ПЕСАХ – ГЛАВНЫЙ ИУДЕЙСКИЙ ПРАЗДНИК

24 марта 2013

RudPesah-S1Песах (или Пейсах) – это один из главных (если не самый главный!) иудейских праздников. Его ещё называют еврейской Пасхой. В 2013 году Песах начинается 25 марта вечером и продлится до 2 апреля включительно. Символизирует Исход еврейского народа из Египта около трёх тысяч лет назад, 40-летнее хождение Моисея с евреями по пустыне и прибытие в землю Израиля. Тогда же началось формирование еврейского народа как нации и его борьба за своё государство. Важный день перед наступлением Песаха – Великая суббота. События, которые привели к Исходу, таковы. Однажды в земле Израиля случился страшный голод, и евреи во главе с праотцем Яаковом переселились в Египет. Египетский фараон принял их очень любезно. Евреи процветали в Египте до тех пор, пока в стране к власти не пришёл новый фараон. Он испугался многочисленности евреев и решил их поработить. Однако даже тяжёлая работа не смогла ослабить дух евреев. Тогда фараон повелел убивать всех новорождённых еврейских мальчиков. Но в одной еврейской семье, когда родился мальчик Моше, решили не допустить гибели малыша. Мать, сколько могла, скрывала его от египтян, но когда это стало невозможно, положила ребёнка в корзину и оставила в зарослях тростника у реки. В это время дочь фараона пошла купаться, на берегу нашла ребёнка и решила взять его к себе на воспитание. Моше вырос, но в результате некоторых событий вынужден был бежать из Египта. Однажды он пас скот и дошел до Хорева. Там он увидел куст, который горел, но не сгорал. Из этого куста Моше явился Бог. Он повелел Моше отправиться к фараону и попросить его отпустить евреев из Египта. Моше был косноязычен, поэтому Бог велел ему взять в помощники брата Аарона.

Фараон добровольно не захотел отпускать на свободу многочисленных рабов-евреев. И тогда Всевышний в наказание за это послал на Египет десять казней. Но только последняя из них – умерщвление всех египетских первенцев – заставила фараона отпустить еврейский народ на свободу. Чтобы от этой казни не пострадали еврейские первенцы, евреи должны были принести в жертву ягнёнка и его кровью помазать косяки своих дверей. Песах – название этой жертвы. На иврите слово «песах» связано с глаголом «пасах» – «прошёл, миновал». В ночь, когда Всевышний поразил первенцев египтян, Он не тронул дома, где жили сыны Израиля.

RudPesah-S2Сам Исход произошёл так быстро, что даже тесто, которое евреи взяли с собой, не успело скваситься, поэтому и заповедано есть мацу – пресный хлеб – и, с другой стороны, запрещено есть квасное, которое называется хамец.

Хамец – это любая пища или напиток, полученная в результате заквашивания пшеницы, ржи, ячменя, овса, перловки или любой комбинации этих пяти злаков. Например, хлеб, булочки, пирожные, водка, виски, пиво, макароны, детские смеси, каши и многое другое. Хамец не только запрещён в пищу, им запрещено даже владеть! Существует много способов избавиться от хамеца. Установлено специальное время для поисков хамеца, это вечер перед началом праздника. Поиски ведут всей семьей при свете свечи; куриным пером выметают даже крошки из щелей. Весь найденный хамец сжигают на следующее утро. От не найденного хамеца отказываются, произнося специальный текст отказа от хамеца. Все запасы хамеца, которые жалко выбросить, и посуда, в которой его готовили или хранили, передаются на время праздника человеку не еврейской национальности. Такой строгий запрет хамеца объясняется тем, что он символизирует всё самое плохое, что есть в человеке: эгоизм и гордыню. Поднимаясь, возвышаясь над другими, он горделиво заявляет о себе. Что недопустимо. А маца – это символ готовности принять над собой Божественную волю.

RudPesah-S3Самым главным моментом Песаха является вечерняя трапеза – седер, который проводится по определённым правилам и сопровождается молитвами и песнопениями. Седер начинается после возвращения из синагоги, когда вся семья с гостями собираются вокруг стола. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Во время седера на стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы и специально украшенный кубок для пророка Элияха. Во время седера читают повествование об Исходе и едят определенные блюда. Это пресный хлеб – маца; горькая зелень – марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина – харосет: цвет которых напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, когда жили в египетском рабстве. Варёное яйцо – символ жизнестойкости народа: чем больше испытаний ему приходится преодолеть, тем он крепче. Кроме этого, яйцо считается символом скорби по разрушенному Иерусалимскому Храму. Ещё на стол ставят солёную воду. Она олицетворяет слёзы, пролитые евреями в рабстве. В солёную воду макают зелень – салат или сельдерей. Они напоминают об угнетении, так как растут низко к земле. С другой стороны, свежая зелень – это символ возрождения: как трава, хоть её и топчут, прорастает вновь и вновь, так и еврейский народ, несмотря на все испытания, много раз возрождался заново. На блюдо кладут куриное горлышко, обжаренное на огне. Оно напоминает о пасхальной жертве. Во время седера нужно выпить четыре бокала вина или виноградного сока. Каждый из бокалов означает шаг к избавлению. На седер используется специальное блюдо кеаре: на него кладут блюда, которые никто не ест. Это кусок жареной баранины, вкрутую сваренное яйцо, а также кусок любого овоща. Также принято прятать кусочек мацы, чтобы дети его разыскивали. Расстаются хозяева и гости со словами: «В будущем году – в Иерусалиме!».

Итак, седер – это традиционная пасхальная церемония, во время которой вспоминают историю, полную лишений, страданий, ибо сказано, что «в каждом поколении человек должен чувствовать себя так, как будто это он вышел из Египта», то есть пережить заново, обдумать и прочувствовать переход в состояние свободы. В этот день ни один еврей не должен чувствовать себя забытым и покинутым. Песах каждый еврей должен соблюсти достойно, необходимо помогать нуждающимся деньгами и продуктами. Каждая еврейская семья обязана дать или получить помощь.

ГЛАВНЫЙ РАВВИН РОССИИ БЕРЛ ЛАЗАР: УВАЖАТЬ ДРУГИХ

RudPesah-S4В своем поздравлении с праздником Песах главный раввин России Берл Лазар говорит: «Праздник Песах – это день избавления еврейского народа от рабства, выхода на свободу. Песах – это фактически день рождения нашего народа. Конечно, в нашей истории были и другие ключевые моменты. Еще до Исхода из Египта Бог заключил союз с праотцами. А после Исхода Он даровал евреям страну Израиля: именно обладание территорией является главным моментом в становлении народов. Но самое важное, что сделало нас народом, – Тора и заповеди – были получены именно в дни Исхода. И это не случайно. То поколение на себе испытало, что такое страдать от несвободы, что такое «быть чужими»: оно хорошо понимало, что чувствуют пришелец и раб. Наши предки, выйдя из Египта, лучше всего поняли сокровенный смысл Божественной заповеди любви к ближнему – уважать других людей, даже непохожих на них, – потому что сами они были пришельцами и рабами в Египте.

Когда человек получает свободу, когда он обретает уважаемый статус в обществе – главное для него не забывать о тех, кто пока не достиг такого положения. Эту мысль мы ежегодно повторяем на пасхальном седере. Эту мысль мы должны стараться донести до подрастающего поколения. «Расскажи сыну своему», – сказано в Торе: это значит – объясни ему, что надо всегда помнить о прошлом, о нашей истории, о том, какой ценой далось нынешнее процветание. Даже когда у нас всё хорошо, нельзя забывать, что наши предки знали куда более трудные времена.

RudPesah-S7-delautmazy-spravaНедаром Тора называет Песах «праздником мацы». Маца – это «хлеб бедности»: собираясь за праздничным столом, мы не только радуемся обретенной свободе, но и вспоминаем о бедах, которые пришлось пережить. Маца напоминает нам, что надо быть скромными, надо понимать, что все наши достижения, прошлые и нынешние – всё это благодаря Богу. И наш долг – ответить Ему добром и праведными делами: прежде всего, выполняя тот Закон, который Он даровал нашим предкам, когда они вышли из Египта, когда они выбрали свободу, ответственность и служение Творцу всего живого.

И пусть этот выбор станет в дни праздника достоянием каждого из нас, каждой еврейской семьи, и принесёт нам и нашим ближним благословение с небес. Именно после выхода из Египта Бог даровал нашим предкам Закон и заповеди, тем самым выделив нас из других народов, поставив перед евреями особые задачи в этом мире».

В БУТЫРСКОЙ ТЮРЬМЕ ОТМЕЧАЮТ ПЕСАХ

Департамент ФЕОР (Федерация еврейских общин России) по взаимодействию с Вооруженными силами РФ, МЧС и правоохранительными учреждениями (глава отдела – раввин Аарон Гуревич), в рамках реализации соглашений о духовно-попечительской работе, заключённых между Федеральной службой исполнения наказаний РФ (ФСИН) и ФЕОР, проводит работу по созданию условий для религиозной жизни осуждённых иудеев и их духовно-нравственного просвещения.

В настоящее время в девяти учреждениях уголовно-исполнительной системы России действуют синагоги, в двух других в течение 2013 года планируется открыть молельные помещения для иудеев.

С февраля текущего года за следственными изоляторами столицы «Матросская тишина», «Бутырский тюремный замок», СИЗО № 4 и № 5 закреплён согласованный с УФСИН Москвы раввин – сотрудник Департамента ФЕОР. За каждым из СИЗО мегаполиса закреплён раввин (их всего четверо). Они не реже одного раза в неделю посещают находящихся под стражей, проводят занятия по еврейским традициям, беседуют с подопечными.

RudPesah-S6В синагогу, находящуюся в Бутырке, раввин Аарон Гуревич привёз пищу и духовную, и телесную: религиозные книги, мацу, сок – это главные символы главного иудейского праздника Песах. На встрече с заключёнными раввин Гуревич сказал: «Нужно признать, что со стороны руководства ФСИН и УФСИН по городу Москва мы встречаем полное понимание и поддержку, оказываемую раввинам, которые заняты духовно-просветительской деятельностью среди заключенных иудеев. Показательно, что на наших встречах присутствуют руководители этих служб, осознающие важность и необходимость соблюдения прав человека на свободу вероисповедания вне зависимости от его социального статуса. Желаю вам скорейшего освобождения, ведь именно свобода – основная идея Песаха».

А начальник СИЗО № 2 «Бутырская тюрьма» Сергей Телятников подтвердил, что по его данным, за три года было зарегистрировано более 1500 посещений заключёнными иудейского вероисповедания синагоги, расположенной на территории СИЗО. Он подчеркнул: «Последствия благотворного влияния данной практики на заключённых сложно переоценить. Помимо улучшения нравственной атмосферы, среди людей, регулярно посещающих духовные программы, приводящиеся на территории изолятора, очень низок процент нарушений порядка содержания под стражей. Всё это говорит о том, что мы на правильном пути и духовно-просветительская деятельность представителей духовенства приносит свои плоды».

БИЗНЕСМЕНЫ ПОВТОРИЛИ В ПУСТЫНЕ ПУТЬ ИЕШУА

В Израиле завершилось четырехдневное (21-24 марта) пасхальное паломничество международной группы крупных бизнесменов еврейского происхождения. Во время похода, организованного в честь праздника Песах Российским еврейским конгрессом (инициатор проекта, президент РЕК Юрий Каннер), предприниматели преодолели бурю, острые камни, отсутствие удобств и вернулись – здоровыми и невредимыми. Обо всём этом они рассазали на пресс-конференции, состоявшейся в пресс-центре ИТАР-ТАСС.

RudPesah-S6-palomniki-spravaВ паломничестве приняли участие 15 предпринимателей-евреев – из России, Украины, Белоруссии и Израиля. В число VIP-паломников вошли президент РЕК Юрий Каннер, исполнительный директор РЕК Бенни Брискин, глава Евроазиатского еврейского конгресса Вадим Шульман, глава Международного фонда горских евреев Герман Захарьяев, бизнесмен, член бюро президиума РЕК Юрий Зельвенский, совладелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман, исполнительный директор «ТНК-ВР» Герман Хан, бизнесмен, профессор, лауреат Государственной премии СССР Юрий Домбровский, совладелец компании «Вконтакте» Михаил Мирилашвили и другие. Все участники путешествия, уподобившись древним иудеям, надели на себя белые льняные галабеи (одежду пустынников) и сандалии. Они питались самой простой пищей, а ночевали – в палатках.

Кстати, паломникам пришлось столкнуться и с более серьёзными трудностями, чем отсутствие мобильного телефона и других привычных благ цивилизации. Группа отважных путешественников попала в сильную песчаную бурю, которая, как известно, заставила президента США Барака Обаму, находившегося в то время с визитом в Израиле, отправиться в аэропорт Бен-Гурион на автомобиле, а не на вертолёте. Однако, несмотря на всё это, поход не был отменён: путешественники переждали непогоду в палатках.

Как сказал президент РЕК Юрий Каннер, в этом путешествии есть несколько аспектов: «Во-первых, это физическая нагрузка. Те люди, которые шли во второй раз, преодолели километры намного легче. Второй аспект – национальный. Мы шли не совсем путем Моисея: он ходил по другим пустыням. Скорее, это был путь паломников-евреев, которые шли на Песах в Иерусалим. Наиболее известный из них – Иешуа, который тоже шёл на жертвоприношение в храм, но так и не сумел принести жертву. Третья составляющая – российская. Мы – российская организация, и это заявка-подтверждение того, что мы живём в России и пытаемся соблюдать еврейские традиции. Ещё одна сторона – внутренняя. Мы спали в шатре, всем было очень приятно вспомнить свои молодые годы, когда мы общались совершенно на другие темы».

На закономерный вопрос: «А может, стоило вернуться домой?!», один из участников похода бизнесмен Юрий Зельвенский ответил так: «Это приключение для настоящих мужчин. Вероятность серьёзных опасностей сведена к минимуму, а физическая нагрузка для всех была довольна привычна, потому что все увлекаются самыми разными видами путешествий, спорта. Люди – подготовленные, поэтому психологически всё прошло безболезненно. И очень важно, что мы проникались друг к другу тёплым дружеским отношением. Если кто-то загрустил или начал прихрамывать, все старались помочь».

Как сказал руководитель пресс-службы РЕК Михаил Савин, следование иудейским обычаям не ограничилось паломничеством и традиционными нарядами. Также одним из важных пунктов «хождения» бизнес-элиты в пустыню стала остановка на подступах к Иерусалиму и приготовление традиционной мацы по древним еврейским обычаям.

Напомним, Песах – один из важнейших религиозных праздников, по сути, он является ознаменованием свободы еврейского народа. Он посвящён памяти об Исходе евреев из Египта. Начинается на четырнадцатый день весеннего месяца нисан и празднуется в течение семи дней в Израиле и восьми – вне Израиля. У Песаха нет фиксированной даты, и каждый год он отмечается в разное время. В 2014 году празднования выпадают на 20-27 апреля.

Хаг Самеах! Хорошего праздника Песах!

WRN

Метки: , , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930