти и скорби Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., который является главным объектом мемориального Парка Победы на Поклонной горе в Москве. Зал предназначен для увековечения и почитания памяти 26,6 миллионов наших соотечественников, погибших и пропавших без вести в годы войны. Л.Е. Кербель создал это произведение на мотив «Пьеты» великого Микеланджело. Женщина, в скорби склонившаяся над поверженным воином, – это и мать, оплакивающая сына, и сестра брата, и жена мужа. Это лик печали, утраты, горя, всегда переживаемого по-своему. Но есть у скульптуры и общий для всех смысл. Пятьсот лет назад Микеланджело изваял из мрамора Пьету – «Христос, снятый с распятья, распростёрт на коленях оплакивающей его Богоматери». Сюжет этот давний, христианский, поэтому скульптура обретает новый смысл. Павшего воина оплакивает Богоматерь, а он подобен Христу, RudKerbelSkorb-S17принесшёму себя в жертву, чтобы спасти людей. Но это не всё. В учении Православия Русь, Россия – дом Богородицы. Отсюда известное понятие – Родина-мать. Она скорбит о своём Спасителе. В русской иконописи есть сюжет, подобный «Пьете», – «Успение. Апостолы и святители на земле оплакивают Богородицу»; Христос, явившийся в сиянии Славы, уносит её душу, в виде спеленатого младенца, на небо. Под потолком Зала памяти и скорби размещены 2,6 миллионов бронзовых подвесок с хрустальными «слезами» символизирующими скорбь по погибшим…

RudKerbelMogila-S2В Зале памяти и скорби звучит минорная музыка, чаще всего «Реквием» Моцарта.

Льва Ефимовича Кербеля не стало 19 августа 2003 года в Москве. Его похоронили на Новодевичеьем кладбище столицы России. На могиле скульптора в виде надгробия установлена копия его памятника «Скорбь».

Лев Ефимович Кербель Герой Социалистического труда, народный художник СССР и РСФСР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, лауреат премии имени Гёте (Германия), вице-президент и действительный член Российской академии художеств. Награждён орденами Ленина, Трудового красного знамени, Отечественной войны II степени, Красной звезды, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» III степени, Карла Маркса, многими медалями, в том числе «За оборону Москвы», «За оборону Советского Заполярья», «За взятие Берлина», а также наградами Израиля, Шри Ланки, Германии. Л.Е. Кербель – почётный гражданин российских городов Смоленск и Полярный, немецкого Карл-Маркс-Штадт (ныне – Хемниц).

Август 2003 года

WRN

Метки: , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930