ЕВГЕНИЙ ГЕРЧАКОВ – САЛЬВАДОР ДАЛИ, КОРОЛЬ ЛИР и…

24 октября 2014

RudGerchakvLogo-S1У великолепного советского/российского актёра Евгения Аркадьевича Герчакова день рождения 31 июля. RudGerchakv2-S11Нынешним летом ему исполнилось 65 лет – юбилей! Однако все торжества по этому славному поводу состоялись несколько позже, 24 октября в московском «Театре Луны» (художественный руководитель народный артист России Сергей Проханов), в котором Евгений Герчаков служит уже более 15 лет. Юбилейный вечер так и назывался «Я расскажу мою историю любви…». Актёр, со свойственным ему юмором сказал: «Мой день рождения выпадает на июль, когда вся театральная публика разъезжается на каникулы. Поэтому решили, что отмечать юбилей будем в начале сезона на моей родной сцене в «Луне», когда все вернутся из отпусков».

Но прежде чем рассказать об этом замечательном событии, приведём некоторые биографические данные Евгения Герчакова и основные вехи его творческого пути. Родился он 31 июля 1949 года в СССР, в городе Находка Приморского края, в семье офицера советской армии и театральной актрисы. Но продолжить династию ни по одной из этих профессий он явно не хотел. Куда бы судьба не забрасывала семью, Евгений всегда находил там футбольную секцию и всё свободное время проводил с мячом. И, конечно же, в будущем хотел стать спортсменом. Целый год он даже играл за один из футбольных клубов. Однако мама утверждала, что у него есть талант и настаивала на том, чтобы он хотя бы попробовал стать актёром. Чтобы угодить ей, он едет в Москву и практически без подготовки поступает на факультет актёров театра музыкальной комедии Музыкального училища имени Гнесиных, где занимается в мастерской Л. Михайлова, и в 1972 году успешно завершает обучение. Начинающему артисту прочили хорошую музыкальную карьеру. Но вместо театра оперетты он оказался в Центральном академическом театре Советской армии, в который пришёл по приглашению самого руководителя – Андрея Попова. Таким образом, действительная срочная армейская служба проходит для молодого актёра в доброжелательной, творческой обстановке. В ЦАТСА Е.А. Герчаков служил десять лет – до 1982 года. О том времени актёр вспоминает: «Это была большая школа жизни. Театр Армии в те годы – это что-то! Это просто отдельное государство. Там работали великие актёры. Под театром – подземная дорога, ведущая в Кремль».

RudGerchakv-S10

RudGerchakv-S5

RudGerchakv-S5a

Вторую театральную «десятилетку» Евгений Герчаков проработал в Театре «Эрмитаж», куда также был приглашён главным режиссёром Михаилом Левитиным. На сцене этого театра актёр создал лучшие свои роли. В «Эрмитаже» Евгений играл в драме, клоунаде, музыкальной комедии, в трагических сюжетах. В спектакле «Хроника широко объявленной смерти», созданном по произведениям современных писателей, у Герчакова было сразу две роли: Туллио по рассказу Моравиа «Приказывай, я подчиняюсь» и Кристо Бедойя по повести Маркеса «История одной смерти, о которой знали заранее». Очень интересна его работа в спектакле «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов» по произведениям Даниила Хармса. С актрисой Любовью Полищук они страстно разыграли лирический дуэт влюблённых… Как признается сам актёр, он благодарен Левитину именно за то, что тот открыл для него Хармса. Также несколько ролей Герчаков сыграл в спектакле «Здравствуйте, господин де Мопассан»: представлении, сочинённом М. Левитиным по произведениям Ги де Мопассана. Хорош и папаша Нонанкур в спектакле «Соломенная шляпка» Э. Лабиша.

Импровизация, мимика, акробатические соло – все козыри лёгкого жанра во власти артиста. О Герчакове уже тогда говорили так: «Он человек – парадокс, оперный голос, гуттаперчивая пластика. С одинаковым блеском может сыграть деревенскую няньку, коня по прозвищу Холстомер или царя Эдипа. Он – актёр без возраста».RudGerchakv-S3

В 1992 году состоялись гастроли Театра «Эрмитаж» в Женеве, где успешно прошли в главном муниципальном театре города. Герчаков вспоминает: «Главный режиссёр там был поляк. Он хорошо понимал меня, а я хорошо понимал его. Он меня позвал играть Зигмунда Фрейда в спектакле, поставленном на французском языке. Точнее самого психотерапевта на сцене играл французский актёр; по задумке режиссёра рядом с ним должна находиться его душа, которая должна была петь. Так как Фрейд был евреем, то я пел партии его измученной души на идиш! Это было оригинально, своеобразно. Такое могло произойти только со мной. Спектакль имел большой успех у швейцарской публики.

Фрейд оказал на меня своё воздействие. А иначе это был бы не Фрейд! Что лечим, тем и болеем – это закон. Позднее я поставил свой спектакль по другой пьесе и назвал его «Кокаиновый конгресс Фрейда». Это спектакль о сексуальном подсознании поведения человека. Из-за неоднозначного названия пришлось поменять его на «Любовь по Фрейду». У спектакля есть эпиграф: «Негоже на других пенять, не требуя анализа. Умом Россию не понять без помощи психоанализа». Да и с ним, считаю, нашу страну не понять. Несколько лет назад эта постановка шла в «Театриуме на Серпуховке», затем я её возил на гастроли. Надеюсь, что в предстоящем сезоне получится перевести спектакль на сцену «Театра Луны». Кстати, Дали и Фрейд были знакомы, они ценили и считали гениальными друг друга. Опять-таки посыл от одного гениального безумца к другому! Такая вот замысловатая траектория.

Контракт в Женеве я отработал и мог бы остаться – и меня бы оставили. Но я вернулся. Пытался организовать свой частный театр. Сделал одну постановку «Путешествие Вениамина III в Святую землю», и… на этом всё… закончилось.

После того, как я сыграл Фрейда в спектакле «Фрейд и его деревянные солдатики», в котором выступаю и как режиссёр, – мне очень захотелось сыграть Дали. В гриме я очень похож на него. И по темпераменту, и по мироощущению он мне близок. А вообще-то, если бы мне был дан шанс прожить жизнь заново, я бы всё перекроил. Я бы не стал учиться на актёра, а стал бы режиссёром. Это всегда созидание во имя чего-то – какой-то идеи, преодоления, обретения смысла. Вот это меня увлекает, это греет. А ещё я обладаю таким качеством, как самоирония. Это я унаследовал от отца. Когда он умирал, я находился рядом с ним, что-то говорил ободряющее, перечислял его достоинства. Отец посмотрел на меня и сказал свои последние слова на этом свете: «Не перехвали».

RudGerchakv-S2aПрервёмся на мгновение. Вспомним, что Герчаков снимался и в кино. Первая его роль в кино – Баран в музыкальной сказке «Мама», поставленной в 1976 году. Фильм-мюзикл, в котором главные партии исполняли Михаил Боярский и Людмила Гурченко. Не затерялся среди именитых актёров и Евгений Герчаков – не зря ему пророчили карьеру опереточного комика.

«Когда на кастинге меня увидела режиссёр Элизабета Бостан, – вспоминает Герчаков, – она воскликнула: «Баран!» Роли барана не было в сценарии, но её придумали специально для меня. И я хорошо с ней справился, но внутри себя носил желание играть Гамлета! Как-то я доверил свои мысли соседу по гостиничному номеру Савелию Крамарову, который играл в этой же картине Волчонка, – кстати, это для него была последняя роль в СССР перед эмиграцией в Америку. Он мне сказал: «Ты что, с ума сошел? С твоим лицом говорить: «Быть или не быть?», – это будет очень смешно». Я возразил: «Кто знает, может быть, Гамлет и был сRudGerchakvDali-S1 таким лицом, как мое?» Савелий был беспощаден: «Ты бараном родился – бараном и умрешь». Мне стало обидно, и я решил в корне пересмотреть свою актёрскую карьеру. И я верил в это, убеждал себя и режиссёров. В 1982 году, перейдя в Театр «Эрмитаж», добился того, что стал играть драматических персонажей в пьесах Маркеса, Моравиа, Олеши, Мопассана, Оффенбаха, Набокова. Сыграл Холстомера в Театре «У Никитских ворот» у Марка Розовского. Играл не так, как Евгений Лебедев. Евгений Александрович играл человека, я же представал именно лошадью. Помню, как в Лондонском национальном театре принимали этот спектакль, – с триумфом!

Говорят, что зрителя легче заставить заплакать и тяжелее рассмешить, – не верьте, это ерунда! Для того чтобы в зале заплакали, нужно своё сердце развернуть или даже разорвать, а чтобы рассмешить, – достаточно репризу рассказать, рожу скорчить глупую или палец показать.

RudGerchakv9Girl-S12

А вообще-то я люблю, когда меня хвалят. Ведь актёр без этого не может существовать. Конечно, я тщеславен, самовлюблён и обидчив, хотя и отходчив. Люблю, когда хвалят мою работу и моих детей, я горжусь своей семьёй, своей молодой женой. У меня, кстати, всего по три: третья жена, трое детей. Дочь Ольга работает со мной в театре, я ревниво слежу за её движением, даю советы, которые она, правда, не всегда принимает. Средний сын – Лев. Младший Егор – очень интересный мальчик, творческий, умный, и это счастье общаться с ним. Насчёт моей амбициозности добавлю, что когда в 1997 году я создавал свой частный театр, то назвал его «очень скромно» – «Театр Евгения Герчакова». Поставил музыкальный спектакль по рассказу еврейского писателя Менделя, и это была потрясающая постановка с колоритной музыкой, лирическим юмором – другого такого спектакля в Москве не было! Мы его играли на сцене «Театра Луны». Вот тогда-то меня и разглядел художественный руководитель этого театра Сергей Проханов и пригласил к себе в труппу».

RudGerchakvs-S4

И снова о кино. После роли Барана в последующие пятнадцать лет Герчаков снимался не так часто. За этот период не наберется и десятка ролей в кино. Среди таких работ – роли в музыкальной комедии «Восточный дантист» (1981 г.), комедии «Отпуск за свой счет» (1981 г.), музыкальной сказке «Приключения маленького Мука» (1983 г.). Но с начала 90-х годов пришёл успех и в кино. Самой большой удачей стала роль старухи в сюрреалистической гротесковой фантазии Вадима Гемса «Стару-Ха-рмса» (1991 г.), поставленной по повести Даниила Хармса. За эту работу Герчаков в 1992 году получил на кинофестивале «Киношок» приз в номинации «Лучшая женская роль». А за год до этого – 20 декабря 1991 года ему было присвоено звание «Заслуженный артист России». Чуть позже – 27 декабря 2005 года – Евгений Герчаков был удостоен звания «Народный артист России».

RudGerchakv-S1

В других картинах того времени Евгений Герчаков появлялся преимущественно в ролях второго плана. Но благодаря своей внешности и искромётной игре он неизменно запоминался зрителю. Так в знаменитой комедии Владимира Меньшова «Ширли-Мырли» (1995 г.) он сыграл директора оркестра, в телесериале «Графиня де Монсоро» (1997 г.) – Бономэ, а в сериале «Что сказал покойник» (1997 г.) – тюремщика Гвидо.

RudGerch2girl-S13

Самым значимым моментом в своей киношно-артистической карьере Герчаков считает работу у режиссёра Алексея Юрьевича Германа в его картине «Трудно быть богом». На вопрос, почему это произошло, Евгений Аркадьевич говорит так: «Герману нужны были актёры необычной внешности – всё-таки роман Стругацких о Средневековье, где действуют и наблюдатели-земляне, и пришельцы с иной планеты. Я же такой внешностью обладаю, может быть, потому, что во мне смешались четыре крови – еврейская, грузинская, греческая, русская. Когда режиссёр меня увидел, сказал: «Я вас лично не знаю. Кино я не смотрю, телевизор не включаю, в театр не хожу после того, как не стало Товстоногова. Фильмы я смотрю только свои – вы там, по-моему, не играли. Смотрю на вас, и мне просто нравится ваша морда». Ничего себе, подумал я и выпалил ему в ответ: «А мне – ваша». Тогда он сказал: «Будем работать!».

RudGerchakv-S8

Потом Герману я не раз вспоминал эти его слова о «морде», а он мне отвечал: «Не может быть, чтобы я это сказал, – я интеллигентный человек». В фильме я сыграл философа, лекаря по имени Буддах. Съёмки заняли шесть лет. Актриса Елена Санаева в шутку предлагала назвать картину «Трудно быть Германом».

RudGerchakv-S6Обо мне в конце 2000-х годов делали передачу из цикла «Истории в деталях» – и включили кусок из фильма «Трудно быть богом». Честное слово, это было круто! Настоящая притча. Не всем удалось увидеть фильм – некоторых актёров за это время не стало. Но я бы всё отдал, чтобы просто работать с Германом. Я бы променял двадцать пять режиссёров ради работы с ним. Он – подлинный гений, все эти шесть лет были настоящей школой, не сравнимой ни с чем. Да, он позволял себе не слишком ласковое обращение с актёрами, заставлял делать множество дублей. Герман всю душу твою вынимал. Просто все человеческое вытаскивал из тебя. Выбивал. И ты становился каким-то внеземным существом. Но он делал это гениально. И ему RudGerch3girl-Sпрощалось всё. Он мог оскорбить, обидеть. У меня был уникальный случай с ним. В одной из важных сцен мы снимались вместе с исполнителем главной роли – Руматы – Леонидом Ярмольником. Герман к тому времени уже не скрывал, что Ярмольник не слишком подходит для этой роли, говорил, что тот не обладает нужной пластичностью, глубиной. Менять Ярмольника было поздно – и этот конфликт, неприятие постоянно ощущались на площадке, влияя на других актёров. Играли очень сложную сцену – сто человек массовки, 25 лошадей, ледяной дождь, мы в грязи. Герману нужен крупный план. Для него страшно важна эта сцена, и он готов переснимать её сколько угодно раз. Смотрит в монитор, кричит на нас, что мы бездарны, в-общем, всё плохо. Наконец, мучения заканчиваются. Мы едем в отель. Замёрзший, грязный, я залезаю в ванну, отмокаю там часа два и проклинаю себя за не профессионализм. И тут стук в дверь, накидываю халат, открываю: стоит Герман с толстой палкой в руке. Я решил, что он убивать меня пришёл окончательно. А он мне: «Вы меня, пожалуйста, простите, я накричал на вас и нахамил, я просто плохо знал вашу органику. Но я только что посмотрел на большом экране – гениально!». И я подумал, что он… пришелец. Если бы он не был пришельцем, он никогда бы не взялся такую картину снимать».

Заметим, что за свою многолетнюю творческую деятельность Евгений Герчаков снялся более чем в сорока фильмах.

RudGerchakv-S2

Композитор Александр Журбин поздравляет с юбилеем своего друга
актёра Евгения Герчакова

И вот 24 октября 2014 года – день празднования юбилея Е.А. Герчакова, день его бенефиса «Я расскажу мою историю любви…» в московском «Театре Луны». Если кратко, то вечер прошёл в очень тёплой, непринуждённой атмосфере. Артист рассказал о своей работе. Коллеги и зрители поздравили юбиляра и с удовольствием убедились, что любимый артист полон творческих планов. Среди приглашенных звёзд театра, кино, эстрады и спорта были его самые близкие друзья – художник Никас Сафронов, композитор Александр Журбин, музыкант и певец Александр Левшин, хоккеист Вячеслав Фетисов, оперные дивы Хибла Герзмава и Ирина Величка, актриса и певица Анастасия Стоцкая, шоумены Александр Ревва и Сергей Крылов, телеведущий Дмитрий Дибров, актриса Валерия Ланская, режиссёр Борис Грачевский, актёр Сергей Колесников и многие другие.

Напомним, что на сцене «Театра Луны» Евгений Герчаков исполняет сегодня немало ведущих ролей. С уверенностью можно сказать, что актёр является «визитной карточкой» театра, примером высочайшего служения сцене. Он играет Аристотеля из «Таис сияющей», Короля Лира и Бруно Кречмара в произведениях Александра Журбина «Лиромания» и «Губы». Ведущая роль артиста сегодня – это роль Короля Сюра, Сальвадора Дали, в спектакле «Дали и испанская королева из Казани».

Об этой работе актёр говорит так: «Сыграть Дали невозможно, им нужно стать, хотя бы на два с половиной часа. У него со мной невероятное внешнее сходство, а когда речь идет о Дали, это важно! Дали – это фейс, это лицо, которое излучает свою энергетику. Ни к одной роли я не был готов так, как к этой. Я никогда так легко не выходил на премьеру, как это было в спектакле «Дали». Надо иметь лицо, чтобы сыграть эту роль. Сложнейший образ, сложнейший типаж, невероятная личность. Когда Проханов предложил сыграть роль Дали, я понял: эта роль будет особенной! Вы не понимаете, такие роли на улицах не валяются!».

После удачного спектакля Герчаков планирует сняться в фильме о Сальвадоре Дали. По его словам, сценарий почти написан, а съёмки начнутся в конце года. Режиссёром новой картины станет Кирилл Папакуль.

RudGerchakv-S7На юбилее Герчаков признался в своей любви к сцене. Гости единодушно согласились, что эта любовь взаимна. Об огромном таланте и невероятной трудоспособности актёра и друга говорил режиссёр Всеволод Шиловский. Ирина Грибулина сказала, что счастлива считать Евгения Аркадьевича «отцом» своей восемнадцатилетней дочери – Настя играет в спектакле младшую дочь Короля Лира. По ходу бенефиса Герчаков исполнил несколько песен. У него уникальный, изумительный голос: мощный, богатый оттенками, а низы – просто фантастические. Как сказал один искусствовед – «вкусный голос». Вместе с драматической подачей каждая песня в его исполнении – это завершённый спектакль, грустный или лирический гимн любви!

И как тут не вспомнить ответ Герчакова на вопрос, как следует относиться к современной женщине? «Как к богине, – последовал ответ актёра. – Я стал понимать это лет в пятьдесят. Но если это одностороннее с твоей стороны отношение к ней, то данное правило не срабатывает. Ничего путного из такого союза не получится, так как мужчина постепенно превращается в таких условиях в подкаблучника. А мы достойны иной участи, ведь каждый из нас несёт в себе божественное начало. Примером такого счастливого союза может служить семейная чета Софи Лорен и Карло Понти. Красавица, девушка «тяжёлого поведения», непрофессиональная актриса Лорен влюбилась в маленького страшненького кинопродюсера. Они были счастливы многие годы, такое не сыграешь! Женщина должна излучать любовь к мужчине – и это самое важное».

Однажды Евгений Герчаков выступал в зале «Амфитеатр» Московского еврейского общинного центра (МЕОЦ). Каждая песня или музыкальный отрывок из спектакля сопровождались дружными аплодисментами. Но то, как актёр исполнил еврейскую молитву (без музыкального сопровождения, а капелла), а рядом с ним стоял малыш (его сын), не поддаётся никаким сравнениям – это было так эмоционально и национально точно. Когда молитва закончилась, зал на несколько секунд замер, стояла небывалая тишина, а потом – гром аплодисментов. Наверное, эти мгновения тишины для артиста дороже всего, и не многим удается их услышать. Всё это значит, что Евгений Герчаков – великолепный актёр и потрясающий певец.

RudGerchakvEgor-S2

Евгений Герчаков с сыном Егором

И на сцене «Театра Луны» царствовал Его Величество Талант.

«Любой человек, который избрал для себя сцену, как образ жизни, должен быть талантлив, – подчёркивает Евгений Герчаков. – Иначе чем он отличается от зрителей, сидящих по другую сторону рампы? Актёрство – это бацилла, болезнь, вылечить её невозможно! Она излечима только в одном случае, когда человек не  талантлив. Есть несколько разновидностей актёрских школ, например, школа-представление или школа-переживания. Я люблю попроще – игру ума. И я не знаю, к какой именно школе этот стиль должен принадлежать. Однажды я услышал такое интересное суждение: «Я не буду замирать от восторга при виде умело починенного крана в ванной. Да, слесарь замечательная профессия, крайне необходимая, но в его профессиональные обязанности не входит пункт «вызывание восторга». А артист без такого пункта, увы, ремесленник». И я с этим полностью согласен.

RudGerchakv-S9

С «Театром Луны» – у меня особые отношения. Я обычно работал в одном театре максимум 10 лет, а потом уходил, так как считал, что столько лет на одной сцене играть невозможно. А вот в «Театре Луны» я работаю с 1997 года, меня здесь очень любят, и для меня это важно. Я считаю, что настоящий артист должен праздновать свой день рождения на сцене. Что я и делаю».

RudGerchakv-S3a

RudGerchProxanv-S

А главный режиссёр театра Сергей Проханов (на фото: справа) отмечает: «Женя Герчаков у нас первая линия обороны. Он играет в четырёх спектаклях главные роли и делает это очень достойно. Кроме того, он замечательно поёт. У Жени отличное чувство юмора. Его можно назвать душой Москвы, потому что все его знают и любят. Да, кстати, был случай, когда Герчаков вывел на сцену и представил зрительному залу одну даму, которая смотрела спектакль «Лиромания» по «Королю Лиру» Вильяма Шекспира 28 (!) раз. Вот это – поклонница!».

Стоит ещё раз подчеркнуть, что талант Герчакова ярок, объёмен, выразителен. Я готов ещё и ещё раз повторить, что сравнить его ни с кем и ни с чем нельзя.

К юбилейной дате актёра выпущен альбом «Последним натуралам посвящается». В него вошли популярные песни, новые композиции, а также номера из рок-оперы «Лиромания» и мюзикла «Губы» Александра Журбина. Юбилей получился замечательным – тёплым, искренним и творческим. Ну, и что такое шестьдесят пять?! Это – цветущий творческий возраст! Поэтому новых вам, уважаемый Евгений Аркадьевич, ролей, которые, мы все в этом уверены, доставят нам, зрителям, незабываемое наслаждение вашим искусством – искусством великого мастера сцены!

Лев Рудский (WRN)

Метки: , , , , , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы