ПИРЫ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА РОМАНОВА

29 апреля 2014

RudTsarAlexeiMihaylovich-S1Сегодня в Московском государственном объединённом художественном историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике «Коломенское» открывается новый выставочный проект «Царский пир в Столовой палате Дворца царя Алексея Михайловича». Выставка посвящена царскому пиру – одному из важнейших придворных церемониалов. Этот уникальный музейный проект представляет первую художественную реконструкцию царских застолий в период наивысшего расцвета российского двора во второй половине XVII века с детализацией каждого предмета Столовой палаты. Для достижения максимальной точности были использованы поварские и кормовые книги, документация дворцовых и монастырских архивов, иллюстративные материалы и описания пиров, подлинные предметы XVII века из различных музейных собраний.

В качестве аналогий использовались данные о пирах королевских дворов Центральной и Восточной Европы XVII века. Выставка служит логическим продолжением историко-художественной интерьерной реконструкции Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском.

Царь Алексей Михайлович Романов (Тишайший)(годы жизни: 19 (29) марта 1629 – 29 января (8 февраля) 1676 гг.) – второй русский царь из династии Романовых – (годы правления: 14 июля 1645 – 29 января 1676 гг.), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии. Алексей Михайлович Романов вступил на престол в возрасте 16 лет, после смерти отца. Он был сторонником идей благочестия и морального совершенствования, ревностно соблюдал посты Следует отметить, что фактическое управление страной в начале его правления осуществлял воспитатель и опекун, боярин Морозов. Кстати, в окружении царя, прозванного Тишайшим, были люди не только знатные. Отдавалось должное и тем, кто был наделен способностями (Морозов, Ордин-Нащокин).

Составленное в начале правления царя Алексея Романова Соборное уложение (1649 г.) позволило заложить законодательную базу российского общества. Продолжилась практика привлечения военных специалистов из других государств в российскую армию. Значение Боярской думы и Земских соборов постепенно свелось к нулю. Но набрала силу Ближняя дума, в которую входили только приближённые государя. Одним из наиболее заметных событий правления царя Алексея Романова стал раскол церкви. В противостоянии с патриархом Никоном окончательно был закреплен приоритет царской власти над церковной.

Внешняя политика Алексея Михайловича ознаменовалась практически непрерывными войнами. Границы государства расширились за счет земель Дальнего Востока и Восточной Сибири. Внутри страны проходили такие массовые социальные выступления, как восстание под управлением Степана Разина, бунты Медный и Соляной.

Царь Алексей Михайлович Романов был женат дважды и имел 16 детей: 13 – от первой жены Марии Милославской и 3 – от Натальи Нарышкиной. Впоследствии трое его сыновей занимали престол России.

Умер Алексей Михайлович Романов 29 января (8 февраля) 1676 года, в возрасте 47 лет. Как полагают, одной из причин ранней смерти была излишняя полнота. Даже по мнению бояр, царь считался весьма тучным человеком.

RudKolmPir-S10Итак, царь Алексей Михайлович давал пиры в среднем двадцать-тридцать раз в год: по церковным и семейным праздникам, для встречи высокопоставленных гостей и отдельно по случаю соколиной охоты, страстной любовью к которой он славился. Пир был важной частью монаршего церемониала и длился до восьми часов. Готовиться к этому событию начинали загодя, ведь приготовить надо было до двухсот блюд, не считая хлебов и десертов. Для этого в царский дворец в Коломенском завозили большое количество еды, поскольку своих запасов для организации пира не всегда хватало. Работать на кухне выписывали тяглецов из московских слобод и привлекали им в помощь ещё и местных крестьян, всего до полутора сотен человек.

RudKolmPir-2aНа самом пиру, который проходил в специально созданной для этого Столовой палате, могло присутствовать от двух-трех до двадцати-тридцати человек, в зависимости от повода и решения царя. Гостей рассаживали согласно их положению. По правую руку от царского места находился «кривой стол» г-образной формы, где отводили места для самых высокопоставленных и дорогих самодержцу людей. По левую руку за «прямой стол» сажали людей попроще.RudKolmPir-S4

К началу пира столы покрывались многослойными скатертями, на которые выставлялись тарели, уксусницы, солонки, перечницы и калачи. Когда царь и его гости рассаживались по местам, царские стольники выносили в Столовую палату яства и начинался пир.

Вместо простого хлеба на царском пиру в обязательном порядке подавали «изращатые» калачи – по одному на четверых гостей.

Пироги, начинённые мелкорубленой птицей, украшались фигурами соответствующих пернатых и подавались с капустными листами, зеленью, брусникой и сливами. Это мог быть фазан, гусь и в обязательном порядке лебедь, фигурку которого делали из сахарной массы. Также подавался яичный пирог с творогом, сыром и зеленью, украшенный марципановой крошкой и винными ягодами – так в XVII веке на Руси назывался виноград.

RudKolmPir-S5Солёная белуга выставлялась на стол с капустным листом, брусникой, яйцами и лимоном. Рядом в больших чашах помещалась лососевая и белужья икра. Напитки на столах появлялись вслед за первым блюдом. В чести были не только меды, квасы и пиво, но и вина, в том числе рейнские. Водку ставили крайне редко и в небольших количествах, по всей видимости, для определённых гостей.

Супы на пирах подавали редко, в основном гостей угощали всевозможными кашами, жареными рублеными овощами и мясом, которые подавались в самых разных вариантах. Жареного поросенка украшали капустным листом, зеленью, брусникой и гирляндой полевых цветов. Также к столу подавались фазаны и тетерева. На десерт подавался сахарный кремль с лошадьми, каретами, стрельцами и пушками из сахарной массы.RudKolmPir-S7

Конфетным деревом называли настольное украшение со свечами. На нижнем его подносе выкладывались груши в медовом сиропе, и ставилась ваза с полевыми цветами; на верхнем – сливы и вишни, также украшенные цветами. Большой популярностью также пользовались пирамиды из ягод и фруктов винных ягод, на изготовление которых шли яблоки, груши, лимоны, винные и лесные ягоды.

Царские фруктовые пряники, которые по своему виду больше напоминали большие современные кексы, весили порядка шести килограммов и больше. В их основе была марципановая масса, в которую добавляли фрукты и в течение пяти дней настаивали на вине. Пряники из чернослива настаивались на крепких напитках.

Каждый гость за весь пир пробовал от двух до четырёх блюд, естественно, не считая хлебов, пирогов, лёгких закусок и десертов. Ели все руками – вилка с ножом полагались только царю и иногда высокопоставленным гостям. Поэтому стольники сначала демонстрировали блюда гостям, а потом разделывали их за специальным столом – поставцем – и раскладывали по тарелям. С каждой из них ели по четыре человека. Большинство же из двухсот блюд, по решению самого монарха, передавали царским приближённым в качестве пожалования – по окончании пира слуги отвозили их к указанному дому.

Всё это как раз и можно посмотреть на выставке «Царский пир в Столовой палате Дворца царя Алексея Михайловича» в музее-заповеднике «Коломенское». Его специалисты изучили огромное количество российских и зарубежных источников, чтобы точно воссоздать все блюда в их оригинальном виде.RudKolmPir-S3

Да, Коломенское, пожалуй, одно из тех немногих мест в столице России, которое позволяет любому посетителю почувствовать себя членом царской семьи. Когда поднимаешься по длинной деревянной лестнице, убранной красным ковром, то попадаешь в одно из самых красивых парадных помещений дворца царя Алексея Михайловича, который ещё его современники назвали восьмым чудом света. Внутри, если повернуть RudKolmPir-S11налево – думная и престольная палаты, а если направо – столовая. В центре сеней – экран, на котором без перерыва демонстрируется фильм о царском пире. По углам – две витрины с непростыми экспонатами. За стеклом – посольские дары царскому двору, которые музей приобрел совсем недавно. Ещё один элемент экспозиции – несколько пластиковых муляжей – поросёнок, фрукты, дичь, хлеба. Все это можно трогать руками. И до чего же всё это так натурально!

«Мы сделали такие экспонаты для любопытных малышей и слабовидящих посетителей. Рядом с каждым муляжом – сопроводительный текст по Брайлю, – рассказывает директор музея-заповедника Сергей Худяков. – Столовая палата не предназначалась для каждодневных застолий. В ней происходили парадные мероприятия – встреча высоких гостей, главные церковные праздники, а также царские пиры – важнейший элемент дворцового церемониала. Они продолжались шесть-восемь часов. А всё, что происходило во время них, было призвано подчеркнуть величие самодержца».

Директор музея-заповедника открывает расписные двери и проводит к щедро накрытымRudKolmPir-S8 столам. Тут тебе и икра красная, и икра черная, и лебедь, и осетры, и караваи до потолка. При виде такого необычайного великолепия и изобилия аж слюнки текут. А как представишь, что всю эту красоту разрушают, разделывая на части, так и слёзы на глаза наворачиваются. Потому что внешний вид этих блюд – не что иное, как произведение искусства, созданное руками рижского мастера-кондитера Алдиса Бричевса. По специальным технологиям, используя пищевые красители, отдушки, марципан, муку и секретные ингредиенты он в точности воссоздал блюда царского стола того далёкого исторического времени. Больше всего художник-кондитер гордится белоснежным многослойным тортом в форме башни Московского Кремля 1662 года.

«Каждый фрагмент этой композиции мы переносили на сахар, а потом склеивали мёдом по специальной технологии, чтобы он подействовал как клей, – приоткрывает свои секреты Алдис. – А вот самое трудное и кропотливое блюдо – эта полутораметровая белуга, для которой даже приготовили отдельный стол. Мы долго искали в монастырских прудах такую рыбину».

RudKolmPir-S6Удивительно, но лимон, цветы и зелень – это не просто украшения на царском столе. Их укладывали на приборы, чтобы защищаться от насекомых.

«Перед особенно важными приемами царь Алексей Михайлович требовал, чтобы все палаты помыли анисовой водкой, которая также отпугивала блох и насекомых», – уточняет кондитер, поправляя изысканного белоснежного лебедя на позолоченном блюде.

Как известно, на больших пирах подавалось до 200 блюд, не считая царских пирогов и десертов. Автор концепции, научный сотрудник Андрей Топучканов решил воссоздать в этой экспозиции лишь некоторые: «Мы руководствовались строго научными материалами, документами и архивными рецептами. И теперь стать участником царского пира, взглянув на в точности воссозданные кушанья, может каждый посетитель. А для тех, у кого «разыгрался» аппетит при виде такого изобилия, на первом этаже царского дворца есть современное кафе. Лебедей, фазанов и жареных поросят там, конечно, не предложат, но «червячка заморить» и голод утолить может каждый».

RudKolmPir-S9Заместитель директора музея-заповедника, куратор выставки Татьяна Енина подчеркивает: «Для достижения максимальной точности застолий были использованы многочисленные исторические материалы, документация монастырских архивов, подлинные предметы XVII века из различных музейных собраний. В качестве аналогий использовались данные о пирах королевских дворов Центральной и Восточной Европы XVII века. Выставка служит логическим продолжением историко-художественной интерьерной реконструкции Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском. Оформление Столовой палаты, украшение блюд, их масштабность и количество, – всё должно было подчеркнуть величие царя, его двора. Именно поэтому при создании выставки значительное внимание было уделено реконструкции блюд, характерных для царских пиров второй половины XVII века».

WRN

Фото российских журналистов, интернета

Метки: , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы